Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Н.В. КУРДЮМОВ
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 гг. <1> в качестве основных направлений работы в сфере трудовой миграции указывается необходимость развития механизмов организованного привлечения иностранных работников и повышения качества трудовой миграции исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения, с учетом потребностей экономики Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы". URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58986.
Современные подходы к регулированию процессов трудовой миграции в Российской Федерации не являются исключительно государственной монополией. Сегодня наиболее актуальной задачей стало формирование оптимального соотношения государственной системы и участия негосударственного сектора в организации и управлении процессами организованной трудовой миграции.
Несомненно, главной ролью государства является обеспечение правового и институционального регулирования миграционных процессов, включая надзор и контроль исполнения требований законодательства <2>.
--------------------------------
<2> См.: Галуза Е.В., Денисова Г.С., Кашуба Ю.А. Миграционные процессы в современной России. Ростов-на-Дону, 2004. 326 с.; Государственный контроль за миграционными процессами: Учебное пособие / С.А. Акимова, С.Н. Байжуминов, Н.Г. Максименко, Н.А. Нигметов, Т.А. Прудникова; Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Фонд "Университет", 2012. 143 с.; Дзьоник Д.В. Контроль за миграцией: проблемы и решения: Монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Фонд "Университет", 2016. 200 с. (серия "Теория и практика миграционных процессов); Зуева А.С., Хабибулин А.Г. Современная российская государственность в условиях реформирования миграционной политики // Юридическая наука: история и современность. 2016. N 5. С. 31 - 36; Лисицын П.П. Миграционный процесс: мигрант, работодатель, государство. СПб.: СПбГЭУ, 2016. 142 с.; Степанов А.М. Транснациональный подход в современных миграционных исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета: Социология. 2018. Т. 11. Вып. 1. С. 116 - 127; Уваров В.Ю. Миграционные процессы в Российской Федерации: основные тенденции // Теория государства и права. 2018. N 1. С. 69 - 72; Хабриева Т.Я. Правовая политика государства в сфере миграции населения // Миграционное право. 2006. N 1. С. 9 - 15.
В свою очередь, задачей бизнеса, при активном партнерском участии государства, является создание и развитие инфраструктуры, способствующей функционированию организованных форм трудовой миграции, координация деятельности этой инфраструктуры в целях повышения ее эффективности, а также участие в подготовке предложений по законопроектам на основе мониторинга миграционных процессов и правоприменительной практики.
Анализируя в целом нынешнее состояние процессов трудовой миграции, можно отметить ряд позитивных факторов и негативных аспектов.
На наш взгляд, негативными следует считать такие аспекты, как:
- наличие на российском рынке труда с участием иностранных граждан значительной доли мигрантов с неурегулированным статусом (в отдельных регионах до 30 - 40%) и отсутствие действенных механизмов снижения этой доли;
- включенность значительной части организаций, участвующих в процессах трудовой миграции (работодатели, кадровые агентства и т.д.), в процессы привлечения к трудовой деятельности мигрантов, имеющих неурегулированный правовой статус, что представляет собой фактически нелегальную эксплуатацию труда;
- недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов по выявлению и пресечению использования нелегальной трудовой деятельности;
- низкая квалификация и недостаточный профессиональный кругозор у специалистов в сфере миграции, работающих в организациях, привлекающих иностранную рабочую силу, по причинам в том числе отсутствия у них мотивации и возможностей для повышения своих профессиональных познаний и навыков в сфере миграции;
- коррупционная составляющая из-за наличия различных способов незаконного решения возникающих проблем и вопросов в сфере трудовой миграции.
При этом имеется целый ряд позитивных факторов, которые необходимо учитывать в процессе создания и развития организованных форм трудовой миграции, а именно:
- идет накопление опыта по реализации межправительственного соглашения РФ и Узбекистана по оргнабору <3> с определением позитивных составляющих и неучтенных моментов, которые создают неблагоприятные сюжеты или затруднения при реализации соглашения;
- формируется система независимой оценки квалификаций <4> в соответствии с требованиями российских профстандартов, в том числе с участием иностранных граждан;
- обозначилась заинтересованность ведущих объединений работодателей, прежде всего ТПП России, в работе по созданию условий для развития оргнабора;
- внедрение требований профессионального стандарта "Специалист по трудовой миграции" <5>, в соответствии с которым ведется работа по подготовке специалистов и проведению независимой оценки их квалификации.
--------------------------------
<3> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-18/51965.
<4> Независимая оценка квалификации. URL: https://nark.ru/nok/.
<5> Профессиональный стандарт "Специалист по трудовой миграции". URL: https://classinform.ru/profstandarty/07.008-spetcialist-po-trudovoi-migratcii.html.
С учетом перечисленных обстоятельств рассмотрим пути создания, как представляется, эффективной модели организованного привлечения иностранных граждан для временной трудовой деятельности в Российской Федерации.
В соответствии со сложившейся практикой процесс организованного набора можно условно разбить на следующие этапы (на примере работы с Узбекистаном):
- выявление конкретных потребностей российских работодателей в иностранной рабочей силе;
- подбор подходящих работников на территории Республики Узбекистан;
- довыездная подготовка и отправка кандидатов в Российскую Федерацию;
- сопровождение трудовых мигрантов в процессе оформления разрешительных документов на право трудовой деятельности, заключение трудовых договоров и последующий мониторинг их трудовой деятельности.
Участниками перечисленных этапов являются трудовые мигранты и организации: работодатели, кадровые агентства и центры подготовки трудовых мигрантов. Несомненно, роль указанных групп организаций в регулировании миграционных процессов является чрезвычайно важной.
В ряде случаев некоторые организации могут исполнять несколько функций. Так, например, ЧАЗы, согласно российскому законодательству, могут заниматься как подбором персонала, так и оформлением его в свой штат (т.е. являться работодателем). Кроме того, отдельные работодатели могут самостоятельно осуществлять подбор и подготовку кандидатов, т.е. выполняют функции кадровых агентств.
Нередко дискутируется вопрос о необходимости посреднических услуг по подбору иностранного персонала. Так, продвигается мнение, что информационно-аналитическая система "Общероссийская база вакансий "Работа в России" может полностью заменить посредников путем сведения напрямую работодателя и иностранного соискателя.
Однако, на наш взгляд, такое мнение только "затуманивает" ситуацию. Посредники принимали и принимают участие в подобных процессах. Если мы признаем их участие, то можем регулировать их деятельность в направлении повышения качества и прозрачности их работы.
В то же время бессмысленно отрицать, что ИАС "Работа в России" является важным инструментом в регулировании процессов трудовой миграции, но не изолированно, а в совокупности с другими инструментами.
Так как же добиться эффективного взаимодействия всех участников процессов организованной трудовой миграции?
Прежде всего нужно понимать, что многие "такие" организации в значительной степени ориентированы сегодня на функционирование в теневом рынке труда:
- отдельные работодатели стремятся привлекать мигрантов с неурегулированным статусом без оформления с ними трудовых отношений;
- кадровые агентства или физические лица, зачастую из числа представителей диаспор, поставляют работодателям мигрантов с неурегулированным статусом, по сути, занимаясь работорговлей;
- есть и такие посредники, которые еще в стране выезда набирают кандидатов для нелегальной работы в России.
Не секрет, что работодатели будут нанимать теневых мигрантов до тех пор, пока "теневые кадровые агентства" будут поставлять их (причем, как правило, бесплатно для работодателя, так как услуги таких посредников ложатся на мигрантов, из-за чего они оказываются в кабале).
Понимая, что эти процессы широко представлены сегодня на рынке трудовой миграции, можно только удивляться, почему нет громких дел по ст. 322 Уголовного кодекса РФ <6> (содействие незаконной миграции). Наверняка все эти процессы должны проходить с учетом деятельности ОПГ.
--------------------------------
<6> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Рассмотрим роль каждого из участников процессов организованной трудовой миграции и возможности их совместного взаимодействия.
Работодатели
Работодатели являются центральным звеном процессов организованного набора. Подобрать востребованных легальных работников из числа иностранных граждан, уже находящихся на территории РФ, становится все сложнее в связи с тем, что значительная часть из них находится вне правового поля, и, кроме того, среди таких мигрантов велика текучесть кадров. Работодатель же, как правило, заинтересован в стабильных долгосрочных трудовых отношениях, поэтому деятельность по подбору и подготовке кандидатов за рубежом - весьма актуальная и востребованная задача.
