Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КУДА ПОДУЕТ ВЕТЕР ПЕРЕМЕН?
В. КОТИН
В системе уголовной юстиции большие перемены. Создание независимого следственного комитета, появление судебной апелляционной инстанции, расширение полномочий спецслужб, наконец, реформа милиции. Помогут ли они решить те проблемы, которые существуют в системе?
Застывшая глыба
Сегодняшняя уголовная юстиция, ее принципы, методы работы, менталитет формировались десятилетиями. Перед уголовной юстицией ставились разные задачи, часто от нее требовали невозможного. В разное время она была палачом и жертвой одновременно. Когда-то она была сильной и мощной. Сегодня она слабая и неэффективная.
Как и ранее, при скромной зарплате исполнителей на руководителей правоохранительных органов как из рога изобилия валятся чины, звания и прочие блага.
Да, начальники многочисленных пресс-служб еще не фельдмаршалы - они пока в скромном звании генерала! Но эти доблестные генералы влияют на нас и порождают иллюзию успешного решения проблем. Все новости, общественные или политические события, природные катаклизмы мы привыкаем воспринимать сквозь призму докладов этих телегенералов. Наводнение или засуха еще только начинаются, а уголовное дело уже возбуждено, и принимаются решительные меры по устранению причин и условий...
В общественном сознании уголовная юстиция все еще продолжает занимать то место, которое она не должна занимать в нормальном, здоровом обществе. Может быть, поэтому она до последнего времени оставалась в стороне от реформ.
Слабость уголовной юстиции, ее сегодняшняя ненормальность легко обнаруживаются в современной экономике, где правоохранительные органы и уголовные суды часто ведут себя, что называется, как слон в посудной лавке.
Невежество судьи - бедствие для невиновного
Некомпетентность и безалаберность российской уголовной юстиции, действующей в современной экономике, - вещь неоценимая в худшем смысле слова.
С чего начинается любое уголовное дело в экономике? Почти всегда с рапорта оперативного сотрудника, дающего правовую оценку сложным гражданско-правовым или налоговым правоотношениям. Далее снежный ком катится сам по себе, поскольку уголовная юстиция ничего слышать и тем более ни о чем думать не хочет. Доводы о каком-нибудь незаконном предпринимательстве или преднамеренном банкротстве практически дословно перемещаются в обвинительное заключение, а оттуда в обвинительный приговор. Для пущей важности в деле имеется некая экспертиза, проведенная другим сотрудником.
Уголовное дело легко превращается в многотомный калейдоскоп, где даже самая невинная финансовая бумага вдруг становится фактором обвинения. Не работают принципы состязательности и объективности, не принимаются никакие доводы, и не имеют веса никакие очевидные доказательства.
Человек задыхается от безысходности и отчаяния, когда при рассмотрении дела о налоговом преступлении судья вдруг ошарашит: почему Вы не платили Не Де Се? (НДС).
Правосудие невозможно без критической оценки, без некого "сопротивления материала". Но для анализа события преступления у судьи нет соответствующих экономических знаний, а иногда просто желания и времени. Максимум, чем он может "осчастливить" подсудимого по экономическим делам, это констатировать нарушение его прав на защиту или истечение срока давности...
Дело Ходорковского. Это эталон. Это тот профессиональный уровень, на который будет ориентироваться вся уголовная юстиция. Теперь все следователи и полиция будут знать, что, если гражданин зарегистрировался предпринимателем, сделал это как положено и при этом не нарушил никаких законов, он все равно совершил преступление. Как минимум его действия потянут на ст. 327 УК РФ - подделка документов. Главное, чтобы эта смелая идея пришла в голову заинтересованному полицейскому, а доказательством будет факт регистрации. Вы скажете, что это просто бред. Но Вы найдете подтверждение тому в обвинительном заключении по первому делу Ходорковского.
Кстати, о доказательствах. Разве какой-либо документ (например, удостоверение того же прокурора) сам по себе может быть единственным и бесспорным доказательством преступления? Согласен, не может. Ну а если, как в старые добрые времена, - "надо!". Могут ли вполне законные и экономически обоснованные решения совета директоров, учредителей, уставы, платежные и прочие документы сами по себе быть единственными и неопровержимыми доказательствами мошенничества, отмывания и прочих экономических галлюцинаций рыцарей плаща и кинжала? Может! Вы скажете, что этого не может быть. Тогда посмотрите обвинительное заключение по второму делу Ходорковского.
Было бы крайне невежественно обвинять в некомпетентности отдельных судей, следователей, прокуроров или адвокатов. Слабость и низкий уровень уголовного правосудия обусловлены в значительной степени отсутствием качественного юридического образования, но не только этим.
Дурная наследственность
Так сложилось с советских времен, что любой оправдательный приговор уголовной юстицией воспринимается как покушение на ее честь. Отсутствие состязательности в подлинном смысле этого слова является родимым пятном советской, а теперь уже российской судебной системы.
Пресловутый обвинительный уклон, когда следователи стараются квалифицировать деяние по более жесткой статье или искусственно "вешают" дополнительные составы, не могут поколебать ни заклинания руководителей правоохранительных органов, ни официальная позиция Конституционного Суда (Определение от 16.02.2006 N 19-О).
Даже принципиальные новеллы законодателя мало что меняют. С недавних пор в силу ст. 90 УПК РФ решения судов по гражданскому или арбитражному делу являются преюдицией. Но, если, например, адвокат в уголовном деле предъявит решение суда, что все налоги уплачены правильно или предпринимательская деятельность является законной, результат будет какой угодно, только не оправдание невиновного. Вернут на доследование, переквалифицируют, прекратят по сроку давности, придумают еще что-нибудь. В любом случае статистика и честь мундира будут спасены, остальное - не принципиально.
Беспринципность как принцип
То, что наша экономика гнется под тяжестью коррупции и мошенничества, известно - к бабке не ходи. Мрак приватизации, фирмы-однодневки, откаты, рейдеры... Меньше знаешь, крепче спишь. Уголовная юстиция, судя по всему, бессонницей не страдает. В сейфах спецслужб всегда найдется "добрая" бумажка на хорошего человека.
Но что касается ее желания и способности бодро заняться реальной преступностью в экономике - тут бабушка надвое сказала.
Неумение и нежелание расследовать реальные налоговые и финансовые махинации не мешают уголовной юстиции быть значимой и нужной. При всей некомпетентности уголовной юстиции заказные дела без труда доведут до того результата, который необходим заказчику. Или, наоборот, "замажут" любое дело.
В городе Н. построен фешенебельный торговый центр. Земля в центре крупного города дорого стоит. Как водится, сумма откатов составила не один десяток миллионов рублей.
Не подумайте, пожалуйста, что уголовная юстиция сработала профессионально и выявила финансовые махинации. Просто были очередные выборы. А это значит, был интерес, были деньги и были заказы.
В отношении крупного чиновника возбудили уголовное дело. Однако уже через день Интернет был заполнен сообщениями о том, что произошла ошибочка, дело закрыто. Через короткое время уголовное дело возродилось. Постановление следователя снова отменили... немедленно. Еще неделя, еще допросы и выемки. Уголовная юстиция напрягается и в который раз возбуждает дело. Да здравствует амплитуда! Через пару дней пьем шампанское: уголовное дело прикрыли навсегда.
Более двух месяцев провинциальная публика веселилась над энтузиазмом грозной ФСБ с ее многократными попытками возбудить уголовное дело.
Что же это за такая фантастическая сила, которая так цинично и успешно "сливала" уголовное дело на виду изумленной публики? Нет, это не мафия...
Механизмы влияния и рычаги управления
Влияние политиков на уголовную юстицию всегда осуществлялось главным образом через прокуратуру. То обстоятельство, что следственный комитет выводится из состава прокуратуры, ничего в этом плане не меняет. Прокуратура остается (и должна быть) органом, надзирающим за следователями. Но ей этого мало! И видимо, не только ей.
Когда политики не способны решать сложные экономические и социальные проблемы (иногда ими же созданные), им ничего не остается, кроме как все эти проблемы сваливать в одну корзину, имя которой прокуратура. И у этой конституционной аномалии нет ни границ, ни содержания. Она занимается всем и сразу. Она все знает, во всем разбирается. Будь то налоги или ценные бумаги, нелетная погода или звездопад, высокие технологии или постный суп, будь то бабушка или дедушка - всем достанется: тому - представление, тому - протест.
В этом уродливом симбиозе полномочий часто от некомпетентного, а иногда абсурдного всеобщего надзора до конкретных угроз уголовного преследования кроется большая опасность. Под лозунгом "законность должна быть восстановлена" прокуратура в ее нынешнем статусе превратилась в тормоз общественного и экономического развития.
Что удивительно, представление прокурора, каким бы необоснованным или даже абсурдным оно ни было, невозможно обжаловать (Постановление ВАС РФ от 29.05.2007 N 1865/07). Хотя представления и протесты прокурора обязательны для исполнения, они, оказывается, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан (Определение КС РФ от 24.02.2005 N 84-О).
Как вещь сама в себе и сама для себя, прокуратура находится вне какого-либо контроля и ответственности. Она сама гнется под тяжестью безграничных полномочий. Рядовые сотрудники работают с огромной перегрузкой, и часть из них увольняется, не выдержав не столько большого объема работы, сколько той тяжелой атмосферы, которая складывается внутри коллектива.
С Законом о прокуратуре произошла своеобразная метаморфоза. Когда он принимался, полномочия прокурора были определены с учетом того, что предварительное расследование тяжких преступлений входило в полномочия органов прокуратуры. Именно поэтому законом прокурор был наделен соответствующими полномочиями и обладал соответствующим статусом.
В результате реформы следственный аппарат выведен из состава прокуратуры. Закон о прокуратуре "почистили" технически, но не по существу. Особый статус и все полномочия прокурора остались неизменными. В результате методы, необходимые для борьбы с преступностью, используются в сфере государственного контроля над экономикой и гражданским обществом. Это абсолютно недопустимо и неприемлемо, особенно учитывая то состояние, в котором пребывает сегодня российская прокуратура. Сколько бы власть ни заклинала об уменьшении административного давления на экономику, эти заклинания останутся пустым звуком, если не будут реально ограничены полномочия бюрократии.
Как представляется, есть два варианта решения проблем прокуратуры.
Провести реформу прокуратуры и определить ее полномочия и границы ответственности таким образом, как это подобает в цивилизованном современном государстве.
Если реформа невозможна, восстановить положения действовавшего в период приватизации закона, согласно которому прокуратура будет легально иметь 10% вознаграждения от всех выигранных судебных дел. В результате со злоупотреблениями и с заказными делами будет легче бороться: суды наконец-то будут воспринимать прокуроров не как явление государства правосудию, а как равноправную сторону, обязанную доказать то, на чем она настаивает.
Конечно, вряд ли власть откажется от такого простого и нужного ей механизма, как прокуратура. Но, если нет смысла надеться, осмелимся хотя бы пожелать.
Желаю, чтобы не все
Читателю покажутся вполне логичными и понятными положения закона, определяющие подследственность уголовных дел. По закону уголовные дела должны расследоваться компетентными сотрудниками и органами.
С экономической преступностью другая логика и другие понятия. Статья 151 УПК РФ определяет, что следствие по делам о преступлениях в сфере экономики независимо от специализации может производиться следователями любого органа, выявившего эти преступления.
Статистика борьбы с налоговыми и другими экономическими преступлениями у многочисленных правоохранительных органов чиста и невинна. И чем дальше от понимания современной экономики спецслужба, тем бесстрашнее ее борьба.
Пресловутая ст. 151 УПК РФ позволяет делать коммерческие или политические заказы "на посадку" любой спецслужбе. Если нет соответствующей статьи в УПК РФ, найдут подходящую норму в Законе о полиции. Не помогает этот закон, есть другой - "Об оперативно-розыскной деятельности". Но нагрянут, произведут "осмотр помещения", изымут на всякий случай все документы. А далее орган, выявивший "преступления", на свой вкус выбирает наряд из сундука, называемого Уголовный кодекс. Можно "мошенничество", есть "незаконное предпринимательство", "неуплата налогов". Очень модные в последнее время "халатность" или "злоупотребления" - любому подходят.
Уголовный кодекс взрослеет?
