Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ <1>
Б.А. БУЛАЕВСКИЙ, А.А. ЕЛИСЕЕВА
--------------------------------
<1> Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ 29.0012669.2018/12.1 "Разработка теоретико-методологических основ содержания и реализации дисциплин (модулей) "Криминология", "Семейное право" с целью трансформации содержания структуры программы бакалавриата федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.2001 "Юриспруденция".
Реформирование системы высшего образования продолжается уже не первый год, и его промежуточные результаты нельзя не заметить.
Среди таких результатов обращает на себя внимание изменение, внесенное в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.2001 "Юриспруденция" (уровень бакалавриата) <2> в части дополнения перечня дисциплин, относящихся к базовой части (п. 6.4), дисциплиной "Семейное право" <3>.
--------------------------------
<2> Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. N 1511 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 29 декабря 2016 г.
<3> Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 января 2018 г. N 28 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 2 февраля 2018 г.
Прежнее положение в условиях "конъюнктурного" преподавания права едва не породило ситуацию, когда семейное право могло либо превратиться в факультативную дисциплину, либо вовсе исчезнуть из программ подготовки юристов.
Но время уже который раз все расставило по местам.
Несмотря на достаточно долгое позиционирование дисциплины "Семейное право" в лоне вариативной части (что, впрочем, не препятствовало образовательным организациям решать его судьбу иначе) <4>, отношение образовательных организаций к нему проявилось весьма характерно.
--------------------------------
<4> В качестве примера можно указать Воронежский государственный университет, где учебная дисциплина "Семейное право" относилась к базовой части и до упоминавшихся изменений образовательного стандарта (см.: URL: http://www.law.vsu.ru/structure/civillaw/programs/b1.v.od.10.pdf (дата обращения: 31 августа 2018 г.)).
К чести юридических вузов и факультетов данная дисциплина преподавалась практически по всем направлениям (профилям) программы бакалавриата. А ведь дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата и практики, определяют направленность (профиль) программы бакалавриата (п. 6.6 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.2001 "Юриспруденция" (уровень бакалавриата)).
Тем самым дисциплина "Семейное право" практически безоговорочно признана столь же необходимым элементом подготовки будущего юриста (вне зависимости от профиля его подготовки), как и "Теория государства и права", "Гражданское право" и все иные дисциплины, отнесенные к базовой части.
Объяснить это в некоторой мере можно тем, что преподавание учебной дисциплины "Семейное право" является со времен социалистического прошлого нашей страны традиционным для высших учебных заведений, осуществляющих подготовку обучающихся по направлению "Юриспруденция".
Вместе с тем подходы к преподаванию данной дисциплины существенно разнятся между собой, что подтверждается анализом рабочих программ учебной дисциплины "Семейное право", рабочими учебными планами и иными подобными документами, находящимися в открытом доступе (в том числе в сети Интернет). Именно эти подходы и составили непосредственный объект исследования, послужив поводом для написания данной статьи.
Относящаяся к дисциплинам так называемого частноправового цикла, учебная дисциплина "Семейное право", как правило, преподается на кафедрах гражданского права либо на кафедрах, где дисциплины "частноправового цикла" занимают существенное место, например: кафедры гражданского и предпринимательского права, гражданско-правовых дисциплин, гражданского права и процесса, частного права и даже трудового права и права социального обеспечения. В качестве примера редкого профильного исключения можно указать кафедру семейного и ювенального права, существовавшую некоторое время назад в Российском государственном социальном университете на факультете юриспруденции и ювенальной юстиции.
Особое внимание обращает на себя аспект целеполагания при выборе подходов к преподаванию дисциплины "Семейное право", в том числе при определении ее структуры и содержания.
Так, например, в качестве цели освоения учебной дисциплины "Семейное право" можно встретить упоминание следующих положений: овладение студентами правовыми знаниями в области семейных правоотношений, позволяющее аргументированно принимать правомерные решения при осуществлении профессиональной деятельности, формирование у них правосознания (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина) <5>; подготовка бакалавра к решению соответствующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики") <6>; обучение студентов правильному пониманию норм семейного права; привитие студентам навыков толкования норм семейного права; выработка у студентов навыков применения норм семейного права применительно к решению конкретных практических ситуаций (Воронежский государственный университет); формирование у бакалавров общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для осуществления правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти (Иркутский государственный университет) <7>; формирование у студентов основных теоретических понятий по семейному праву, получение знаний об основных положениях семейного законодательства, об основах и о принципах семейной политики в Российской Федерации в рамках освоения профессиональной компетенции (Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Балашовский институт (филиал)) <8>. Имеются примеры и отсутствия упоминания о цели освоения дисциплины в рабочей программе, при одновременном указании на планируемые результаты в контексте приобретаемых обучающимися компетенций (в частности, в Казанском (Приволжском) федеральном университете) <9>.
--------------------------------
<5> URL: http://lengu.ru/sveden/educationProgramm/33 (дата обращения: 31 августа 2018 г.).
<6> URL: https://pravo.hse.ru/grpravo/courses/219880481.html (дата обращения: 31 августа 2018 г.).
<7> URL: https://isu.ru/filearchive/edu_files/04.10.2017_10:49:07_B1.V.0D.7Semejnoepravo_2066.pdf (дата обращения: 31 августа 2018 г.).
<8> URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/education/programs/2017/rp_40.03.2001_yur_semeynoe_pravo.pdf (дата обращения: 31 августа 2018 г.).
<9> URL: https://kpfu.ru/pdf/portal/oop/196363.pdf (дата обращения: 31 августа 2018 г.).
Содержание дисциплины в своей основной части нередко сводится к дублированию структуры Семейного кодекса РФ. В отдельных программах присутствуют разделы, посвященные истории семейного права либо истории развития законодательства о браке и семье; регистрации актов гражданского состояния; предлагается незначительное расширение общих положений семейного права путем обращения к вопросам осуществления и защиты семейных прав, а также семейно-правовой ответственности. Вопросы, относящиеся к регулированию отношений с участием иностранного элемента, за редким исключением (например, Иркутский государственный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет), остаются за рамками содержания учебной дисциплины.
Реализация учебной дисциплины "Семейное право" в рамках программы бакалавриата по очной форме обучения, как правило, осуществляется в объеме 108 академических часов (3 зачетные единицы). Вместе с тем в отдельных образовательных организациях дисциплина "Семейное право" реализуется в объеме 144 академических часа (4 зачетные единицы): Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина <10>, Иркутский государственный университет, Алтайский государственный университет <11>; в некоторых высших учебных заведениях в объеме 72 академических часов (2 зачетные единицы): Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова <12>, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) <13>, Уральский государственный юридический университет <14>.
--------------------------------
<10> URL: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/opop/rpd035/Б1.В.ОД.5_Семейное_право.pdf (дата обращения: 31 августа 2018 г.).
<11> URL: http://www.asu.ru/sveden/education/programs/subject/107394/ (дата обращения: 31 августа 2018 г.).
<12> Рабочий учебный план специальности (юридический факультет, бакалавриат, 40.03.2001 Юриспруденция, 4 курс, группа 421, 401,..., 7 семестр). URL: http://cacs.law.msu.ru/workPlan/speciality (дата обращения: 31 августа 2018 г.).
<13> URL: https://msal.ru/content/obrazovanie/bakalavriat/ (дата обращения: 31 августа 2018 г.).
<14> URL: http://www.usla.ru/metodika/umkbase.php (дата обращения: 31 августа 2018 г.).
Форма промежуточной аттестации по дисциплине "Семейное право" практически во всех образовательных организациях - экзамен. В отдельных образовательных организациях - зачет (в частности: Кемеровский государственный университет <15> и Челябинский государственный университет <16>).
--------------------------------
<15> URL: http://umu.kemsu.ru/Content/userfiles/files/Юридический%20институт/2017/400301-Urist-GrPravo/Disc_semeynoe_pravo_400301_Jurisprudence_grajd_2017_08022017.pdf (дата обращения: 15 августа 2018 г.).
<16> URL: http://www.csu.ru/faculties/Documents/Семейное%20право.pdf (дата обращения: 31 августа 2018 г.).
Такова самая общая картина сложившихся подходов к преподаванию дисциплины "Семейное право". Ее оценка, а также собственный опыт авторов по преподаванию данной дисциплины позволяют сформулировать некоторые выводы.
По нашему мнению, формирование содержания и реализации дисциплины "Семейное право" должно осуществляться в соответствии с заявленными целями освоения дисциплины, а также планируемыми результатами ее освоения. Оптимальным вариантом таких целей видится формирование системного знания об особенностях действия правовых норм и отдельных правовых средств в семейных отношениях; приобретение обучающимися теоретических знаний и формирование у них практических навыков в сфере охраны и защиты интересов участников семейных правоотношений.
Системность восприятия учебного материала, вне всяких сомнений, в значительной мере зависит от логики нормативного отражения системы отношений, составляющих предмет семейно-правового регулирования, и в этой части решающее значение должно придаваться структуре основного кодифицированного акта - СК РФ.
Вместе с тем необходимым элементом структуры рабочей программы дисциплины должна быть содержательная общая часть. Ее положения, с одной стороны, позволят обеспечить беспрепятственное вхождение обучающихся в новую дисциплину, основываясь на имеющихся у них знаниях о базовых правовых категориях и институтах (источник права, принципы права, юридический факт, правоотношение, ответственность и др.), а с другой - сформируют у обучающихся обновленное, системное представление о механизме правового регулирования общественных отношений.
Знание общих правил применения базовых правовых категорий и институтов в семейном праве упрощает установление особенностей семейных правоотношений и, как следствие, охрану и защиту семейных прав и обязанностей.
Одновременно необходимыми элементами подготовки обучающихся в рамках дисциплины "Семейное право" должны стать:
- история становления и развития семейного права в системе отечественного права;
- основы осуществления и защиты семейных прав;
- теория семейно-правовой ответственности.
Обращение к истории семейного права, помимо решения задач по формированию общекультурных компетенций, позволит избежать "размытия" догм семейного права и нивелирования традиционных подходов в регулировании семейных отношений.
Кроме того, подобный подход будет способствовать изменению профессионального восприятия ценности семейного права, восстановлению семейного права в его подлинном социальном значении, ориентированном на укрепление семьи и охрану семейных ценностей, где личные неимущественные отношения в семье доминируют, предопределяют построение любых иных семейных отношений <17>.
--------------------------------
<17> См. об этом, в частности: Рясенцев В.А. Семейное право. М.: Юрид. лит., 1971; Яковлев В.Ф. Гражданское право в системе права // Избранные труды: В 3 т. М.: Статут, 2012. Т. 2: Гражданское право: История и современность. Кн. 1.
Понимание семьи и ее назначения в современном обществе должно служить главным ориентиром правового регулирования семейных отношений. И прежде всего в вопросах приоритетной охраны и защиты отдельных прав и интересов, при "восполнении" семьи для детей, лишившихся родительского попечения. Не менее значимы они и при установлении баланса в имущественных отношениях между членами семьи. Получение семейными отношениями приоритетной охраны в рамках публичного порядка должно служить индикатором выстраивания прочих отношений с участием членов семьи (в рамках их предпринимательской деятельности и отношений собственности, при решении вопросов банкротства граждан, в связи с участием в наследственных правоотношениях и т.п.).
Анализ современной правоприменительной практики все явственнее указывает на необходимость глубоких знаний в сфере правовой охраны семейных отношений, что предполагает понимание не только специфики таких отношений, но и возможностей иных правовых инструментов в их урегулировании. Без этого невозможно изжить ни системные просчеты в правовой охране семейных отношений (имеющие место, например, при применении в семейном праве отдельных принципов гражданского права и некоторых гражданско-правовых средств), ни искусственно создаваемые затруднения (например, надуманные мутации семейного права в виде так называемых "правообязанностей").
Методологически значимым следует признать обращение и к вопросам разграничения мер защиты и мер ответственности в семейном праве (проблеме, обнаруживаемой в равной мере и в иных сферах отечественного права). В данном случае акцент должен быть сделан на разнонаправленности векторов воздействия указанных мер (одни - на потерпевшего, а другие - на правонарушителя), на различиях в условиях их применения и последствиях, вызываемых ими. Кроме того, особого внимания заслуживает сфера семейных правонарушений, служащих "инструментом тонкой настройки" в вопросе допустимого вмешательства в дела семьи <18>.
--------------------------------
<18> См.: Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М.: Наука, 1991.
В современных условиях все более значимыми оказываются вопросы трансграничного существования семейных правоотношений <19>. В этой связи обязательным элементом образовательной подготовки обучающихся должны быть положения о применении семейного законодательства к отношениям с участием иностранных граждан. В то же время правила установления содержания норм иностранного семейного права и пределы их применения в рамках публичного порядка Российской Федерации, по возможности, должны быть знакомы обучающимся к моменту изучения семейных правоотношений из содержания соответствующих профильных дисциплин (например, "Международное частное право").
--------------------------------
<19> См. об этом, например: Федосеева Г.Ю. Правовое регулирование трансграничных брачно-семейных отношений в России: Сборник научных трудов / Отв. ред. О.Е. Савенко. М.: Проспект, 2017.
Реализация дисциплины "Семейное право" должна предполагать использование как аудиторных, так и внеаудиторных форм обучения.
В рамках лекционных занятий необходимыми параметрами успешного освоения обучающимися учебного материала представляются: информативность излагаемого материала, отражающая базовые категории и институты рассматриваемой темы, основные источники регулирования и существующие подходы правоприменения, а также проблемность, акцентирующая внимание на неоднозначных и противоречивых подходах к пониманию и применению отдельных правил современного семейного права.
В рамках семинарских занятий основное внимание представляется необходимым уделять изучению теоретических конструкций семейного права, механизму и пределам их применения.
В рамках практических занятий основное внимание необходимо сосредоточить на формировании у обучающихся навыков правовой квалификации семейных правоотношений и корректного применения правовых норм, подготовки и анализа правовых документов, а также выбора оптимальных форм и правильных способов защиты нарушенных семейных прав.
В рамках самостоятельной работы обучающихся приоритетное внимание необходимо уделять изучению ими судебной и иной правоприменительной практики (прежде всего нотариальной), ознакомлению с правовыми актами субъектов Российской Федерации, изучению научных и иных дополнительных источников, проведению исследовательских работ с целью подготовки докладов, сообщений, письменных заданий.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины, по возможности, должно предлагать вариативную по содержанию информацию, способствуя, помимо прочего, активной исследовательской позиции обучающегося, его творческому подходу к изучению новой для него дисциплины.
В завершение важно отметить, что семейное право являет собой образец во многом нетипичного для современного права воздействия на общественные отношения, тем ценнее его изучение в рамках профессиональной подготовки юриста, познающего потаенные грани права.
Библиография
1. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М.: Наука, 1991. 238 с.
2. Рясенцев В.А. Семейное право. М.: Юрид. лит., 1971. 236 с.
3. Федосеева Г.Ю. Правовое регулирование трансграничных брачно-семейных отношений в России: Сборник научных трудов / Отв. ред. О.Е. Савенко. М.: Проспект, 2017. 128 с.
4. Яковлев В.Ф. Гражданское право в системе права // Избранные труды: В 3 т. М.: Статут, 2012. Т. 2: Гражданское право: История и современность. Кн. 1. 976 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных