Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ
С.П. КАЗАРЦЕВ
Мировая практика показывает, что регулирование социально-трудовых отношений развивается в основном по двум направлениям: государственное (законодательное) регулирование и коллективно-договорное регулирование, основанное на принципах социального партнерства.
Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений - форма реализации принципов социального партнерства в социально-трудовой сфере, предполагающая проведение коллективных переговоров и заключение соглашений (коллективных договоров) по вопросам труда между сторонами социального партнерства на всех уровнях управления (федеральном, региональном (межрегиональном), отраслевом (межотраслевом), территориальном и локальном). Эта форма позволяет согласовывать интересы сторон, выражает необходимость социального мира как одного из основных условий политической и экономической стабильности. Особое значение имеет в области оплаты труда, поскольку позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством гарантии и компенсации работникам.
В связи с этим возрастает роль как самого социального партнерства, так и конкретных форм его реализации, среди которых коллективно-договорное регулирование трудовых отношений занимает важнейшее место.
Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений представляет собой сотрудничество социальных групп в рамках гражданского общества. Будучи отдельной формой социального партнерства и разновидностью процессов самоорганизации общества, обладает целым рядом преимуществ.
Использование преимуществ коллективно-договорного регулирования способствует минимизации социальных издержек, формированию демократичного и социально ориентированного механизма правового регулирования трудовых отношений.
Коллективно-договорное регулирование предоставляет работникам и работодателям возможность публично выразить и согласовать свои интересы в сфере труда, так как осуществляется демократическим путем, на основе проведения коллективных переговоров. Такое регулирование достаточно гибко, стороны могут учесть особенности организации труда и потребления в отдельном регионе, а также отраслевую и локальную специфику, финансово-экономическое состояние работодателя и т.д. Указанные преимущества в полной мере реализуются с учетом потребностей общества с государственными интересами. Государство по отношению к коллективно-договорному процессу выполняет две роли: оно выступает как участник системы социального партнерства и одновременно как носитель публичной власти.
Как участник системы социального партнерства государство выполняет посреднические функции, способствует достижению согласования интересов работников и работодателей.
В качестве носителя публичной власти государство регулирует коллективные трудовые отношения, определяет пределы коллективно-договорного регулирования, и самое важное - устанавливает условия труда, регламентирует индивидуальные трудовые отношения.
Сторонами коллективно-договорного процесса являются соответствующие работодатели (их представители) и представительные организации (органы) работников. Интересы работников представляют профессиональные союзы и их объединения или иные представители, избираемые работниками.
Участие иных представителей (представительных органов) работников в коллективно-договорном регулировании в настоящее время не получило широкого распространения на практике. Возможность их массового появления в условиях, когда законодательство предоставляет работникам права на свободное объединение и реальную возможность для создания профсоюза, невелика.
Результаты социологического исследования, проведенного в 2010 - 2011 гг. Общероссийским профсоюзом работников торговли и услуг на более 5000 предприятий малого и среднего бизнеса в 76 субъектах России с охватом более 130 тыс. работников показали следующее:
- на 22,56% предприятий имеются профсоюзные организации;
- на 6% предприятий есть иные представители или представительные органы;
- на 7% имеются и профсоюзы, и иные представители;
- на 64,5% не имеется никаких представительных органов работников.
При этом работники чаще всего решают все вопросы трудовых отношений с работодателем - от 71 до 87%, обращаются в профсоюз - от 23 до 26%, обращаются в иной представительный орган - около 3%.
Правовое положение сторон коллективных переговоров характеризуется объемом принадлежащих им прав и обязанностей, при этом особое значение имеет право на осуществление коллективно-договорного регулирования. В качестве элементов этого права можно назвать право вступать в коллективные переговоры и вести их, право разрабатывать и заключать коллективные договора, право самостоятельно определять их содержание.
Будучи актом, отражающим согласованную позицию сторон по поводу условий применения труда, коллективный договор имеет важное юридическое и социально-экономическое значение и выполняет разнообразные функции в обществе.
Юридическое значение коллективного договора заключается в том, что он является источником права, выполняющим особую роль в регулировании трудовых отношений. В качестве источника трудового права коллективный договор выполняет производственную и организующую функцию, упорядочивая процесс использования труда работников, стандартизируя его условия. Одновременно коллективный договор выполняет защитную функцию, устанавливая дополнительные гарантии, льготы и преимущества для работников, ограничивает возможности работодателя в одностороннем порядке устанавливать условия труда.
Социально-экономическое значение коллективного договора проявляется в том, что это один из видов самоорганизации общества, способ взаимодействия работников и работодателей, позволяющий согласовать их интересы и обеспечить социальный мир. Тем самым выполняется миротворческая функция, так как на время своего действия коллективный договор исключает возможность организации работниками забастовок по вопросам, урегулированным в договоре (при условии их выполнения работодателем).
Роль коллективного договора в правовом регулировании трудовых отношений определена как вспомогательная.
Во-первых, потому что коллективные договоры не могут применяться независимо от иных нормативных правовых актов, так как они не обеспечивают полноты регулирования трудовых отношений. Во-вторых, содержание коллективных договоров тесно связано с нормами права, они дополняют, конкретизируют, развивают положения иных нормативно-правовых актов.
Коллективный договор выполняет несколько функций: конкретизирует правовые нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах; повышает гарантии трудовых прав работников; восполняет пробелы, имеющиеся в праве; осуществляет воздействие на формирование правосознания работников и работодателей и содержание государственного регулирования в сфере труда.
Основными видами коллективно-договорных актов являются коллективный договор и соглашение. Их правовое соотношение определяет принцип: нормы коллективного договора не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами соглашения (отраслевого, регионального и др.).
Практика свидетельствует о тесном взаимодействии этих актов между собой. Отраслевые соглашения часто вторгаются в область локального правового регулирования, осуществляемого коллективным договором, определяют направления и механизмы такого регулирования. Существование многоступенчатой иерархии коллективно-договорных актов иногда приводит к дублированию правовых норм, возникновению противоречий между ними, что, несомненно, снижает эффективность договорного регулирования. Однако необходимость заключения коллективных договоров и соглашений доказана временем и практикой. Каждая из сторон социального партнерства, заключая соглашение или коллективный договор, преследует свои цели. Работники получают дополнительные социальные гарантии и льготы, материальные стимулы, работодатель - возможность уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, НДФЛ, ЕСН (так государство через налоговое законодательство поощряет работодателей, заключающих коллективные договора). Государство тоже получает свой интерес - социальный мир и экономическую стабильность.
Современный этап развития требует повышения значения коллективного договора, заключаемого между работодателем и трудовым коллективом в сфере регулирования социально-трудовых отношений.
По данным Минздравсоцразвития России, в 2010 г. лишь в 5,2% организаций заключены коллективные договора, а охвачено коллективными договорами 62,2% работников.
О чем говорят эти цифры? О том, что коллективные договоры заключаются в основном на крупных предприятиях, где активно действуют профсоюзы.
И конечно, о том, что именно работодатели малого и среднего бизнеса, получающие в договорах наличие для себя определенных ограничений, а для работников - повышенных социальных гарантий, не желают заключения коллективного договора.
Но ведь и работники должны самоорганизоваться для защиты своих интересов и более активно их отстаивать.
Особой проблемой коллективных договоров и соглашений является содержание раздела, где устанавливаются формы и размеры оплаты труда.
Ранее, до 2008 г., в бюджетных учреждениях при начислении заработной платы руководствовались тарифной сеткой, где были определены размеры должностных окладов по каждому разряду.
После того как тарифная сетка была отменена, размер должностного оклада, а также надбавки стимулирующего характера и компенсационные стали устанавливаться в организациях самостоятельно. Соответственно, выросло значение договорного регулирования трудовых отношений. Ведь именно в коллективном договоре должны быть указаны все стимулирующие и компенсационные надбавки, а также установлены повышающие коэффициенты для работников, которые прежде должны обсуждаться на собраниях трудовых коллективов.
Соблазн оценить труд работника по своему усмотрению возникает у многих руководителей, чему явно способствует отсутствие в учреждении коллективного договора. В результате в некоторых бюджетных учреждениях заработная плата у работников реально снизилась за счет корректировки надбавок и коэффициентов в меньшую сторону, при этом заработная плата у руководителей выросла.
Поэтому в современных условиях необходимо поднимать роль коллективного договора, добиваться, чтобы в каждом трудовом коллективе он стал инструментом обеспечения стабильности.
Вместе с тем практика показывает, что сам факт заключения договора (или соглашения) еще не говорит о реальной возможности эффективного регулирования социально-трудовых отношений на предприятии, в отрасли, регионе или на определенной территории.
Реальная эффективность этого процесса определяется, прежде всего, характером устанавливаемых договоренностей (могут ли они изменить положение работников в лучшую сторону) и степенью их реализации. Количество заключаемых договоров и соглашений также не гарантирует качества их исполнения. Проблема заключается не только в наличии или отсутствии договора в организации, но и в том, что конкретно закреплено в договоре, какую ответственность он предусматривает за невыполнение сторонами взятых на себя обязательств.
Таким образом, обобщенным критерием эффективности коллективных договоров и соглашений является их действенность.
Общим и главным недостатком содержания большинства соглашений является явная нехватка в них обязательств, представленных количественными показателями или нормативами, характеризующими те или иные аспекты развития социально-трудовой сферы на соответствующем уровне функционирования.
При определении содержания договоров и соглашений необходимо исходить из того, что главными принципами, на которых строится система социального партнерства, являются добровольность и согласие сторон. Следовательно, содержание соглашений и конкретные обязательства не должны быть жестко регламентированы и сведены к неким типовым формам. Напротив, чем разнообразнее будут взаимные обязательства партнеров, направленные на решение социальных проблем, тем полнее будут раскрываться возможности, заложенные в самой системе социального партнерства.
Вместе с тем желательно, чтобы обязательства были зафиксированы не в форме расплывчатых формулировок, а во вполне конкретных мероприятиях по улучшению социально-трудовых условий на предприятии, в регионе, отрасли.
Соответственно, акцент должен быть сделан не на самих обязательствах, а на тех проблемах социально-трудовых отношений, решение которых зависит от исполнения этих обязательств. При этом не столь важно, какая именно сторона принимает на себя обязательство: работодатели, работники или представители государства. Главное - наличие в договорах и соглашениях не пустых или воспроизводящих нормы действующего законодательства обязательств, а значащих обязательств, то есть тех, которые конкретизируют и дополняют нормы закона, способствуют развитию и совершенствованию социально-трудовых отношений, поднимают их на более высокий уровень.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.