Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
И.А. УВАРОВ
Профилактика преступности вышла из недр криминологии, поэтому многие проблемы, касающиеся исполнения наказаний, нашли отражение в зарубежных концепциях пенитенциарного предупреждения преступности. В развитии профилактик преступлений как самостоятельного раздела криминологии можно выделить два периода: первый (позитивистский) - с последней трети XIX в. по 20-е годы XX в.; второй (современный) - с 30-х годов XX в. по настоящее время.
В истории пенологии возникало много школ, создававшихся отдельными авторами, и вряд ли есть смысл перечислять их все. Целесообразно, видимо, упомянуть те из них, которые получили широкое признание, и более подробно остановиться на направлениях, поддержанных большинством специалистов в области криминологической профилактики. По мнению Э.Х. Сатерленда и Д.Р. Кресси, в организации профилактики преступлений можно выделить следующие направления: классическое, картографическое, экономическое, типологическое, социологическое, индивидуального поведения и множественности факторов .
--------------------------------
См.: Sutherland E.H., Cressey D.R. Principles of Criminology. 7-th ed., Philadelphia. New-York, 1966. P. 53 - 65.
Таким образом, как отмечает В. Фокс, в организации профилактики преступлений произошел сдвиг от первоначальной идеи защиты общества или благосостояния группы в сторону изучения правонарушения (классическая школа) и личности правонарушителя (позитивистская школа) .
--------------------------------
См.: Фокс В. Введение в криминологию; пер. с англ. М., 1985. С. 47.
Для классической школы весьма важными представлялись правовые вопросы, тогда как позитивисты не придавали им значения и основное внимание уделяли вопросам перевоспитания отдельного правонарушителя.
В числе других крупных школ, часто упоминаемых специалистами в области криминологической профилактики, можно назвать американскую социологическую школу и школу социальной защиты. Хотя многие специалисты считают их самостоятельными школами, другие склонны полагать, что они продолжают позитивистскую линию в криминологической профилактике .
--------------------------------
См.: Мелешко Н.П., Тарло Е.Г. Уголовно-правовые системы России и зарубежных стран (криминологические проблемы сравнительного правоведения, теории, законодательная и правоприменительная практика). М., 2003.
Однако в целом надо отметить следующее. Известно, что рецидивная преступность по своему происхождению преимущественно постпенитенциарная, т.е. места лишения свободы продуцируют рецидивную преступность . Тюрьма - "фабрика" преступности, считают западные криминологи , поэтому с полным основанием можно выделить пенитенциарную профилактику в качестве неотъемлемого элемента, препятствующего этому.
--------------------------------
Многие специалисты относят сюда и пенитенциарную преступность. Такая позиция, по нашему мнению, может быть спорной, прежде всего потому, что наказание в виде лишения свободы в таком случае теряет свой смысл.
Нужно отметить, что и отечественные специалисты дают такую же оценку деятельности уголовно-исполнительной системы нашей страны (см., например: Хохряков Г.Ф. Криминология / Отв. ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999. С. 80).
Концепция классической школы криминологической профилактики преступлений так называется потому, что в ее рамках впервые сложилась относительно полная система воззрений в области предупредительной направленности наказания в виде лишения свободы. Воззрения этой школы были направлены против несуразностей и непоследовательностей существовавшей тогда практики уголовного правосудия, в отправление которого судьи вносили свои собственные предубеждения. Результатом были жестокие наказания, свидетельствовавшие не о правом суде, а о мести, зачастую ничего не имея общего с правосудием.
Чезаре Беккариа был принципиальным противником жестокости наказания, считая ее далекой от "природы общественного договора", несправедливой. Он высказал сомнения в какой бы то ни было пользе жестоких наказаний. "В те времена и в тех странах, где были наиболее жестокие наказания, - замечает он, - совершались и наиболее кровавые и бесчеловечные действия, ибо тот же самый дух зверства, который водил рукой законодателя, управлял рукой и отцеубийцы, разбойника" . В условиях своего немилосердного времени Чезаре Беккариа выступил против смертной казни.
--------------------------------
Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 84 - 85.
Принципы, рекомендованные Чезаре Беккариа, сводились к следующему: 1) основой социальной деятельности должна быть утилитарная концепция наибольшего благополучия для наибольшего числа людей; 2) преступление должно рассматриваться как ущерб для общества; 3) предупреждение преступности значительно важнее наказания, а это означает, что закон должен доводиться до сведения каждого, чтобы каждый знал, что соблюдение закона вознаграждается, а нарушение влечет за собой ответственность; 4) тайные обвинения и пытки должны быть заменены гуманными и быстрыми судебными процедурами, и дача показаний против соучастников в расчете на снисхождение есть "публичное удостоверение предательства", а потому она должна быть упразднена; 5) цель наказания - удержание людей от совершения преступлений, а не социальная месть; 6) тюремное заключение следует применять значительно шире, но содержание в тюрьме нужно улучшить .
--------------------------------
См.: Там же. С. 284, 291.
Воплощение идей классической школы во Французском уголовном кодексе 1791 г. породило свои проблемы. Игнорирование индивидуальных различий и значения конкретных ситуаций требовали такой степени гибкости, которой трудно было достичь. В Кодексе не было, например, раздельной оценки преступлений, совершенных впервые и повторно. Нереалистичен был и принцип назначения наказания исключительно на основе характеристики деяния, без учета того, совершено ли оно несовершеннолетним, умственно неполноценным или иным недееспособным лицом. Такой подход создавал определенные трудности в реализации тех видов наказания, которые назначались преступникам.
В Англии наиболее значительной фигурой, оказавшей влияние на реформу пенитенциарного права в направлении восприятия концепций классической школы, был И. Бентам. Его идея о "felicific calculus", т.е. о том, что человек стремится получить максимальное удовольствие и испытать минимальные страдания, стала центральной для уголовного права того времени .
--------------------------------
См.: Кузнецова Н.Ф. Современная буржуазная криминология. М., 1974. С. 64.
Таким образом, классическая школа криминологической профилактики преступлений отказалась от господствовавших ранее представлений о сверхъестественных силах и "воле господней" как о началах, определяющих поведение человека, включая и преступное поведение, и заменила все это концепцией свободной воли человека и его умысла. Последующее развитие криминологической профилактики преступлений было основано на идее свободной воли; произошла замена принципов наказания, в основе которых лежали мотивы мести, закрепленные в праве принципами рационального наказания, соответствующего серьезности содеянного.
Концепции позитивистской школы в криминологической профилактике преступлений. Своим названием позитивистская школа указывает на стремление заменить отвлеченные рассуждения и философствование юридическими выводами и наблюдениями, основанными на серьезных доказательствах. От концепции свободной воли классического направления позитивистская школа переходит к "причинности" преступления. Позитивисты не разделяют идей об индивидуализации ответственности, умысле, свободной воле и развивают мысль о некарательной социальной реакции на преступление.
Родоначальник позитивистской школы - Чезаре Ломброзо. Проведенное им исследование физических характеристик заключенных в итальянских тюрьмах позволило разработать классификацию преступников, ставшую весьма популярной. Она включала следующие типы: 1) прирожденные преступники; 2) душевнобольные преступники; 3) преступники по страсти, к которым относятся также политические маньяки; 4) случайные преступники .
--------------------------------
См.: Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты / Сост. и предисл. В.С. Овчинский. М., 2004. С. 196.
По данным Чезаре Ломброзо, одна треть заключенных - это лица, обладающие атавистическими чертами, сближающими их с дикарями или даже с животными; другая треть - это пограничный биологический вид и, наконец, последняя треть - это случайные правонарушители, которые, видимо, никогда больше не совершат преступлений . Эти классификации и создавали необходимые условия для оказания пенитенциарного профилактического воздействия. Проблема состояла в том, что Чезаре Ломброзо не видел необходимости в осуществлении такого воздействия в отношении большинства преступников.
--------------------------------
См.: Там же. С. 198.
Возможно, это является ключевым моментом в том, что классификация Чезаре Ломброзо не выдержала проверки временем, его объективный подход и научные приемы положили начало применению более строгих методов в криминологической профилактике. Чезаре Ломброзо постоянно подчеркивал необходимость непосредственного изучения индивида и в качестве основного выдвигал предположение о биологической природе характера и поведения человека. В более поздний период он модифицировал свою теорию и развил свои методы исследования, включив в них изучение социальных, экономических факторов и данных об окружении индивида. Но его подход к этим факторам как детерминирующим или казуальным всегда был "объективным" и "позитивистским". Основная мысль Чезаре Ломброзо заключается в том, что причина - это "цепь взаимосвязанных причин" .
--------------------------------
Ломброзо Ч. Преступление. М., 1995. С. 103.
Энрико Ферри был одним из учеников Ч. Ломброзо и полагал, что государство должно стать тем основным инструментом, при помощи которого можно добиться улучшения условий жизни людей. Э. Ферри отвергал моральную ответственность индивида и отказывался от понятия наказания - воздаяния. Это полностью исключало воспитательно-профилактические функции наказания в виде лишения свободы. Преступник направлялся в места отбывания наказания только для того, чтобы "испытать страдания" за причиненное зло .
--------------------------------
См.: Ферри Э. Уголовная социология / Сост. и предисл. В.С. Овчинский. М., 2005. С. 336.
Профессор Ю.М. Антонян справедливо замечает: "Кто бы ни критиковал Ч. Ломброзо, он должен помнить, что именно Ч. Ломброзо практически первым поставил в центр исследований саму фигуру преступника... Вот почему этому итальянскому врачу, несколько наивному и увлекающемуся, криминология обязана многим" .
--------------------------------
Антонян Ю.М. Проблема причин преступного насилия в период восстановления криминологии // Криминологический журнал. 2001. N 1. С. 8.
Фрейдистские концепции получили распространение с начала XX в. под влиянием учения австрийского врача-психиатра З. Фрейда, основателя концепции психоанализа. Суть его теории состоит в том, что человек с рождения биологически обречен на постоянную жестокую борьбу антисоциальных глубинных инстинктов - агрессивных, половых, страха - с моральными установками личности. Эта борьба получила у Фрейда мифологическое наименование "комплекс Эдипа", "комплекс Герострата" и "комплекс Электры". Под влиянием этих комплексов современные психоаналитики называют их "комплексами неполноценности" (лица, не сумевшие удержать свои подсознательные антисоциальные влечения, совершают преступления) . Главной задачей тюремной администрации в этом случае становилась попытка изменить такого рода влечения с тем, чтобы они имели позитивную направленность.
--------------------------------
См.: Фрейд 3. О психоанализе: Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 176.
Определенный интерес представляет неофрейдистская теория Э. Фромма. В своей книге "Анатомия разрушительного в человеке" он утверждает, что человек не подвластен ни природе, ни обществу; человеком владеют страсти, укорененные в его характере. Одну группу страстей он называет "синдром поддержания жизни" - это любовь, солидарность, справедливость, разум. Другая группа именуется "синдром разрушения жизни" - это алчность, жестокость, садизм, эгоизм и т.д. Поведение каждого человека определяется, по мнению Э. Фромма, различным сочетанием в нем этих синдромов .
--------------------------------
См.: Фромм Э. Открытия опровергающие инстинктивность. М., 1994. С. 132.
Э. Фромм, автор концепции "гуманистического психоанализа", отмечает, что злокачественные страсти поощряются неустроенностью социокультурного пространства, которое окружает человека и входит в его внутренний мир. Но создание человеку сносных материальных и жилищных условий не спасает от возможных вспышек его же агрессивности. Выход Э. Фромм видит в самосовершенствовании человека, во внутреннем изменении человеческой личности, в насыщении человеческой души любовью к жизни .
--------------------------------
См.: Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с нем.; авт. вступ. ст. П.С. Гуревич. М., 1994. С. 188 - 193.
Э. Дюркгейм утверждал, что индивид испытывает влияние "социальных факторов", к которым относятся внешние по отношению к нему образы мыслей, действий и чувствований. При этом он исходил из того, что коллективные наклонности не сводятся к наклонностям индивидов, представляют собой нечто иное, чем сумма взглядов отдельных людей. Так, по его мнению, общественная мораль всегда строже и бескомпромисснее, чем индивидуальная. Мораль общества диктует конкретным людям правила поведения .
--------------------------------
См.: Дюркгейм Э. Избранные труды. М., 1994. С. 139.
Социальная дезорганизация выражается в явлении аномии. Этот термин, заимствованный из теологического лексикона, буквально переводится как "безнормативность". Аномия понимается Э. Дюрктеймом как социальный факт, как такое состояние общества, при котором существенно ослабевает сдерживающее действие морали, и общество в течение какого-то времени не способно оказывать ограничивающее воздействие на человека. Общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее. Таким образом, Дюркгейм обнаруживает нормативный по своему характеру феномен - "аномия", являющийся, по его мнению, основной причиной преступности .
--------------------------------
См.: Там же. С. 143.
В воздействии на преступность представители этого направления предлагают опираться не на машину подавления, а на системную перестройку основных начал общественной жизни: последовательное увеличение справедливости, честности, доброты, человеколюбия в обществе будет отрицать преступность. На начальном этапе значительную роль будет играть система пресечения преступлений (без карательных мер и связанной с ними стигматизацией). В последующем предполагается возможность эффективного воздействия на преступность без жестких мер.
Эту устремленность, по мнению профессора С.М. Иншакова, можно считать выражением идеала гуманизма в теории криминологической профилактики преступлений . К сожалению, в реальной практике полностью воплотить этот идеал пока не удалось никому. Однако многие рекомендации теоретиков профилактического интеракционизма реализованы на практике и дали положительные результаты: в большинстве стран отказались от краткосрочного тюремного заключения. Само тюремное заключение в ряде стран модифицировали таким образом, что полного отчуждения преступников от общества не наступает (их отпускают домой на выходные, а иногда и после рабочего дня, они участвуют в общественной жизни, встречаются с политическими деятелями, получают образование, развивают творческие способности, для широкой публики организуют выставки своих работ и т.п.). Во многих странах возникли общественные движения связи с заключенными и оказания им помощи в период после освобождения из тюрьмы. Процент судебных приговоров, связанных с лишением свободы, в большинстве стран неуклонно снижается, соответственно в обществе уменьшается доля лиц, пораженных стигмой тюрьмы. В ряде стран стало практиковаться неполное заключение, позволяющее заключенному продолжать заниматься своей обычной работой или учебой (в места заключения осужденный обязан являться вечером и в выходные дни).
--------------------------------
См.: Иншаков С.М. Криминология. М., 2000. С. 202.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.