Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Банковское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ
И.Г. ПЛОТНИКОВ
Российский банковский сектор на протяжении своего еще достаточно короткого периода функционирования всегда находился в зоне повышенного риска. Это подтверждают и авторы, исследующие банковскую деятельность, которые отмечают, что в последние годы "финансовый рынок в России в целом и банковский в частности функционируют" в условиях кризиса <1>.
--------------------------------
<1> Лаутс Е.Б., Мангасарян Э.Н. "Коронакризис" и меры антикризисного регулирования рынка банковских услуг: правовые проблемы // Банковское право. 2020. N 3. С. 55.
Брать отсчет банковским кризисам логичнее с конца 80-х годов XX столетия, когда системный экономический кризис в СССР привел к необходимости кардинального пересмотра вопроса о банковской системе, в связи с чем проводится ее реформирование. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 17 июля 1987 г. N 821 "О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики" "для усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны и укрепления связи кредитного механизма с конечными результатами расширенного воспроизводства создаются специализированные банки: Государственный банк СССР (Госбанк СССР); Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР); Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР); Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР); Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР); Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР)" <2>. Реформированная система банков просуществовала непродолжительное время, в начале 90-х годов начинается создание банковской системы на совершенно иных принципах в новом правовом поле после периода "болезненного" распада СССР и становления новой российской государственности. Нормативной правовой основой становления новой банковской системы выступили два закона: Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" <3> и Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР" <4> (далее - Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"). Заметим, что Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" является одним из первых законов, принятых в начале 90-х годов и продолжающий действовать в настоящее время, конечно, в условиях происходящих социально-экономических трансформаций, влияющих на совершенствование законодательства, с учетом многочисленных изменений и дополнений и в новых редакциях.
--------------------------------
<2> Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 июля 1987 г. N 821 "О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики" // Собрание постановлений Правительства СССР. 1987. N 37. Ст. 121.
<3> Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 356.
<4> Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.
Представляется, что анализируемый период, связанный с реформированием советского государства, положительно повлиял на формирование совершенно новой банковской системы, основанной на рыночных принципах хозяйствования и предполагающей широкое использование конкуренции как механизма, обеспечивающего эффективность, пропорциональность и динамичность экономики <5>.
--------------------------------
<5> Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2007. N 4 (43). С. 58.
Как отмечают некоторые исследователи, начало 90-х годов - это время нового цикла правового развития страны, "когда правовая система подвергается существенной модернизации или даже фактически создается заново, когда коренным образом была изменена парадигма правового развития страны и начался его новый цикл" <6>. Применительно к истории нашего государства такие циклы, к сожалению, периодически повторяются, они "болезненны" для общества, но также свидетельствуют об эволюционировании Российского государства, поиске новых форм его существования, новых формах социально-экономического развития. Несомненно, трансформация начала 90-х годов затронула как экономическую, так и социальную сферы, в связи с чем начала формироваться новая финансовая система и ее отдельные институты, в частности банковская система.
--------------------------------
<6> Залоило М.В. Законность и целесообразность в обществе постмодерна: пересмотр сложившейся классической модели // Журнал российского права. 2020. N 6. С. 22 - 37.
К. Трофимов обращает внимание, что "трансформация социально-экономического положения России, масштабные изменения технологического характера (прежде всего, в информационной среде) модифицировали природу банковской деятельности, выделив ее из сферы государственного управления финансами в особый вид частного предпринимательства, включавшего в себя и публично-правовые элементы" <7>. Данное мнение поддерживает и А. Курбатов, отмечающий, что "из разновидности государственного управления финансами банковская деятельность стала одним из видов предпринимательской деятельности, осуществляемой на условиях риска и самостоятельной ответственности за счет частных средств кредитных организаций и их клиентов" <8>. Подобного мнения придерживаются и иные авторы, исследующие предпринимательский аспект банковской деятельности в Российской Федерации <9>.
--------------------------------
<7> Трофимов К.Т. Кредитные организации в банковской системе Российской Федерации: гражданско-правовые проблемы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 3.
<8> Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования и проблемы реализации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 3.
<9> Тимофеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 372 с.; Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России: правовой аспект: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 58 с.
Время трансформации социально-экономических процессов, обусловленное и новым нормативным правовым регулированием деятельности банков, упрощало образование данных финансовых организаций, пик создания которых пришелся на конец 1994 г. - начало 1995 г., когда было зарегистрировано более 2,5 тысячи банковских организаций, количество банков с данного момента стало сокращаться, причем уменьшение числа банков происходило неравномерно, оно было поставлено в зависимость от требований банковского надзора, отражающего общую изменяющуюся политику банковского регулирования.
