Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
Е.И. МАКСИМЕНКО, И.С. ЧЕРЕПОВА
2022 г. в Российской Федерации характеризуется кризисными процессами в миграционной сфере, с одной стороны, произошел большой отток из страны граждан Российской Федерации в связи с "антивоенными" взглядами, с другой стороны, из Украины на территорию России были эвакуированы беженцы в связи с проводимой специальной военной операцией, с третьей стороны - прекратился льготный период пребывания мигрантов - граждан стран Средней Азии, установленный в связи с пандемией коронавируса.
По данным МВД РФ, если в 2021 г. на миграционный учет было поставлено 11,9 млн чел., то за 12 месяцев 2022 г. - 15,5 млн, или на 30% больше. В абсолютном выражении прирост числа зарегистрированных иностранцев составил 3,5 млн человек <1>.
--------------------------------
<1> ГУВМ МВД РФ, Главное управление по вопросам миграции МВД РФ (2022). Статистические сведения по миграционной ситуации. URL: http://мвд.рф/Dejatelnost/statistics/migracionnaya (дата обращения: 02.05.2023).
Увеличение количества миграционных процессов, приток трудовых мигрантов существенным образом влияют на снижение эффективности управления ими. Разность правовых систем и уровень цифровизации учета мигрантов в разных странах способствуют развитию нелегальной эмиграции и нарушению прав трудовых мигрантов <2>.
--------------------------------
<2> Кириленко В.П., Алексеев Г.В., Чаава М.З. Международная защита прав трудящихся-мигрантов и миграционное законодательство // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. N 2(40). С. 84.
Вопросы применения цифровых технологий в регулировании трудовой миграции в своих исследованиях рассматривали многие ученые. Ю.А. Козлов <3>, например, в своей работе обращает внимание на важность совместной со странами ЕАЭС разработки программного обеспечения по учету трудовых мигрантов. С.М. Попова отмечает, что развитие технологий цифрового государства положительным образом повлияет на эффективность урегулирования миграционных процессов и интеграцию граждан иностранных государств в правовую систему России <4>.
--------------------------------
<3> Козлов Ю.А. Трансформация отдельных институтов трудового права в условиях цифровизации // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. N 1. С. 28.
<4> Попова С.М. Цифровизация миграционной сферы в России: состояние и перспективы // Право и политика. 2021. N 9. С. 118.
М. Фалалеев отмечает, что цифровые технологии обещают преобразовать ландшафт трудовой миграции и расширить возможности работников новыми и ранее не применявшимися способами. Однако это также порождает множество практических, этических и юридических проблем <5>.
--------------------------------
<5> Фалалеев М. Какие угрозы несет России неконтролируемая миграция // Российская газета - Федеральный выпуск. 2021. 12 сентября.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 гг. <6> является основой внедрения передовых технологий в регулирование миграционных процессов в России. Она содержит в себе основные цели, задачи и принципы совершенствования механизмов государственного регулирования миграции. Миграционный учет граждан иностранных государств в Российской Федерации ведется с помощью Государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (система "Мир") <7>. Система "Мир" является доступным только правоохранительным органам ресурсом и не предполагает взаимодействия и реального регулирования миграционных отношений.
--------------------------------
<6> Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы" // СПС "КонсультантПлюс".
<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 813 "Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность" // СПС "КонсультантПлюс".
В 2021 г. Россия приняла Устав Международной организации по миграции (МОМ) и стала ее полноправным членом. Участие Российской Федерации в МОМ дает "дополнительные возможности для наращивания конструктивного взаимодействия с международным сообществом по вопросам миграции" <8>.
--------------------------------
<8> Аскерова Т. Россия стала полноправным членом Международной организации по миграции // Парламентская газета. 2021. 19 апреля.
Международная организация миграции, исполняя Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции (11 декабря 2018 г.), кроме основных задач по обеспечению безопасной и легальной миграции, осуществляет также разработку рекомендаций странам-участникам по формированию эффективных цифровых продуктов контроля над миграционными процессами в стране, в том числе над трудовой миграцией.
Основной принцип регулирования трудовой миграции - обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий трудовой деятельности на территории России. Проведя анализ опыта стран - участников МОМ для обеспечения указанного принципа, предлагается использование механизмов цифровых платформ, доступ к которым должен быть обеспечен всем трудовым мигрантам.
Цифровые платформы могут создаваться как предприятиями, которые используют труд мигрантов, так и общественными организациями и профсоюзами.
Разработка платформ производится для составления рейтингов и обзоров, позволяющих трудящимся-мигрантам обмениваться друг с другом информацией о своем опыте работы с конкретными рекрутерами, работодателями и другими посредниками в области миграции. Эти платформы могут быть направлены на то, чтобы дать работникам возможность принимать более обоснованные решения. В конечном счете они могут создать более прозрачный рынок, который поощряет передовую практику и обеспечивает коммерческое преимущество ответственным рекрутерам и работодателям перед их конкурентами.
Исследователи отмечают, что цифровые инструменты для трудящихся-мигрантов получат наибольшее распространение и пользу, когда они будут разработаны в рамках совместного интерактивного процесса с участием представителей от трудящихся-мигрантов, представителей государственных органов, представителей правозащитных организаций и разработчиков платформ <9>.
--------------------------------
<9> Яник А. Цифровизация миграционной сферы в России: состояние и перспективы // Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН. 2022 г. URL: https://испи.рф/wp-content/uploads/2021/05/%D0%AF%D0%BD%D0%B8%D0%BA_27-05-1_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB.pdf (дата обращения: 02.05.2023).
О необходимости создания в России единой цифровой платформы трудовых ресурсов говорит Минцифры России. Единая цифровая платформа миграционных процессов и трудовых ресурсов должна содержать в себе профили иностранных граждан с биометрией - информацию о правовом статусе, месте работы и жительства в России - доступ к государственным услугам, возможность вносить обязательные налоговые и иные платежи - возможность заключать трудовые договоры с работодателями, подтверждать обучение и проч. <10> Использование принципов единой цифровой платформы даст возможность иностранному гражданину до получения регистрации по месту жительства и СНИЛС подтвердить учетную запись на портале "Госуслуги".
--------------------------------
<10> Минцифры планирует ввести новый вид учетной записи для иностранных граждан. URL: https://tass.ru/ekonomika/11219353?ysclid=lhtr1gzggp49297310 (дата обращения: 02.05.2023).
Однако МВД РФ не согласно с инициативой Минцифры и предлагает иной подход - введение "рейтинга социального доверия" и заключения "соглашения о лояльности", что приводит к сохранению принципа "привязки" миграционного учета к месту жительства и обязательной регистрации трудовых мигрантов и работодателей в электронных реестрах, и создание новых БД, доступных только ведомству.
Не соглашаясь с позицией МВД РФ, отметим, что цифровые платформы взаимодействия устраняют информационную асимметрию, расширяют возможности трудящихся-мигрантов и стимулируют системные реформы новыми способами. Во-первых, эти цифровые платформы позволяют трудящимся-мигрантам, поставщикам услуг и бизнесу осуществлять деятельность, которой они уже занимаются, но быстрее, дешевле, эффективнее и иногда более безопасно.
Во-вторых, цифровые платформы позволяют организациям взаимодействовать с работниками в беспрецедентных масштабах.
В-третьих, цифровые платформы обеспечивают взаимодействие мигрантов с широким кругом специалистов, от рекрутеров для поиска работа до юристов и правозащитников для обеспечения правовой безопасности и защиты прав.
Таким образом, задачами цифровизации миграционных процессов являются:
- повышение эффективности государственного управления миграцией и действенность государственного контроля в сфере миграции;
- упрощение и унифицирование миграционных правил, облегчение доступа мигрантов к государственным услугам;
- снижение негативных эффектов нелегальной и скрытой временной трудовой миграции.
На наш взгляд, для повышения эффективности учета иностранных граждан - трудовых мигрантов и контроля над миграционными процессами необходимо внедрение унифицированных цифровых платформ на территории всех стран - членов ЕАЭС.
Преобразующий потенциал цифровых технологий будет реализован только при ответственном и хорошо продуманном подходе к финансированию, разработке и внедрению платформ, которые учитывают уязвимость трудящихся-мигрантов и структурные факторы эксплуатации.
В целом направленность цифровых технологий на решение трудовых миграционных вопросов включает в себя обработку персональных данных физических лиц, что, в свою очередь, требует положительного решения вопросов, связанных с информационной безопасностью в сфере цифровой миграции. Поэтому необходимо уделить особое внимание следующим аспектам работы с трудовыми мигрантами и использованию IT-технологий при разработке цифровой платформы учета трудовой миграции:
1) наличие высокого уровня цифровизации в экономике принимающей страны;
2) достаточный уровень грамотности (не ниже базового уровня) для пользования цифровыми сервисами;
3) повышение грамотности трудящихся-мигрантов в области необходимых языков и цифровых технологий;
4) надежная интеграция электронной идентификации мигрантов и денежных переводов;
5) формирование высокоуровневой системы безопасности, направленной на защиту персональных данных.
Цифровые технологии предлагают беспрецедентные и расширенные возможности для вовлечения трудящихся-мигрантов, расширения их прав и возможностей и обеспечения правовой безопасности. Однако технология не может устранить структурное неравенство, отсутствие институционального потенциала или человеческих намерений. Действительно, платформы взаимодействия с работниками редко, если вообще когда-либо, устраняют проблему быстро или изолированно.
Преобразующий потенциал технологии в конечном счете будет реализован благодаря ответственным и хорошо продуманным подходам к финансированию, разработке и внедрению платформ, учитывающих уязвимость трудящихся-мигрантов и структурные факторы эксплуатации. Эффективными инициативами будут те, которые интегрированы с мощными автономными программами с хорошо продуманной теорией изменений для достижения значимых результатов в миграционных процессах.
Литература
1. Аскерова Т. Россия стала полноправным членом Международной организации по миграции / Т. Аскерова // Парламентская газета. 2021. 19 апреля.
2. Кириленко В.П. Международная защита прав трудящихся-мигрантов и миграционное законодательство / В.П. Кириленко, Г.В. Алексеев, М.З. Чаава // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. N 2(40). С. 84 - 94.
3. Козлов Ю.А. Трансформация отдельных институтов трудового права в условиях цифровизации / Ю.А. Козлов // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. N 1. С. 28 - 32.
4. Попова С.М. Цифровизация миграционной сферы в России: состояние и перспективы / С.М. Попова // Право и политика. 2021. N 9. С. 118 - 132.
5. Фалалеев М. Какие угрозы несет России неконтролируемая миграция / М. Фалалеев // Российская газета - Федеральный выпуск. 2021. 12 сентября.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.