Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ "СЕРЫМ" ЗАРПЛАТАМ
А.В. КИКОТЬ
Заработная плата, не предусмотренная трудовым договором с работником, скрытая от налогообложения, по многим причинам является социально-экономической угрозой для общества в целом и для конкретных ее получателей в частности.
Уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц и до недавнего времени единого социального налога вполне можно рассматривать как хищение государственных денежных средств, которые должны пополнить социальные фонды и привести к значительному улучшению ситуации в медицине, пенсионном обеспечении граждан, в целом в социальной сфере.
По данным Пенсионного фонда РФ, в результате применения работодателями "серых" зарплатных схем ежегодно Российская Федерация недосчитывается налоговых платежей на сумму, сравнимую с расходной частью бюджета.
Из изложенного можно сделать вывод об актуальности проблемы "серых" зарплат, бороться с которой можно только в тесном взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов, при участии органов прокуратуры.
В целях организации надлежащей работы, в том числе и на этом направлении, 23 ноября 2009 г. в прокуратуре Санкт-Петербурга создана постоянно действующая рабочая группа по надзору за соблюдением законодательства о противодействии преступности в кредитно-финансовой, банковской и налоговой сферах.
Прокуроры группы принимают участие в заседаниях комиссии по легализации заработной платы в УФНС по Санкт-Петербургу.
Работа систематизирована, составлены списки юридических лиц, которые предположительно выплачивают "серую" зарплату.
Как один из методов противодействия "серым" выплатам используется право прокуроров на возбуждение дел об административных правонарушениях.
По результатам проведенной группой работы в декабре 2009 г. 11 юридических лиц привлечены к административной ответственности. Из подвергнутых проверке более 80%, не дожидаясь санкций, повысили заработную плату в среднем в 2 раза.
Однако следует заметить, что на пути преодоления этой проблемы возникают трудности разного характера.
Так, наибольшую группу организаций, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума, представляют охранные предприятия, которые либо не участвуют в работе комиссии, попросту ее игнорируя, либо не принимают мер к устранению нарушений. Это обусловлено тем, что руководители охранных холдингов и структур в 90% случаев выходцы из системы правоохранительных органов, широко осведомлены о характере проводимой комиссиями и УФНС работы и, чувствуя безнаказанность, игнорируют предъявляемые требования.
Проводимая работа показывает, что большинство из таких работодателей, даже обладая штатом в 200 и более единиц, согласно штатным расписаниям и табелям выплачивают зарплату охранникам в размере 5 тыс. руб. притом, что элементарный мониторинг размещенных объявлений в печатных изданиях и сети Интернет показывает, что труд охранников востребован и оценивается в сумму от 15 тыс. руб. в месяц, а в целом средняя зарплата работника этой отрасли в Санкт-Петербурге составляет 29 тыс. руб.
Вместе с тем проводимая целенаправленная работа с этими юридическими лицами дает положительный эффект - повышение заработной платы.
Широко востребованы меры, которые полномочны принимать органы прокуратуры, хотя первичный анализ названной деятельности группы свидетельствует о недостатках проводимой ранее работы, в том числе и специализированным государственным органом - государственной инспекцией труда, что было обусловлено отсутствием должного взаимодействия с ОВД и ФНС.
Говоря о серьезной социальной опасности "серых" выплат, нельзя забывать о том, что органы прокуратуры призваны защищать права граждан и организаций, а проводимая работа должна быть прежде всего направлена на исправление сложившейся ситуации, а не на парализацию финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.
Вместе с тем в отношении руководителей организаций, нарушающих налоговое законодательство, в определенных случаях требуется рассматривать вопрос об уголовной ответственности.
В настоящее время сотрудники УНП ГУВД по поручению прокуратуры города проводят несколько проверок в порядке ст. ст. 144, 145 УПК.
При этом оценивается вся финансово-хозяйственная деятельность организации, так как понятно, что выплачиваемые в конвертах деньги выводятся из оборота организации путем проведения недостоверных финансовых операций, в том числе и по обналичиванию денежных средств.
Недавние изменения действующего законодательства, отмена ЕСН и увеличение в разы размеров суммы неуплаченного налога для установления в действиях налогового агента признаков преступления еще раз говорят о том, что организации, выплачивающие зарплаты в конвертах, следует подвергать комплексной проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, финансово-хозяйственной деятельности.
На этот результат и нацелена комплексная работа прокуратуры Санкт-Петербурга, проводимая с применением всех имеющихся полномочий с учетом координационной составляющей, находящей применение в объединении усилий всех правоохранительных органов на этом направлении.
Социальная составляющая такой работы очевидна, ее результатом уже стало реальное повышение уровня заработной платы в организациях Санкт-Петербурга, хотя фактически работа только начата.
Подводя итоги работы, можно говорить о следующих результатах.
В четвертом квартале 2009 г. на заседаниях комиссии по легализации заработной платы УФНС заслушано 949 организаций, в том числе таких отраслей, как торговля, строительство, частная охранная деятельность.
Принятыми совместными с УФНС и органами государственной власти мерами удалось добиться повышения заработной платы в 817 организациях. Поступление налога на доходы физических лиц выросло более чем на 14 млн. руб.
В отношении 16 организаций за нарушение законодательства о труде прокуратура города возбудила дела об административных правонарушениях по ст. 5.27 КоАП, все они рассмотрены, юридические лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов от 30 до 40 тыс. руб.
В 2010 г. эта работа будет одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Санкт-Петербурга.
Таким образом, достичь результата в этой сфере можно, действуя в четырех направлениях:
- участие прокуроров и сотрудников ОВД в комиссиях по легализации заработной платы в ИФНС с целью выявления фактов нарушений со стороны организаций и принятия упреждающих и профилактических мер, в том числе обеспечение участия представителей районных прокуратур на заседаниях районных комиссий, осуществление постоянного взаимообмена информацией о таких организациях между ФНС, ГУВД, ГИТ и прокуратурой;
- усиление надзора за ГИТ и УФНС, осуществляющими непосредственный контроль за соблюдением трудового и налогового законодательства на этом направлении;
- постоянный мониторинг материалов проверок по фактам выплаты "серой" зарплаты, организация проверок, принятие законных процессуальных решений;
- освещение работы в СМИ, участие СМИ на комиссии в ФНС, в том числе с фиксацией фактов вручения руководителям организаций постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, участие в телепередачах по указанной тематике и др.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.