Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ (ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ) КАК СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА
Е.В. БУРМИСТРОВА
Каждый человек имеет право на реализацию своих репродуктивных прав, иными словами, на продолжение рода. Но, к сожалению, по различным причинам не все пары, независимо от их семейного положения, могут самостоятельно зачать, выносить и родить ребенка (детей). Однако благодаря развитию высоких технологий, в том числе в области современной медицины, в наше время бездетные пары и иные лица, даже одинокие женщины, могут реализовать свое право стать родителями (родителем), прибегнув при этом к помощи методов вспомогательных репродуктивных технологий. Особое место среди репродуктивных технологий отводится методу суррогатного материнства, который до сих пор вызывает множество вопросов и порождает многочисленные споры среди специалистов из различных отраслей знаний, в частности среди ученых-цивилистов.
В России применение вышеуказанного метода регулируется нормами Семейного кодекса Российской Федерации <1>, Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 323-ФЗ), Федерального закона Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <3>, Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" <4> (далее - Приказ Минздрава России от 31 июля 2020 г. N 803н).
--------------------------------
<1> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 19.12.2022) // Российская газета. 1996. 27 января.
<2> Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2022, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.03.2023) // Российская газета. 2011. 23 ноября.
<3> Федеральный закон Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в ред. от 03.04.2023) // Российская газета. 1997. 20 ноября.
<4> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.10.2020 N 60457). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74676088/#1000 (дата обращения: 16.05.2023).
Исходя из анализа норм вышеуказанных актов и их системного толкования, следует, что правоотношения в сфере реализации метода суррогатного материнства возникают на основании такого юридического факта, как заключение договора о суррогатном материнстве. Кроме того, формирование данных правоотношений предполагает наличие инициаторов, т.е. лиц, намеренных достичь конкретной правовой цели - стать родителями посредством заключения такого договора. Основными инициаторами возникновения правоотношений в сфере применения метода суррогатного материнства выступают потенциальные родители (потенциальный родитель), которые являются одной из сторон договора о суррогатном материнстве. Другой стороной, без которой невозможно осуществить право на применение метода суррогатного материнства, предусмотренное действующим законодательством, является совершеннолетняя женщина - суррогатная мать.
В Законе N 323-ФЗ установлено понятие "суррогатная мать" <5>. В связи с этим возникает вопрос: вследствие чего на законодательном уровне отсутствует такое понятие, как: "потенциальные родители" и (или) "потенциальный родитель"? По мнению автора настоящей публикации, во-первых, потенциальные родители играют важную роль в возникновении правоотношений в сфере суррогатного материнства, поскольку такие лица стремятся создать семью, независимо от их семейного положения и наличия/отсутствия у них партнера противоположного пола. А во-вторых, данный факт является немаловажным и для самого государства, а точнее для демографической политики. Воспроизведя потомство, человек тем самым увеличивает прирост населения. А, как известно, население - это один из признаков государства. Кроме того, важно отметить, что "семья - основа сильного государства" <6>.
--------------------------------
<5> Пункт 10 ст. 55 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2022, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.03.2023) // Российская газета. 2011. 23 ноября.
<6> Игорь Anzhaurov. Сильная семья - основа сильного государства. Так ли это? URL: https://fb.ru/article/280420/silnaya-semya---osnova-silnogo-gosudarstva-tak-li-eto (дата обращения: 23.05.2023).
В вышеназванных нормативно-правовых и нормативных актах предусмотрен разный круг лиц, выступающих в качестве потенциальных родителей, которые могут воспользоваться методом суррогатного материнства. Буквальное толкование норм семейного законодательства позволяет сделать вывод, что методом суррогатного материнства могут воспользоваться только лица, состоящие в браке между собой, а также одинокие женщины, давшие свое письменное согласие на имплантацию эмбриона другой женщине (суррогатной матери) в целях вынашивания и рождения для них ребенка <7>. Законодательство в области охраны здоровья граждан устанавливает несколько иной субъектный состав. Так, в п. 3 ст. 55 Закона N 323-ФЗ право на применение вспомогательных репродуктивных технологий, к числу которых относится суррогатное материнство, имеют мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, а также одинокая женщина <8>. Таким образом, указанной нормой расширяется круг лиц, которые могут быть потенциальными родителями в договоре о суррогатном материнстве. Как и в Законе N 323-ФЗ, аналогичный круг лиц установлен в Приказе Минздрава России от 31 июля 2020 г. N 803н <9>.
--------------------------------
<7> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 19.12.2022) // Российская газета. 1996. 27 января.
<8> Статья 55 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2022, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.03.2023) // Российская газета. 2011. 23 ноября.
<9> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.10.2020 N 60457). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74676088/#1000 (дата обращения: 16.05.2023).
В результате вышеуказанных разночтений в правовом регулировании применения метода суррогатного материнства неизбежно возникает вопрос: каким же актом необходимо руководствоваться в случаях возникновения споров в области применения этого метода? Ведь по своей правовой сущности вышеупомянутые нормативно-правовые и нормативные акты не должны противоречить ст. 15 Конституции Российской Федерации <10>. Но, к сожалению, очевидно, что названные законы имеют пробелы, а других норм, направленных на регулирование правоотношений в данной сфере, на федеральном уровне нет.
--------------------------------
<10> Статья 15 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации: Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, - опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
Кроме того, исследуя теорию и практику применения метода суррогатного материнства, следует обратить внимание на то обстоятельство, что имеются и другие вопросы, требующие своего правового решения. В частности, как же быть с такой категорией граждан, как мужчины, которые не стремятся обязать себя узами брака, но при этом желают обзавестись потомством, прибегнув к вспомогательным репродуктивным технологиям? Среди ученых-цивилистов существуют споры по данному вопросу. Так, Т.Е. Борисова <11>, Е.В. Стеблева <12> и И.А. Дикова <13> в своих научных работах отрицают возможность реализации метода суррогатного материнства у одиноких мужчин. Ряд других авторов (Ю.А. Чистякова <14>, Л.Ю. Михеева <15>, Ю.Д. Сергеев и Ю.В. Павлова <16>), наоборот, полагают, что необходимо в законодательстве за одиноким мужчиной закрепить право на применение метода суррогатного материнства.
--------------------------------
<11> Борисова Т.Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. М.: Проспект, 2021. С. 77 - 78.
<12> Стеблева Е.В. Проблемы реализации прав участников отношений суррогатного материнства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 89.
<13> Дикова И.А. К вопросу о субъектах правоотношений в сфере применения вспомогательных репродуктивных технологий. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/28843-voprosu-subektakh-pravootnoshenij-sfere-primeneniya-vspomogatelnykh-reproduktivnykh?ysclid=li4ge3dq90350304674 (дата обращения: 26.05.2023).
<14> Алборов С.В. Правовое регулирование суррогатного материнства: монография / отв. ред. А.Н. Левушкин. М.: Юстицинформ, 2020. С. 180.
<15> Стеблева Е.В. Проблемы реализации прав участников отношений суррогатного материнства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 86.
<16> Сергеев Ю.Д., Павлова Ю.В. Проблемы правового регулирования применения методов вспомогательных репродуктивных технологий // Медицинское право. 2006. N 3.
Причинами такого ограничения, скорее всего, служат морально-этические взгляды общества на данный вопрос. Эти взгляды выражаются в следующем:
- во-первых, при применении метода суррогатного материнства среди одиноких мужчин нарушается право ребенка знать своих родителей, а в данном случае говорится о матери. Иными словами, безнравственно оставлять ребенка без материнской любви и заботы;
- во-вторых, в случае применения указанного метода одиноким мужчиной создается возможность для использования этого метода лицами с девиантным поведением.
Автор с данными утверждениями не согласен, во-первых, семейная доктрина и семейное законодательство устанавливают, что семейные правоотношения могут возникать как между супружеской парой (независимо от их семейного положения) и ребенком, так и между одиноким родителем и ребенком. И нельзя полагать, что если ребенка воспитывает только один родитель, то это безнравственно и ребенок в такой семье может подвергаться лишениям. Ведь, по мнению Ю.А. Чистяковой, которая утверждает, что такие более привычные институты, как усыновление или приемная семья, допускают наличие у ребенка только одного родителя <17>. А во-вторых, автор соглашается с мнением С.В. Алборова о том, что, безусловно, нельзя допускать применения технологии суррогатного материнства среди гомосексуальных пар. Однако представляется, что запрет одиноким лицам прибегать к такой технологии является ненадлежащим способом, который может гарантировать, что гомосексуальные пары не смогут получить на воспитание ребенка <18>. Ведь можно также утверждать, что ничего не лишает одинокую женщину, прибегнувшую к реализации технологии суррогатного материнства, иметь нестандартную сексуальную ориентацию.
--------------------------------
<17> Чистякова Ю.А. К вопросу о концепции правового регулирования репродуктивной деятельности. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/16662-voprosu-koncepcii-pravovogo-regulirovaniya-reproduktivnoj-deyatelnosti (дата обращения: 02.06.2023).
<18> Алборов С.В. Правовое регулирование суррогатного материнства: монография / отв. ред. А.Н. Левушкин. М.: Юстицинформ, 2020. С. 180.
Если не рассуждать о морально-этических причинах по данному вопросу, то при отказе одинокому мужчине в применении вышеуказанных репродуктивных технологий устанавливается запрет для него в реализации его репродуктивных прав. Таким образом, нарушается один из конституционных принципов равенства мужчины и женщины в правах и свободах, а также в равной возможности их реализации (ст. 19 Конституции Российской Федерации) <19>.
--------------------------------
<19> Статья 19 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации: Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, - опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
Немаловажно отметить и тот факт, что, несмотря на отсутствие в российском семейном законодательстве четкой правовой позиции по правам одиноких мужчин, суды все же встают на их сторону при решении вопросов, связанных с установлением происхождения детей при применении метода суррогатного материнства, применяя при этом конституционный принцип гендерного равенства, а также аналогию права. Но, к сожалению, это происходит не всегда. Между тем в сложившейся правоприменительной практике яркими примерами этому служат: решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 4 августа 2010 г. по гражданскому делу N 2-2745/10; решение Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от 4 марта 2011 г. по гражданскому делу N 2-1601/11; решение Тверского районного суда города Москвы от 25 марта 2011 г. по гражданскому делу N 2-1894/11 <20>.
--------------------------------
<20> Боннер А.Т. Правовые проблемы искусственного оплодотворения: монография / отв. ред. И.И. Черных. М.: Проспект, 2022. С. 187 - 188.
Так, исходя из конституционного принципа гендерного равенства, либо необходимо запретить всем одиноким гражданам применять вспомогательные репродуктивные технологии, либо, наоборот, разрешить их применять всем лицам, независимо от их семейного положения, а также наличия/отсутствия у них партнера противоположного пола. По мнению автора, для регуляции баланса прав необходимо включить в субъектный состав договора о суррогатном материнстве одинокого мужчину в качестве потенциального родителя наравне с одинокой женщиной.
Вследствие вышеизложенного предполагается, что потенциальными родителями по договору о суррогатном материнстве могут выступать:
1) лица, состоящие в зарегистрированном браке (супружеская пара);
2) лица, не состоящие в зарегистрированном браке (сожители);
3) одинокая женщина;
4) одинокий мужчина.
Однако реализовать право на применение метода суррогатного материнства среди вышеуказанных субъектов возможно лишь при условии установления необходимых ограничений, которые будут законодательно закреплены.
Первое ограничение было введено в семейное законодательство <21>, а именно: супружеская пара (оба или один из них), а также одинокая женщина, применяющие технологию суррогатного материнства, должны иметь статус гражданина Российской Федерации. По мнению П.О. Толстого и А.Ю. Кузнецовой, данное ограничение, возможно, позволит контролировать дальнейшую судьбу будущего ребенка <22>. Соглашаясь с ними, также стоит отметить, что данное ограничение оценивается еще и как способ предотвращения репродуктивного туризма в нашей стране.
--------------------------------
<21> Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2022 г. N 538-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 19.12.2022, (дата обращения: 02.06.2023).
<22> Губернаторов Е. Суррогатное материнство для российских пар будет доступно только в браке. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/12/08/954443-surrogatnoe-materinstvo-budet-v-brake (дата обращения: 02.06.2023).
Полагаем, что необходимо отдельно уделить внимание такому ограничению, как возраст потенциальных родителей. Данное ограничение в первую очередь связано с интересами ребенка, которые должны быть в приоритете над интересами остальных участников данных правоотношений. А во-вторых, установление возрастного лимита будет являться еще одним способом запрета репродуктивного туризма в России. Так, автор предлагает предоставить право на применение метода суррогатного материнства потенциальным родителям (независимо от их семейного статуса) в возрасте не младше 25 лет и не старше 45 лет. Рассматривая нижний возрастной лимит, установленный для потенциальных родителей, автор исходит из того, что такие родители должны быть готовы взять на себя ответственность за будущего ребенка, а значит, должны быть физически и психологически здоровы. Только к 25 годам формируются все системы человеческого организма, включая репродуктивную систему, лишь по достижении этого возраста медицинские работники могут дать объективную оценку репродуктивных способностей лица <23>. Как известно, медицина, прибегая к реализации методов вспомогательных репродуктивных технологий, применяет различную гормональную терапию, инвазивные процедуры, которые в дальнейшем могут негативно сказаться на растущем молодом организме. Кроме того, приобретая жизненный опыт, молодые люди только к 25 годам начинают задумываться о создании семьи и о продолжении рода.
--------------------------------
<23> Богданова Е.Е., Белова Д.А. Актуальные проблемы реформирования законодательства о суррогатном материнстве. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45659769 (дата обращения: 02.06.2023).
Установление верхнего возрастного лимита необходимо, поскольку: во-первых, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, а также семейным законодательством установлено, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Но есть некоторые объективные причины (например, смерть в силу возраста), из-за которых родители не смогут исполнить свою основную обязанность перед ребенком, не дожив до его совершеннолетия. Во-вторых, как уже ранее отмечалось, применение лекарственных препаратов и инвазивных процедур перед процедурами вспомогательных репродуктивных технологий может негативно повлиять на здоровье будущих потенциальных родителей. А в-третьих, необходимо рассмотреть такой аспект, как психологический. Как известно, данный аспект чаще всего возникает в отношениях между возрастными родителями и "поздними" детьми. И он проявляется следующим образом: недопонимание ребенка со стороны родителей; ощущение неловкости у ребенка по отношению к родителям перед сверстниками; возникновение у ребенка чувства повышенной тревожности из-за состояния здоровья родителей; детский эгоцентризм, возникший в результате гиперопеки, и т.п.
И наконец, семейное законодательство устанавливает определенный перечень ограничений для лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка (ст. 127 Семейного кодекса Российской Федерации) <24>. В данном случае автор придерживается позиции, изложенной Е.С. Митряковой, о том, что разумно было бы распространить эти ограничения и на потенциальных родителей, намеренных прибегнуть к методам суррогатного материнства.
--------------------------------
<24> Статья 127 Семейного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 19.12.2022) // Российская газета. 1996. 27 января.
Подводя итог вышеизложенному, автор предлагает ввести в доктрину семейного права понятие "потенциальные родители" и изложить его следующим образом: потенциальные родители (потенциальный родитель) - лица в возрасте от 25 до 45 лет включительно, как состоящие, так и не состоящие в зарегистрированном браке, предоставившие свои половые клетки либо воспользовавшиеся донорскими половыми клетками через специализированный медицинский центр для дальнейшего проведения репродуктивных процедур по зачатию, вынашиванию и рождению у них (него) ребенка (детей).
Литература
1. Алборов С.В. Правовое регулирование суррогатного материнства: монография / С.В. Алборов; ответственный редактор А.Н. Левушкин. Москва: Юстицинформ, 2020. 240 с.
2. Богданова Е.Е. Актуальные проблемы реформирования законодательства о суррогатном материнстве / Е.Е. Богданова, Д.А. Белова // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. N 4 (125). С. 66 - 75.
3. Боннер А.Т. Правовые проблемы искусственного оплодотворения: монография / А.Т. Боннер; ответственный редактор И.И. Черных. Москва: Проспект, 2022. 328 с.
4. Борисова Т.Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография / Т.Е. Борисова. Москва: Проспект, 2021. 144 с.
5. Губернаторов Е. Суррогатное материнство для российских пар будет доступно только в браке / Е. Губернаторов // Ведомости. 2022. 9 декабря.
6. Дикова И.А. К вопросу о субъектах правоотношений в сфере применения вспомогательных репродуктивных технологий / И.А. Дикова // Юрист. 2008. N 11. С. 46 - 51.
7. Игорь Anzhaurov. Сильная семья - основа сильного государства. Так ли это? // FB.ru. 2016. 1 декабря.
8. Сергеев Ю.Д. Проблемы правового регулирования применения методов вспомогательных репродуктивных технологий / Ю.Д. Сергеев, Ю.В. Павлова // Медицинское право. 2006. N 3. С. 3 - 9.
9. Стеблева Е.В. Проблемы реализации прав участников отношений суррогатного материнства: диссертация кандидата юридических наук / Е.В. Стеблева. Москва, 2012. 210 с.
10. Чистякова Ю.А. К вопросу о концепции правового регулирования репродуктивной деятельности / Ю.А. Чистякова // Законодательство и экономика. 2006. N 9. С. 58 - 60.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.