К сожалению, пока процессы оргнабора должным образом не отлажены, работодатели неохотно обращаются к этому инструменту. Они понимают, что оказываются в центре широкого внимания, несут расходы, но при этом лишены гарантий качественного результата. Для того чтобы заинтересовать работодателей и привлечь их как активных участников к формированию и развитию механизма организованного набора, необходимо разработать и реализовать систему правовых стимулов их участия в этих процессах.
По нашему мнению, необходимо разработать и принять законопроект о мерах по стимулированию организованного набора востребованных работников из числа иностранных граждан.
В частности, содержанием такого законопроекта могут быть меры:
- по облегчению и ускорению оформления патентов для трудовых мигрантов - участников оргнабора - и упрощению процедур оформления разрешения на работу для трудовых мигрантов из дальнего зарубежья;
- содействию со стороны государства в формировании системы независимой оценки квалификации востребованных специалистов из числа заинтересованных иностранных граждан как в Российской Федерации, так и в период довыездной подготовки в государствах их выезда;
- целевой миграционной амнистии под обязательство работодателя для востребованных квалифицированных специалистов из числа иностранных граждан;
- созданию преференций для трудовых мигрантов - участников оргнабора, которые подтвердили свою квалификацию по востребованным в России профессиям;
- закреплению ответственности кадровых агентств, участвующих в оргнаборе;
- повышению ответственности трудового мигранта, прибывшего по целевому набору и покинувшего работодателя по неуважительной причине;
- распространению на специалистов из организаций - участников организованного набора - требований соответствия их квалификации профессиональному стандарту "Специалист по трудовой миграции".
Это лишь небольшая часть возможных мер, которые могли бы стимулировать создание и развитие организованного набора.
Координаторами работы по разработке и последующему внесению такого законопроекта могли бы выступить ведущие объединения предпринимателей/работодателей, прежде всего ТПП РФ, поскольку это единственное в Российской Федерации объединение предпринимателей/работодателей, деятельность которого регулируется специальным законом. Да и в целом его потенциал и авторитет очень высоки.
Кадровые агентства
На сегодняшний день кадровые агентства - наиболее слабое звено в общем процессе организованного привлечения трудовых мигрантов. По российскому законодательству подобного рода деятельность никак не регламентирована, и занимаются ею на российском рынке труда как иностранные юридические лица, так и физические лица, в том числе представители диаспоральных сообществ. Естественно, каждая такая структура работает в своих финансовых интересах и теми путями, которые приносят максимальную прибыль, и нередко при минимальной ответственности и без гарантии качества услуг.
В большинстве иностранных государств кадровые агентства в сфере трудовой миграции как минимум проходят аккредитацию или лицензируются. Существуют примеры и более жесткого регулирования этой деятельности со стороны государства, когда кадровые агентства вносят залоговый платеж, который покрывает необходимые расходы на урегулирование проблемных ситуаций, возникающих по вине таких агентств.
Для эффективного контроля за качеством работы кадровых агентств в сфере трудовой миграции, на наш взгляд, необходимо:
- ввести процесс обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги по подбору иностранного персонала или содействию в трудоустройстве иностранных граждан (вероятно, это лучше организовать при государственных органах по труду и занятости);
- определить требования к организациям - участникам таких процессов - и ответственность за качество их работы, в том числе требования к квалификации специалистов таких агентств;
- содействовать формированию условий для создания саморегулируемых организаций для кадровых агентств в сфере трудовой миграции при поддержке Роструда, что позволит в перспективе сформировать цивилизованный рынок услуг в этой сфере.
Центры подготовки трудовых мигрантов
Деятельность таких центров становится важным элементом процесса оргнабора не только в связи с необходимостью довыездной подготовки, но и потому что Концепция государственной миграционной политики РФ ставит задачу повышения доли квалифицированных трудовых мигрантов в соответствии с потребностями российской экономики. Поэтому актуальность работы по профессиональной подготовке и аттестации мигрантов многократно возрастает.
В формирующейся в Российской Федерации Национальной системе независимой оценки квалификации деятельность по трудовой миграции закреплена за Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения <7> (далее - СПК СТС), что позволяет рассматривать трудовую миграцию как часть потребности российского рынка труда.
--------------------------------
<7> Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения. URL: https://spk.vcot.info/.
В настоящее время СПК СТС с участием Союза "МАТМ" совместно с рядом отраслевых СПК, в частности в области сварки и в сфере ЖКХ, ведут работу по формированию условий для распространения на иностранных работников процедур независимой оценки квалификации.
Важно обеспечить, чтобы инициативы создания в государствах выезда центров оценки компетенции и выдача сертификатов о компетенции соответствовали требованиям российской системы независимой оценки квалификации согласно действующим профессиональным стандартам.
Задачами ближайшего времени в этой сфере являются:
- подготовка регламента и формирование практики прохождения трудовыми мигрантами, находящимися в России, профессиональной подготовки и аттестации в соответствующих Центрах оценки квалификации с учетом правового регулирования их дальнейшей трудовой деятельности;
- разработка и реализация проектов создания Центров профессиональной подготовки и аттестации на территории государств выезда трудовых мигрантов с учетом потребности российского рынка труда в соответствующих специалистах и заинтересованности самих трудовых мигрантов;
- создание модельных форм реализации профподготовки и аттестации заинтересованных иностранных граждан для учета этого инструмента в межправительственных соглашениях по оргнабору.
Вся эта работа координируется Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, и для повышения ее эффективности необходимо сотрудничество с заинтересованными представителями ФОИВов государств выезда трудовых мигрантов и отраслевыми СПК.
Трудовые мигранты
От того, насколько трудовые мигранты ответственно относятся к участию в организованном наборе, зависит его эффективность. Первый опыт реализации межправсоглашения с Узбекистаном показывает, что на сегодняшний день ответственность мигрантов не велика.
После отбора групп кандидатов на работу к конкретному работодателю и подписания каждым из кандидатов обязательств об их готовности трудиться на зафиксированных условиях в период первого месяца пребывания в России группу покидает 20 - 30% утвержденных кандидатов и еще часть - в первый месяц работы. Причем чаще всего это не связано с работодателем. Как правило, кандидаты переманиваются их соотечественниками на другие, нередко теневые, места работы.
Естественно, работодатель не заинтересован в таком псевдооргнаборе. В то же время в СМИ активно раскручиваются не такие проблемы работодателя, а отдельные случаи невыполнения работодателем своих обязательств. Мы не защищаем недобросовестных работодателей, но предлагаем рассматривать ситуацию в комплексе.
Для исправления ситуации необходимо:
- активизировать на территории Узбекистана работу по проверке и подтверждению реального уровня квалификации трудовых мигрантов и их соответствия требованиям российских профстандартов;
- зафиксировать, как законодательством РФ, так и РУ, ответственность трудовых мигрантов за смену работодателя без уважительной причины;
- сформировать независимый коллегиальный орган по рассмотрению жалоб и обращений, как со стороны трудовых мигрантов, так и со стороны работодателей - участников оргнабора.
Общим требованием эффективной работы для всех организаций - участников процессов организованного набора - является своевременный подбор и предоставление работодателю иностранного работника с требуемой профессией и квалификацией.
Профессиональный стандарт "Специалист по трудовой миграции"
В текущем году появился новый инструмент проверки квалификации специалистов в сфере трудовой миграции - профессиональный стандарт "Специалист по трудовой миграции" <8> (ПС СТМ), утвержденный Приказом Минтруда России от 29 октября 2018 г. N 672н и зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2019 г. за N 53260.
--------------------------------
<8> Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2018 г. N 672н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по трудовой миграции" // СПС "КонсультантПлюс".
Разработчиком профессионального стандарта является Союз экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЛЬЯНС "ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ" (Союз "МАТМ"). Профессиональный стандарт включает в себя три обобщенные трудовые функции:
1. Планирование потребности в трудовых ресурсах в рамках трудовой миграции.
2. Деятельность по организационной поддержке участников (субъектов) трудовой миграции.
3. Деятельность по правовой поддержке участников (субъектов) трудовой миграции.
Таким образом, ПС СТМ охватывает большую часть деятельности специалистов в сфере трудовой миграции и нацелен на повышение их уровня профессиональной подготовки, усиление социальной и правовой ответственности, а также профессиональное развитие специалистов в соответствии с возрастающими требованиями к качеству работы.
ПС СТМ закреплен за Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения (СПК СТС), что позволяет осуществлять скоординированную, целенаправленную работу по его внедрению на российском рынке труда.
СПК СТС оказывает содействие другим профильным СПК в рамках наделенных полномочий, утвержденных регламентов и планов работы, связанных с трудовой миграцией. В частности, по формированию проведения независимой оценки квалификаций на основе характеристик и требований российских профессиональных стандартов для иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации, включая совместную с Союзом "МАТМ" скоординированную работу по внедрению требований ПС СТМ.
В настоящее время завершается доработка оценочных средств и подготовка к проведению профессиональных экзаменов Центрами оценки квалификации (ЦОК).
Для полноценного использования инструмента, который создает такой отраслевой профстандарт, необходимо подготовить и принять решения по распространению его требований на широкий круг работников в сфере трудовой миграции.
Обобщая сказанное, следует отметить, что формирование эффективного механизма организованного привлечения в Россию востребованных, в том числе квалифицированных, специалистов из числа иностранных граждан возможно только в процессе тесного взаимодействия органов власти, бизнес-структур и общественных организаций.
В качестве первоочередных мер по формированию такого механизма можно предложить следующие:
разработать и внести в законопроект предложение о мерах по стимулированию процессов организованного набора востребованных работников из числа иностранных граждан. Закрепить в модельной схеме организованного набора и при подготовке соответствующих межправительственных соглашений комплекс требований и дополнительных возможностей для работодателей, кадровых агентств и центров подготовки трудовых мигрантов;
разработать и реализовать процедуры аккредитации организаций, оказывающих услуги по подбору иностранного персонала или содействию трудоустройству иностранных граждан при государственных органах по труду и занятости, содействовать формированию профильного саморегулируемого объединения в перспективе;
распространить на специалистов по миграции в организациях - участниках процессов оргнабора - требования профессионального стандарта "Специалист по трудовой миграции";
разработать и реализовать комплекс дополнительных мер по противодействию участия иностранных граждан в теневом рынке труда;
сформировать Рабочую группу из представителей профильных ФОИВов, бизнеса и общественных организаций для мониторинга процессов организованных форм привлечения востребованных трудовых мигрантов и координации этой работы.
Литература
1. Галуза Е.В. Миграционные процессы в современной России: Учебное пособие / Е.В. Галуза, Г.С. Денисова, Ю.А. Кашуба и др. Ростов-на-Дону: Терра, 2004. 326 с.
2. Государственный контроль за миграционными процессами: Учебное пособие / С.А. Акимова, С.Н. Байжуминов, Н.Г. Максименко, Н.А. Нигметов и др.; Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Университет, 2012. 143 с.
3. Дзьоник Д.В. Контроль за миграцией: проблемы и решения: Монография / Д.В. Дзьоник; Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Университет, 2016. 200 с.
4. Зуева А.С. Современная российская государственность в условиях реформирования миграционной политики / А.С. Зуева, А.Г. Хабибулин // Юридическая наука: история и современность. 2016. N 5. С. 31 - 36.
5. Лисицын П.П. Миграционный процесс: мигрант, работодатель, государство / П.П. Лисицын. СПб.: СПбГЭУ, 2016. 142 с.
6. Степанов А.М. Транснациональный подход в современных миграционных исследованиях / А.М. Степанов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Социология. 2018. Т. 11. N 1. С. 116 - 127.
7. Уваров В.Ю. Миграционные процессы в Российской Федерации: основные тенденции / В.Ю. Уваров // Теория государства и права. 2018. N 1. С. 69 - 72.
8. Хабриева Т.Я. Правовая политика государства в сфере миграции населения / Т.Я. Хабриева // Миграционное право. 2006. N 1. С. 9 - 15.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных