Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ПРАВОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАХОГРАФОВ
Е.А. ВОЙТЕНКОВ
По оценкам экспертов, несоблюдение водителями Правил дорожного движения признается причиной 80% дорожно-транспортных происшествий. За первые 8 месяцев 2009 г. по причине таких нарушений произошло более 100 тыс. ДТП <1>. Наиболее характерными нарушениями являются несоответствие скорости конкретным условиям движения, выезд на встречную полосу, нарушение правил проезда перекрестков.
--------------------------------
<1> По материалам официального сайта ГИБДД МВД России: www.gibdd.ru.
Однако данные сухие факты и цифры статистики зачастую не учитывают и оставляют "за кадром" причины, которые привели к таким нарушениям. Одной из них является утомленное состояние водителя. Управление транспортным средством требует от водителя постоянного, ежесекундного напряжения, внимания к дороге, собственному автомобилю и другим участникам дорожного движения. Управление автомобилем в состоянии усталости, без необходимых для отдыха перерывов приводит к снижению порога внимательности, увеличению времени реакции и ее замедлению на те или иные события, происходящие на дороге.
Исследования в данной области проводились в сфере грузовых автоперевозок. Это обусловлено тем, что именно при изучении режима труда и отдыха водителей, работающих на междугородных и международных линиях (т.е. проводящих за рулем непрерывно большое количество времени), можно подробно и максимально объективно изучить реакцию организма на продолжительное управление транспортным средством. Установлено, что вероятность ДТП возрастает, если время вождения превышает 6 часов. При продолжительности управления до 10 часов риск может возрастать на 10 - 80%, а при увеличении продолжительности труда свыше 10 часов - на 100 - 150% по отношению к средним показателям. Максимально опасным является увеличение рабочего времени при управлении автомобилем в ночное время.
Не следует при этом забывать о продолжительности и качестве отдыха как о факторе, серьезно влияющем на вероятность ДТП. На дорогах России широко распространена практика отдыха водителей непосредственно в автомобиле. При этом зачастую 8-часовой суточный отдых водителя "разбивается" на 2 периода по 4 часа. Исследованием установлено, что такая форма отдыха влечет за собой в 3 раза большую угрозу ДТП, нежели режим непрерывного 8-часового отдыха вне транспортного средства.
Несомненно, соблюдение соотношения между временем работы и временем отдыха касается всех водителей, но, как уже отмечалось, наиболее актуально это для профессионалов, выполняющих перевозки на большие расстояния. В этом случае возникает противоречие между фактором безопасности дорожного движения и повышением рентабельности перевозок. Сложность разрешения этого противоречия заключается в том, что в большинстве случаев интересы заказчика перевозки и водителя, осуществляющего доставку груза в наиболее сжатые сроки, совпадают. Именно этими обстоятельствами и обусловлено определенное внимание к данному вопросу и наличие правовых норм, регламентирующих режим труда и отдыха водителей.
Согласно ст. 8 Конвенции о дорожном движении 1968 г. физическое и умственное состояние водителя "должно позволять ему управлять транспортным средством", он должен "быть знаком... с такими факторами, которые могут повлиять на его поведение, как усталость, прием лекарственных препаратов...".
Другим международным документом, где нашли отражение вопросы продолжительности времени труда и отдыха водителей, является Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, 1970 г. (ЕСТР). К этому соглашению Советский Союз присоединился в 1978 г. <2>. Соглашение определяет, в частности, понятие "ежедневная продолжительность управления", устанавливает ее максимально допустимые величины и содержит определенные допустимые альтернативы при применении данной нормы. В документе также отражен порядок обязательных перерывов в работе водителя, подробно описана и регламентирована продолжительность его отдыха.
--------------------------------
<2> Постановление Совета Министров СССР от 20 июня 1978 г. N 505 "О присоединении СССР к Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)".
Соглашение закрепило, что договаривающиеся стороны используют для учета труда и отдыха водителей личные контрольные книжки, а впоследствии осуществят переход к использованию специальных автоматических устройств - тахографов.
Тахограф (лат. "tachograph": "tacho" + "graph", "скорость" и "рисовать"; "самописец скорости") - прибор, предназначенный для регистрации скорости движения транспортного средства и пройденного пути, а также регистрации режима труда и отдыха, других режимов занятости водителя.
Тахографы производятся двух типоразмеров: круглые, устанавливаемые в гнездо спидометра, и радиоформата, устанавливаемые в гнездо автомагнитолы.
По типу тахографы бывают электронно-механические (аналоговые) и цифровые.
Электронно-механический тахограф - это прибор, на диаграммный диск (в простонародье "шайбу") которого записываются параметры скорости движения автомобиля (при ее превышении срабатывает сигнальная лампа), величина пробега, режим труда водителя; кроме того, заносятся данные о несоблюдении водителем любого из упомянутых показателей или о нарушении работы какой-либо системы автомобиля. Тахограмма, нанесенная на бумажный диск, позволяет оценить, насколько правильно следовал водитель по предписанному маршруту, контролировать пройденное расстояние, остановки, простои и мастерство управления автомобилем. Имеются модификации, которые дают возможность фиксировать число оборотов коленчатого вала двигателя, пункты и объемы заправок топливом и пр. Немаловажным обстоятельством является и то, что тахограмма очень часто является единственным документом, фиксирующим действия водителя при ДТП, угоне машины или подтверждающим трудозатраты в случае возникновения конфликтной ситуации с администрацией транспортного предприятия или заказчиком. Но, несмотря на все достоинства, электронно-механические тахографы имеют серьезные изъяны. Системы защиты не останавливают предприимчивых специалистов-самоучек из числа водителей и обслуживающего персонала в поиске способов воздействия на прибор. Умельцы увеличивают пробег транспортного средства, "приручая" счетчик пробега - одометр. Главной целью взломщиков является диаграммный диск, который изготовлен из специальной бумаги с последовательно нанесенными на нее слоями черного красителя, тонкого пластика и двуокиси цинка белого цвета с напечатанными на ее поверхности шкалами и знаками. Информацию в форме номограммы производит самописец, выполненный в виде подпружиненной стальной иглы с наконечником из корунда или алмаза на конце. Автомобильные "хакеры" в корыстных целях вручную наносят на "шайбу" самодельной иглой фальсифицированные данные.
Принципиальное отличие цифрового тахографа - это наличие энергонезависимой памяти, способной хранить информацию в течение 1 года, и очень серьезная защита от несанкционированного доступа к данным, записанным в память. Доступ к памяти осуществляется при помощи 4 видов "ключей", или смарт-карт: это карта водителя - она сохраняет данные за последние 28 суток; карта мастера - позволяет настраивать тахограф и изменять его основные функциональные параметры; карта администратора автопредприятия - позволяет считывать данные о рейсах автомобилей, которые принадлежат данному автопредприятию, а также закрывать эти данные от доступа другим администраторам; и карта инспектора, которая позволяет считать из памяти тахографа допущенные водителем нарушения (например, скоростного режима или режима труда и отдыха) и произошедшие сбои в работе оборудования (например, отключение питания или датчика скорости).
Российское законодательство предусматривает ответственность за нарушения режима труда и отдыха водителей и ненадлежащее использование тахографа. Статьей 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без тахографа или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха, влечет наложение штрафа в размере до двух тысяч пятисот рублей, а нарушение установленного режима труда и отдыха водителем, осуществляющим международную автомобильную перевозку, - в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Однако представляется, что данные меры не являются достаточными, поскольку они не дают существенного позитивного влияния на уровень безопасности дорожного движения в целом. Это объясняется тем, что в общем объеме автомобильных перевозок, выполняемых по территории Российской Федерации, доля международных не превышает 1%.
В отношении водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов в пределах Российской Федерации, применяется Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей <3>. Установленные им нормы соответствуют показателям ЕСТР, но контроль за исполнением требований этого документа затруднен по причине неоснащенности транспортных средств тахографами.
--------------------------------
<3> Утверждено Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 // Российская газета. N 248. 2004.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом" <4> предписывалось осуществить с 1 января 1998 г. оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами. Вместе с тем очевидно, что в соответствии с вышеуказанными критериями эти требования охватывают только очень ограниченную часть автопарка, в то время как в нашей стране широко эксплуатируются автомобили, выпущенные до 1998 г. Вопрос же о применении тахографов на них данным документом не урегулирован.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 3996.
При осуществлении надзора за движением контроль за соблюдением водителями режима труда и отдыха возможен на основании записей в путевом листе о времени выезда на линию. Вместе с тем использование этого метода оставляет вне поля зрения продолжительность работы в предшествующие дни и время межсменного отдыха. Таким образом, объективная оценка физического состояния лица, управляющего транспортным средством, затруднена. Очевидным также является и то обстоятельство, что ведение путевой документации большой доли автобусов и грузовиков находится в руках лиц, являющихся собственниками этих транспортных средств.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает ответственность водителей транспортных средств, выполняющих перевозки в пределах Российской Федерации, в случае нарушения ими положений о времени работы и отдыха.
Летом 2009 г. произошло несколько дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств (автобусов и грузовых автомобилей), осуществлявших перевозку пассажиров и грузов по внутрироссийским междугородным маршрутам. Руководством страны вновь был поднят вопрос о необходимости принятия дополнительных мер по повышению безопасности дорожного движения. В частности, по итогам совещания по вопросам безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г. Президент России Д.А. Медведев дал поручение Правительству Российской Федерации принять необходимые решения, обеспечивающие введение с 1 января 2010 г. требований об оборудовании транспортных средств, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. В какой форме эти указания будут реализованы и насколько они окажутся эффективными - покажет время.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.