Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В МЕСТАХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
К.А. КРАСНОВА, А.Л. ШИЛОВСКАЯ
Общая тенденция гуманизации российской уголовной политики выразилась не только в смягчении санкций за ряд преступных деяний, декриминализации преступлений в сфере экономики, но и в повышенном внимании к обеспечению прав человека в местах исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе путем общественного контроля. Отметим, что задача обеспечения подконтрольности уголовно-исполнительной системы институтам гражданского общества была заявлена в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. <1>.
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. N 43. Ст. 5544.
Одним из наиболее ярких решений последних лет в этой области стало принятие Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимися в местах принудительного содержания" <2>. Впервые было урегулировано участие общественных объединений в контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, в том числе осужденных к лишению свободы, путем создания общественных наблюдательных комиссий.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" // Собрание законодательства РФ. 16.06.2008. N 24. Ст. 2789.
В соответствии с Законом общественный контроль осуществляется общественными наблюдательными комиссиями, образуемыми в субъектах Российской Федерации, и их членами (ст. 5) <3>. Срок полномочий комиссий составляет три года.
--------------------------------
<3> На сегодняшний день комиссии сформированы в 76 субъектах РФ и включают 522 члена, хотя работать в них могут порядка 1600 человек.
Основными задачами комиссий обозначены следующие: осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта РФ, в котором образована комиссия; подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля <4>; содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных органов.
--------------------------------
<4> За прошедшее с момента формирования время общественные наблюдательные комиссии произвели более 5000 посещений в места принудительного содержания, получили и рассмотрели более 7000 писем, жалоб и заявлений, подготовили и направили более 900 заключений по результатам инспектирования в различные органы власти.
Согласно Закону, правом на выдвижение кандидатур в состав комиссии обладает общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Общественное объединение может назначить наблюдателем любого человека, не обязательно члена данной организации. Возраст наблюдателя должен быть не менее 25 лет. Членами общественных наблюдательных комиссий не могут быть адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, государственные и муниципальные служащие, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления. Состав комиссии не может быть менее 7 и более 20 членов. Бремя расходов по обеспечению деятельности члена комиссии лежит на направившем его общественном объединении.
Принятие указанного Закона повлекло внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ <5>, а также ряд приказов ФСИН РФ.
--------------------------------
<5> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. N 2. Ст. 198.
Так, установленный в УИК РФ перечень лиц, имеющих право посещать учреждения УИС без специального на то разрешения, был дополнен общественными наблюдательными комиссиями и их членами. Было расширено содержание ст. 23 УИК РФ "Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания". Действующая редакция статьи указывает, что общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях осуществляется именно общественными наблюдательными комиссиями, образованными в субъектах РФ и их членами.
УИК РФ установил возможность представителям администраций исправительных учреждений наблюдать за ходом беседы членов комиссий с осужденными. В то же время представители администрации не могут слышать данную беседу.
В развитие норм закона был принят Приказ ФСИН РФ "Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий" <6>. Положением регулируется порядок уведомления органов УИС о посещениях комиссии. Так, начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы предоставляет председателю соответствующей комиссии почтовый адрес, контактные номера телефонной и факсимильной связи, по которым осуществляется уведомление. Председатель комиссии предоставляет начальнику территориального органа УИС список членов комиссии с указанием контактных номеров телефонов и сведения о местонахождении комиссии. О планируемых посещениях учреждений УИС комиссия уведомляет территориальный орган УИС, указывая намеченные к посещению учреждения УИС, даты и время посещения. Эти сведения сообщаются начальнику территориального органа или его заместителям. В случае отсутствия руководителей территориального органа информацию принимает оперативный дежурный. По получении уведомления указанные должностные лица информируют о предстоящем посещении членами комиссии начальников соответствующих учреждений УИС.
--------------------------------
<6> Приказ ФСИН РФ от 28 ноября 2008 г. N 652 "Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 26.01.2009. N 4.
По прибытии в учреждение членов комиссии встречает начальник учреждения УИС или иное лицо, которому поручено их сопровождать. Члены комиссии пропускаются на территорию учреждения по предъявлении мандата установленного образца и документа, удостоверяющего личность члена комиссии, в сопровождении должностного лица учреждения или органа, исполняющего наказания. Для осуществления деятельности комиссий администрация учреждений: проводит разъяснительную работу с осужденными к лишению свободы о целях, задачах и формах деятельности комиссий, назначает лиц, обеспечивающих сопровождение и безопасность членов комиссии во время посещения учреждения, создает возможность для бесед членов комиссии с осужденными, в том числе предоставляет помещения для индивидуальных бесед и принятия жалоб, оснащенные необходимой мебелью, канцелярскими принадлежностями, а также оборудованные кнопкой тревожной сигнализации, обеспечивает возможность участия членов комиссии в коллективных мероприятиях (вечерах вопросов и ответов, культурно-массовых и спортивных мероприятиях).
В рамках рассматриваемой проблемы научный и практический интерес представляет опыт зарубежных стран в данной сфере. Так, система контроля за местами лишения свободы, действующая в Англии, состоит из трех частей: главного тюремного инспектора, советов визитеров и уполномоченного по правам заключенных. Главный тюремный инспектор планово посещает каждую тюрьму раз в пять лет. Однако, если в учреждении были ранее отмечены серьезные нарушения, инспектор может посетить тюрьму и внезапно - для проверки того, как исполняются данные им ранее рекомендации. Однако наибольший интерес в целях адаптации позитивного опыта представляет институт визитеров, действующий в английской системе контроля. Визитеры фактически независимы от тюремной системы и МВД. В то же время они должны расследовать любой вопрос, по которому глава МВД требует расследования, а также сообщать Министру о любом ставшем известным притеснении.
Одна из ключевых задач работы визитеров в Англии - убедиться, что осужденный не наказывается больше, чем это было предусмотрено приговором суда. Визитеры имеют возможность посещать тюрьмы ежедневно. Предметом проверки визитеров является соблюдение требований, установленных к питанию, работе, образованию, медицинскому обеспечению заключенных, материально-бытовым условиям заключения.
Количество членов советов визитеров в Англии более полутора тысяч человек. Визитеры - это местные жители, выполняющие свои функции на общественных началах. Визитерами могут быть и бывшие сотрудники тюрем, но только не в том учреждении, где они работали. Лица, отбывавшие наказание в местах лишения свободы, также могут стать визитерами, но должно пройти не менее пяти лет после их освобождения.
Визитер должен присутствовать в тюрьме не менее 8 часов в месяц. Визитеры как контролируют содержание помещений, так и обязаны выслушивать любую жалобу любого заключенного. В большинстве это жалобы на качество пищи, по поводу пропажи личных вещей, издевательства со стороны других осужденных, непредоставление свиданий либо дня выхода из тюрьмы. Все заявления осужденных, а также принятые по ним решения записываются. Но если визитер сталкивается с несправедливым осуждением человека, то он вправе лишь посоветовать ему обратиться к адвокату. Рассматривать жалобы, не относящиеся к условиям содержания, визитеры не вправе.
Осужденные вправе как заранее написать заявку о том, что они хотят встретиться с визитером, так и непосредственно обратиться к визитеру, когда тот посещает тюрьму. Также в каждом жилом помещении каждой тюрьмы есть ящик для обращения в совет визитеров. Около ящика имеются кармашки со стандартными бланками обращений.
Визитеры вправе в любое время проникнуть в любое помещение в тюрьме со своим комплектом ключей от помещения, кроме ключей от выхода из тюрьмы. Начальник тюрьмы вправе не разрешить конкретному визитеру доступ в тюрьму, не объясняя мотивов, на основании своих подозрений <7>. Визитеры изучают все телесные повреждения, полученные заключенными, контролируют перевод осужденных из камеры в камеру, их помещение в штрафной изолятор, перевод в безопасное место. Когда осужденного принудительно изолируют, то также приглашают члена совета визитеров.
--------------------------------
<7> Но он должен будет предоставить объяснения секретариату совета визитеров, тюремной службе и Министру МВД.
Собранная визитерами информация анализируется на встрече членов совета визитеров, которая проводится ежемесячно с участием начальника тюрьмы. На встрече визитеры говорят начальнику тюрьмы о выявленных недостатках и вносят свои предложения по исправлению ситуации. Если мнения сторон расходятся, то организуется совместная проверка.
Ежегодные отчеты совета визитеров направляются начальнику тюремной службы, Министру МВД, публикуются в средствах массовой информации.
С визитерами проводятся различные занятия и тренинги <8>. Применяется также и дистанционное обучение. Ежегодно подготовку проходят около 600 визитеров. Визитеры должны быть коммуникативными и наблюдательными, знать обязанности сотрудников тюрьмы. Также визитерам выдается специальное пособие визитера <9>.
--------------------------------
<8> Например, о том, как строить отношения с заключенными, включать сигнализацию, обращаться с ключами, пользоваться рацией.
<9> См.: Бабушкин А.В. Тюрьмы Великобритании // Российский тюремный журнал. 2009. N 2.
В целом законодательное регулирование общественного контроля в России (при учете того, что данный опыт в той форме, в которой это установлено Законом, для нашей страны нов) можно оценить позитивно. В то же время деятельность общественных наблюдательных комиссий нуждается в совершенствовании, в том числе путем развития полномочий наблюдателей на основе положительного опыта зарубежных стран. Можно предложить некоторые рекомендации по совершенствованию деятельности комиссий.
Очевидно, что в результате регулярного посещения исправительных учреждений между наблюдателями и осужденными устанавливаются относительно доверительные взаимоотношения, что это может стать эффективным инструментом ресоциализации осужденных. Представляется, что срок в три года (в предыдущей редакции Закона - два года) для деятельности комиссии краток. Целесообразно увеличение срока деятельности комиссий до 5 лет. К тому же за краткий срок члены комиссии не успевают в достаточной мере понять специфику деятельности исправительных учреждений (за исключением, разумеется, тех правозащитников, которые работают с колониями многие годы).
Существует также потребность в материально-техническом обеспечении деятельности комиссий; данную помощь более активно могли бы оказывать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, потому что в конечном итоге деятельность комиссий способствует созданию более благоприятной обстановки в регионе, снижению криминогенности.
Однако основную критику исследователей вызывают положения Закона, согласно которым комиссии обязаны предварительно согласовывать посещение с УИС. Как отмечает П.В. Арефьева, "основная задача наблюдательных общественных комиссий, прежде всего, противодействовать пыткам, массовым нарушениям прав задержанных, арестованных, осужденных на всех стадиях административного и уголовного лишения свободы и во всех учреждениях... Общественный контроль в этой сфере должен отвечать одному основному условию: контроль без предупреждения, без согласования с подконтрольными организациями" <10>. Полагаем, что существующий порядок можно было бы дополнить правом внезапных внеплановых посещений учреждений, в которых до того были выявлены серьезные систематические нарушения прав и свобод человека. Такую проверку комиссии могли бы проводить, к примеру, с уведомлением не УИС, а, к примеру, органов прокуратуры.
--------------------------------
<10> Арефьева Л.В. Проблемы становления общественных наблюдательных комиссий // Российский следователь. 2009. N 23.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.