Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФАМИЛИИ РЕБЕНКА И ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ
М.П. КОРОТКЕВИЧ
Введение
Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законодательством порядке. Происхождение детей от определенных родителей удостоверяется записью сведений о них в качестве родителей в записи акта о рождении ребенка, которая производится органами, регистрирующими акты гражданского состояния, а также выдаваемым свидетельством о рождении ребенка, которое является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей.
Мужчина и женщина, приобретая семейно-правовой статус родителей, наделяются законодателем рядом прав и обязанностей как личного неимущественного характера, которые предусмотрены ст. 68 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье <1> (далее - КоБС), так и имущественного, которые закреплены ст. 88 КоБС. Право и обязанность по определению фамилии, имени, отчества ребенка выступают одними из личных неимущественных прав и обязанностей родителей (ст. 68 КоБС). Важность изучения каждой группы и отдельно взятого права (обязанности) родителей обусловлена возможностью в случае уклонения от их выполнения наступления такого неблагоприятного последствия для родителей, как лишение родительских прав (абз. 2 ч. 1 ст. 80 КоБС).
--------------------------------
<1> ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.
Целью настоящего исследования выступает изучение порядка осуществления родителями права и обязанности по определению фамилии ребенка, а также природы и порядка изменения фамилии ребенка в контексте определения данной возможности в структуре правомочий родителей.
Теоретические основы. Методы
Проблемы правового регулирования отношений детей и родителей, определения правовых основ их построения, структуры правоотношений между родителями и детьми, в том числе исходя из признания ребенка самостоятельным субъектом права, занимают важное место в доктрине семейного права. Теоретическую основу настоящего исследования составили труды белорусских и российских исследователей по заявленной теме, а также сходным правовым вопросам.
Методологической базой исследования послужили философская методология (диалектический метод познания), общенаучная методология (моделирование, логический анализ) и частная методология (сравнительно-правовой метод, метод интерпретации или толкования права).
Результаты исследования
Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) <2> (далее - Конвенция ООН о правах ребенка) каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
--------------------------------
<2> ЭТАЛОН. Международные договоры [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.
Сохранение и охрана семейных связей обеспечиваются в том числе определением фамилии ребенка по фамилии его родителей. Данное положение закреплено в ст. 69 КоБС. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей, а при отсутствии согласия - по указанию органа опеки и попечительства. Таким образом, следует констатировать, что право родителей на определение фамилии ребенка ограничено: КоБС предоставляет родителям возможность осуществить лишь выбор из фамилий родителей, если у родителей разные фамилии.
Осуществление права и исполнение обязанности родителями по определению фамилии ребенка имеет место при регистрации рождения ребенка. Соответственно, при подаче заявления о регистрации рождения ребенка родители должны осуществлять данное право (исполнять эту обязанность). И уже на этой стадии можно столкнуться с проблемами обеспечения равноправного положения родителей при осуществлении данного права (исполнении обязанности).
1. С одной стороны, исходя из ст. 76 КоБС отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. С другой стороны, порядок приобретения мужчиной и женщиной семейно-правового статуса родителя неодинаков, зависит от ряда обстоятельств. В настоящей статье не ставится задача исследования теоретических и практических проблем установления происхождения детей и конкуренции юридического и биологического отцовства в ряде случаев, отметим только следующее.
На стадии регистрации рождения ребенка определение его фамилии и необходимость выбора между фамилиями родителей зависят от того, устанавливается происхождение ребенка от обоих родителей в процессе этой регистрации или нет.
Если происхождение от матери устанавливается, как правило (за исключением рождения ребенка суррогатной матерью), на основании факта рождения, удостоверенного медицинской справкой о рождении (решением суда об установлении факта рождения), то порядок установления происхождения ребенка от отца зависит от того, состоит он в браке с матерью ребенка или нет.
Если отец состоит в браке с матерью ребенка, то происхождение ребенка от отца основывается на записи акта о заключении брака, действует презумпция отцовства мужа матери ребенка. Если отец не состоит в браке с матерью ребенка, то происхождение основывается либо на волеизъявлении отца и матери ребенка, закрепленном в совместном заявлении о регистрации установления отцовства (если мать не состоит в браке с другим мужчиной), либо на волеизъявлении отца и матери ребенка, а также мужа матери ребенка (если мать ребенка состоит в браке с другим мужчиной), выраженном в совместном заявлении о регистрации установления отцовства матери и предполагаемого отца ребенка, а также в соответствующих заявлениях матери и ее мужа (ч. 6 ст. 51 КоБС). На основании данных заявлений орган, регистрирующий акты гражданского состояния, осуществляет регистрацию такого акта гражданского состояния, как установление отцовства (гл. 21 КоБС).
Если мать и отец не состоят в браке и не желают в добровольном порядке установить отцовство или для этого имеются препятствия (мать недееспособна (ч. 2 ст. 57 КоБС)), происхождение ребенка от отца, который не состоит в браке с матерью ребенка, может быть установлено только на основании решения суда об установлении отцовства.
Если мать и отец ребенка не состоят в браке, то одновременно с регистрацией рождения ребенка возможна регистрация установления отцовства только при установлении отцовства в добровольном порядке (ч. 5 ст. 214 КоБС). Следовательно, в таком случае вопрос о выборе фамилии ребенка при регистрации рождения может также иметь место. В случае установления отцовства в судебном порядке, полагаем, регистрация рождения ребенка будет иметь место до установления правовой связи с отцом ребенка (юридического отцовства), поэтому в дальнейшем может иметь место только изменение фамилии ребенка.
По общему правилу при рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, сведения об отце ребенка вносятся в запись акта о рождении по фамилии матери, собственное имя и отчество отца ребенка записываются по ее указанию или по указанию другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения (ч. 1 ст. 55 КоБС). Следует обратить внимание на то, что в свидетельстве о рождении ребенка в таком случае в графе "Отец" прочерк не ставится, здесь указываются вымышленное имя и отчество отца, а фамилия указывается по фамилии матери <3>. Отметим, что российский законодатель допускает возможность для матери не вносить сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка (п. 3 ст. 17 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. "Об актах гражданского состояния" <4>). Такой подход некоторые авторы называют "нарушением прав ребенка" [Нестерова Т.И., 2021].
--------------------------------
<3> См.: приложение 1 к Постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 23 (в ред. Постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 28 января 2011 г. N 14) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.
<4> Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".
Таким образом, в Республике Беларусь проблема выбора фамилии ребенка при регистрации рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей или решения суда об установлении отцовства, не может иметь места, так как фамилия ребенка определяется по фамилии матери.
Определение фамилии ребенка при регистрации рождения ребенка его родителями зависит от их семейного положения и порядка установления происхождения ребенка от отца.
2. Согласно п. 12 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния <5> (утверждено Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. N 1454, далее - Положение N 1454), заявление о регистрации рождения может быть сделано в устной или письменной форме родителями или одним из них, а в случае заболевания, смерти родителей или невозможности по иным причинам сделать заявление - по заявлению даже других лиц. Таким образом, если заявление о регистрации рождения ребенка подано иными лицами, то и определение фамилии ребенка осуществляется по указанию этих иных лиц.
--------------------------------
<5> ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.
Рассмотрим обоснованность отнесения в КоБС правомочия родителей по определению фамилии ребенка к их правам и обязанностям.
Следует обратить внимание на то, что в Семейном кодексе Российской Федерации <6> (далее - СК РФ) не закрепляется обязанность родителей по определению фамилии ребенка. Только ст. 58 СК РФ закрепляет право ребенка на имя, отчество и фамилию. При этом нормы п. 3 ст. 58 СК РФ о порядке определения фамилии ребенка в некоторой степени схожи с правилами ст. 69 КоБС. В СК РФ, в отличие от КоБС, допускается только возможность образования двойной фамилии ребенка посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. КоБС такой возможности родителям не предоставляет: ребенок может носить двойную фамилию, только если двойную фамилию имеет один из его родителей.
--------------------------------
<6> Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".
По мнению Н.В. Летовой [2018], СК РФ указывает на соответствующее право ребенка, однако не закрепляет указания, что у родителей существует встречная обязанность по присвоению ребенку личных данных. По мнению данного автора, "исходя из общего смысла указанной нормы можно предположить, что в данном случае действует презумпция о том, что родители ребенка должны присвоить" [Летова Н.В., 2018, с. 115]. Некоторые авторы, в частности Е.В. Гордеюк, отмечают, что в данной норме СК РФ закреплено право выбора родителями (в зависимости от обстоятельств) ребенку имени, отчества и фамилии (ст. 58 СК РФ) [Беспалов А.Ю., Беспалов Ю.Ф., Гордеюк Е.В., 2016]. В.А. Белов, рассуждая о свободе договора, нормы п. 2 и 3 ст. 58 СК РФ определяет как допускающие заключение соглашения о присвоении ребенку имени и фамилии [Белов В.А., 2016].
Следует обратить внимание на то, что еще Е.М. Ворожейкин в своем труде "Семейные правоотношения в СССР" (1972 г.) отмечал, что субъективное право ребенка на имя возникает лишь "с момента присвоения ему этого имени как право на данное конкретное имя". При этом автор указывал, что права родителей относительно данного личного права ребенка являются "правами на его осуществление" [Ворожейкин Е.М., 1972, с. 194].
Учитывая, что, как отмечено ранее, в Республике Беларусь защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей осуществляется родителями, правомочия родителей по определению фамилии ребенка можно относить к самостоятельным праву и обязанности родителей, осуществление которых обеспечивает защиту прав ребенка [Короткевич М.П., 2015].
Следует отметить положение Конвенции ООН о правах ребенка, согласно которому "ребенок с момента рождения имеет право на имя... право на... заботу" (родителей) (п. 1 ст. 7). По мнению белорусского автора П.В. Рагойши, с правами ребенка на имя, на родителей и их заботу корреспондируют соответствующие права и обязанности родителей дать ребенку имя, воспитывать ребенка и заботиться о нем, защищать его права и законные интересы [Рагойша П.В., 2023, с. 70].
Полагаем, что в КоБС конструкция правомочия родителей по определению фамилии ребенка как права и обязанности родителей закреплена обоснованно. Считаем, законодателю Республики Беларусь следует быть более последовательным и учитывать положения Гражданского кодекса Республики Беларусь и КоБС в иных нормативных правовых актах. Исходя из содержания п. 1 ст. 18 Гражданского кодекса Республики Беларусь <7> имя гражданина включает фамилию, собственное имя и отчество (когда таковое имеется), если иное не следует из законодательства. Согласно ст. 20 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. "О правах ребенка" <8> каждый ребенок имеет право на имя. Однако в этой же норме закреплены право и обязанность родителей определять только собственное имя ребенка, изменение которого осуществляется в соответствии с законодательством. В таком случае непонятно, почему законодатель не закрепляет такие же права и обязанности родителей по определению фамилии ребенка.
--------------------------------
<7> ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.
<8> ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.
Законодательством установлен и срок, в течение которого обязанность родителей по определению фамилии (а также собственного имени и отчества) должна быть осуществлена, - не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка (ст. 206 КоБС). При этом пропуск установленного срока не является основанием для отказа в регистрации рождения. В случае если заявление подано с пропуском установленного срока, орган, регистрирующий акты гражданского состояния, должен проверить, не составлялась ли запись акта о рождении этого ребенка ранее по месту рождения ребенка и (или) по месту жительства родителей (родителя) (ч. 4 и ч. 5 п. 12 Положения N 1454).
Следует обратить внимание на то, что российскими исследователями предлагается в законодательстве закрепить конкретные карательные механизмы в случае, если родители ребенка нарушают обязанности по регистрации его имени, отчества и фамилии [Швец А.В., Чубукина А.Е., 2022], в частности включить в правовые механизмы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие меры ответственности, применимые к родителям, нарушающим срок регистрации имени ребенка.
В Республике Беларусь последствием уклонения от выполнения данной обязанности родителей согласно абз. 2 ч. 1 ст. 80 КоБС может выступать лишение родителей родительских прав.
С учетом изложенного полагаем, что право (обязанность) родителей на определение (по определению) фамилии ребенка следует определять широко, не ограничивая его только выбором родителями фамилии ребенка (из фамилий родителей). Родители должны определить фамилию ребенка (а также и собственное имя, отчество ребенка), а значит, принять меры для осуществления регистрации рождения ребенка в органах, регистрирующих акты гражданского состояния. При этом данная процедура может быть осуществлена и по заявлению других лиц, в частности близких родственников родителей, которым родители могут передать все необходимые для такой регистрации документы, перечисленные в п. 5.1 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан <9> (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200, далее - Перечень N 200).
--------------------------------
<9> ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.
Также следует обратить внимание и на подход законодательства Республики Беларусь, допускающий включение в брачный договор, заключаемый между лицами, вступающими в брак, или супругами, прав и обязанностей как личных неимущественных, так и имущественных. Брачный договор может содержать не только перечисленные в ч. 3 ст. 13 КоБС вопросы, но и иные вопросы взаимоотношений между супругами (порядок несения каждым из них семейных расходов и т.п.), родителями и детьми, если это не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит законодательству. Кроме того, в отличие от иных семейно-правовых соглашений, в которых родители могут определить права и обязанности в отношении детей (ст. 76.1, гл. 11.1 КоБС), права и обязанности супругов, предусмотренные брачным договором, могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или ненаступления определенных условий (ч. 5 ст. 13 КоБС). Разделяем позицию С.П. Соколова, согласно которой супруги в брачном договоре могут урегулировать только те личные неимущественные права и обязанности, которые регулируются законодательством о браке и семье [Ананич С.М. и др., 2010, с. 87].
Поддерживаем ранее высказанную позицию, согласно которой из сферы брачного договора следует исключить права и обязанности родителей по отношению к детям в связи с допущением заключения соглашения о детях, подлежащего нотариальному удостоверению, любыми родителями ребенка [Короткевич М.П., 2020, с. 181]. Хотя, как указывают белорусские исследователи, законодательная регламентация данного соглашения в законодательстве Республики Беларусь требует совершенствования [Русенчик Т.М., 2020, с. 252].
Однако пока исходя из действующего подхода в законодательстве Республики Беларусь именно в брачном договоре супруги-родители могут решить вопрос об определении фамилии ребенка в случае разных фамилий супругов-родителей при рождении их общего ребенка в будущем. Хотя, как отмечалось, законодателю и правоприменителям еще предстоит выработать механизм реализации данных условий договора при регистрации рождения общего ребенка, учитывая, что включение в любое семейно-правовое соглашение тех или иных условий на первый план ставит вопрос о последствиях их ненадлежащего исполнения, возможности их принудительного исполнения [Ананич С.М. и др., 2021, с. 169].
После регистрации рождения ребенка возможно изменение его фамилии, но порядок и условия такого изменения зависят от ряда фактов, в частности от семейно-правового статуса родителя, наличия или отсутствия волеизъявления обоих родителей, возраста ребенка, наличия или отсутствия согласия ребенка, достигшего десятилетнего возраста (объема семейной дееспособности ребенка).
Как следует из п. 2 ст. 18 Гражданского кодекса Республики Беларусь, гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законодательством. Однако в силу ст. 70, 222 КоБС перемена фамилии, собственного имени, отчества может иметь место по инициативе только лица, достигшего 16 лет.
Согласно ч. 2 ст. 193 КоБС перемена фамилии, собственного имени, отчества, так же как и рождение, заключение брака, усыновление, установление материнства и (или) отцовства, смерть, а также расторжение браков в соответствии со ст. 35.1 КоБС, по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г., подлежат обязательной регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния.
Однако согласно ст. 222 и 70 КоБС заявление о регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества может быть подано гражданами Республики Беларусь только по достижении 16 лет. До достижения ребенком шестнадцатилетнего возраста вопрос изменения фамилии ребенка решается родителями, в определенных случаях - с учетом мнения ребенка.
Инициаторами изменения фамилии ребенка могут быть оба родителя или один из них (ст. 70 КоБС).
В соответствии со ст. 70 КоБС по инициативе одного из родителей изменение фамилии ребенка может быть произведено:
1) в случае прекращения брака или признания брака недействительным либо после вступления в новый брак - по инициативе того из родителей, с которым остался проживать ребенок;
2) по инициативе родителя, с которым проживает ребенок, если сведения об отце в записи акта о рождении ребенка были внесены в соответствии с ч. 2 ст. 54 КоБС;
3) по инициативе матери ребенка, с которой проживает ребенок, если фамилия отца в записи акта о рождении ребенка была записана по фамилии матери, а собственное имя и отчество отца ребенка - по указанию матери (часть первая ст. 55 КоБС);
4) по инициативе родителя, с которым проживает ребенок, если второй родитель лишен родительских прав в отношении этого ребенка.
Во всех перечисленных случаях изменение фамилии ребенка, достигшего 10 лет, допускается только с его согласия.
Кроме того, в указанных случаях изменение фамилии производится только с разрешения органов опеки и попечительства. Если ребенок проживает с родителем, который желает присвоить ему свою фамилию, то родитель, чью фамилию носит ребенок, ставится в известность о возбуждении ходатайства об изменении фамилии ребенка, и его мнение, наряду с другими обстоятельствами, учитывается органами опеки и попечительства при решении вопроса об изменении фамилии ребенка. Данное правило неприменимо в случае, если родитель, чью фамилию носит ребенок, был лишен родительских прав в отношении данного ребенка, так как он теряет все личные неимущественные права, основанные на факте родства с ребенком (ст. 82 КоБС), а также если родитель умер, признан в судебном порядке недееспособным либо объявлен умершим.
Один из родителей может ходатайствовать об изменении фамилии ребенка на свою в случаях:
- расторжения брака между родителями, если родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию (родители при рождении ребенка имели разные фамилии либо фамилия родителя была изменена после расторжения брака);
- прекращения брака в связи со смертью или объявлением родителя, чью фамилию носит ребенок, умершим, если родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию (родители при рождении ребенка имели разные фамилии либо фамилия родителя была изменена после прекращения брака, например в случае вступления в новый брак);
- признания брака, заключенного между родителями, недействительным, если родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию (родители при рождении ребенка имели разные фамилии либо фамилия родителя была изменена при заключении брака, но он утратил право носить фамилию супруга ввиду признания брака недействительным, как указано в ст. 49 КоБС).
Согласно ст. 70 КоБС по совместному заявлению родителей ребенка, не достигшего 16 лет, изменение фамилии ребенка может быть произведено, но также с разрешения органа опеки и попечительства. В таком случае изменяется присвоенная ребенку фамилия на фамилию другого родителя. Если ребенок достиг 10 лет, то для изменения фамилии требуется его согласие.
Частью 8 ст. 70 КоБС также закреплено, что перемена фамилии обоими родителями влечет за собой изменение фамилии ребенка, не достигшего 16 лет. В данном случае нерешенным остается вопрос, требуется ли согласие органа опеки и попечительства на изменение фамилии ребенка, так как в ч. 8 ст. 70 КоБС такого требования не содержится. Кроме того, могут иметь место следующие ситуации: оба родителя поменяли фамилии и им присвоена общая фамилия; оба родителя поменяли фамилии и им присвоены разные фамилии.
Следует отметить, что в ст. 70 КоБС не урегулирован порядок изменения фамилии ребенка в случае перемены фамилии родителя, чью фамилию носит ребенок, если ребенок проживает с другим родителем. Право такого родителя ходатайствовать об изменении фамилии ребенка следует только из нормы ч. 3 ст. 224 КоБС.
Статьей 70 КоБС предусмотрено еще три случая, при которых может иметь место изменение фамилии ребенка: при установлении отцовства в добровольном или судебном порядке; при установлении материнства; при усыновлении (удочерении) (далее - усыновление) ребенка. Исходя из положений ст. 70 КоБС получение разрешения органа опеки и попечительства на изменение фамилии ребенка в таких случаях не требуется.
При усыновлении изменение фамилии ребенка может иметь место, если ребенку была присвоена фамилия усыновителей по правилам ст. 132 КоБС. Изменение фамилии усыновленного ребенка, достигшего 10 лет, также может быть произведено только с его согласия (ст. 132 КоБС). Исключением из этого правила является ситуация, когда до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя, считает его своим родителем, а усыновление производится без получения согласия усыновляемого (ст. 130 КоБС).
Порядок изменения фамилии ребенка по инициативе одного или обоих родителей
Порядок регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества регулируется гл. 8 Положения N 1454. Заявление о регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества подается в письменной форме гражданином Республики Беларусь, достигшим 16 лет (п. 68 Положения N 1454).
Перемена фамилии возможна только в случае получения разрешения о перемене фамилии, собственного имени, отчества главного управления юстиции облисполкома, Минского горисполкома, оформленного в установленном порядке приказом руководителя соответствующего управления юстиции (п. 72 Положения N 1454). Такое разрешение может быть дано лишь в тех случаях, если для этого имеются уважительные причины, которые должны быть указаны в заявлении о регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества согласно приложению 17 к Постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 29 июня 2007 г. N 42 <10> (в редакции Постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. N 228) (далее - Постановление N 42). Согласно п. 72 Положения N 1454 такими причинами могут быть неблагозвучность фамилии, собственного имени, отчества или трудность их произношения; желание носить общую с другим супругом фамилию или вернуть свою добрачную фамилию, если об этом не было заявлено при разводе; желание носить фамилию отчима (мачехи), воспитавшего заявителя, или отчество по имени отчима, если усыновление не может быть оформлено; желание носить фамилию, собственное имя, отчество, соответствующие избранной национальности; желание вернуть добрачную фамилию после смерти супруга и др. На практике, как отмечают И.В. Данькова и Л.Ф. Лазутина, граждане называют причинами неблагозвучность фамилии, трудность произношения, желание носить родовую фамилию матери, общую с матерью фамилию, нежелание носить фамилию отца, в связи с национальностью [Данькова И.В., Лазутина Л.Ф., 2020, с. 140].
--------------------------------
<10> ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.
Перечень документов, необходимых для регистрации перемены фамилии, содержится в п. 5.8 Перечня N 200. Однако исходя из анализа приведенных норм можно сделать вывод о том, что данные нормы регулируют порядок перемены фамилии по желанию самого гражданина, достигшего шестнадцатилетнего возраста, т.е. когда заявление составляет сам гражданин, в том числе несовершеннолетний, достигший 16 лет.
В случаях же, когда родители желают изменить фамилию ребенка ввиду перемены фамилии одного из них, и в других случаях, перечисленных выше, речь идет не о перемене фамилии в соответствии со ст. 222 КоБС, а об изменении фамилии ребенка по желанию родителей или одного из них, что регулируется ст. 70, 224 КоБС. Поэтому для изменения фамилии ребенка в связи с разными фамилиями родителей необходимо внести изменения (дополнения) в запись акта гражданского состояния (о регистрации рождения). Кроме того, в соответствии со ст. 224 КоБС на основании записи акта о перемене фамилии одного или обоих родителей и должны вноситься необходимые изменения в акты гражданского состояния в отношении заявителя и его детей и выдаваться новые свидетельства. Из указанного можно сделать вывод о том, что законодатель связывает изменение фамилии ребенка, не достигшего 16 лет, исключительно с переменой фамилии его родителя (родителей) либо волеизъявлением одного или обоих родителей.
В случае изменения фамилии ребенка по желанию родителей должно представляться заявление о внесении изменений, дополнений, исправлений в запись акта гражданского состояния (приложение 18 к Постановлению N 42). Заявление подается в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту жительства заявителя (ч. 1 ст. 226 КоБС). В соответствии с ч. 3 ст. 226 КоБС внесение изменений, дополнений в запись акта о рождении ребенка производится органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по месту нахождения записи акта гражданского состояния.
Внесение изменений, дополнений в запись акта о рождении ребенка
Порядок внесения изменений, дополнений в записи актов определен в гл. 10 Положения N 1454. Пунктом 85 Положения N 1454 предусмотрено, что внесение изменений, дополнений, исправлений в записи актов производится без вынесения заключения органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по месту жительства заявителя, в частности: при изменении фамилии, собственного имени, отчества, места и даты рождения в связи с усыновлением ребенка, а также в случае записи усыновителей в качестве родителей усыновленного; при изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка в случаях, предусмотренных КоБС; при регистрации установления материнства и (или) отцовства; при изменении фамилии детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, в связи с переменой фамилии родителей. Среди оснований для внесения изменений, дополнений, исправлений названы: запись акта об усыновлении (удочерении); решение органа опеки и попечительства, компетентного органа иностранного государства об изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка; запись акта об установлении материнства и (или) отцовства.
В соответствии с п. 88 Положения N 1454 при внесении изменений, дополнений в запись акта о рождении ребенка заявителю выдается новое свидетельство о рождении ребенка или пересылается в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту жительства заявителя для вручения.
Перечень документов, которые должны быть представлены родителями, содержится в п. 5.10 Перечня N 200. В частности, в этом пункте указано, что в случае изменения фамилии несовершеннолетнего наряду с другими документами представляется решение органа опеки и попечительства, компетентного органа иностранного государства.
С учетом положений п. 85 Положения N 1454 и п. 5.10 Перечня N 200 можно сделать вывод, что независимо от того, по желанию одного или обоих родителей осуществляется изменение фамилии ребенка, с кем из родителей проживает ребенок, в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, должно быть представлено решение органа опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства
В соответствии с п. 2 Положения об органах опеки и попечительства <11>, которое утверждено Постановлением Совета министров от 28 октября 1999 г. N 1676 (далее - Положение N 1676), в Республике Беларусь органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы. При этом функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц осуществляются: структурными подразделениями районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования либо уполномоченными ими учреждениями образования, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - комиссиями по делам несовершеннолетних районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах по месту нахождения ребенка.
--------------------------------
<11> ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.
Из п. 6 Положения N 1676 следует, что органы опеки и попечительства и органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают решения, которые имеют обязательную силу для физических и юридических лиц всех форм собственности. Однако принятие решения об изменении фамилии детей в случаях, предусмотренных законодательством, отнесено к компетенции именно местных исполнительных и распорядительных органов как органов опеки и попечительства (подп. 7.18 п. 7 Положения N 1676).
Перечень документов, которые необходимо представить в местный исполнительный и распорядительный орган (орган опеки и попечительства) для принятия решения об изменении фамилии несовершеннолетнего, содержится в п. 4.9 Перечня N 200. Дискуссионной видится только необходимость подачи в орган опеки и попечительства письменного согласия несовершеннолетнего, достигшего 10 лет.
Рассмотрение документов осуществляется бесплатно в течение 15 дней, а если требуется осуществить запрос документов и (или) сведений от других государственных органов, то срок рассмотрения составляет один месяц. Следует обратить внимание на то, что срок действия решения органа опеки и попечительства составляет 6 месяцев.
Порядок обжалования решения органа опеки и попечительства
Четких критериев, при наличии или отсутствии которых орган опеки и попечительства может отказать в изменении фамилии ребенка, законодательством не определяется. В ч. 2 ст. 70 КоБС указано, что орган опеки и попечительства может разрешить изменение фамилии ребенка исходя из интересов ребенка.
Полагаем, при принятии решения органом опеки и попечительства должны учитываться обоснованные возражения родителя, чью фамилию носит ребенок, если этот родитель не лишен родительских прав, степень участия такого родителя в воспитании и содержании ребенка.
Так, может иметь место ситуация, когда отдельно проживающий отец заботится о своем ребенке, участвует в его воспитании, ребенок привык к своей фамилии, общается с отцом и любит его. При этом стремление матери изменить фамилию ребенка обусловлено исключительно желанием досадить отдельно проживающему отцу ребенка. В такой ситуации орган опеки и попечительства, безусловно, должен отказать в изменении фамилии ребенка ввиду противоречия интересам самого ребенка.
Изменение фамилии, в частности, должно иметь место, если ребенок, достигший десятилетнего возраста, этого желает. Как отмечает В.В. Подгруша, отсутствие согласия такого ребенка является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего требования [Ананич С.М. и др., 2010, с. 169].
Обоснованным мотивом для обжалования решения органа опеки и попечительства, разрешившего, например, одному из родителей ребенка изменить фамилию ребенка на свою, может быть несоблюдение порядка извещения отдельно проживающего родителя, чью фамилию носит ребенок, о возбуждении ходатайства об изменении фамилии ребенка в соответствии с ч. 5 ст. 70 КоБС. На практике также может иметь место отказ органа опеки и попечительства в изменении фамилии ребенка, который может быть обжалован.
Обсуждение и заключение
На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
1. В Республике Беларусь при регистрации рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, не возникает вопроса выбора фамилии, так как фамилия ребенка определяется по фамилии матери.
Осуществление родителями права и обязанности по определению фамилии ребенка при регистрации рождения ребенка зависит от их семейного положения и порядка установления происхождения ребенка от отца.
2. В КоБС конструкция правомочий родителей по определению фамилии ребенка как права и обязанности родителей закреплена обоснованно. В Республике Беларусь последствием уклонения от выполнения данной обязанности родителей может выступать лишение родителей родительских прав. При этом правомочия родителей по определению фамилии ребенка должны учитываться не только в семейном законодательстве.
3. Право (обязанность) родителей на определение (по определению) фамилии ребенка следует определять широко, не ограничивая его только выбором родителями фамилии ребенка. Родители должны принять меры по определению фамилии ребенка (а также и собственного имени, отчества ребенка), т.е. должны обеспечить осуществление регистрации рождения ребенка в органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Регистрация рождения ребенка может быть осуществлена органом, регистрирующим акты гражданского состояния, и по заявлению других лиц, в частности близких родственников родителей, которым родители передают все необходимые для такой регистрации документы.
4. КоБС разделяет порядок и условия изменения фамилии ребенка и его собственного имени и отчества, закрепляя различные правомочия родителей. Изменение фамилии ребенка может иметь место без изменения имени и отчества ребенка.
5. Родители несут обязанность по изменению фамилии ребенка, который не достиг шестнадцатилетнего возраста, после регистрации его рождения только в случаях перемены фамилии обоими родителями (ч. 8 ст. 70 КоБС).
6. В случаях установления отцовства в добровольном порядке при подаче совместного заявления о регистрации установления отцовства (приложение 10 к Постановлению N 42) родители в совместном заявлении реализуют свое право по определению фамилии ребенка, однако выбор фамилии ребенка и в таком случае ограничен фамилиями родителей (отца).
7. Правомочия родителей по изменению фамилии ребенка ограничены усмотрением правоприменительных органов, которые при принятии решения руководствуются исключительно интересами ребенка (органа опеки и попечительства, суда).
Список источников
Белов В.А. Перспективы развития общего понятия договора и принципа свободы договора в российском частном праве // Свобода договора: Сб. ст. / А.А. Амангельды, В.А. Белов, А.А. Богустов и др.; Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2016. С. 105 - 158. ISBN: 978-5-8354-0000-0.
Беспалов А.Ю., Беспалов Ю.Ф., Гордеюк Д.В. и др. Частное право: проблемы теории и практики / Отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2016. 144 с. ISBN: 978-5-392-20085-6.
Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М.: Юрид. лит., 1972. 336 с.
Данькова И.В., Лазутина Л.Ф. Семейное право: Учеб. пособие. Минск: РИВШ, 2020. 324 с. ISBN: 978-985-586-389-3.
Короткевич М.П. Договорное регулирование личных неимущественных прав и обязанностей родителей в брачном договоре и соглашении о детях // Семейное право: современные проблемы теории и практики: Материалы междунар. круглого стола, Минск, 16 - 17 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т; Редкол.: В.Н. Годунов (гл. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2020. С. 172 - 183. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/257527 (дата обращения: 01.01.2023).
Короткевич М.П. Защита прав и обеспечение интересов детей в семейном праве Республики Беларусь // Юстыцыя Беларусi. 2015. N 1. С. 25 - 30.
Летова Н.В. Семейный статус ребенка: проблемы теории и практики: Моногр. М.: Проспект, 2018. 144 с. ISBN: 978-5-392-27379-9.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Беларусь о браке и семье / С.М. Ананич [и др.]; Под ред. В.Г. Тихини, В.Г. Голованова, С.М. Ананич. Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. 680 с.
Нестерова Т.И. Право ребенка на имя по законодательству Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2021. N 6. С. 15 - 18. DOI: 10.18572/1999-477X-2021-6-15-18.
Рагойша П.В. Постатейный комментарий к Кодексу Республики Беларусь о браке и семье. Раздел II. Брак [по состоянию на 01.05.2010]. Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс. Беларусь" / ООО "ЮрСпектр". Минск, 2023.
Русенчик Т.М. Соглашение о детях как способ осуществления прав и обязанностей родителей // Семейное право: современные проблемы теории и практики: Материалы междунар. круглого стола, Минск, 16 - 17 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т; Редкол.: В.Н. Годунов (гл. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2020. С. 247 - 253. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/257527 (дата обращения: 01.01.2023).
Теоретические и практические аспекты юстиции в отношении несовершеннолетних / С.М. Ананич [и др.]; Под ред. В.Н. Годунова, Л.Л. Зайцевой, С.К. Лещенко. Минск: РИВШ, 2021. 344 с. ISBN: 978-985-586-492-0.
Швец А.В., Чубукина А.Е. Проблемы реализации права ребенка на имя // Семейное и жилищное право. 2022. N 3. С. 26 - 29. DOI: 10.18572/1999-477X-2022-3-26-29.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.