Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
БЕЗРАБОТНЫЙ ПЕНСИОНЕР
А. НЕКРАСОВ
Вопрос об обязанности организации выплачивать работнику пенсионного возраста средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения (при наличии решения службы занятости населения) является спорным. Организации и работнику придется доказывать свою правоту в суде.
Два способа защиты
Трудовое право уделяет большое внимание решению вопросов занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" "безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней".
Порядок регистрации безработных регулируется Законом N 1032-1 и Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 "Об утверждении порядка регистрации безработных граждан".
Согласно вышеназванному Постановлению регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:
- первичная регистрация безработных граждан;
- регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
- регистрация граждан в качестве безработных;
- перерегистрация безработных граждан.
По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан.
При нарушении права граждан, ищущих работу, на содействие в трудоустройстве (например, при отказе в присвоении статуса безработного), а также при нарушении прав граждан, признанных безработными (например, при приостановке, прекращении выплаты пособия по безработице, предложении работы, не отвечающей требованиям подходящей работы), они вправе прибегнуть к механизму правовой защиты, установленному законодательством.
В соответствии со ст. 11 Закона N 1032-1 граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и иных должностных лиц в вышестоящем органе службы занятости, а также в суде в порядке, установленном законодательством РФ.
Таким образом, Закон N 1032-1 устанавливает два способа защиты: обращение гражданина в вышестоящий в порядке подчиненности орган службы занятости и обращение гражданина в суд. Как следует из Закона N 1032-1, орган, который будет рассматривать жалобу, определяется по усмотрению гражданина. Гражданин вправе выбрать любой из них. Закрепление в ст. 46 Конституции РФ права граждан на судебную защиту, права на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, должностных лиц определило установление приоритета судебной защиты.
Позиции ФАС и ВАС
Статья 3 Закона N 1032-1 определяет порядок и условия признания безработными только одной из категорий граждан, обращающихся в органы службы занятости, а именно: трудоспособных, обратившихся по месту жительства, не имеющих работы и заработка, готовых приступить к работе и зарегистрированных в целях поиска подходящей работы. Однако все граждане, независимо от их отношения к занятости и места жительства (пребывания), включая высвобождаемых, имеют право на личное обращение в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве и на регистрацию в целях поиска работы.
Орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение установленного ст. 178 ТК РФ периода времени со дня увольнения при соблюдении совокупности условий (перечень является исчерпывающим):
- обращение работника в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения;
- факт нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.
Формулировка понятия "работник" приведена в ст. 20 ТК РФ. Это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Значит, под уволенным работником следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации были трудовые отношения с определенным работодателем.
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В силу п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости (в том числе досрочно).
Согласно п. 8 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458, учреждения службы занятости регистрируют в целях поиска работы именно безработных граждан. Таким образом, поскольку пенсионер не может быть признан безработным, он и не должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службе занятости (п. 17 Порядка).
Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Например, ФАС ВВО в одном из своих постановлений указал следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона N 1032-1 работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.
Лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций).
Из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости.
То есть суд отклонил доводы работодателя о том, что гарантии, предусмотренные ч. 2 ст. 178 ТК РФ, являются мерой социальной защиты безработных и не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия. При этом было отмечено, что гарантии социальной поддержки безработных установлены в ст. 28 Закона N 1032-1. Они отличаются от закрепленных в ст. 27 указанного Закона гарантий и компенсаций работникам, уволенным из организаций <1>.
--------------------------------
<1> Постановление ФАС ВВО от 13.12.2006 N А11-2077/2006-К2-20/226.
Однако в ряде случаев суды занимают противоположную позицию.
Так, Арбитражный суд города Москвы в своем решении указывает: "...ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяется на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных" <2>. Из содержания п. 17 Порядка регистрации безработных граждан вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве граждан, ищущих работу, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии. Поэтому служба занятости не должна выдавать им решение о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.
--------------------------------
<2> Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2006, 03.11.2006 N А40-53171/06-145-310.
Одни суды считают, что, поскольку ТК РФ не содержит положений, ограничивающих применение норм ст. 178 ТК РФ в отношении пенсионеров, организация обязана выплачивать уволенному пенсионеру средний заработок за третий месяц (Постановления ФАС ВВО от 20.12.2007 N А43-4154/2007-9-174, от 13.12.2006 N А11-2077/2006-К2-20/226).
Другие суды полагают, что пенсионеры по старости социально защищены государством и такие лица не могут быть признаны безработными. Соответственно им не выплачивается средний заработок за третий месяц со дня увольнения (Постановления ФАС ПО от 05.07.2007 N А12-17859/06, ФАС ЦО от 02.04.2007 N А54-2967/2006).
В 2008 году Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 19.02.2008 N 11725/07 указал, что данные споры неподведомственны арбитражным судам, поскольку возникают из трудовых отношений. В настоящее время подобные споры рассматриваются судами общей юрисдикции.
Практика судов общей юрисдикции
В Определении Московского областного суда от 01.06.2010 N 33-10397 сказано: распространение на работающих пенсионеров гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, не является безусловным основанием для применения в отношении их положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ вне зависимости от исключительности обстоятельств для таких выплат <3>.
--------------------------------
<3> Определение Московского областного суда от 01.06.2010 N 33-10397.
Аналогичная позиция и в Определении Московского областного суда от 04.05.2010 N 33-8532: заявление об отмене решений центра занятости о сохранении средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения удовлетворено частично, так как согласно Закону N 1032-1 государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, при этом граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными в силу ч. 3 ст. 3 указанного Закона и п. 17 Порядка, утвержденного Правительством РФ от 22.04.1997 N 458 <4>.
--------------------------------
<4> Определение Московского областного суда от 04.05.2010 N 33-8532.
Иная ситуация возникает, например, в Пермском крае, где в Определении Пермского краевого суда от 19.01.2011 N 33-365 сказано, что "довод ответчика, приведенный в кассационной жалобе о том, что положения п. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на пенсионеров, проверялся судом первой инстанции и в решении суда ему дана надлежащая оценка. Положение о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, предусмотренное п. 2 ст. 178 ТК РФ, распространяется на любых бывших работников, вне зависимости от того, выплачивается им пенсия или нет" <5>.
--------------------------------
<5> Определение Пермского краевого суда от 19.01.2011 N 33-365.
Статья 178 ТК РФ устанавливает гарантии и компенсации работникам, уволенным из организаций, которыми могут быть и лица, достигшие пенсионного возраста. Такие лица (пенсионеры) являются субъектами трудовых правоотношений, на которых распространяются положения ТК РФ, в том числе предоставление установленных п. п. 1, 2 ст. 178 ТК РФ гарантий и компенсаций.
Работники пенсионного возраста на регистрацию в качестве безработных не претендуют и могут быть зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы. В связи с этим вывод суда о полномочиях органов занятости по принятию решения о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении граждан, которые не могут быть зарегистрированы в качестве безработных, является правильным <6>.
--------------------------------
<6> Там же.
Таким образом, вопрос об обязанности организации выплачивать работнику пенсионного возраста средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения (при наличии решения службы занятости населения) спорный. Организация и работник должны доказывать свою правоту в суде. Возможно, судебная практика начнет складываться однообразно. Но, поскольку законодательство дает такую возможность, исход дела может быть разным и зависеть от конкретного суда.
С 1 января 2010 года ст. 27 Закона N 1032-1, которая давала возможность трактовать положения данного Закона в пользу пенсионеров, исключена. Но тем не менее существуют положения ТК РФ, которые предоставляют право на компенсацию всем работникам без исключения.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.