Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОМПЕНСАЦИИ ЗА "ВРЕДНОСТЬ": НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ
Никитина А.
Трудовой кодекс обязывает работодателя обеспечивать работникам нормальные условия труда. В то же время законодательство допускает привлечение работников и к вредным или даже опасным работам. Однако в этом случае отклонение от нормы в обязательном порядке должно быть сотруднику компенсировано. Минимум, который в таких ситуациях положен работникам, установлен в Постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870. Причем в данном документе оговорено, что более весомые "бонусы" в зависимости от класса "вредности" условий, в которых трудится тот или иной работник, должны быть установлены Минздравсоцразвития. Проблема в том, что это Министерство до своей реорганизации с данной задачей так и не справилось. В связи с этим представителям Министерства труда и социальной защиты приходится давать разъяснения, как быть работодателям в отсутствие необходимого нормативного акта.
Согласно ст. 117 Трудового кодекса работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, подлежит предоставлению ежегодный дополнительный, то есть сверх общих 28 дней, оплачиваемый отпуск. В частности, речь идет о подземных и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, а также других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.
Статьей 147 Трудового кодекса предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками и окладами, определенными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Наконец, ст. 92 Трудового кодекса для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
При этом ни продолжительность допотпуска, ни размер надбавки к заработной плате Трудовой кодекс не устанавливает, делегируя эти полномочия правительству. Аналогичным образом сокращенная продолжительность рабочего времени, установленная ТК, - это лишь максимально возможное количество часов работы во вредных или опасных условиях. Кабинетом министров может быть определена и меньшая продолжительность рабочего времени.
Дифференцированные размеры
В соответствии с Трудовым кодексом Правительство РФ Постановлением от 20 ноября 2008 г. N 870 установило следующие размеры компенсаций "за вредность":
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда - не менее 4 процентов от тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
- продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, как и предусмотрено Трудовым кодексом.
При этом п. 2 Постановления N 870 оговорено, что в 6-месячный срок после вступления его в силу Минздравсоцразвития должно с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций. В этих целях, собственно говоря, п. 3 Постановления N 870 к полномочиям Министерства было отнесено утверждение размеров компенсаций в зависимости от класса условий труда. Однако на сегодняшний данная норма утратила силу, поскольку и само ведомство летом 2012 г. было реорганизовано в Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты (Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636). Между тем нормативного акта, устанавливающего повышенные компенсации в зависимости от класса условий "вредного" труда, до сих пор как не было, так и нет. Однако есть Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, который утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (далее - Список). Ведь согласно ст. 423 Трудового кодекса впредь до приведения в соответствие с ним законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, такие законы и иные правовые акты, в том числе "советского" периода, сохраняют силу постольку, поскольку они не противоречат Кодексу. Правда, с порядком применения Списка тем не менее все не так однозначно.
По результатам аттестации или по профессии
Трудовым кодексом и Постановлением N 870 круг работников, имеющих право на "вредные" компенсации, определяется на основании их занятости на работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов, которые устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н и предусматривает комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом их класса (подкласса), определяемого по результатам оценки их соответствия гигиеническим нормативам. Применяется в этих целях "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (далее - Руководство), утвержденное Роспотребнадзором 29 июля 2005 г. (п. 1.2 Руководства). В свою очередь, данный документ исходя из степени отклонения фактических уровней физических, химических, биологических и иных факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов подразделяет условия труда по степени вредности и опасности на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников разделяют на 4 степени вредности (классы 3.1 - 3.4).
Таким образом, согласно действующему законодательству "вредные" компенсации подлежат предоставлению работникам, чьим рабочим местам присвоен 3 класс вредности любой степени. Между тем если руководствоваться Списком, то право на компенсации принадлежит сотрудникам указанных в нем профессий, должностей и т.п. Тем самым на практике может сложиться ситуация, когда по результатам аттестации рабочих мест условия труда не предполагают предоставления "бонусов", в то время как профессия или должность работника говорит об обратном.
Обратите внимание! Приказом Минтруда России от 12 декабря 2012 г. N 590н в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда внесены изменения. В частности, конкретизирован перечень рабочих мест, подлежащих аттестации. К примеру, подобная процедура может не проводиться в отношении офисных рабочих мест и не повторяться в отношении рабочих мест, условия труда на которых по итогам прошлой аттестации были признаны допустимыми. Однако в общем и целом принципы оценки условий труда, в соответствии гигиеническим нормативами, остались неизменны.
Посчитав такое положение вещей нарушающим его права, один из работодателей обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании Списка недействующим. И хотя "официально" такого решения представители ВС РФ не принимали, по факту они указали, что данный документ и без того не подлежит применению с момента вступления в силу Постановления N 870, то есть с 6 декабря 2008 г., поскольку противоречит Трудовому кодексу. На этом основании верховные судьи прекратили производство по делу (Определение ВС РФ от 4 апреля 2012 г. N АКПИ12-317).
Между тем для многих работодателей Список был напротив ориентиром в том, кому из "вредных" сотрудников следует предоставлять компенсации в повышенном по сравнению с установленным правительством размере. Учитывая же выводы ВС РФ, казалось, этот ориентир утрачен, но...
В части, не противоречащей ТК
Довольно категорично в отношении Определения Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 г. N АКПИ12-317 высказались представители Федерации независимых профсоюзов России. В Письме от 15 мая 2012 г. они указали, что Список действовал, действует и будет действовать, пока он в установленном порядке не отменен, не изменен и не приостановлено его действие.
По большому счету не нашли препятствий для применения данного документа и специалисты Роструда. В Письме от 19 июня 2012 г. N ПГ/4463-6-1 они указали, что на его положения вполне можно ориентироваться, просто включив их в коллективный договор или локальные нормативные акты, принимаемые работодателем на основании ст. 8 Трудового кодекса. При этом чиновники особо подчеркнули, что отсутствие современного нормативного акта, дифференцирующего "вредные" компенсации по классам условий труда, не является препятствием для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Впрочем, вскоре статус-кво был восстановлен самим Верховным Судом РФ. Определением Апелляционной коллегии ВС РФ от 1 ноября 2012 г. N АПЛ12-651 дело было направлено в суд первой инстанции по существу. Как указали судьи, прекращая производство по делу, их коллеги не учли того, что изменение законодателем порядка установления "вредных" компенсаций не исключает применение нормативных правовых актов бывшего Союза ССР, устанавливающих Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо иной нормативный правовой акт, заменяющий их.
В свою очередь, при рассмотрении дела по существу в признании Списка недействующим было отказано (Решение Верховного Суда РФ от 14 января 2013 г. N АКПИ12-1570). Как указали судьи, данный документ подлежит применению в том случае, когда по данной профессии, должности Списком предусмотрены более высокие компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. И в этом смысле руководствоваться им необходимо вплоть до принятия нормативного акта, предусмотренного п. 2 Постановления N 870, который позволил бы дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда. При этом, подчеркнули представители ВС РФ, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник имеет право на "вредные" компенсации в размерах, установленных Постановлением N 870, независимо от того, поименована или нет его профессия либо должность в Списке. Таким образом, резюмировали судьи, в определенных случаях данный документ вполне может применяться в части, не противоречащей Трудовому кодексу, а значит, оснований для признания его недействующим нет.
Что же касается претензий заявителя, что Список возлагает на работодателя обязанность предоставлять компенсации за работу во вредных условиях труда в случаях, когда по результатам аттестации рабочих мест не установлено неблагоприятного воздействия на здоровье работника каких-либо вредных факторов, то судьи отмели их на основании ст. 219 Трудового кодекса. Дело в том, что ч. 4 данной статьи предусмотрено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
С учетом финансового положения
После реорганизации Минздравсоцразвития полномочия по установлению размеров "вредных" компенсаций в зависимости от класса условий труда перешли к Министерству труда и социальной защиты (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610). Как указали представители ведомства в Разъяснении от 13 февраля 2013 г., в настоящее время ими ведется работа по принятию соответствующих нормативных актов, которые будут утверждены после согласования со сторонами социального партнерства. До этого момента, по мнению чиновников, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда работодатель с учетом своего финансового положения может устанавливать самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Их виды, размеры и порядок предоставления следует просто закрепить коллективным договором, локальным нормативным актом.
Для определения же размера компенсаций работодатель, в соответствии с Решением ВС РФ от 14 января 2013 г. N АКПИ12-1570, может использовать и Список, однако отнюдь не обязан. В части, не противоречащей Трудовому кодексу, ориентироваться в данном случае согласно Разъяснению можно и на Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78), а также на любые иные действующие нормативные правовые акты, предусматривающие соответствующие размеры компенсаций.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.