Современные экономические отношения сложны для анализа даже для опытного цивилиста. Понятно, какой непростой задачей было для ученых-криминалистов определить границы должного поведения в экономике. Некоторые статьи Уголовного кодекса оказались не только неудачными, но и изначально неприемлемыми.
Законодатель, когда в 1996 году формулировал в новом Уголовном кодексе составы преступлений в сфере экономической деятельности, видимо, забыл, что он мудр. Возможно, он понадеялся на мудрость судей, которые могли бы поразмышлять и на практике найти границу между преступным и непреступным в экономике.
Верховный Суд поразмыслил. Читаем: "В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство" (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23).
Ну а если приобрел не для личных нужд? И сдал в аренду не временно? Вы все поняли! Точно также с налоговыми преступлениями. Вы пытаетесь доказать, что уплатили налог в следующем периоде? Но для прокурора это не будет иметь никакого значения. Преступление считается оконченным с момента... В общем, читайте Постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления".
Споры с полицейским или прокурором на экономические темы бесполезны. Просто современные сложные экономические законы и правовые институты имеют другого адресата. Но, может быть, именно поэтому настало время позаботиться о перераспределении полномочий во всей системе уголовной юстиции и внятном описании составов экономических преступлений.
Правда, уже в 2010 году законодатель принял некоторые шаги по корректировке уголовного закона. В рамки разумного приведена диспозиция статьи, предусматривающей ответственность за незаконное предпринимательство, в клетку "отмывание" поставили нужную галочку. Да и с арестами законодатель повелевал быть аккуратнее.
Трудный выбор
Законы несовершенны, но мы видим: пусть медленно, но они меняются к лучшему. Судебная система должна и будет совершенствоваться. Специалисты знают, что в этом деле требуются время и терпение. Есть надежда, что с появлением независимого следственного комитета в уголовной юстиции будет наведен порядок. Следственный комитет в будущем может стать катализатором серьезных реформ всей уголовной политики.
Но тревог больше, чем надежды. Важно, чтобы следственный комитет не деградировал и не трансформировался в очередную коррумпированную бюрократическую структуру. Самое опасное, что может произойти, - очень скоро новый персонаж уголовной юстиции может превратиться в некого современного всесильного Дракулу.
Создав (по аналогии с прокуратурой), по существу, неприкасаемый и неконтролируемый орган (ст. 6 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ), законодатель никак не позаботился о гарантиях. Новый закон предоставляет мифическим "сотрудникам Следственного комитета" такие полномочия, которыми ранее карательные органы не обладали. Лица, имеющие военные или специальные звания ("сотрудники"), в любое время могут беспрепятственно входить туда, куда пожелают, требовать того, чего захотят (ст. 7).
Но этого мало. Они вправе (опять же по аналогии с прокуратурой) присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и т.д. (ст. 8). Чего бы им там делать? Неужели уже появились враги модернизации?
Примечательно, что параллельно с Законом о следственном комитете принят другой закон (Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ), которым значительно расширены полномочия спецслужб по ведению оперативно-разыскной деятельности (ст. 6). Теперь уже не уголовное дело, а пресловутое "сообщение о преступлении" является основанием для оперативных и процессуальных действий.
То, что новый Закон, принятый как бы невзначай в пакете с другими, расширяет полномочия спецслужб, не в этом суть. Спецслужбы (и не только российские) часто рискуют и действуют за пределами полномочий. Беда в другом. Подобные сомнительные законы снижают порог ответственности и в итоге развращают спецслужбы.
Если Вы неугодны, вас могут прослушивать, записывать, за вами установят слежку. То, что Вы никогда не совершали и не собирались совершать никакого преступления, не имеет значения. Криминальные по сути действия оперативников теперь будут в законе - поскольку у них всегда найдется некое сообщение о преступлении.
Мудрый и добросовестный законодатель, когда работает с законопроектами, например в сфере экономики, старательно просчитывает различные варианты поведения и последствия. Но почему здесь-то все так поспешно и легковесно?!!
Так что главное - соблюдать закон природы: хочешь быть здоровым - живи правильно. Требуешь правосудия - прежде всего будь добропорядочным в своих собственных делах. И тогда ветер перемен подует в нужную нам сторону.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.