Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КАДРОВАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ТРУДОПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА: ОТ УЧЕНИЯ А.С. ПАШКОВА К СОВРЕМЕННОМУ ПОНИМАНИЮ
К.Л. ТОМАШЕВСКИЙ
В советской и западной науке трудового права еще в XX в. получили распространение такие категории, как "кадровая политика" и "социальная политика". Эти термины также встречаются в международно-правовых источниках и национальном законодательстве, практических изданиях по управлению персоналом и кадровому менеджменту. Вместе с тем полной ясности с определением этих понятий, их содержанием и соотношением не наблюдается. В настоящей статье проанализируем названные понятия, выявим их признаки, а также постараемся обосновать новую категорию "трудоправовая политика" ("политика в сфере труда") и соотнести ее с кадровой и социальной политикой.
Понятие кадровой и социальной политики в учении А.С. Пашкова
Одним из разработчиков этих двух сложных политико-правовых явлений был советский ученый-юрист, яркий представитель ленинградской школы трудового права А.С. Пашков. Под кадровой политикой данный ученый понимал "одно из ведущих направлений деятельности... государства, охватывающее разработку организационных принципов работы с людьми, формирование дееспособных трудовых коллективов и рациональное, эффективное использование трудового потенциала страны". Тот же автор подчеркивал, что "по своему содержанию кадровая политика включает следующий круг проблем:
- целенаправленная, планомерная и сбалансированная подготовка квалифицированных работников и непрерывное повышение ими своей квалификации;
- марксистско-ленинское образование и воспитание кадров, осуществление экономического и юридического всеобуча;
- подбор и расстановка кадров с учетом общественных потребностей и личных качеств работников;
- распределение и перераспределение работников по сферам занятости, регионам страны и видам деятельности;
- рациональное использование кадров по принципу "от каждого - по способности", моральное и материальное стимулирование их творческой, новаторской деятельности;
- организация кадровой работы, контроль за деятельностью кадров и их ответственность за порученное дело" [1. С. 267].
Вышеперечисленные проблемы ученый относил к содержанию кадровой политики в узком смысле, в широком же смысле "она затрагивает экономику, идеологию, культуру, социальную сферу" [1. С. 268].
Отмечая во многом актуальность обоснованного А.С. Пашковым понимания кадровой политики в масштабе государства, отметим, что в современных условиях многоукладной экономики и разнообразия форм собственности и видов организаций целесообразно различать государственную кадровую политику и кадровую политику конкретного нанимателя (работодателя), которые могут существенно отличаться, хотя определенные общие черты в них, безусловно, также присутствуют.
А.С. Пашков в коллективной монографии "Кадровая политика и право" анализировал также понятие "социальная политика", понимая под ней одну из сторон деятельности Коммунистической партии и Советского государства. Для социальной политики в СССР даже в 1980-х годах все еще актуальными были идеологические штампы, что выражено в следующей цитате того же автора: "Определяемая в условиях социализма целями и интересами всего народа, она опирается на марксистско-ленинскую теорию общественного развития и направлена на создание благоприятных условий для наиболее полного развития всех сущностных сил человека и максимальной реализации творческого потенциала каждой личности" [2. С. 36]. Приходится констатировать, что подобные дифирамбы о "сильной" ("взвешенной", "продуманной") социальной политике государства нередко приходится слышать и от современных политиков, как правило, пребывающих у власти.
Весьма современно звучит следующая мысль, выраженная А.С. Пашковым применительно к социальной политике: "Как известно из мировой и отечественной практики, инвестиции в человека - самое доходное и оправданное помещение капитала. Поворот к человеку, его физическому и духовному развитию, интеллектуальное обогащение и нравственное оздоровление - вот предпосылка для кардинального решения проблемы кадров" [2. С. 36 - 37]. Об этом стоит всегда помнить не только политикам, но и управленцам (руководителям организаций, другим топ-менеджерам), заинтересованным в преумножении капитала и развитии своего бизнеса.
Трактовки социальной и правовой политики в современной науке
В современной научной и учебной литературе, преимущественно в рамках экономики труда и социологии, существует множество различных определений понятия "социальная политика". Одни авторы трактуют социальную политику в широком смысле как "взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения и составляющих его классов, слоев, социальных групп и социальных общностей" [3. С. 21 - 22]. Другие авторы предлагают ее конкретизировать, рассматривая это понятие в качестве "деятельности ее основных субъектов, направленной на решение социальных проблем в обществе, развитие его социальной сферы, создание условий для жизни людей, обеспечение их социальных потребностей, интересов и гарантий, предоставление социальных услуг" [4. С. 121]. При этом А.Н. Аверин различает социальную политику государства, социальную политику в регионе и корпоративную социальную политику [4. С. 133 - 160]. Представляется, что данный подход, хотя во многом нами и разделяется, нуждается в уточнении. Помимо государственной, региональной (местной) и корпоративной социальной политики, можно выделять еще международную (наднациональную) социальную политику, а в перспективе и международную трудоправовую политику, которую формируют международные организации и группы государств посредством установления международно-правовых стандартов в сфере труда и социальной защиты (обеспечения).
Правовая политика как феномен правовой действительности исследовалась в советской науке (прежде всего в теории государства и права) и продолжает исследоваться и современными учеными. Любопытно, что кандидатская диссертация ныне российского ученого-трудовика К.Д. Крылова, защищенная им в 1977 г., была посвящена теме: "Правовая политика в условиях развитого социализма (социально-психологический аспект исследования)" [5], а в 1985 г. была защищена кандидатская диссертация Н.В. Федорова на тему: "Правовая политика Советского государства (вопросы истории, теории, практики)" [6]. Последний ученый отмечал, что "правовая политика - это обобщающее понятие, показывающее идейно-теоретические основы и главные направления деятельности партии и государства в сфере правового строительства" [6. С. 15]. Такое понимание было пригодно для советского государственного строя и социалистической правовой системы, но сейчас оно нуждается в переосмыслении, поскольку, во-первых, во главе государства нет единой партии (во всяком случае, в Республике Беларусь) и, во-вторых, государство отказалось от монополии в правовом регулировании, допустив значительную степень свободы в пользу коллективно-договорного и локального нормотворчества.
Наряду с обобщающей категорией правовой политики несомненно существуют и ее отраслевые разновидности (уголовно-правовая политика, политика в области занятости и др.). В этой связи имеются теоретические и практические предпосылки ставить вопрос о появлении трудоправовой политики или политики в сфере трудового права, которая тесно взаимодействует с политикой в области занятости, но не тождественна ей.
Интересные взгляды на правовую политику высказываются молодыми российскими учеными-теоретиками. М.Г. Богданович предложил рассматривать правовую политику в двух аспектах: "В теоретическом плане правовая политика - это важнейшее стратегическое направление государственной деятельности в сфере правового регулирования общественных отношений, отражающее интересы общества в целях конструктивного управления государством и адекватного распределения сфер влияния социальных регуляторов в политико-правовом пространстве общества. В практическом плане правовая политика представляет собой деятельность субъектов, направленную на решение конкретных задач, таких как совершенствование юридической системы, повышение эффективности правового регулирования, укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью, обеспечение прав и свобод людей и усиление их гарантий, становление должного правосознания и правовой культуры общества, формирование законопослушной личности и др." [7. С. 10 - 11]. Тот же автор различает правовую политику в узком и широком смыслах, причем под широким смыслом он не без оснований понимает деятельность как государственных органов, так и негосударственных учреждений и организаций, "включающую систему идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правового механизма" [7. С. 11]. Другой российский ученый В.А. Хвалеев предложил интерпретировать правовую политику с трех основных позиций (концептуально-идеологической, институциональной и деятельностной): "В рамках концептуально-идеологической интерпретации правовая политика рассматривается как идеальная политико-правовая модель правового государства и гражданского общества; институциональная интерпретация предполагает понимание правовой политики как совокупности принципов и приоритетов властно-правового регулирования отношений между органами государственной власти и обществом, получивших отражение в системе основополагающих политико-правовых институтов. В рамках деятельностного подхода практическая основа правовой политики заключается в деятельности адресатов правовой политики в соответствии с концептуально-идеологическим обоснованием институциональной трансформации" [8. С. 7].
В 2009 г. В.А. Рудковским была защищена докторская диссертация на тему: "Правовая политика и осуществление права: теоретико-методологический аспект". В ней автор вполне обосновано пишет о том, что "сегодня проблематично говорить о политике права ("основах правовой политики", "науке правовой политики" и т.д.) как о сложившейся самостоятельной научной дисциплине... речь должна идти об особом направлении теоретико-правовых, отраслевых и иных исследований, объектом которых выступают правовая политика и ее разновидности (конституционная, уголовная, гражданская и пр.)" [9. С. 13].
Как видим, большинство ученых-теоретиков сходятся во мнении о существовании отраслевых ответвлений правовой политики, что подтверждает нашу гипотезу о появлении трудоправовой политики (политики в сфере трудового права).
Нормативная основа социальной, кадровой и
трудоправовой политики
Прежде чем предлагать авторское определение трудоправовой политики, а также проводить ее разграничение с социальной и кадровой политикой, рассмотрим, в каком смысле последние понятия используются в действующем законодательстве Республики Беларусь.
В ст. 107 Конституции Республики Беларусь определено, что Правительство обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. Как видим, на конституционном уровне закреплено понятие политики в области социального обеспечения и оплаты труда. В ст. 16 Закона от 23 июля 2008 г. "О Совете Министров Республики Беларусь" эта конституционная норма развивается и детализируется: определены полномочия Правительства в области социального обеспечения, охраны и оплаты труда. При этом в незакрытом перечне полномочий Правительства в указанной сфере указываются также и следующие: принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд; разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствующей политики народонаселения. Очевидно, что эти полномочия выходят за рамки области социального обеспечения, охраны и оплаты труда. Более точно к указанной сфере внутренней политики подошел бы термин "политика в области трудового права и социального обеспечения (защиты)".
В ст. 22 особо выделены полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере кадровой политики, включая следующие: разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высококвалифицированных руководящих работников системы подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации; участвует в формировании кадрового реестра главы государства Республики Беларусь; утверждает кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь.
В реализации полномочий Правительства особая роль отводится Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь. В п. 5 Положения об этом Министерстве, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1589, к основным задачам Минтруда и соцзащиты отнесены, в частности, разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по вопросам содействия занятости населения, оплаты, условий и охраны труда, государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, демографической безопасности, социального партнерства, государственного социального обслуживания и социальной помощи, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи, обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, социальных гарантий населению. Как видим, задачи, возложенные на Минтруда и соцзащиты, сформулированы еще детальнее и шире, чем полномочия Правительства в указанной сфере, что в полной мере охватываются предложенной нами категорией "политика в области трудового права и социального обеспечения (защиты)".
Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь была утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 г. N 399. В указанной Концепции под государственной кадровой политикой понимается деятельность республиканских и местных органов управления по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач. В Концепции также определяются субъекты, объекты, инфраструктура и механизм реализации, основные направления государственной кадровой политики.
В проведении государственной кадровой политики важнейшая роль отводится Президенту Республики Беларусь, обладающему значительным объемом полномочий по назначению высших должностных лиц государства, должностных лиц органов исполнительной власти, контрольно-надзорных органов и всех судей (кроме шести судей Конституционного Суда). В реализации данных полномочий велика роль Администрации Президента Республики Беларусь. В соответствии с подп. 4.1 п. 4 Положения об Администрации Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. N 97, две из четырех главных задач Администрации Президента Республики Беларусь напрямую связаны с кадровой политикой: обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии белорусского государства; координация деятельности подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь государственных органов, иных государственных организаций в области государственной кадровой политики, идеологии и права.
Закон от 4 января 2010 г. "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" определяет компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов областного, базового и первичного уровней в вопросах осуществления государственной кадровой политики. К примеру, согласно ст. 42 указанного Закона исполкомы областного уровня в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обеспечивают принятие ежегодных региональных программ кадрового обеспечения исполкомов первичного и базового уровней на основании предложений исполкомов первичного уровня по количеству, составу и направлениям повышения квалификации их работников. Особенности компетенции исполкомов базового и первичного уровней в вопросах кадровой политики урегулированы в ст. ст. 43 и 44 того же Закона (вплоть до освобождения от должностей руководителей коммунальных организаций, инициирования увольнений в отношении руководителей организаций, имущество которых не находится в коммунальной собственности, привлечения к ответственности должностных лиц этих организаций).
Как видим из анализа законодательства, в Республике Беларусь выстроена достаточно стройная централизованная система государственной кадровой политики, которая проводится Президентом, его Администрацией, Правительством, министерствами, а также местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.
В заключение статьи с учетом доктринальных разработок и действующего законодательства Республики Беларусь предложим следующие авторские дефиниции исследуемых понятий:
Кадровая политика - это одно из ведущих направлений деятельности государственных органов на республиканском и местном уровнях, организаций (их учредителей, участников) по формированию и эффективному использованию трудовых ресурсов, развитию кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, организаций, различных отраслей экономики и сфер деятельности, ориентированное на продуктивное решение стоящих перед данными субъектами задач.
Социальная политика - это особое направление деятельности государств, международных организаций, административно-территориальных единиц, организаций любых форм собственности и видов, которое нацелено на решение социальных (в том числе демографических) проблем в обществе, развитие его социальной сферы, создание условий для жизни людей, в том числе на реализацию ими права на труд, оплату и охрану труда, обеспечение их социальных потребностей, интересов и гарантий, предоставление социальных услуг, осуществление социального партнерства.
Трудоправовая политика (политика в области трудового права) - часть социальной политики, т.е. направление деятельности государств, международных организаций, административно-территориальных единиц, организаций любых форм собственности и видов, которое нацелено на реализацию гражданами права на труд, достойную оплату труда, здоровые и безопасные условия труда, на обеспечение эффективного функционирования трудовых, социально-партнерских и связанных с ними отношений.
Использование в законодательстве вышеуказанных юридических терминов позволит обогатить понятийный аппарат отрасли трудового права и более четко определять компетенцию государственных органов в области кадровой, социальной и трудоправовой политики. Полагаем, данные дефиниции могут представлять интерес также для ученых и государственных деятелей в Российской Федерации, которая унифицирует законодательство в социальной и трудовой сферах с Республикой Беларусь в рамках построения Союзного государства и интеграции в ЕврАзЭС.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.