Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Банковское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
БАНКИ КАК УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Н.В. КИСЕЛЕВА
Налоговые правоотношения - это общественные отношения, участниками которых являются практически все существующие на сегодняшний день субъекты права. Отдельные субъекты (например, Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС РФ)) выступают профессиональными участниками отношений, а другие (например, плательщики государственной пошлины) - вступают в налоговые правоотношения непрофессионально, лишь переводя определенную налоговым законодательством денежную сумму в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. На фоне ФНС РФ и налогоплательщиков не все так однозначно с банками как участниками налоговых правоотношений, о которых несколько сотен раз упоминается в тексте Общей и Особенной части Налогового кодекса Российской Федерации <1> (далее - НК РФ).
--------------------------------
<1> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
В соответствии со ст. 2 НК РФ налоговыми правоотношениями являются властные отношения, которые можно разделить на следующие виды:
1) отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации;
2) отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
3) отношения по поводу обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
4) отношения по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По каждому виду налогового правоотношения банк в силу своей правовой природы оказывается важнейшим участником, имея дело с денежными средствами граждан и организаций, за счет которых возможно исполнение налоговых обязательств.
Статья 11 НК РФ гласит, что "банки (банк) - это коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации". Определение же банка в Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <2> (далее - Закон N 395-1) является более детальным, так как банк определяется как "кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц".
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
Из определения банка на базе Закона N 395-1 следует, что, будучи разновидностью кредитных организаций, банк должен обладать признаком - способностью осуществлять непременно две банковские операции:
1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Очевидно, что отсутствие одного из обозначенных признаков у кредитной организации автоматически лишает ее права называться банком, а позволяет вести речь, скажем, о небанковской кредитной организации.
На сегодняшний день законодатель выделяет банки с универсальной лицензией, то есть банки, которые имеют право осуществлять любые банковские операции, и банки с базовой лицензией, то есть банки, которые имеют право осуществлять банковские операции с учетом ограничений, установленных ст. 5.1 Закона N 395-1.
Заметим, что, формулируя понятие банка в ст. 11 НК РФ, законодатель еще не учитывал, что лицензии у банков могут быть универсальными и базовыми. Так, для целей налогового законодательства не имеет значения вид лицензии банка, а главное, чтобы она имела место быть у кредитной организации и была выдана Центральным банком Российской Федерации (далее - Центральный банк РФ).
Очевидно, что то определение банка, которое зафиксировано в НК РФ, является "достаточным" для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах и, соответственно, не может преследовать цель раскрыть весь глубинным смысл термина "банк", учитывая все особенности его правового положения.
Полагаем, что при определении термина "банк" в НК РФ предполагалось, что правоприменительный субъект, да и любой другой субъект, который обратится к термину "банк", будет смотреть специальное "банковское законодательство" для понимания смысла несвойственной для налогового законодательства терминологии, к которой и относится термин "банк".
Таким образом, очевидно, что определения термина "банк" в НК РФ и Законе N 395-1 не просто отличаются, но и в некотором смысле противоречат друг другу. НК РФ подвел под термин "банк" все кредитные организации, зафиксировав для них обязательный признак, наличие выданной лицензии Центральным банком РФ, а Закон N 395-1 выделяет банки как разновидность кредитных организаций по признаку возможности осуществления ими отдельных банковских операций, что ставит их "на иной уровень" по сравнению с небанковскими кредитными организациями.
Нельзя не заметить и норму ч. 5 ст. 11 НК РФ о том, что правила, предусмотренные ч. 1 НК РФ в отношении банков, распространяются на Центральный банк РФ и государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ". По нашему мнению, так еще больше расширяется понимание термина "банк" в тексте налогового законодательства.
Мы совершенно согласны с М.Б. Напсо, утверждающей, что "налоговый статус банков в действующем НК РФ регламентирован фрагментарно, что не соответствует ни широкому спектру специальных функций банков, ни их смысловой и практической значимости. Мало того что обязанности банков не приведены в систему, а об их правах практически не идет и речи, так банки еще вовсе не поименованы в соответствующей статье НК РФ как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах" <3>.
--------------------------------
<3> Напсо М.Б. Актуальные проблемы налогового статуса банков и налоговых агентов: к вопросу об исполнении обязанности по перечислению налогов и сборов // Судья. 2018. N 6. С. 30.
Лишь благодаря детальному анализу всех норм обеих частей НК РФ нами было выявлено, что участие банка в налоговых правоотношениях очень широко распространено и проявляется в следующих сферах отношений:
1) при выполнении банком обязанностей налогоплательщика по предоставлению в налоговый орган отчетности. В частности, в тексте ст. 23 НК РФ зафиксирована обязанность Центрального банка РФ предоставлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Центрального банка РФ в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом. Данная обязанность была зафиксирована за Центральным банком РФ только с 2018 г. Соответственно, годовая отчетность в 2020 г. состоялась всего лишь один раз - за 2019 г.;
2) при выполнении банками обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов в порядке и в сроки по правилами, установленным ст. 60 НК РФ. Таким образом, реализуется одно из самых распространенных направлений деятельности банка в налоговых правоотношениях - уплата налоговых платежей через кассу банка налогоплательщиком в целях их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
3) при выполнении банками требования налоговых органов приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках в соответствии со ст. 31 НК РФ, в которой зафиксированы права налоговых органов, а также при приостановлении операций по счетам в банках, переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей по правилам, определенным в ст. 76 НК РФ;
4) при выполнении обязанностей банков, связанных с осуществлением налогового контроля по правилам, зафиксированным в ст. 86 НК РФ.
В рамках данной обязанности: банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств; банки обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, и прочие сведения; банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в электронной по мотивированному запросу налогового органа;
5) при выполнении банками требования налоговых органов предоставлять документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации (в соответствии со ст. 31 НК РФ);
6) при предъявлении в банк или отзыве налоговым органом или налоговым агентом поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (в соответствии с ч. 3 ст. 45 НК РФ). Немаловажно заметить, что поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком РФ;
7) при взыскании налога по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Взыскание может быть обращено и на драгоценные металлы, размещенные налогоплательщиком в банках, и на иностранную валюту (в соответствии со ст. 46 НК РФ);
8) при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках (в соответствии со ст. 46 НК РФ);
9) при передаче банком налоговому органу информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в целях взыскания по принятому решению о взыскании;
10) при создании банками консолидированной группы налогоплательщиков. В частности, ст. 25.2 НК РФ "Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков" в ч. 6 фиксирует право банков создавать консолидированные группы, но без права включения в них других организаций. Заметим, что создание консолидированной группы налогоплательщиков имеет огромное значение, ведь при недостаточности (отсутствии) денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках;
11) при обращении налогового органа в Центральный банк РФ с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в отношении банка, который неоднократное нарушает свои обязанности по перечислению средств налогоплательщиков (в соответствии со ст. 60 НК РФ);
12) при предоставлении справок банками о ежемесячных оборотах денежных средств (драгоценных металлов) за каждый месяц из предшествующих подаче заявления, а также об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на всех счетах лица в банках, которое по правилам ст. 64 НК РФ подает заявление об отсрочке или рассрочке платежа;
13) при выдаче банковской гарантии налогоплательщику как способе обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии со ст. 72 НК РФ. В силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога, и соответствующих пеней, что определяется в ст. 74 НК РФ. Соответственно, отношения по поводу банковской гарантии могут быть связаны с ее выдачей, с освобождением от выполнения и, конечно, с выполнением в случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа в установленный в требовании налогового органа срок обязанным лицом;
14) при определении размера пени за просрочку по уплате налогового платежа действует, например, правило, что процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Детально вопрос о пени проработан в ст. 75 НК РФ;
15) при постановке на учет и изменении сведений об организации в налоговом органе, признаваемой банком в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован, не состоящей на учете в налоговых органах, в связи с открытием такой организации корреспондентского счета в российском банке по правилам ст. 83 НК РФ;
16) при привлечении к налоговой ответственности банков за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В частности, привлечение банков к налоговой ответственности возможно в соответствии со следующими статьями НК РФ: ст. 132 "Нарушение банком порядка открытия счета"; ст. 134 "Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества"; ст. 135 "Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа"; ст. 135.1 "Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган"; ст. 135.2 "Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами". Очевидно, что со временем ответственность банков в сфере налоговых отношений только расширяется;
17) при удержании процентов по вкладам, когда, по сути, банк выступает налоговым агентом. В частности, по правилам ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов: процентных доходов по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, доходов в виде процента (купона) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ. Более того, с 2021 г. начнет действовать налогообложение процентов по вкладам на сумму более 1 млн руб. и банкам надлежит осуществлять соответствующее удержание налоговых платежей;
18) при уплате банком налога на прибыль. Согласно ст. 284 НК РФ прибыль, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон, "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), облагается налогом по налоговой ставке 0%. Прибыль же, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 20%. Банки обязаны осуществлять уплату налогов в результате получения дохода, который детально определен в ст. 290 НК РФ (например, от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов, по операциям купли-продажи драгоценных металлов в виде положительной (отрицательной) разницы, от операций по предоставлению банковских гарантий, от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей, в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля и доходов от многих других видов деятельности). По правилам ст. 346.12 НК РФ банки, будучи налогоплательщиками, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Налогообложение банков сопряжено с ведением налогового учета доходов и расходов банков. Статья 331 НК РФ гласит, что "налогоплательщики-банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности, на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете";
19) при уплате государственной пошлины за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка - 0,1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 500 000 руб. (ст. 333.33 НК РФ "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий"). Так, банки уже в процессе создания при уплате обозначенной государственной пошлины выступают участниками налоговых правоотношений.
Выводы по вопросу участия банков в налоговых правоотношениях уже неоднократно были сформулированы в научной теории. Например, Е.С. Матьянова (Губенко) пишет, что "банки и иные кредитные организации помимо исполнения традиционных обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов наделены обязанностями исполнять некоторые публичные функции". При этом автор убеждена, что "публичные функции банков (иных кредитных организаций) в налоговых отношениях зафиксированы в ст. 46, 60, 76, 86 и 93.1 Налогового кодекса РФ" <4>.
--------------------------------
<4> Матьянова (Губенко) Е.С. Публичные функции банков в налоговых отношениях в условиях цифровой экономики // Финансовое право. 2019. N 9. С. 24.
В свою очередь, В.В. Попов, Е.Г. Тришина утверждают, что "банки в налоговых отношениях обладают сложной налоговой правосубъектностью: налогоплательщика; плательщика сборов; налогового агента; посредника в перечислении в бюджетную систему Российской Федерации соответствующих сумм налогов, сборов, налоговых недоимок, пеней и налоговых штрафов; субъекта, информирующего налоговые органы и способствующего им в мероприятиях налогового контроля; лица, привлекаемого к обеспечению исполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами обязанностей по уплате налогов и сборов. По сути, такого многоаспектного налогового правового статуса нет у других субъектов налоговых правоотношений" <5>.
--------------------------------
<5> Попов В.В., Тришина Е.Г. Участие банков в налоговых правоотношениях: отдельные вопросы правосубъектности и защиты прав // Банковское право. 2015. N 5. С. 57.
Мы решили пойти еще дальше при выявлении тех видов налоговых правоотношений, участниками которых являются банки, и, опираясь на текст НК РФ, предлагаем авторскую классификацию данных отношений.
Во-первых, по критерию вовлечения в налоговые отношения Центрального банка РФ логично выделить:
1) налоговые отношения с участием Центрального банка РФ;
2) налоговые отношения с участием всех остальных банков.
Таким образом, по нашему мнению, принципиально выделить налоговые правоотношения, в которых участвует непосредственно Центральный банк РФ, а также налоговые отношения, участниками которых являются все остальные банки.
Центральный банк РФ реализует свое участие в налоговых отношениях при утверждении ставки рефинансирования, которая влияет на расчет пени за просрочку по уплате налогового платежа, при лишении других банков лицензии при нарушениях ими налогового законодательства, при направлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы.
Все остальные банки реализуют свое участие в налоговых отношениях: при исполнении поручений, решений налоговых органов, постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании по перечислению налогов, сборов, страховых взносов в бюджетную систему; при приостановлении операций по счетам в банках; при участии в осуществлении налоговыми органами налогового контроля; при предоставлении информации о списании средств в счет уплаты налогов, об остатках денежных средств на других счетах; при создании консолидированной группы налогоплательщиков для консолидирования прежде всего информации о счетах граждан и организаций; при предоставлении банковских гарантий; при удержании процентов по вкладам, будучи в роли налогового агента; при выполнении обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль, по уплате государственной пошлины; при несении налоговой ответственности при нарушении налогового законодательства.
Во-вторых, приведенные налоговые правоотношения с участием банка можно классифицировать по критерию вовлечения в данные отношения иных участников:
1) на отношения, в которых банк самостоятельно взаимодействует с налоговыми органами, например, уплачивая свои собственные налоги;
2) отношения, в которых банк выступает посредником при взаимодействии граждан и организаций с налоговыми органами.
В-третьих, последнюю группу отношений можно также классифицировать на два вида по критерию "влияния" на правовые последствия для граждан и организаций:
1) отношения, в которых банк - это посредник у граждан и организаций во взаимодействии с налоговыми органами, выполняя поручения, запросы налоговых органов в силу предписания закона;
2) отношения, в которых банк проявляет свои властные функции, например, устанавливая ставку рефинансирования, чем оказывает влияние на размер пени, то есть начисляемому платежу сверх налога.
В-четвертых, следует различать и налоговые отношения с участием банков по критерию добровольности вступления в данные отношения:
1) налоговые отношения, в которых банк обязан состоять под угрозой даже потери лицензии (таких отношений большинство);
2) налоговые отношения, в которых участие банка является добровольным (например, выдача банковской гарантии).
Полагаем, что с течением времени возможна модернизация процесса участия банков в налоговых правоотношений, учитывая также развитие информационных технологий в банковской и налоговой сферах, что может привести к еще более детальной классификации исследованных нами отношений, но одно останется неизменным - неизбежность участия банков в налоговых правоотношениях.
Литература
1. Матьянова (Губенко) Е.С. Публичные функции банков в налоговых отношениях в условиях цифровой экономики / Е.С. Матьянова (Губенко) // Финансовое право. 2019. N 9. С. 23 - 27.
2. Напсо М.Б. Актуальные проблемы налогового статуса банков и налоговых агентов: к вопросу об исполнении обязанности по перечислению налогов и сборов / М.Б. Напсо // Судья. 2018. N 6. С. 28 - 33.
3. Попов В.В. Участие банков в налоговых правоотношениях: отдельные вопросы правосубъектности и защиты прав / В.В. Попов, Е.Г. Тришина // Банковское право. 2015. N 5. С. 50 - 57.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Банковское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных