Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕРЫ И ОХРАНЫ ТРУДА ПЛАТФОРМЕННЫХ ЗАНЯТЫХ (ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)
К.Л. ТОМАШЕВСКИЙ
Значение платформенной занятости для глобального рынка труда в 20-е годы XXI в. сложно переоценить. Так, в 2022 г. из десяти крупнейших транснациональных компаний мира пять рассматриваются специализированной литературой как платформы (Apple, Microsoft, Alphabet (Google), Amazon и медиаплатформы (Facebook <1>)) и имеют рыночную стоимость около 6,5 трлн долларов США. Что касается цифровых платформ занятости, то, по некоторым оценкам, их число увеличилось в мире со 142 в 2010 г. до 777 в 2020 г., т.е. за 10 лет возросло в 5,5 раза <2>.
--------------------------------
<1> Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в Российской Федерации.
<2> World Employment and Social Outlook: Trends 2021 / International Labour Office - Geneva: ILO, 2021. URL: https://www.ilo.org/global/research/global-reports/weso/trends2021/WCMS_795453/lang--en/index.htm (pp. 19, 46).
Понятие цифровых платформ и платформенных занятых
Дефиниции цифровых платформ в законодательствах зарубежных стран встречаются крайне редко. В основном это явление определяется в доктринальных источниках, в обзорах и исследованиях международных организаций.
В Обзоре МОТ, посвященном достойному труду в платформенной экономике, приводятся две дефиниции цифровой платформы: платформа может быть определена как "цифровая инфраструктура, которая обеспечивает взаимодействие между двумя или более группами [и] позиционирует себя в качестве посредника" (Nick Srnicek) и как "цифровой сервис, который облегчает взаимодействие между двумя или более различными, но взаимозависимыми группами пользователей (фирмы или частные лица), которые взаимодействуют через сервис через Интернет" (см. исследование ОЭСР 2019 г.) <3>.
--------------------------------
<3> Decent work in the platform economy. Background document for the Meeting of experts on decent work in the platform economy (ILO, Geneva, 10 - 14 October 2022). URL: https://www.ilo.org/global/topics/non-standard-employment/whatsnew/WCMS_855048/lang--en/index.htm (date of access: 19.01.2022) (p. 6).
Заметим, что, хотя в проекте Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", внесенном 11 января 2023 г. в Государственную Думу РФ, нет дефиниции цифровой платформы, определенным шагом вперед является то, что в п. 4 ст. 2 формулируется определение платформенной занятости как деятельности граждан (платформенных занятых) по личному выполнению работ или оказанию услуг на основе заключаемых договоров, организуемой с использованием информационных систем (цифровых платформ занятости), обеспечивающих взаимодействие платформенных занятых, заказчиков и операторов цифровых платформ посредством использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет <4>.
--------------------------------
<4> О занятости населения в Российской Федерации: проект Федерального закона, внесен в Государственную Думу РФ 11.01.2023. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/275599-8 (дата обращения: 20.01.2023).
Для сравнения: в декабре 2021 г. Европейская комиссия выдвинула предложение по Директиве об улучшении условий труда при работе на платформах. В ст. 2(1) проекта Директивы ЕС дано следующее определение цифровой платформы занятости:
"Цифровая платформа занятости" означает любое физическое или юридическое лицо, предоставляющее коммерческую услугу, которая отвечает всем следующим требованиям:
(a) предоставляется, по крайней мере частично, на расстоянии с помощью электронных средств, таких как веб-сайт или мобильное приложение;
(b) предоставляется по запросу получателя услуги;
(c) включает в себя как необходимый и существенный компонент организацию работы, выполняемой отдельными лицами, независимо от того, выполняется ли эта работа онлайн или в определенном месте" <5>.
--------------------------------
<5> URL: Proposal for a DIRECTIVE OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on improving working conditions in platform work // https://eur-lex.europa.eu/procedure/EN/2021_414 (дата обращения: 20.01.2023).
Мера труда платформенных занятых
Вопрос об интенсивности и мере труда платформенных занятых напрямую связан с их стремлением и стимулированием со стороны цифровых платформ к получению как можно больших заданий от платформы (особенно в секторе транспортных и курьерских услуг). Несмотря на отсутствие официальной статистики, в большинстве стран мира, по некоторым оценкам, приводимым в обзоре МОТ, 30% работников онлайн-платформ используют их в качестве основного источника дохода, в то время как остальные 70% - в качестве дополнительного источника дохода. Эти пропорции отличаются в развивающихся странах, где 44% работников онлайн-платформ получают свой основной доход от этой работы. Для платформ такси и доставки пропорции обратные: 84% и 90% платформенных занятых <6>.
--------------------------------
<6> Decent work in the platform economy. Background document for the Meeting of experts on decent work in the platform economy (ILO, Geneva, 10 - 14 October 2022). P. 7. URL: https://www.ilo.org/global/topics/non-standard-employment/whatsnew/WCMS_855048/lang--en/index.htm (date of access: 19.01.2022).
В социологических исследованиях, представленных в обзоре Еврофонда (2021), отмечается, что очень немногие опрошенные лица используют платформенную занятость в качестве основного источника дохода. Более того, почти все опрошенные указали, что их заработка, полученного на платформе, недостаточно для достойной жизни <7>.
--------------------------------
<7> Groen W.P. de, Kilhoffer Z., Lenaerts K., Mandl I. Employment and working conditions of selected types of platform work. Publications Office of the European Union, Luxembourg: Eurofound, 2018. P. 23.
Существенно различаются размеры дохода у платформенных занятых между собой и с работниками, состоящими в традиционных трудовых отношениях. Согласно последним исследованиям МОТ занятые онлайн-платформ зарабатывают меньше, чем обычные работники, в то время как работающие на платформах такси или доставки имеют гораздо более высокий заработок, чем те, кто работает на той же работе, но не на платформах. В целом, когда речь идет о доходах, существенное различие заключается в онлайн-платформах. Платформенные занятые могут варьироваться от высококвалифицированных и независимых фрилансеров до лиц, занятых физическим трудом. Эта биполярность на онлайн-платформах приводит к поляризации доходов, которые получают от них оба типа платформенных занятых, особенно в таких странах, как Индия или США, где работники, выполняющие так называемую черную работу, получают соответственно на 64% и 81% меньше, чем традиционные работники <8>.
--------------------------------
<8> Decent work in the platform economy. Background document for the Meeting of experts on decent work in the platform economy (ILO, Geneva, 10 - 14 October 2022). P. 30. URL: https://www.ilo.org/global/topics/non-standard-employment/whatsnew/WCMS_855048/lang--en/index.htm (date of access: 19.01.2022).
Принципиальное значение для меры труда платформенного занятого имеет вопрос о рабочем времени. Работа на платформе позволяет работнику управлять рабочим временем. Идея, лежащая в основе этого, заключается в том, что работающий свободен заходить в платформу или нет и решать, когда и как долго подключаться. Эта автономия относится к числу условий труда, которые больше всего ценятся платформенными занятыми. Таким образом, рабочее время и то, как оно распределяется, остается на усмотрение работающего платформы. По данным МОТ, у работающих онлайн-платформы в среднем 27-часовая рабочая неделя, в то время как у работников платформы, предоставляющих услуги такси и доставки, соответственно 65 и 59 часов. Существует явная разница между двумя типами платформ, когда речь заходит о рабочих часах <9>. Однако следует отметить некоторые нюансы. Работники онлайн-платформ также часто работают семь дней в неделю (36%) и ночью (43%) <10>. Здесь, по сути, нарушаются базовые права работников на время отдыха (право на еженедельный выходной день и ограничения продолжительности ночной работы, которые установлены нормами трудового права как на международном, так и на национальном уровнях). Цифровые платформы пытаются обойти эти запреты и ограничения, трактуя статус платформенных занятых как независимых исполнителей по гражданско-правовым договорам или самозанятых, на которых эти фундаментальные права не распространяются.
--------------------------------
<9> Ibid.
<10> Decent work in the platform economy. Background document for the Meeting of experts on decent work in the platform economy (ILO, Geneva, 10 - 14 October 2022). P. 30 - 31. URL: https://www.ilo.org/global/topics/non-standard-employment/whatsnew/WCMS_855048/lang--en/index.htm (date of access: 19.01.2022).
Как правило, платформенные занятые сами определяют для себя интенсивность работы (в разной степени) и организацию своего рабочего времени, что обеспечивает удовлетворительный баланс между работой и личной жизнью.
Рабочее время платформенных занятых варьируется в зависимости от способа ее организации, в зависимости от страны и статуса такого лица. Приведем несколько примеров по странам ЕС. В Австрии работники, нанятые платформой по доставке еды, имеют фиксированные еженедельные смены, но самозанятые работники должны выбирать свои смены на еженедельной основе. В Швеции работники указывают, когда они не могут работать, и алгоритм автоматически назначает им смены. После того как их график определен, они могут обратиться к другим, чтобы поменяться сменами <11>.
--------------------------------
<11> Groen W.P. de, Kilhoffer Z., Lenaerts K., Mandl I. Op. cit. P. 25.
Платформа обычно ожидает, что работники выполнят от 2 до 3 доставок еды в час. Опрошенные европейские курьеры, участвовавшие в опросе, сказали, что темп работы обычно не является напряженным, но он может возрасти в случае осложнений (таких как получение неправильного заказа или если клиенты не открывают дверь). У работников нет перерывов во время их смен. Вместо этого они ненадолго отдыхают между заказами или в ожидании доставки. Шведские платформенные курьеры, однако, имеют право на оплачиваемый пятиминутный перерыв каждый час <12>.
--------------------------------
<12> Ibid. P. 25 - 26.
Можно выделить ряд рисков по поводу интенсивности работы и продолжительности рабочего времени:
1) распределение задач алгоритмом при работе по схеме work-on-demand via apps может повлиять на баланс между работой и личной жизнью работников;
2) по причине ограниченных перерывов на отдых в процессе работы по схеме work-on-demand via apps у занятых могут возникать проблемы со здоровьем;
3) в случае работы по схеме crowd work рабочее время может быть более непредсказуемым по сравнению с традиционными трудовыми отношениями из-за потенциальной более высокой конкуренции через цифровые платформы;
4) задачи, полученные от платформы crowd work, могут привести к повышению интенсивности работы, если клиенты недооценивают масштаб или сложность задач, а сжатые сроки выполнения заказа могут привести к повышению интенсивности работы.
Платформенные занятые нередко работают каждый день недели с рабочим днем, который может превышать 12 часов. Это означает, что работа на платформе может увеличить рабочее время намного за пределами, установленными Конвенцией МОТ о сорокачасовой рабочей неделе 1935 г. (N 47) <13>. Следует признать, что характер этой работы, часто выполняемой в дополнение к основному занятию или для различных онлайн-платформ одновременно, представляет собой проблему для применения данной Конвенции, которая принималась почти 90 лет назад, когда о цифровизации не было и речи. Учитывая это, в актах МОТ, равно как и на национальном уровне правового регулирования, в настоящее время усматривается пробел в отношении ограничения продолжительности рабочего времени при занятости на цифровых платформах.
--------------------------------
<13> Сайт МОТ. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c047_ru.htm (дата обращения: 20.01.2023).
Охрана труда платформенных занятых
Наиболее полным отчетом о здоровье и безопасности труда посредством платформ является отчет EU-OSHA (2017) <14>. Интенсивность и отсутствие перерывов в процессе работы платформенных занятых, о которой шла речь выше, могут способствовать ухудшению общего состояния здоровья, что характерно для нетипичных форм занятости в целом. Молодой возраст большинства платформенных занятых также может способствовать повышению риска несчастных случаев. Для лиц, работающих посредством цифровых платформ по модели work-on-demand via apps, риски включают домогательства со стороны клиентов, несчастные случаи (например, нередки дорожно-транспортные происшествия с участием курьеров на велосипедах, мотоциклах и автомобилях) и воздействие химических веществ (например, чистящих средств).
--------------------------------
<14> URL: https://osha.europa.eu/en/publications/annual-report-2017 (дата обращения: 20.01.2023).
Определенные риски усугубляются характером работы на платформе, которая с меньшей вероятностью предусматривает обучение по вопросам охраны труда и техники безопасности, чем традиционная работа. Специфические риски для работы на онлайн-платформе по модели crowd work включают киберзапугивание, нарушение осанки, напряжение глаз и стресс, возникающие в результате многочисленных факторов <15>. В этой схеме платформенной занятости риски, связанные с охраной труда, во многом сходны с теми, что характерны при дистанционной работе, а также при офисной работе постоянно за компьютером (к примеру, в кол-центрах).
--------------------------------
<15> Groen W.P. de, Kilhoffer Z., Lenaerts K., Mandl I. Op. cit. P. 26.
В некоторых случаях механизмы снижения рисков (таких как несчастные случаи на производстве) или решения проблем не вполне адекватны или даже неприменимы к работе на платформе. Так, работа на платформах по доставке еды носит физический характер, в основном происходит в общественных местах (на улицах), с краткими периодами ожидания в ресторанах, магазинах, у домов клиентов. Этот вид работы может быть физически напряженным, особенно в ненастную погоду и зимой. Интересные данные в этой связи приводятся Еврофондом по результатам опросов велокурьеров. Некоторые опрошенные получили дождевик или зимнюю куртку от платформы, в то время как другие - нет. Некоторые получили фонари для установки на свой велосипед, а некоторые из них получили колокольчик или нарукавную повязку для своего смартфона. Несколько человек заявили, что они должны ежедневно чистить свои рюкзаки, чтобы соблюдать правила охраны здоровья и безопасности пищевых продуктов, но никакого механизма проверки не существует. В Швеции активно обсуждается вопрос о зимних шинах для велосипедов. Рабочие запросили зимние шины, и платформа сначала отказалась платить за них, но в конце концов согласилась выплатить около 45 евро каждому работнику платформы. Интервьюируемые велокурьеры сообщили, что эта сумма даже не покрывает расходов на одну шину. Аналогичным образом австрийские респонденты упомянули о продолжающихся дискуссиях о предоставлении платформой зимних перчаток и масок для лица. Кроме того, от страны к стране есть различные подходы к вопросу страхования от несчастных случаев в отношении велокурьеров (от страхования платформой до страхования самим платформенным занятым) <16>.
--------------------------------
<16> Groen W.P. de, Kilhoffer Z., Lenaerts K., Mandl I. Op. cit. P. 26 - 27.
Коснемся еще такого важного вопроса, как влияние регламентации меры и режима труда на квалификацию платформенного занятого в качестве работника или независимого исполнителя или самозанятого. Зарубежный опыт показывает разнообразие подходов в этом вопросе. Но вначале напомним, что, согласно подп. "а" п. 13 Рекомендации МОТ "О трудовом правоотношении" 2006 г. N 198 <17> государства-члены должны предусмотреть возможность определения в своих законодательных и нормативных правовых актах либо иными средствами конкретных признаков существования трудового правоотношения. К таким признакам, в частности, могли бы относиться следующие элементы как факт, что работа "выполняется в соответствии с определенным графиком или на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, заказавшей ее; имеет определенную продолжительность и подразумевает определенную преемственность; требует присутствия работника".
--------------------------------
<17> Сайт МОТ. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_r198_ru.htm (дата обращения: 20.01.2023).
Возможность платформенного занятого устанавливать свои графики и не быть формально обязанными входить на цифровую платформу в определенное время дня или недели, то, что можно было бы назвать "гибкостью рабочих графиков", возможно, связано с этими показателями. Как отмечают В. де Стефано и его соавторы, до сих пор эта гибкость в основном использовалась национальными судами в качестве главного основания для классификации платформенных занятых в качестве независимых подрядчиков. Это произошло, например, в Бразилии, где и Высший трибунал правосудия, и Вышестоящий трибунал Трабальо постановили, что гибкий график работы водителей Uber не позволяет переквалифицировать их в качестве наемных работников. Кроме того, трибунал по трудовым спорам в Турине (Италия) отклонил требование некоторых водителей, занимающихся доставкой еды, о переквалификации, в значительной степени полагаясь на гибкость, которой они пользовались с точки зрения графиков работы. В некоторых случаях, даже если гибкость графиков работы не является основной причиной, лежащей в основе отказа от существования трудовых отношений, она все еще используется в качестве критерия в этом направлении, например в споре М. Касериса против Rasier Pacific V.O.F. в Австралии <18>. То же самое верно в отношении некоторых решений судов США (в частности, штата Калифорния), включая толкования, изданные административными органами. Однако такая гибкость не является непреодолимым препятствием в других юрисдикциях, к примеру во Франции. В то время как апелляционный суд Парижа заявил в 2017 г. в отношении Deliveroo, что возможность работать, когда захочется, препятствует трудовым отношениям, тот же суд отметил в январе 2019 г. в отношении Uber, что свобода подключения и, следовательно, свободный выбор продолжительности рабочего времени сами по себе не исключают трудовых отношений, до тех пор пока не будет продемонстрировано, что, когда водители подключаются к платформе, они интегрируются в сервис, организованный компанией, которая дает им инструкции, контролирует их выполнение и осуществляет дисциплинарную власть над работником. А в марте 2020 г. кассационный суд подтвердил Апелляционное решение суда Парижа 2019 г., согласно которому водители Uber являются работниками. Тем самым выбор своего рабочего графика путем входа в приложение и выхода из него не исключает наличия трудовых отношений, если водитель становится интегрированной частью сервисов платформы после входа в систему <19>.
--------------------------------
<18> URL: https://www.fwc.gov.au/documents/decisionssigned/html/2017fwc6610.htm.
<19> Stefano V. de, Durri I., Stylogiannis Ch., Wouters M. Platform Work and the Employment Relationship. Geneva: ILO, 2021. P. 32.
Таким образом, несмотря на недостаточную урегулированность продолжительности рабочего времени и охраны труда платформенных занятых на уровне актов МОТ, ЕС и в законодательстве отдельных зарубежных стран, судебная практика все же пытается преодолевать эти пробелы, в том числе через установление признаков трудовых отношений, опираясь на мягкое международное право, в частности на положения Рекомендации МОТ N 198, а в странах англо-американской системы права - и на судебный прецедент. Что же касается государств континентальной правовой семьи, к которой традиционно относятся Беларусь и Россия, полагаем, что законодателям обеих стран стоит пойти по пути постепенной легализации платформенной занятости (в том числе некоторых аспектов меры и охраны труда) посредством урегулирования в законодательстве о занятости населения, к примеру, в виде специального комплексного закона, не сводя эти отношения исключительно к трудовым или гражданско-правовым.
References
1. Stefano V. de. Platform Work and the Employment Relationship / V. de Stefano, I. Durri, C. Stylogiannis, M. Wouters. Geneva: ILO, 2021. 58 p.
2. Groen W.P. de. Employment and working conditions of selected types of platform work / W.P. de Groen, Z. Kilhoffer, K. Lenaerts, I. Mandl. Luxembourg: Eurofound, 2018. 86 p.
3. World Employment and Social Outlook: Trends 2021 / Preface Guy Ryder. Geneva: ILO, 2021. 164 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.