Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Банковское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О БАНКОВСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ РАСЧЕТОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ ОПОРНЫМ БАНКОМ ДЛЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
И.В. АПАРЫШЕВ
На ПСБ возложена особая миссия - банк поддерживает
оборонно-промышленную отрасль государства.
Наши основные клиенты - предприятия, продукция которых
обеспечивает спокойствие и безопасность граждан России.
П. Фрадков,
председатель ПАО "Промсвязьбанк" <1>
--------------------------------
<1> URL: https://dfnc.ru/c106-technika/zayavlenie-predsedatelya-psb-petra-fradkova/.
Оборона и безопасность государства всегда нуждаются в профессиональных отечественных производителях, начиная с продуктов питания и заканчивая узлами для космических кораблей. Поэтому предприятие, выпускающее качественные товары или выполняющее успешные работы, может столкнуться с тем, что его заказчик предложит для осуществления расчетов открыть отдельный счет для государственного оборонного заказа.
В 2015 г. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) претерпел существенную корректировку <2>, направленную на повышение финансовой дисциплины по использованию денежных средств, выделенных государственным заказчиком <3> для выполнения государственного оборонного заказа.
--------------------------------
<2> Принят Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<3> В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона N 275-ФЗ государственный заказчик государственного оборонного заказа (далее - государственный заказчик) - федеральный орган исполнительной власти, государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.
1. О государственном оборонном заказе. Важно отметить, что согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона N 275-ФЗ государственный оборонный заказ (далее - ГОЗ) - это установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции <4> в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
--------------------------------
<4> В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 275-ФЗ продукцией признаются товары, работы и услуги.
В соответствии со ст. ст. 4, 5, 6 Федерального закона N 275-ФЗ ГОЗ формируется, утверждается и размещается. В состав ГОЗ могут включаться:
1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации вооружения, военной и специальной техники, а также утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники;
2) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и производственно-технологической базы организаций в целях обеспечения выполнения ГОЗ, а также повышения мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации;
3) поставки вооружения, военной и специальной техники, а также сырья, материалов и комплектующих изделий;
4) поставки военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров;
5) ремонт, модернизация вооружения, военной и специальной техники, их сервисное обслуживание, а также утилизация выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники;
6) работы по уничтожению химического оружия;
7) работы по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, в том числе для утилизации выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники;
8) работы по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации;
9) поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
10) поставки продукции для накопления материальных ценностей государственного материального резерва;
11) иные поставки продукции в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона N 275-ФЗ определено, что размещение ГОЗ осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом.
Иными словами, после подписания государственного контракта в соответствии с Федеральным законом N 275-ФЗ на поставку продукции начинается исполнение ГОЗ.
Важно отметить, что согласно ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона N 275-ФЗ каждому государственному контракту перед включением сведений о нем в реестр контрактов, который ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, присваивается идентификатор государственного контракта (ИГК), который содержит, в частности, следующую информацию:
1) идентификационный код государственного заказчика;
2) способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) год заключения государственного контракта;
4) год окончания срока действия государственного контракта;
5) порядковый номер государственного контракта, присваиваемый последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах календарного года отдельно в отношении каждого государственного заказчика.
Порядок формирования идентификатора государственного контракта устанавливается федеральным органом в области обороны совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, по согласованию с Банком России <5>.
--------------------------------
<5> Приказ Министра обороны Российской Федерации и Федерального казначейства от 11 августа 2015 г. N 475/13н.
2. О банковском сопровождении расчетов по ГОЗ. Согласно требованиям Федерального закона N 275-ФЗ денежные средства, выделенные государственным заказчиком (Минобороны России) на поставку продукции по ГОЗ, подлежат банковскому сопровождению.
В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона N 275-ФЗ банковское сопровождение сопровождаемой сделки (далее - банковское сопровождение) - обеспечение уполномоченным банком в порядке, установленном названным Федеральным законом, а также договором о банковском сопровождении, заключенным с головным исполнителем, исполнителем, входящими в кооперацию:
а) мониторинга расчетов, в том числе контроля распоряжений о переводе денежных средств (распоряжения), осуществляемого в порядке, установленном Федеральным законом N 275-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (Банка России), в целях исполнения сопровождаемой сделки с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;
б) передачи федеральному органу в области обороны (Минобороны России) данных о расчетах по ГОЗ и об участниках таких расчетов, в том числе документов, являющихся основанием для осуществления платежа;
в) предоставления в соответствии с Федеральным законом N 275-ФЗ информации, касающейся операций по отдельному счету;
г) совершения других действий, предусмотренных Федеральным законом N 275-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными актами Банка России.
Для обеспечения банковского сопровождения денежных средств, выделенных на ГОЗ, используются отдельные счета.
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона N 275-ФЗ установлено, что отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта.
В целях повышения финансовой дисциплины при исполнении ГОЗ отдельный счет имеет режим использования, установленный ст. 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ.
Так, согласно ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает:
1) списание денежных средств только при указании в распоряжении ИГК;
2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:
а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;
б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;
б.1) оплаты расходов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по ценам, рассчитанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;
д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по ГОЗ и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;
е) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения ГОЗ, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
е.1) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения ГОЗ, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
е.2) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения ГОЗ, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
ж) совершения разрешенных операций в соответствии с п. п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Федерального закона N 275-ФЗ;
з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более 5 млн руб. в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более 3 млн руб. в месяц.
Статья 8.4 Федерального закона N 275-ФЗ, в свою очередь, содержит перечень операций, совершение которых по отдельному счету не допускается, а именно:
1) предоставление ссуд, займов, кредитов;
2) возврат сумм займов, кредитов и процентов по ним, за исключением:
а) возврата суммы кредита, согласованного с государственным заказчиком и перечисленного уполномоченным банком или иной кредитной организацией головному исполнителю для исполнения государственного контракта, и суммы кредита, перечисленного уполномоченным банком или иной кредитной организацией исполнителю для исполнения контракта, с отдельного счета, открытого в уполномоченном банке для осуществления расчетов по такому государственному контракту, контракту, на который данный кредит был перечислен, а также процентов по данным кредитам при отсутствии (недостаточности) собственных средств у головного исполнителя, исполнителя и авансирования по государственному контракту, контракту;
б) возврата с отдельного счета головного исполнителя, исполнителя, открытого в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному контракту, контракту, относящемуся к переведенной по основаниям, предусмотренным ст. 8.9 Федерального закона N 275-ФЗ, сопровождаемой сделке, суммы кредита, предусмотренного подп. "а" данного пункта, полученного на отдельный счет головного исполнителя, исполнителя по такому государственному контракту, контракту в уполномоченном банке, из которого переведена данная сопровождаемая сделка, а также процентов по такому кредиту;
3) перечисление (выдача) денежных средств физическим лицам, за исключением:
а) оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
б) денежных выплат, связанных с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (за исключением компенсаций расходов на проезд и наем жилого помещения);
в) перечисления денежных средств в качестве платы за установление права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), принадлежащим физическому лицу на праве собственности, либо в качестве возмещения (компенсации) стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих физическому лицу, а также убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением принадлежащего физическому лицу права собственности, владения, пользования или распоряжения земельным участком, производимого в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на основании уведомления государственного заказчика. Перечень таких физических лиц по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;
4) операции, связанные с формированием уставного (складочного) капитала других юридических лиц;
5) операции, связанные с осуществлением благотворительной деятельности и внесением пожертвований;
6) приобретение иностранной валюты;
7) покупка ценных бумаг (в том числе векселей);
8) приобретение у кредитных организаций драгоценных металлов, драгоценных камней и монет из драгоценных металлов;
9) исполнение исполнительных документов, за исключением исполнительных документов, предусматривающих:
а) перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
б) перечисление (выдачу) денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда;
в) взыскание денежных средств в доход Российской Федерации;
10) размещение денежных средств на депозитах, в иные финансовые инструменты, за исключением операций, связанных с размещением денежных средств на депозитах в том же уполномоченном банке при обязательном условии перечисления размещенных денежных средств и процентов по депозитам на тот же отдельный счет в том же уполномоченном банке по истечении срока депозитного договора;
11) предоставление гарантий обеспечения исполнения обязательств, в том числе по государственному контракту, контракту;
12) исполнение договора об уступке (переуступке) права требования;
13) осуществление взаимозачетов;
14) осуществление операций с использованием электронных денежных средств;
15) списание денежных средств на иные счета, открытые в кредитных организациях, в том числе в уполномоченных банках, за исключением следующих операций:
а) возврат зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации, в том числе уполномоченного банка, при представлении владельцем отдельного счета заявления на возврат денежных средств на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили;
б) возврат собственных средств головного исполнителя, исполнителя на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную на данный отдельный счет.
Согласно ч. 2 ст. 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные данным Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ.
3. Об опорном банке для оборонно-промышленного комплекса. Как указано выше, сопровождение расчетов по ГОЗ денежными средствами, выделенными государственным заказчиком (Минобороны России), осуществляется исключительно уполномоченными банками.
В соответствии с п. 4.2 ст. 3 Федерального закона N 275-ФЗ уполномоченный банк - банк, указанный в данном Федеральном законе как опорный банк для оборонно-промышленного комплекса или определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно п. 4.3 ст. 3 Федерального закона N 275-ФЗ опорный банк для оборонно-промышленного комплекса - являющееся уполномоченным банком публичное акционерное общество "Промсвязьбанк".
Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов <6> о Промсвязьбанке сказал следующее: "Банк по своему размеру, наличию разветвленной сети отделений и ряду других характеристик будет оптимально подходить для роли опорного банка по работе со средствами гособоронзаказа и крупных государственных контрактов".
--------------------------------
<6> URL: https://pravo.ru/news/209669/.
Частью 9 ст. 6 Федерального закона N 275-ФЗ определено, что при размещении ГОЗ государственный заказчик определяет государственные контракты, заключаемые на сумму не менее суммы, определяемой Правительством Российской Федерации исходя из доли в общем объеме денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год для финансового обеспечения выполнения ГОЗ, банковское сопровождение которых осуществляется опорным банком для оборонно-промышленного комплекса. В целях реализации положений данной части названной статьи доля в общем объеме денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год для финансового обеспечения выполнения ГОЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В указанных целях Промсвязьбанком реализован комплекс нормативно-технических мероприятий для поддержки предприятий, участвующих в ГОЗ. Промсвязьбанк усовершенствовал систему контроля платежей, повысил качество коммуникаций с клиентами, в том числе через систему дистанционного обслуживания PSB Corporate, оптимизировал организационно-штатные процессы по укомплектованию штата контролеров ГОЗ банковскими специалистами, обеспечил усиленную защиту информационных каналов связи.
Настоящая статья составлена на основании редакции федеральных законов и нормативных правовых актов, действующей на дату публикации.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Банковское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных