Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И СИСТЕМНОЕ ЕДИНСТВО ИНСТИТУТОВ УГОЛОВНОГО ПРАВА
М.С. ЖУК
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ в УК внесены изменения, связанные с необходимостью приведения отечественного законодательства в соответствие с Конвенцией ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.
В ряду многочисленных поправок - новое примечание к ст. 285 УК, определяющее, что иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями гл. 30 УК, несут уголовную ответственность по этим статьям в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Значимость проблемы противодействия подкупу иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций, борьбы со злоупотреблениями и халатностью этих лиц сложно переоценить. Процессы интеграции государств, укрепление их взаимозависимости, активизация регулирования экономических отношений на межгосударственном уровне и ряд иных процессов, характеризующих современные глобализационные тенденции, с неизбежностью ставят вопрос об уголовном преследовании указанных лиц в случае противоправного, коррупционного поведения. В этом отношении появление в российском уголовном законодательстве исследуемого предписания вполне своевременно и оправданно.
Вместе с тем всесторонний анализ правил об ответственности иностранных должностных лиц в контексте существующей системы институтов уголовного права свидетельствует о некоторых, весьма существенных упущениях со стороны законодателя.
Правило, зафиксированное в примечании 5 к ст. 285 УК, определяет основания применения российского закона к иностранным должностным лицам и должностным лицам иностранных публичных организаций. В этом отношении его справедливо рассматривать не как часть нормативных предписаний, образующих институт ответственности должностных лиц (поскольку оно ничего не вносит ни в характеристику оснований их ответственности, ни в описание содержания этой ответственности), а как неотъемлемую часть института предписаний, определяющих пределы действия уголовного закона. Именно в гл. 2 УК устанавливаются общие правила, согласно которым представители иностранных государств могут нести ответственность по УК РФ за любое предусмотренное в нем преступление.
Означает ли это, что примечание 5 к ст. 285 содержит избыточное предписание? Полагаем, что нет. Потребность в специальном правиле в данном случае объясняется, как минимум, двумя обстоятельствами:
- во-первых, должностное лицо иностранного государства и должностное лицо международной публичной организации не обязательно является гражданином иностранного государства или лицом без гражданства; оно вполне может состоять в конституционно-правовой связи с российским государством и в этом случае совмещать в себе статус гражданина РФ и представителя иностранного государства или международной организации;
- во-вторых, поскольку должностное лицо иностранного государства представляет собой лицо, которое обладает статусом должностного по законодательству иностранного государства, сам перечень должностных лиц, характер выполняемых ими функций и место службы по зарубежному законодательству могут не совпадать с теми, которые установлены российским законом, в связи с чем привлечение иностранных должностных лиц к ответственности за должностные преступления по УК РФ выглядит достаточно проблематичным.
Указанные обстоятельства оправдывают необходимость формулирования специальных правил об ответственности иностранных должностных лиц и должностных лиц международной публичной организации. Вместе с тем закрепление соответствующего правила в действующем УК РФ должно быть подвергнуто критике.
Прежде всего обратим внимание, что принципиально важное положение об ответственности указанных лиц не может быть фиксировано на уровне примечания к статье уголовного закона. Вне всяких сомнений, что для этого требуется самостоятельная статья Кодекса (возможно, не одна).
Далее. Учитывая, что служебные нарушения иностранных должностных лиц и должностных лиц международной публичной организации не способны по определению причинить вред интересам государственной власти РФ, интересам государственной и муниципальной службы в РФ, помещение анализируемой нормы в гл. 30 УК и привлечение этих лиц к ответственности по нормам, предусматривающим ответственность для российских должностных лиц, не оправдывается соображениями, связанными с характеристикой объекта преступления. Должностные правонарушения иностранных должностных лиц и представителей международных организаций посягают на принципиально иной круг общественных отношений, а именно - связанных с международным сотрудничеством государств. И в этом отношении правила об ответственности этих лиц гораздо ближе по своей правовой природе к предписаниям, закрепленным в разд. XII УК РФ. Полагаем, что актуальной потребностью сегодня является разработка специальных правил об ответственности отдельных категорий представителей иностранных государств, об ответственности за некоторые виды транснациональных (международных) преступлений и конструирование на этой основе самостоятельной главы в УК РФ (например, гл. 35 с условным названием "Преступления против интересов международного сотрудничества государств").
Такой подход позволит при регламентации ответственности иностранных должностных лиц и должностных лиц международной публичной организации избежать существующей сегодня в примечании 5 к ст. 285 УК неоправданной ссылки на нормы международного права. Правило, согласно которому указанные лица несут ответственность по нормам УК РФ при наличии международного договора, является утопичным и неисполнимым. Представляется, что ни одно государство (в том числе и Россия), гарантирующее незыблемость своего уголовно-правового суверенитета, не пойдет на заключение международных соглашений, позволяющих осуществлять уголовное преследование должностных лиц этого государства по законам иностранного государства. Таких договоров на сегодняшний день нет, равно как нет оснований прогнозировать их появление в будущем. Фактически примечание 5 к ст. 285 УК блокирует возможность привлечения иностранных должностных лиц к ответственности по УК РФ.
В случае создания специальной главы эта проблема будет нивелирована. В уголовном законе появятся специальные нормы, предусматривающие ответственность иностранных должностных лиц и должностных лиц международных публичных организаций, а их ответственность будет реализована с учетом общих правил о пределах действия уголовного закона по кругу лиц, определенных гл. 12 УК РФ.
Предложенный подход к реализации международных обязательств России в части совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией, как полагаем, может быть востребован именно сегодня, когда в стране продолжается активная работа по оптимизации нормативных основ борьбы с этим негативным социальным явлением. Он позволит, с одной стороны, создать прозрачную и внятную систему оснований ответственности иностранных должностных лиц и должностных лиц международной публичной организации. А с другой, что не менее важно, обеспечит сохранность сложившейся в уголовном законодательстве России системы правовых институтов: институт пределов действия уголовного закона сохранит свою принадлежность Общей части уголовного права и не будет "размыт" предписаниями Особенной части УК; институт ответственности за преступления против интересов государственной власти, государственной и муниципальной службы сохранит единство объекта преступных посягательств в качестве основного критерия выделения в системе права; институт преступлений против мира, безопасности человечества и международного сотрудничества государств получит мощный стимул к дальнейшему развитию.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.