В новейшей истории российский банковский сектор испытывал на себе негативные последствия ряда кризисов, среди которых - кризисы 1998, 2004 и 2008 гг. Особое место среди кризисов в банковской сфере занимает кризис 2014 г., когда банковская система начала испытывать на себе последствия санкционного воздействия недружественных стран из-за признания территории Крыма российской территорией по результатам общенародного референдума.
Распространение коронавирусной инфекции по всему миру, пик которой пришелся на 2020 г., стало новым испытанием для финансовых систем различных государств, в том числе и Российской Федерации. Банковская система страны столкнулась с новыми вызовами, тем более что продолжали действовать и ранее введенные экономические санкции, которые оказывали негативное воздействие на весь финансовый сектор. В течение нескольких лет Банк России оказывал поддержку различным сферам экономики, что способствовало финансовой стабилизации.
После начала специальной военной операции в феврале 2022 г. на банковскую систему Российской Федерации со стороны иностранных государств были направлены дополнительные санкционные ограничения (на начало 2023 г. введено 10 санкционных пакетов, состоящих из секторальных и персональных санкций).
Представляется, что особое место в данном списке занимает кризис 2022 г., во-первых, в связи с масштабностью введенных санкций против финансовой системы Российской Федерации после начала специальной военной операции; во-вторых, он является в какой-то мере продолжением кризиса 2014 г., так как многие санкции берут начало и продолжают действовать в настоящее время с момента признания Республики Крым субъектом Российской Федерации; в-третьих, в связи с продолжающимся влиянием негативных последствий мирового кризиса вследствие распространения коронавирусной инфекции.
Чтобы оказывать противодействие санкционной политике недружественных стран, органы государственной власти и непосредственно сам мегарегулятор оперативно стали проводить политику нейтрализации действий недружественных стран, в том числе через меры государственной поддержки и регуляторные послабления. Последовательная работа за прошедшие годы, особенно в период с 2014 г. по настоящее время, способствовала формированию банковской среды, устойчивой к санкционному воздействию. Было сокращено общее количество банков, с рынка ушли неконкурентоспособные субъекты банковской деятельности, усилились меры пруденциального надзора, банки стали активно разрабатывать и применять цифровые технологии. Общее количество кредитных организаций на 1 января 2022 г. составляло 370 организаций, на 1 марта 2023 г. - 362 организации, что свидетельствует об устойчивости банковской системы к различным санкциям и является показателем эффективной политики Банка России в части регуляторного воздействия на банковскую систему <10>.
--------------------------------
<10> Количественные характеристики действующих кредитных организаций. URL: https://cbr.ru/statistics/ (дата обращения: 13.03.2023).
В связи с обозначенными кризисами, которые системны, непрерывны и, можно констатировать, оказывают все большее негативное воздействие на финансовый сектор, представляет интерес анализ антикризисных мер, принимаемых Правительством РФ и Банком России в целях противодействия их проявления и влияния на общую ситуацию в экономике государства.
В рамках кризиса 2008 г. одной из первых была утвержденная Правительством РФ Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, в которой были обозначены основные приоритеты осуществления антикризисной деятельности, в том числе направленные на формирование мощной финансовой системы <11>.
--------------------------------
<11> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
В качестве антикризисных мер предусматривалось очищение банковской системы от проблемных кредитных учреждений, повышение доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора, обеспечение санации банков. Обращаясь к данным мерам, можно сказать, что в настоящее время так и осталась нереализованной задача предоставления кредитов для организаций на эффективной для предпринимателей ставке банковского процента, также вызывает вопросы необходимость проводимых действий по беспрецедентной финансовой помощи отдельным кредитным организациям.
В Программе ставилась задача по формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования. Данные меры также остались не до конца реализованными, особенно это касается привлечения иностранных инвесторов на рынок капитальных вложений и фондовый рынок.
Особое внимание уделялось вопросам дополнительного финансирования предприятий реального сектора, в связи с чем активно выделялись средства на оказание поддержки. В 2008 г. на эти цели было направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Банка России, более 2 трлн рублей. Была предусмотрена возможность выделения в 2009 г. 495 млрд рублей на поддержку банковской системы, в том числе 280 млрд рублей - на капитализацию банков, 215 млрд рублей - фондирование за счет Фонда национального благосостояния. Указанные средства направлялись в том числе на обеспечение санации банков системообразующих, с точки зрения общей устойчивости банковской системы.
Предусматривались меры по стимулированию консолидации в банковской сфере, формирование крупных и финансово устойчивых банковских структур, конкурентоспособных на международном уровне и способных обеспечивать "длинное" финансирование проектов.
Заметим, что предлагаемые правительством меры заслуженно подверглись критике. Как отмечает И. Николаев, "меры по противодействию кризису, реализованные осенью 2008 г., в основном были направлены на спасение банковской системы. В 2008 г. на эти цели государством было направлено из всех источников (бюджет, средства Банка России и госкорпораций) более 2 трлн руб. Реализация Программы будет означать продолжение прежней стратегии борьбы с кризисом, когда львиная доля средств направлялась в финансово-кредитную систему. Борьба с кризисом вновь будет дорогостоящей, бессистемной и хаотичной" <12>. И. Шувалов, давая оценку кризисным мерам восстановления экономики, отмечает: "Российским правительством был выбран курс на поддержку финансово-банковского сектора как основного антикризисного направления. При этом ответственный за обеспечение стабильности российской банковской системы Банк России в основном использовал не стандартные средства банковского регулирования, к которым относятся надзор и пруденциальное регулирование, а инструменты денежно-кредитного регулирования" <13>. Таким образом, борьба с кризисом вылилась в накачивание финансовыми ресурсами банковской системы, субъекты которой находились в привилегированном положении к остальным участникам реального сектора экономики.
--------------------------------
<12> Николаев И.А. Надежды антикризисной программы // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2009. N 5. С. 2 - 9.
<13> Шувалов И.И. Правовые инструменты преодоления кризисных явлений в экономике // Журнал российского права. 2022. N 1. С. 61 - 69.
На кризис 2014 г. Правительство РФ отреагировало Распоряжением от 27 января 2015 г. N 98-р, которым был утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году <14>. Следует отметить изменения, которые отразились на виде акта: в кризис 2008 г. это была программа, а в кризис 2014 г. правительством был принят подзаконный нормативный правовой акт, что придало большую юридическую силу предлагаемым мерам по стабилизации экономики.
--------------------------------
<14> Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. N 98-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году" // СЗ РФ. 2015. N 5. Ст. 866.
Правительство РФ в качестве одной из ключевых мер предусматривало "повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций". В качестве основной меры повышения устойчивости кредитных организаций предусматривалась докапитализация системно значимых кредитных организаций за счет различных средств: предоставленных государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в 2014 г.; средств Фонда национального благосостояния с целью реализации инфраструктурных проектов; предоставление государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" финансовых ресурсов за счет средств Фонда национального благосостояния.
Многие меры были направлены на увеличение в 2015 - 2017 гг. объема государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, в целях проектного финансирования, на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, установленные Правительством РФ, включая финансирование реструктуризации текущей задолженности.
Ключевая ставка Банка России стала использоваться в качестве базового индикатора при расчете параметров субсидирования процентной ставки по кредитам и осуществления иных мер экономической политики, что наблюдается и в настоящее время.
Особо выделим меры, предоставленные Банком России кредитным организациям в части как регуляторных послаблений, так и направленные на поддержку ликвидности и рынков <15>.
--------------------------------
<15> Меры Банка России по ограничению последствий введения санкций США и ЕС в отношении российских кредитных организаций и компаний в 2014 - 2015 гг. URL: https://cbr.ru/flnstab/antikrizisnaya-politika/mery_podderzhaniya_likvidnosti_2014-2015/ (дата обращения: 10.04.2023).
Банк России предоставил кредитным организациям право переклассифицировать ценные бумаги, исходя из оценки, сложившейся на 1 октября 2014 г., а также предоставил кредитным организациям регуляторные послабления, направленные на возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга, а также оценку финансового положения заемщика (контрагента) в целях формирования резервов на возможные потери при классификации ссуд, по которым имеются просроченные платежи в связи с введением ограничительных мер.
Банком России были введены новые инструменты по предоставлению кредитным организациям валютной ликвидности: сделки обратный "валютный своп" длительностью 1 день по фиксированным процентным ставкам; сделки РЕПО в иностранной валюте; кредиты Банка России в иностранной валюте, обеспеченные залогом прав требования по кредитам в иностранной валюте на срок 28 и 365 календарных дней.
Утвержденный Правительством РФ 17 марта 2020 г. План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в основном предусматривал общесистемные меры финансовой поддержки отраслей экономики и отдельных категорий субъектов (застройщиков, субъектов местного самоуправления и др.).
Кредитным организациям была предоставлена временная возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика из отраслей, находящихся в зоне риска, по ссудам, реструктурированным в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Банком России как регулятором финансового рынка был принят комплекс мер, направленный на поддержание способности финансовой системы предоставлять необходимые ресурсы экономике <16>.
--------------------------------
<16> Информационное сообщение Банка России от 20 марта 2020 г. "Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса" // Вестник Банка России. 2020. N 25.
Частично данные меры были направлены на защиту интересов потребителей финансовых услуг, предусматривающих отказ от финансовых санкций за неисполнение обязательств в связи с коронавирусной инфекцией, финансовые организации освобождались от обязанности вводить корректирующие коэффициенты по требованиям к заемщикам, не увеличивать резервы по кредитам, не обращать взыскания по заложенному недвижимому имуществу и др.
Меры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в основном были направлены на сохранение доступа к банковскому кредитованию. Были расширены программы рефинансирования по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства, связанные со снижением процентных ставок и увеличением лимитов по финансовым ресурсам, предоставляемым по льготным программам кредитования.
В рамках мер по снижению регуляторной и надзорной нагрузки на финансовые организации Банк России приостановил проверки кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, увеличил срок исполнения предписаний, понизил требования к защите информации в связи с дистанционной работой сотрудников, ограничивает применение административных наказаний и др.
Следует отметить, что объем и качество регуляторных и надзорных послаблений в отношении организаций финансового сектора показывают как качественные, так и количественные изменения в системе антикризисных мер. Помимо непосредственно финансовой поддержки финансового сектора наблюдается значительное увеличение мер в отношении различных субъектов реального сектора экономики, причем с особой поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства. Банковский сектор, сложившийся на начало действия коронавирусной инфекции, можно охарактеризовать как зрелый и действенный, способный противодействовать различным угрозам.
В связи с тем, что недружественные действия иностранных государств направлены в настоящее время не только на банковскую сферу, но и на весь финансовый рынок, это возлагает на Банк России особую ответственность как на мегарегулятора всего российского финансового сектора.
Деятельность банков в кризисных условиях условно можно разграничить на собственно деятельность российских банков с ярко выраженной предпринимательской целью и предпринимательскую деятельность Центрального банка Российской Федерации, который в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не ставит перед собой цель - извлечение прибыли в качестве основных целей деятельности. Вместе с тем некоторые авторы считают, что "Банк России в зависимости от осуществляемой функции может быть как органом государственной власти, так и кредитной организацией особого вида, которая для достижения установленных целей имеет право осуществлять направленные на получение прибыли банковские операции и сделки, ограниченные по содержанию и кругу субъектов" <17>. О. Тарасенко обращает внимание, что "Банк России имеет право для достижения установленных целей систематически осуществлять деятельность, направленную на получение прибыли, при этом отдельные аспекты предпринимательской деятельности Банка России противоречат законодательству, а правовые ограничения постепенно размываются, что приводит к усилению его позиции и негативно отражается на конкуренции в банковском секторе" <18>.
--------------------------------
<17> Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России... С. 14.
<18> Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность Банка России // Право и экономика. 2014. N 6 (315). С. 47 - 54.
Об особой предпринимательской деятельности Банка России высказывается и С. Тимофеев, отмечающий, что "предпринимательская деятельность банков по своей сущности представляет собой особое явление, поскольку задействует многочисленные частноправовые и публично-правовые интересы и предполагает совмещение задач по извлечению прибыли и одновременному решению важных публичных целей" <19>. Представляется, что особенно актуально данное высказывание в отношении деятельности Банка России, у которого в приоритете цели, направленные на эффективное функционирование экономики государства.
--------------------------------
<19> Тимофеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 3.
В отношении прибыли банков как субъектов предпринимательской деятельности достаточно ясно высказалась Председатель Банка России Э. Набиуллина на встрече Ассоциации банков России: "Прибыль в 2022 году резко сократилась - до 200 млрд рублей с 2,4 трлн в 2021 году. В основном на снижение прибыли повлиял пятикратный рост расходов на резервы, то есть банки увеличили расходы на резервы в 5 раз в прошлом году, причем не только по кредитам, но и по активам. Отдельные банки уже значительно зарезервировали заблокированные активы, хотя мы и дали рассрочку на 10 лет. Также сектор потерял 400 млрд рублей из-за волатильности курсов и невозможности хеджировать свои валютные риски. Предварительный прогноз по прибыли сектора на 2023 год где-то больше 1 трлн рублей" <20>.
--------------------------------
<20> Выступление Эльвиры Набиуллиной на встрече Ассоциации банков России. URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=14590 (дата обращения: 13.03.2023).
Анализируя деятельность Банка России в условиях кризисов, приходим к выводу, что и Центральный банк Российской Федерации, и банки, составляющие банковскую систему, в условиях санкционного воздействия на экономику страны начинают выполнять публичные функции как финансовые учреждения, обеспечивающие не только предпринимательские потребности своих клиентов, но и обеспечивающие стабильность финансовой системы страны, т.е., если исходить из публичных и частных начал в деятельности банков, публичная составляющая их деятельности, особенно Банка России, начинает превалировать.
Следует поддержать мнение авторов, считающих, что назрела необходимость создания постоянно действующего антикризисного органа, которым мог бы стать в банковской сфере национальный финансовый совет Банка России <21>.
--------------------------------
<21> Лаутс Е.Б. Новые банковские технологии и антикризисное регулирование рынка банковских услуг // Банковское право. 2017. N 4. С. 40.
Согласимся со справедливым замечанием И. Шувалова, который считает, что "опыт антикризисной политики, правовое регулирование банковской деятельности в период социально-экономического кризиса сопровождается усилением специальных форм и средств прямого воздействия со стороны Центрального банка на субъекты банковской деятельности" <22>. Безусловно, что принятые в кризисные годы меры поддержки были направлены в отношении особых субъектов банковской деятельности (значимых банков), а многие оказались за чертой мер поддержки. Такой подход необходимо изменить и сместить в сторону "мониторинга макроэкономической ситуации, выявления дисбалансов в денежно-кредитной сфере" и направить усилия на разработку мероприятий на устранение системных рисков банковской сферы.
--------------------------------
<22> Шувалов И.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в период социально-экономического кризиса: теория и практика: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2022. С. 245.
Литература
1. Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики / А.М. Архипов // Региональная экономика: теория и практика. 2007. N 4 (43). С. 56 - 65.
2. Залоило М.В. Законность и целесообразность в обществе постмодерна: пересмотр сложившейся классической модели / М.В. Залоило // Журнал российского права. 2020. N 6. С. 22 - 37.
3. Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования и проблемы реализации: автореферат диссертации доктора юридических наук / А.Я. Курбатов. Москва, 2009. 26 с.
4. Лаутс Е.Б. "Коронакризис" и меры антикризисного регулирования рынка банковских услуг: правовые проблемы / Е.Б. Лаутс, Э.Н. Мангасарян // Банковское право. 2020. N 3. С. 55 - 66.
5. Лаутс Е.Б. Новые банковские технологии и антикризисное регулирование рынка банковских услуг / Е.Б. Лаутс // Банковское право. 2017. N 4. С. 36 - 44.
6. Николаев И.А. Надежды антикризисной программы / И.А. Николаев // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2009. N 5. С. 2 - 9.
7. Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность Банка России / О.А. Тарасенко // Право и экономика. 2014. N 6 (315). С. 47 - 54.
8. Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России: правовой аспект: автореферат диссертации доктора юридических наук / О.А. Тарасенко. Москва, 2014. 58 с.
9. Тимофеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации: автореферат диссертации доктора юридических наук / С.В. Тимофеев. Москва, 2010. 50 с.
10. Тимофеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации: диссертация доктора юридических наук / С.В. Тимофеев. Москва, 2010. 372 с.
11. Трофимов К.Т. Кредитные организации в банковской системе Российской Федерации: гражданско-правовые проблемы: автореферат диссертации доктора юридических наук / К.Т. Трофимов. Москва, 2005. 46 с.
12. Шувалов И.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в период социально-экономического кризиса: теория и практика: диссертация доктора юридических наук / И.И. Шувалов. Москва, 2022. 401 с.
13. Шувалов И.И. Правовые инструменты преодоления кризисных явлений в экономике / И.И. Шувалов // Журнал российского права. 2022. N 1. С. 61 - 69.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Банковское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.