Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Страховое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНОГО И ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДОВЛАДЕЛЬЦА
А.С. ТЮТИКОВА
Огромный сегмент в общем страховании морской ответственности занимает страхование ответственности судовладельца. Поскольку данный вид страхования ответственности имеет большое значение в современном мире, нельзя оставить без внимания его характерные особенности.
Договорное страхование ответственности судовладельца
Мировой страховой рынок содержит две формы страхования ответственности судовладельца: договорное (коммерческое) и взаимное. Следует заметить, что, говоря о первой форме страхования, ряд ученых использует термин "договорное" страхование <1>. Другие используют одновременно оба термина <2>, третьи применяют термин коммерческое <3>. Последнее понятие связано с целью деятельности. Подобное страхование осуществляют акционерные страховые компании, целью деятельности которых является извлечение прибыли, т.е. коммерческий интерес. Взаимное же страхование проводится клубами взаимного страхования (КВС), созданными не для обогащения, а для оказания страховой взаимопомощи. Если за основу деления взять получение материальной выгоды, тогда разумно было бы назвать соответствующие виды коммерческим и некоммерческим страхованием <4>.
--------------------------------
<1> См., например: Джунусова Д.Н. Международное морское право: учеб. пособие / Д.Н. Джунусова. Астрахань: ИД Астрахан. ун-т, 2012. С. 243; Васильев В.А. Морское страхование / В.А. Васильев, В.А. Мусин, Л.М. Федоров.
<2> См., например: Меребашвили Т.А. Правовые вопросы взаимного страхования ответственности судовладельцев / Т.А. Меребашвили. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та: изд-во юрид. фак., 2004. С. 3, 105.
<3> См., например: Федоров В.П. Экономические проблемы страхования на морском флоте / В.П. Федоров. М.: Транспорт, 1981. С. 28; Шинкаренко И.Э. Страхование ответственности: справ. / И.Э. Шинкаренко. 2-е изд., испр. и доп. М.: Анкил, 2006. С. 120; Шутенко В.В. Морское страхование / В.В. Шутенко. СПб.: Выбор, 2004. (Сер.: Коммерческая работа на морском транспорте (теория и практика); вып. 4). С. 62.
<4> Архипова А.Г. Проблемы и перспективы взаимного страхования ответственности судовладельцев в России / А.Г. Архипова // Страховое дело. 2008. N 2. С. 23.
На наш взгляд, термин "взаимное страхование" является более корректным, нежели "некоммерческое страхование". Название взаимного страхования связано с правовой основой соответствующей деятельности. Тогда в противоположность этому рационально было бы применить термин "договорное страхование". В этом случае главным регулятором страховой деятельности является договор. Взаимное же страхование основывается на правилах клубов взаимного страхования.
Договорное страхование - традиционный вид морского страхования. По договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки.
Правовую основу договорного страхования составляют нормы КТМ РФ (глава XV). Правила, установленные данным законом, носят диспозитивный характер, т.е. могут быть изменены по соглашению сторон. Исключение составляют положения об абандоне. На практике же стороны страховой сделки изредка пользуются этой возможностью, предпочитая уже готовые, многократно опробованные на практике типовые формы договоров.
Договор морского страхования ответственности судовладельца предполагает письменную форму его заключения и обязательное указание в нем существенных условий (объекта страхования, перечня страховых рисков, страховой суммы и срока действия договора). Кроме того, страхователь должен сообщить страховщику достоверные сведения о рисках, которые связаны с объектом страхования.
В качестве подтверждения заключения соответствующего договора выступают такие документы, как условия страхования и страховой полис (страховой сертификат, квитанция или иной документ), которые страховщик выдает страхователю. Их предъявление обязательно при заявлении требования о страховом возмещении.
Вопрос о характере договора страхования ответственности судовладельца носит дискуссионный характер, но мы считаем, что данный договор носит реальный, а не консенсуальный характер, поскольку вступает в силу в момент уплаты страховой премии.
Договор страхования ответственности судовладельца является альтернативным: его исполнение не требует каких-либо действий сторон, кроме обязанности страхователя немедленно сообщить об изменении степени риска.
Субъектами договора выступают страховщики, страхователи, выгодоприобретатели и застрахованные лица. Первые обязаны иметь лицензию на страхование ответственности, вторыми могут быть любые дееспособные российские или иностранные граждане, апатриды и любые юридические лица, владеющие судами. Застрахованным лицом во всех случаях может быть только судовладелец.
Страховая сумма напрямую связана со страховой стоимостью имущества. Если сумма превышает страховую стоимость, договор недействителен в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость, если же страховая сумма ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения уменьшается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.
Страхование ответственности судовладельца предусматривает возможность двойного страхования. Ответственность страховщиков в данном случае имеет свои особенности. Согласно ч. 2 п. 2 ст. 260 КТМ РФ, если при наступлении страхового случая размер ответственности судовладельца меньше размера ответственности всех страховщиков, каждый из страховщиков отвечает в размере, пропорциональном отношению размера его ответственности к размеру ответственности всех страховщиков <5>.
--------------------------------
<5> Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апр. 1999 г. N 81-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
По договору морского страхования ответственности судовладельца существуют основания освобождения страховщика от ответственности (умысел или грубая неосторожность страхователя или выгодоприобретателя, умышленное непринятие судовладельцем мер по уменьшению ущерба, наступление страхового случая вследствие ряда форс-мажорных обстоятельств).
При наступлении страхового случая на страхователя налагается ряд существенных обязанностей:
- страхователь должен действовать так, как будто его имущество не застраховано, т.е. принять все необходимые разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предотвращению или уменьшению убытков. Разумно понесенные расходы по уменьшению убытков возмещаются страховщиком. В сфере морского страхования требования сохранения имущества возлагаются на судовладельца, но не на экипаж; капитан должен принять все необходимые меры для спасения пассажиров и экипажа, он не должен принимать мер к спасению судна и груза, если такие меры связаны с риском для жизни членов экипажа;
- страхователь должен немедленно известить страховщика о происшествии и в дальнейшем действовать согласно его инструкциям. Вмешательство страховщика в происшествие и его инструкции не означают признания ответственности в выплате страхового возмещения;
- страхователь должен документально подтвердить наступление страхового случая, предпринятые меры по предотвращению убытков и размер наступивших убытков <6>.
--------------------------------
<6> Шутенко В.В. Указ. соч. С. 32; Джунусова Д.Н. Указ. соч. С. 245.
Исполнение указанных обязанностей гарантирует возмещение ущерба в полном объеме.
Взаимное страхование ответственности судовладельца
Взаимное страхование охватывает страхование ответственности судовладельца в той части, в которой она осталась непокрытой договорным страхованием. Для этой цели судовладельцы объединяются в клубы взаимного страхования. Данные клубы являются взаимными обществами: их члены делят ответственность на взаимных началах. Сущность взаимного страхования состоит в том, что возникшие убытки члена клуба взаимного страхования возмещаются из общего страхового фонда, созданного за счет взносов членов клуба.
Взаимное страхование ответственности не конкурирует с договорным, а дополняет его, поскольку с помощью взаимного страхования судовладельцы защищают себя от убытков, которые коммерческие страховщики оставляют на риске самих страхователей. Сочетание договорного и взаимного страхования "обеспечивает судовладельцу страховое покрытие практически от всех имущественных рисков, связанных с морским судоходством" <7>.
--------------------------------
<7> Шутенко В.В. Указ. соч. С. 62.
Первые клубы страхования возникли в Англии в начале XVIII в., но их популярность была низка. Активное развитие деятельности клубов P&I произошло в конце XIX - начале XX вв., именно тогда путем слияния сформировались клубы взаимной защиты и возмещения в том виде, в каком они функционируют сейчас.
В настоящее время взаимное страхование ответственности судовладельцев получило широкое распространение в развитых странах мира, где действует около 70 клубов взаимного страхования. Наиболее крупные из них располагаются в Великобритании, Норвегии, США, Швеции. Особенностью клубов является то, что в большинстве стран они носят чисто национальный характер, т.е. членство могут получить только судовладельцы данной страны (США, страны Скандинавии). Исключением является Великобритания, где большинство клубов базируется на основе интернациональности и принимает в свой состав всех желающих судовладельцев, независимо от их национальной принадлежности.
Современные P&I клубы являются юридическими лицами, основной формой которых является компания, ограниченная гарантией (company limited by guarantee). Эта специфическая организационно-правовая форма предполагает отсутствие уставного капитала, отсутствие права участников на получение прибыли и обязательство каждого участника выплатить определенную сумму в случае ликвидации компании в ходе членства этого участника или в течение 12 месяцев после окончания членства. P&I клубы являются некоммерческими юридическими лицами, поскольку они не преследуют цели извлечения прибыли из своих операций, а призваны лишь защищать своих членов от понесенных убытков.
Члены P&I клуба не являются акционерами, не осуществляют вклады в его уставной капитал и не вправе получать прибыль от его деятельности. Их основная обязанность - участие в покрытии убытков, понесенных участниками клуба, в соответствии с уставом и правилами клуба.
Обычно клубы P&I оставляют на собственном удержании риски до 50 миллионов долларов каждый, а превышающие этот уровень суммы передаются в перестрахование. Существует два способа перестрахования: клубы P&I создают перестраховочные пулы, где они перестраховывают крупные риски друг друга, или же они обращаются к традиционному рынку перестрахования - коммерческим страховщикам или перестраховщикам. При этом перестрахование "никак не отражается на взаимоотношениях судовладельца с первоначальным страховщиком, который осуществляет все расчеты с судовладельцем от своего имени. Несостоятельность перестраховщика и невыполнение им обязательств перед цедентом юридически не интересует судовладельца. Теоретически, а обычно и фактически, он ничего не знает о наличии перестрахования" <8>.
--------------------------------
<8> Федоров В.П. Указ. соч. С. 41.
С 1996 г. в России действует Российский пул по страхованию ответственности судовладельцев (Российский морской пул, или Russian P&I Pool), но его члены - это не судовладельцы, а страховые компании, которые отчисляют фиксированную часть страховых премий в пользу пула. Участники пула несут солидарную ответственность по обязательствам всех его членов при наступлении страховых случаев, произошедших в территориальных водах Российской Федерации и за их пределами. Предоставление страховой защиты осуществляется в форме соцстрахования. Емкость пула невысока, что связано с контингентом страхователей, поскольку "самые современные российские суда ушли под флаги других государств и страхуются, соответственно, либо в P&I, которые объединяют именно судовладельцев, либо в зарубежных страховых компаниях и в Ллойде" <9>.
--------------------------------
<9> Гребенщиков Э.С. Клубы морского страхования P&I: страховая взаимопомощь судовладельцев перед ударами природ. и финансовой стихии / Э.С. Гребенщиков // Финансы. 2009. N 12. С. 55.
В Российской Федерации долгое время отсутствовала законодательная база для создания обществ взаимного страхования, отсюда неразвитость российского страхового рынка в целом и страхования ответственности судовладельцев в частности. Сейчас взаимное страхование регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Законом "О взаимном страховании". С принятием данных правовых актов появились "законодательные предпосылки для создания и деятельности в России обществ взаимного страхования. Практика покажет, насколько российская транспортная отрасль готова к созданию такого нового для России института, как взаимное страхование ответственности судовладельцев" <10>. Пока же судовладельцы предпочитают страховать свою ответственность в иностранных клубах. Возможность страхования судна не только у российского страховщика, но и у иностранного была законодательно закреплена в 2005 г. введением в ст. 249 КТМ РФ п. 3, содержащего соответствующие положения. В целом "страхование судовладельцами гражданско-правовой ответственности проявило себя в качестве действенного правового и финансового механизма, направленного на обеспечение адекватной, своевременной компенсации ущерба, причиненного третьим лицам, окружающей среде" <11>.
--------------------------------
<10> Архипова А.Г. Указ. соч. С. 32.
<11> Горбачева С.С. Обязательное страхование ответственности: необходимость или дополнительное бремя для судовладельцев? / С.С. Горбачева // Транспортное право. 2012. N 4. С. 24.
Кроме того, продолжается работа по развитию соответствующей правовой базы. Министерство транспорта РФ и Правительство РФ вносило на рассмотрение в Государственную Думу РФ законопроекты, предусматривающие введение в России обязательного страхования гражданско-правовой ответственности судовладельцев. "Представленные законопроекты стали предметом активных дискуссий среди страховщиков и судовладельцев" <12>. Данные законы были отправлены на доработку, что откладывает их принятие.
--------------------------------
<12> Горбачева С.С. К вопросу об обязательности страхования гражданско-правовой ответственности судовладельцев / С.С. Горбачева // Транспортное право. 2012. N 1. С. 9.
Следует отметить следующие особенности взаимного страхования ответственности:
- отсутствие лимита страховой ответственности (за исключением экологических рисков);
- возможность расширенного страхового покрытия, позволяющего страховать специальные риски судовладельцев (например, относящиеся к спасательным судам, работам на шельфе);
- различие в субъектном составе лиц, являющихся членами клуба, и лиц, которым клуб предоставляет защиту по договору страхования ("например, членом клуба может быть собственник судна, а дополнительно застрахованными лицами - бербоут-чартерный фрахтователь, залогодержатель, аффилированные лица собственника. Эти лица могут иметь права и обязанности по договору страхования, но не обладают статусом членов клуба и не несут соответствующих обязанностей" <13>);
--------------------------------
<13> Архипова А.Г. Особенности страхового покрытия, предоставляемого английскими клубами взаимного страхования / А.Г. Архипова // Юридическая и правовая работа в страховании. 2009. N 2. С. 118.
- наличие специальных лиц - корреспондентов клуба, которые при наступлении страхового случая становятся на защиту интересов судовладельца, освобождая тем самым последнего от обязанности защищать свои интересы, доказывать свои убытки и предъявлять претензии страховщику;
- система взносов: основные, чрезвычайные (катастрофические) и дополнительные;
- "ретроспективный" метод уплаты дополнительных взносов;
- сроки полисного года (с 20 февраля текущего года по 20 февраля следующего);
- отсутствие традиционных страховых полисов;
- обязанность уплаты выходного взноса при выходе из клуба;
- применение перестрахования при особо крупных суммах риска.
Сумма взносов не всегда предсказуема для судовладельцев, а требования об их уплате могут значительно отстоять во времени от завершения полисного года, но клубы предпринимают меры для того, чтобы расходы на страхование были более прогнозируемыми для судовладельцев. Кроме того, данная непредсказуемость взносов компенсируется нелимитированным страховым покрытием, которое при договорном страховании всегда ограничено указанной в договоре страховой суммой, и высоким уровнем сервиса и доверия страхователей.
Каждая из форм страхования ответственности судовладельца имеет свои преимущества и недостатки, но только действуя в совокупности, они могут учесть интересы всех сторон и способствовать возмещению ущерба в полном объеме.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Страховое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.