Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П.Н. СБИРУНОВ
Вопросы правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан являются весьма актуальными для современной России. Достаточно сказать, что численность иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в России, выросла с 1995 по 2009 год почти в 8 раз. Так, в 1995 году количество иностранных работников в России насчитывало 281,1 тыс. человек, в 2000 году - 213,3 тыс. человек, 2005 году - 702,5 тыс. человек, в 2008 году - 2425,9 тыс. человек, в 2009 году - 2223,6 тыс. человек. Как показывает статистика, среди иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России, преобладают неквалифицированные специалисты - работники сферы обслуживания, продавцы, работники жилищно-коммунального хозяйства и т.д. В 2009 году среди всех иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в России, граждане из стран СНГ составили 74,0%, граждане из стран дальнего зарубежья - 26,0%. Причем в последней группе иностранных работников преобладали граждане Китая, Вьетнама, Турции, КНДР <1>.
--------------------------------
<1> См.: Россия в цифрах. 2010: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 100.
В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статьей 11 Трудового кодекса РФ определено, что на территории Российской Федерации правила, установленные российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях и особенности трудовой деятельности иностранных граждан нашли отражение в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <2>, подзаконных нормативных правовых актах, регламентирующих привлечение и использование иностранных работников.
--------------------------------
<2> См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 28.09.2010) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
Рассмотрим некоторые принципиальные положения вышеназванного Закона и иных актов, содержащих нормы трудового права, которые нашли применение при рассмотрении трудовых споров о трудовой деятельности иностранных граждан.
1. Работодателем в соответствии с Законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства нашел отражение в Административном регламенте предоставления государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства <3>. В соответствии с Административным регламентом основаниями для отказа в выдаче ФМС России или ее территориальным органом разрешения на привлечение и использование иностранных работников являются, в частности:
--------------------------------
<3> См.: Приказ ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11 января 2008 г. "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" (ред. от 30.09.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 28.
- заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям;
- наличие сведений о результатах проверок работодателей, заказчиков работ (услуг) и выявлении фактов нарушений соблюдения гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан, осуществленных органами исполнительной власти, уполномоченными исполнять надзорно-контрольные функции;
- наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;
- наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;
- отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.
В декабре 2009 г. ООО "СК "Востокстройинвест" в связи с нехваткой рабочей силы для исполнения заключенных обществом договоров подряда на заготовку древесины в Селемджинском районе Амурской области обратилось в УФМС по Амурской области с заявлением от 16.12.2009 о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории Селемджинского района Амурской области.
Письмом от 13.01.2010 N 8/25 УФМС России по Амурской области направило в адрес заявителя отказ в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В обоснование отказа государственный орган сослался на заключение Управления труда и занятости населения Амурской области о привлечении и об использовании иностранных работников от 30.12.2009 N 01-04/3452, содержащее решение о нецелесообразности и использовании 643 работников по заявленным профессиям (п. 29.1 Административного регламента).
Согласно заключению УЗН по Амурской области о привлечении и об использовании иностранных работников от 30.12.2009 N 01-04/3452, выданному на запрос УФМС России по Амурской области от 16.12.2009 N 497, Управление приняло решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по следующим специальностям, должностям: Вальщик леса - 84; переводчик - 6; начальник бригады - 23; сортировщик - 37; контролер-учетчик - 22; водитель автомобиля - 84; тракторист - 53; чокеровщик - 44; слесарь строительный - 17; стропальщик - 29; загрузчик-выгрузчик - 38; рамщик - 183; кухонный работник - 23. Итого 643 человека. В качестве оснований указаны: наличие российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы (безработных граждан); наличие возможностей удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов (п. п. 29.5, 60.3 Административного регламента).
Общество, полагая, что отказ УФМС России по Амурской области и действия УЗН по Амурской области, результатом которых, по его мнению, стало вынесение неправомерного заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, оказали негативное влияние на результаты его производственной деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 02.12.2009 N 310 для ООО "СК "Востокстройинвест" утверждены сведения о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2009 году в количестве 930 человек. Заключение о нецелесообразности привлечения 294 иностранных работников привело к нарушению прав общества в сфере предпринимательской деятельности.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в ст. 5 определяет государственную политику в области содействия занятости населения, направленную на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.
Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о занятости является приоритетным правом Российской Федерации. Согласно части второй названной статьи привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Административный регламент устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранных работников. К таким основаниям, в частности, отнесено заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (п. 29.1).
В рассматриваемом случае исполнительный орган государственной власти, проводящий государственную политику в области занятости населения Амурской области в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, исходя из наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных ресурсов, в соответствии со ст. 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", п. 3.5.11 Положения об управлении занятости населения в Амурской области, п. 60.3 Административного регламента, выдал заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения 643 иностранных граждан.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для признания действий Управления занятости населения по Амурской области по вынесению заключения от 30.12.2009 N 01-04/3452 у суда первой инстанции не имелось <4>.
--------------------------------
<4> См.: Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N 06АП-3347/2010.
2. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. В этом случае организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
В настоящее время порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, регламентирован Приказом ФМС РФ от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" <5>. Данный Приказ обязывает организацию в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства иностранного гражданина уведомить об этом территориальный орган ФМС России. Подтверждением выполнения уведомителем обязанности по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы и органа службы занятости населения является наличие отметки о приеме уведомления, проставляемой в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления указанными органами либо в случае направления уведомления почтовым отправлением организацией федеральной почтовой связи.
--------------------------------
<5> См.: Приказ ФМС РФ от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 34.
Управление Федеральной миграционной службы по Ростовской области провело проверочные мероприятия по соблюдению ЗАО "Книга" миграционного законодательства Российской Федерации. В ходе проверки выявлен факт неуведомления в установленный законом срок Управления государственной службы занятости населения по Ростовской области и Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области о принятии на работу гражданина Узбекистана Юсупова Танера Ахтамовича.
По результатам проверки управление составило протокол от 01.04.2009 N 6109/002664/643 об административном правонарушении. Постановлением от 09.04.2009 N 6109/002664/643 управление привлекло общество к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса, с назначением административного наказания в виде 400 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с названным Постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Частью 3 ст. 18.15 Кодекса предусмотрена административная ответственность за неуведомление территориального органа, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 N 183, установлено, что работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки выявлен факт неуведомления обществом управления и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о принятии на работу подсобным рабочим гражданина Узбекистана Юсупова Т.А. (трудовой договор от 10.11.2008 N 86) в установленный законодательством срок.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава правонарушения является правильным и подтверждается собранными по делу доказательствами, которым суды дали надлежащую правовую оценку <6>.
--------------------------------
<6> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.11.2009 по делу N А53-7506/2009.
3. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Порядок выдачи работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, а также порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, нашли отражение в Приказе ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11 января 2008 г. (ред. от 30.09.2010).
Порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, предусматривает:
1) представление иностранным гражданином или уполномоченными им по доверенности лицами в ФМС России или ее территориальный орган следующих документов:
- заявление о выдаче ему разрешения на работу;
- документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
- миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или отметкой территориального органа ФМС России о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
- квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу;
- трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии);
2) проверка комплектности и подлинности документов, занесение данных документа, удостоверяющих личность, в автоматизированную подсистему "Трудовая миграция" Центрального банка данных по учету иностранных граждан;
3) внесение персональных данных на каждого иностранного гражданина в Информационный центр ФМС России для проверки наличия оснований для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину;
4) принятие решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения на работу, внесение информации о принятом решении в автоматизированную подсистему "Трудовая миграция" Центрального банка данных по учету иностранных граждан, получение иностранным гражданином разрешения на работу.
Постановлением УФМС по г. Москве N МС-9/9-011329 ООО "Гаро-1М" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. В качестве противоправного деяния вменено привлечение к трудовой деятельности гражданина Республики Молдова А. в качестве мойщика автомашин на указанном объекте без разрешения на работу.
Осуществляя проверку законности оспариваемого постановления, судебные инстанции пришли к правильному выводу о доказанности события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности.
Судами сделан обоснованный вывод, что факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения, выразившегося в привлечении гражданина Молдовы к работе без разрешения на работу, доказан, подтверждается материалами дела и не опровергнут надлежащими и достоверными доказательствами <7>.
--------------------------------
<7> См.: Постановление ФАС МО от 05.03.2009 по делу N А40-56421/08-146-498.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.