Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВО РЕБЕНКА НЕ БЫТЬ ПОХИЩЕННЫМ И ЕГО ЗАЩИТА
Н.В. ТРИГУБОВИЧ
1. Право ребенка не быть похищенным закреплено в ст. 11 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., согласно которой государства-участники обязаны принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. В основу данной статьи положен подход, закрепленный в Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. (далее - Конвенция 1980 г.), которая была принята на девять лет раньше Конвенции о правах ребенка (и в этом смысле является "прародительницей" этой нормы) <1>. "Неслучайно Комитет ООН по правам ребенка рекомендует государствам присоединение к Гаагской конвенции 1980 года как одно из действий, направленных на выполнение их обязательств по ст. 11 Конвенции ООН о правах ребенка" <2>. Российская Федерация выполнила данную рекомендацию Комитета.
--------------------------------
<1> Schuz Rh. The Hague Child Abduction Convention: A Critical Analysis. Oxford: Hart Publishing, 2013. P. 109 - 111.
<2> Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Н.В. Тригубович, О.А. Хазова. М.: Статут, 2016. С. 24.
Конвенция 1980 г. определяет похищение ребенка как его незаконное перемещение или удержание. Согласно ст. 3 Конвенции 1980 г. незаконным перемещением или удержанием ребенка является перемещение или удержание ребенка одним из родителей, если оно осуществляется с нарушением прав опеки, которыми родитель был наделен и которые он фактически осуществлял. Незаконным является перемещение или удержание ребенка одним из родителей без согласия другого родителя, наделенного правами как единоличной, так и совместной родительской опеки <3>. Конвенция 1980 г. предусматривает порядок возвращения ребенка в государство его постоянного места жительства с целью восстановления нарушенных прав родителя и ребенка.
--------------------------------
<3> Perez-Vera E. Explanatory Report on the 1980 Hague Child Abduction Convention. HCCH Publications, 1982. URL: http://www.hcch.net/upload/expl28.pdf.
Таким образом, на международном уровне право ребенка не быть похищенным не только нормативно закреплено в Конвенции о правах ребенка, но и разработан порядок его защиты, предусмотренный Конвенцией 1980 г.
2. В российском законодательстве закреплен принцип равенства прав и обязанностей родителей. Так, согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ и п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, а также определения места их жительства, решаются родителями по их взаимному согласию (п. 2 ст. 65 СК РФ). Иными словами, для перемещения ребенка на постоянное место жительства в иностранное государство необходимо согласие обоих родителей. При наличии разногласий родители вправе обратиться в орган опеки и попечительства или в суд.
Анализируя положения Конвенции 1980 г., можно сделать вывод о том, что российский институт родительских прав и обязанностей по своему правовому содержанию имеет наибольшее сходство с совместной родительской опекой <4>. Определенный круг прав отдельно проживающего родителя предусмотрен ст. 66 СК РФ, однако этот перечень не является исчерпывающим. Следовательно, даже при наличии решения суда об определении места жительства ребенка с одним из родителей равенство прав родителей сохраняется и отдельно проживающий родитель сохраняет свои родительские права в полном объеме, включая статус законного представителя ребенка, он вправе предъявить иск об определении места жительства ребенка с ним, а в случае перемещения ребенка на территорию иностранного государства без его согласия вправе требовать его возвращения в Российскую Федерацию.
--------------------------------
<4> См. подр.: Хазова О.А. Присоединение России к Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и вопросы российского семейного права // Закон. 2012. N 5. С. 175 - 184.
Вместе с тем действующее российское миграционное законодательство исходит из презумпции добросовестности родителей. Согласно ст. 21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") в случае выезда ребенка с одним из родителей подтверждение наличия согласия другого родителя не требуется, то есть предполагается, что такое согласие получено.
Если российский родитель не согласен на выезд ребенка за рубеж, он вправе подать заявление о несогласии на выезд ребенка из Российской Федерации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства (пребывания) или в орган пограничного контроля. В этом случае вопрос о возможности выезда ребенка из Российской Федерации разрешается в судебном порядке (ст. 21 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Таким образом, отсутствие согласия второго родителя на переезд ребенка в иностранное государство, согласно положениям миграционного законодательства, не является препятствием для его выезда из Российской Федерации и такой выезд не рассматривается как незаконный.
Незаконным же является перемещение ребенка одним из родителей вопреки поданному другим родителем заявлению о его несогласии на выезд ребенка, то есть нарушение права родителя наложить вето на выезд ребенка за границу (ne exeat right) <5>. В других случаях, даже при наличии решения суда об определении места жительства ребенка с другим родителем, недобросовестный родитель может вывезти ребенка за рубеж без согласия другого родителя, не известив или введя в заблуждение последнего относительно выезда или его условий.
--------------------------------
<5> См. подр.: Тригубович Н.В. Незаконное перемещение или удержание ребенка согласно Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года и российскому законодательству // Семейное и жилищное право. 2014. N 2. С. 6 - 11.
