Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РАБОТНИКИ - НЕСТАНДАРТНЫЕ ИНОСТРАНЦЫ
Е. ВОЛОДИН, А. ТИТОВА, И. МАСАЕВ
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Вместе с тем в абз. 3 ст. 3 ТК РФ закреплена возможность установления различий, исключений, предпочтений, а также ограничения прав иностранных работников, закрепленных в законодательстве о правовом положении иностранных граждан в РФ. При этом санкции за нарушение порядка привлечения иностранных работников значительно превышают санкции за нарушение норм собственно трудового законодательства.
В Россию в поисках убежища
Перед организациями, использующими труд иностранных граждан, вне зависимости от правового статуса последних в России, остро встает вопрос соблюдения указанного порядка в целях безопасности ведения бизнеса.
В настоящее время на российском рынке труда широко представлены, пожалуй, три категории иностранных работников: иностранцы из ближнего зарубежья ("безвизовые" иностранцы), иностранцы из дальнего зарубежья ("визовики") и высококвалифицированные специалисты. Порядок их привлечения к трудовой деятельности и обязанности работодателя по отношению к органам государственной власти регулируются ст. ст. 13.1, 18, 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" соответственно.
Однако остаются категории иностранных граждан, порядок осуществления трудовой деятельности которыми на территории России и взаимоотношения работодателей которых с органами исполнительной власти не нашли достаточно четкого отражения в законодательстве. Наиболее часто, как показывает практика, работодателям приходится сталкиваться с иностранцами, имеющими разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, а в текущем году - с гражданами Украины, прибывшими на территорию России в поисках убежища. В связи с этим у работодателей возникает необходимость получения актуальной информации о порядке трудоустройства указанных категорий иностранцев и сопровождения трудовых отношений с ними в соответствии с нормами действующего законодательства.
Прежде всего следует разделить бытовое понятие "беженцы" и правовой статус иностранного гражданина, которому в Российской Федерации может быть предоставлено политическое убежище, временное убежище или статус беженца.
Надлежащие документы
Практика показывает, что граждане Украины в настоящее время обращаются в органы ФМС России за получением двух статусов - "беженец" и "лицо, получившее временное убежище". Правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается надлежащими документами.
Лицу, признанному беженцем, выдается соответствующее удостоверение. Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356.
Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, после рассмотрения его заявления выдается соответствующее свидетельство. Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением 3 к Приказу ФМС России от 25.04.2011 N 81.
Таким гражданам в соответствии с подп. 11 и подп. 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ не требуется получать разрешение на работу.
При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, передаются им на хранение в орган ФМС России, выдавший соответствующий документ (п. 8 ст. 7 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" и п. 10 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 (далее - Порядок предоставления временного убежища)).
При этом в соответствии с действующим законодательством как удостоверение беженца, так и свидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющими личность их владельцев (абз. 2 п. 7 ст. 7 Закона N 4528-1 и п. 9 Порядка предоставления временного убежища), действующими на всей территории России, что в сочетании с отсутствием необходимости получать разрешение на работу не накладывает на данную категорию работников временные либо профессиональные ограничения в части их работы за пределами субъекта местонахождения работодателя.
Таким образом, при трудоустройстве указанной категории иностранных граждан они не могут предъявить паспорт, а в соответствии с положениями ст. 65 ТК РФ предъявляют один из указанных выше документов, реквизиты которого и следует указывать работодателю в трудовом или гражданско-правовом договоре (ст. 57 ТК РФ).
Обязанности и ответственность работодателя
Как при приеме на работу таких работников, так и при сопровождении трудовых отношений с ними работодатель руководствуется нормами ТК РФ (ст. 11 ТК РФ, письмо Минобрнауки России от 08.08.2014 N НТ-865/08).
Однако и беженцы, и лица, получившие временное убежище в РФ, остаются иностранными гражданами, в связи с чем работодателю необходимо понимать, какие действия он должен выполнять в отношении этой категории работников в рамках миграционного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.
Так, беженцы признаются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования РФ (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и подп. 7 п. 1 ст. 8 Закона N 4528-1), равно как и лица, получившие временное убежище на территории РФ (ст. 10 Закона N 326-ФЗ, п. 13 Порядка предоставления временного убежища, подп. 7 п. 1 ст. 6 Закона N 4528-1). Вместе с тем указанные лица не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Что касается вопросов налогообложения, то НК РФ не устанавливает особого порядка исчисления налоговой ставки в отношении доходов иностранцев, признанных беженцами или получивших временное убежище в РФ (как, например, в отношении иностранных высококвалифицированных специалистов или участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, для которых налоговая ставка установлена в размере 13% вне зависимости от фактического времени нахождения иностранца на территории России).
Таким образом, при исчислении налоговой ставки в отношении доходов данной категории иностранцев необходимо руководствоваться положениями ст. ст. 207, 224 НК РФ.
Законодательством РФ в сфере миграции установлена обязанность по уведомлению соответствующих органов власти о привлечении и об использовании иностранных работников (п. 9 ст. 13.1, п. 13 ст. 13.2, подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Причем за нарушение порядка и формы уведомления ч. ч. 3 - 5 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Так, в случае заключения договора с "безвизовиками" работодатель обязан уведомлять органы ФМС и занятости населения в соответствующем субъекте РФ. Однако п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ возлагает данную обязанность на работодателей, привлекающих иностранных граждан, имеющих разрешение на работу. В нашем случае иностранцам разрешение на работу не требуется, в силу чего обязанность по уведомлению перечисленных органов власти не возникает, уведомление не требуется. Соответствующая позиция приведена в том числе в Постановлении ВС РФ от 23.09.2011 N 18-АД11-15.
До настоящего времени открытым остается вопрос о необходимости уведомления налогового органа о привлечении "безвизовых" иностранцев. Так, в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2009 года указывается на необходимость уведомления налогового органа о привлечении иностранных работников вне зависимости от того, в каком порядке - визовом или безвизовом - они въехали в Россию, в то время как ВАС РФ в Постановлении Президиума от 02.02.2010 N 11773/09 указывает на отсутствие такой необходимости в отношении иностранцев, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы.
В связи с изложенным во избежание возможного привлечения к административной ответственности рекомендуем работодателям все же уведомлять налоговый орган о привлечении "безвизовых" иностранцев, получивших временное убежище или статус беженца в РФ.
Миграционное законодательство
Что касается миграционного учета беженцев и лиц, получивших временное убежище в РФ, ни Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", ни утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ не устанавливают какого-либо специального режима учета по месту пребывания в РФ указанных лиц.
Вместе с тем Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в РФ, утв. Приказом ФМС России от 29.08.2013 N 364 (далее - Административный регламент), установлен порядок осуществления миграционного учета данной категории иностранных граждан.
В соответствии с п. 101 Административного регламента указанные граждане подлежат постановке на учет по месту пребывания. Регистрации по месту жительства подлежат лишь иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство. В связи с этим беженцы и лица, получившие временное убежище, подлежат именно постановке на учет по месту пребывания наравне с иными иностранцами, временно пребывающими в Российской Федерации.
При этом установлено, что постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ, производится территориальным органом ФМС России в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета и Административным регламентом.
Согласно положениям п. 101.3 Административного регламента иностранные граждане, получившие временное убежище на территории РФ, подлежат постановке на учет по месту пребывания на срок до одного года. Если срок предоставления временного убежища по решению территориального органа ФМС России продлен, срок постановки на учет по месту пребывания продлевается на срок до одного года.
Принимающей стороной для указанных иностранных граждан вправе выступить организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ). Постановка на учет по месту пребывания может быть произведена по месту нахождения организации-работодателя (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).
Что касается иностранных граждан, признанных беженцами, порядок и правила постановки их на миграционный учет по месту пребывания Административным регламентом не установлены. Однако в соответствии с п. 101 Административного регламента постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан, признанных беженцами, производится территориальным органом ФМС России в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета и Административным регламентом, то есть на них в полной мере распространяются положения указанных нормативных правовых актов.
Соответственно, иностранцы, имеющие удостоверение беженца, должны быть поставлены на учет по месту пребывания. При этом принимающей стороной для указанных иностранных граждан также вправе выступить организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Постановка на учет по месту пребывания может быть произведена по месту нахождения организации-работодателя (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).
Получившие вид на жительство и РВП
Не вдаваясь в различия в правовом статусе граждан, признанных беженцами, скажем лишь, что вид на жительство выдается как отдельный документ, а разрешение на временное проживание (РВП) - как отметка в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (абз. 7 и абз. 8 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ таким иностранцам не требуется получать разрешение на работу, а работодателю - разрешение на привлечение и использование иностранных работников (в случае если иностранцы - "визовики"). Соответственно, для подтверждения названной преференции работодателю необходимо иметь копии указанных документов.
Вместе с тем для иностранцев, получивших РВП, установлен запрет на осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта, где человеку разрешено временное проживание. В связи с изложенным при трудоустройстве таких иностранцев необходимо обращать внимание на то, в каком субъекте они зарегистрированы по месту жительства (то есть на штамп о прописке). В отношении иностранцев с видом на жительство в России такие ограничения отсутствуют.
Иностранцы с РВП и видом на жительство признаются налоговыми резидентами с момента получения соответствующего документа (письмо Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82). Кроме того, они признаются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования (ст. 10 Закона N 326-ФЗ) и обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).
В отношении указанной категории иностранных граждан также не требуется уведомления органов ФМС России и органов занятости населения ввиду отсутствия у них разрешения на работу (обоснование смотрите выше), равно как и уведомления налогового органа, поскольку действующее законодательство предусматривает необходимость уведомления о привлечении и об использовании иностранных работников (подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Таковыми признаются иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (абз. 14 ч. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Под временно пребывающим иностранным гражданином понимается лицо, не имеющее вида на жительство или РВП в Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что обязанность по уведомлению налогового органа у работодателя не возникает.
В части миграционного учета указанных лиц вопрос поднимается, как правило, когда иностранец зарегистрирован по месту жительства в другом населенном пункте, нежели в том, где находится работодатель, поскольку Закон N 109-ФЗ вменяет иностранцу в обязанность вставать на учет по месту пребывания в случае нахождения вне адреса места жительства. При этом принимающей стороной для указанных иностранных граждан вправе выступить организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ). Постановка на учет по месту пребывания может быть произведена по месту нахождения организации-работодателя (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ) на срок действия разрешения на временное проживание или вида на жительство (п. 32 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.