3. Правовые последствия незаконного перемещения ребенка из Российской Федерации зависят от того, в какое государство он перемещен, и известно ли, в какое государство он перемещен.
Если ребенок незаконно перемещен на территорию государства - участника Конвенции 1980 г., которое признало присоединение Российской Федерации к этой Конвенции, то розыск и возвращение ребенка в Российскую Федерацию ведутся в соответствии с положениями Конвенции 1980 г.
Если ребенок незаконно перемещен на территорию государства - участника Конвенции 1980 г., не признавшего присоединение Российской Федерации к этой Конвенции, или в государство, не участвующее в Конвенции 1980 г., то при невозможности применения международных норм вопрос о его возвращении в Российскую Федерацию будет решен судом принимающего государства в соответствии с национальным законодательством.
Если ребенок незаконно перемещен в неизвестное государство и его местонахождение неизвестно, речь может идти о необходимости его объявления в международный розыск по линии Интерпола. Обязательным условием объявления ребенка в международный розыск является его объявление в федеральный розыск на территории Российской Федерации (п. 115 Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола <6>).
--------------------------------
<6> Приказ МВД РФ N 786, Минюста РФ N 310, ФСБ РФ N 470, ФСО РФ N 454, ФСКН РФ N 333, ФТС РФ 971 от 6 октября 2006 г. "Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола" // СПС "КонсультантПлюс".
Для объявления ребенка в федеральный розыск необходимо признание его лицом, пропавшим без вести, либо лицом, в отношении которого есть основания полагать, что совершено преступление (возбуждено уголовное дело). Однако ребенок, который находится вместе с родителем, не может быть признан лицом, пропавшим без вести. В отношении возбуждения уголовных дел необходимо отметить следующее. Во-первых, не возбуждаются дела по ст. 126 УК РФ ("Похищение человека"), так как ребенок находится со своим законным представителем, который не является субъектом состава этого преступления. Во-вторых, возможно возбуждение уголовного дела по ст. 330 УК РФ ("Неисполнение решения суда") в отношении родителя, однако для этого необходимо наличие решения суда об определении места жительства ребенка с другим родителем. Вместе с тем розыск родителя не гарантирует то, что ребенок будет найден. В-третьих, для объявления ребенка в розыск на практике можно встретить примеры возбуждения уголовных дел по ст. 105 УК РФ ("Убийство"). При этом информация о нахождении ребенка с родителем скрывается. Однако в этом случае при обнаружении ребенка в принимающем государстве последствия будут зависеть от законодательства этого государства, его участия в Конвенции 1980 г., а это значит, что защиту от похищения ребенок может не получить.
В любом случае бремя розыска, установления места нахождения ребенка, государства, в которое он был перемещен, обращения в иностранный суд оказывается возложенным на оставленного родителя, чьи права нарушены недобросовестным поведением другого родителя.
4. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время сложилась ситуация, при которой принцип равенства прав родителей толкуется как законодателем, так и правоприменителем односторонне, в пользу признания приоритета прав родителя-похитителя. Хотя именно принцип равенства прав родителей предполагает обязательный учет мнения обоих родителей при решении такого важного вопроса, как изменение места жительства ребенка. Необходимо констатировать отсутствие каких-либо негативных правовых последствий перемещения родителем ребенка за рубеж на постоянное место жительства без согласия другого родителя, что не способствует сокращению количества случаев таких перемещений. Хотя в данном случае речь идет об умышленном злоупотреблении родительскими правами, последствием которого в большинстве случаев является полная потеря ребенком контактов с оставшимся в России родителем, что является нарушением его права на общение с обоими родителями (ст. 9 Конвенции о правах ребенка, п. 1 ст. 55 СК РФ).
В целом изложенное свидетельствует о необходимости: 1) более детального регулирования отношений раздельно проживающих родителей; 2) закрепления особых правомочий родителя, проживающего отдельно от ребенка; 3) принятия специальных норм, регулирующих порядок изменения места жительства ребенка, включая порядок его выезда за рубеж на постоянное место жительства. Это гарантировало бы защиту ребенка не только от трансграничных, но и от внутрироссийских незаконных перемещений.
Литература
1. Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года: Научно-практический комментарий / Ответственные редакторы Н.В. Тригубович, О.А. Хазова. Москва: Статут, 2016. 319 с.
2. Тригубович Н.В. Незаконное перемещение или удержание ребенка согласно Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года и российскому законодательству / Н.В. Тригубович // Семейное и жилищное право. 2014. N 2. С. 6 - 11.
3. Хазова О.А. Присоединение России к Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и вопросы российского семейного права / О.А. Хазова // Закон. 2012. N 5. С. 175 - 184.
References
4. Perez-Vera E. Explanatory Report on the 1980 Hague Child Abduction Convention / E. Perez-Vera. HCCH Publications, 1982. URL: http://www.hcch.net/upload/expl28.pdf.
5. Schuz Rh. The Hague Child Abduction Convention: A Critical Analysis / Rh. Schuz. Oxford: Hart Publishing, 2013. 474 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных