Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБ ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЯ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОЛУЧЕНИЕ РЕБЕНКОМ ОБРАЗОВАНИЯ
О.Ю. КОСОВА
Право на образование считается одним из основополагающих в системе прав и свобод человека в современном обществе и принадлежит каждому (ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации <1>). Важнейшим фактором его реализации является эффективное функционирование национальной системы образования, особенности которой отражены в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" <2>. Юридические гарантии права несовершеннолетних на образование приобретают особое значение на фоне проводимой реформы образования <3>, поскольку для их развития в наибольшей степени требуется доступ к образованию, создание в обществе условий для его получения. Целью образования считается прежде всего развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка (ст. ст. 28, 29 Конвенции о правах ребенка <4>).
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
<2> ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 53. Ст. 7598 (далее - Закон об образовании, ЗоО).
<3> Гаврилова И.Н. Новая образовательная политика России: вопросы к размышлению // Российская юстиция. 2012. N 6. С. 51 - 54.
<4> Конвенция о правах ребенка Организации Объединенных Наций // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 45. Ст. 955 (далее - Конвенция).
По мнению специалистов, образование может рассматриваться в разных аспектах, в качестве: процесса, результата, системы, ценности, компонента культуры человека, накопленного человеческого капитала, социального блага <5>. Легальное определение этого понятия содержится в ст. 2 Закона об образовании, оно отражает разные подходы к сути рассматриваемого явления, в самом общем виде представляя его одновременно и как "процесс", и как "совокупность приобретаемых знаний". Полагаем, что подход к образованию именно как к "процессу" был бы более последовательным, т.к. "совокупность знаний, компетенций, умений, опыта" и других подобного рода благ в целом видится как объект, относительно обретения (а в последующем и использования) которого происходит процесс образования. Образование - это протекающая во времени деятельность определенных субъектов, связанная с передачей/получением такого рода социальных благ. Взаимодействие субъектов всегда порождает динамику социальных связей, которые в Законе об образовании именуются "образовательными отношениями" и "отношениями в сфере образования". Ввиду особой социальной значимости они регламентируются законом, поэтому с юридических позиций образование вполне можно представить как действующую систему соответствующих правовых отношений.
--------------------------------
<5> См., например: Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Современное образование: сущность и направления развития // Известия Алтайского гос. университета. 2009. N 2. С. 7 - 8.
Характерной чертой российской системы образования всегда было соединение в процессе образования двух направлений развития личности: обучения (овладение знаниями, умениями) и воспитания (формирование духовных ценностей и нравственной позиции обучающегося). Эта идея в полной мере соответствует положениям ст. 29 Конвенции о правах ребенка о воспитательной направленности образования, формирования у детей уважения к правам человека и основным свободам; уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и национальным ценностям и др.
Одним из важнейших принципов получения образования является его непрерывность и последовательность прохождения образовательных циклов (уровней образования), которые определены ч. ч. 2 - 6 ст. 10 ЗоО. Очевидно, что дети до достижения совершеннолетия могут получить не все возможные виды и уровни образования, обязательными и взаимосвязанными уровнями законом названы начальный, основной и средний уровни общего образования (ч. 5 ст. 66 ЗоО). Требование к родителям обеспечить получение ребенком общего образования сохраняется до его совершеннолетия, т.е. действует во временных рамках юридической ответственности родителей за воспитание своих детей в семейно-правовом родительском правоотношении (п. 2 ст. 61 СК РФ <6>).
--------------------------------
<6> Семейный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
Как и в сфере образования, в семье также происходят процессы воспитания и обучения ребенка - приобретения им знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта, иных жизненно важных благ, необходимых для его развития, удовлетворения индивидуальных потребностей и др. Первыми воспитателями и "учителями" в жизни ребенка в подавляющем большинстве случаев являются его родители <7>. Понимание этой истины не может не находить соответствующего отражения в Законе об образовании и Семейном кодексе РФ.
--------------------------------
<7> Г.Ф. Шершеневич, например, называл семью "предварительною школою" и отмечал, что "для родителей составляет право и вместе обязанность воспитание детей", им предоставляется "воля" "воспитывать детей своих дома или отдавать их в общественные заведения" // Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995. С. 438.
Согласно п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и "имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами". Родители также "имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования"; "обязаны обеспечить получение детьми общего образования" (п. 2 ст. 63 СК РФ). Во многом созвучны ст. 63 СК РФ нормы ст. 44 ЗоО, согласно которым законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка, обеспечить получение им общего образования; вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом его мнения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии формы получения образования и обучения, образовательные организации, языки образования, учебные предметы и др.
Возникает вопрос о соотношении обязанности (права) родителя на образование ребенка и обязанности (права) на его воспитание, специальное рассмотрение которого в научных публикациях практически отсутствует. Широко распространено мнение, что обязанность родителей относительно образования своих детей, прямо закрепленная в СК РФ, имеет самостоятельное значение для характеристики семейно-правового положения родителя. Обязанность (право) родителей по обеспечению образования ребенка обозначается в качестве отдельной в правовом статусе родителей наряду с их обязанностью (правом) на воспитание <8>, хотя при этом может отмечаться связь между ними <9>. Высказано мнение, что обязанность родителей по образованию детей реализуется в рамках "обязанности по заботе о ребенке" <10>. Н.Н. Тарусина считает, что право родителей на воспитание ребенка включает в свое содержание наряду с иными правомочие решать вопросы его "общего и специального (дополнительного) образования" <11>. Предлагается также к числу обязанностей родителей наряду с обязанностью воспитания, содержания ребенка, защиты его прав относить обязанность обучения <12> и др.
--------------------------------
<8> См., например: Семейное право / Под ред. П.В. Алексия, И.В. Петрова. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. С. 169; Муратова С.А. Семейное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 176.
<9> Семейное право / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2007. С. 164 - 165.
<10> Грудцына Л.Ю. Семейное право: Краткий курс. М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 195.
<11> Тарусина Н.Н. Семейное право: очерки из классики и модерна: Монография. Ярославль: ЯрГУ, 2009. С. 313.
<12> Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В. и др. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс", 2014. С. 104.
Анализ положений СК РФ и Закона об образовании, на наш взгляд, указывает на то, что права (обязанности) родителей в части обеспечения получения их детьми образования не имеют значения самостоятельного субъективного семейного права, производны от закрепленных за ними СК РФ семейных обязанностей (прав) по воспитанию ребенка и законному представительству. В сфере образования они присутствуют вне родительского правоотношения, а их закрепление СК РФ может считаться дополнительной юридической гарантией осуществления права ребенка на образование определенного уровня и в определенной форме. Аргументируя эту позицию, прежде всего отметим, что Семейный кодекс включает в себя нормы разных отраслей права и само по себе закрепление рассматриваемой обязанности в СК РФ не свидетельствует о ее семейно-правовой природе.
Задача воспитания и обучения детей, их социализации, безусловно, должна решаться с учетом особенности воздействия на их личность разной социальной среды - семьи, образовательных коллективов, иных социальных групп. Поэтому комплексность законодательства, решающего эту задачу, объективно востребована, а регулирование образовательных отношений в части обеспечения права ребенка на образование на уровне специального Закона об образовании не может не учитывать роль семьи в его жизни и, как следствие, особенности семейно-правового положения несовершеннолетних.
Процесс обучения и воспитания ребенка в семье как многостороннее воздействие на его личность, результатом которого является развитие его индивидуальных качеств <13>, естественным образом протекает в семье. В этом аспекте и в семье происходит своего рода "образование" (создание, формирование) личности ребенка. Но семейные родительские правоотношения с участием родителей и несовершеннолетних детей выстраиваются в связи с реализацией права ребенка на воспитание в семье родителей и исполнением родительских обязанностей, связанных с попечением о нем, в том числе по его воспитанию. Установленные семейным правом приоритет родителей в воспитании несовершеннолетнего ребенка и их ответственность за его всестороннее развитие обусловливают приобретение ими соответствующего их семейно-правовому положению особого статуса в образовательной сфере и образовательных правоотношениях.
--------------------------------
<13> Косова О.Ю. Семейное право: Учебник. Раздел II. Особенная часть. Иркутск: Изд-во ИЮИ (ф) Академии ГП РФ, 2011. С. 165 - 166.
Все сферы общественной жизни связаны друг с другом, а отношения, складывающиеся в них, взаимно переплетены. Образование и семья не являются исключением, но все же юридическая конструкция правоотношения заставляет признать, что право ребенка на образование осуществляется в подавляющем большинстве случаев вне семьи, в рамках правовых связей, именуемых законом "образовательными отношениями" и неразрывно связанных с "образовательной деятельностью" (ст. 2 ЗоО). Последняя во всем мире, как и в России, почти повсеместно осуществляется образовательными организациями. Хотя образовательный процесс в них, как и в семье, основывается на межличностном общении ребенка с "воспитателями", но он имеет значительные отличия от обучения и воспитания в семье. Если семья - это сфера преимущественно частных интересов, то в образовании в равной мере с частными присутствуют публичные интересы.
В образовательных организациях складываются особые общественные взаимосвязи, а процесс общения, коммуникаций по линии "ребенок - воспитатель", несомненно, имеет специфику. Воспитателями являются педагоги-профессионалы, состоящие с образовательными организациями в трудовых отношениях. К ним предъявляются специальные требования (педагогический ценз и др.), в связи с выполнением определенных функций в образовательном процессе они являются обладателями иного, несемейного, правового статуса (ст. ст. 46 - 49 ЗоО).
Если родители закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, то педагоги образовательных организаций, как вытекает из ч. ч. 1 - 3 ст. 66 ЗоО, решают специфические задачи развития личности обучающегося, соответствующие получаемому им уровню образования.
Исполнение родителями обязанности воспитания своего ребенка регламентируется семейным законодательством лишь в самых общих правовых рамках ст. 63 СК РФ, в остальном они свободны в осуществлении родительских прав и исполнении обязанностей. Обратный подход способен привести к отказу от презумпции добросовестности родителей и необоснованному вмешательству государства в дела семьи, нарушению прав граждан на уважение их частной семейной жизни. СК РФ допускает лишение родительских прав вследствие злоупотребления ими со стороны родителей (ст. 69 СК РФ), к случаям такого рода, согласно позиции Верховного Суда РФ, относится, например, создание детям препятствий в обучении <14>. Но это вовсе не отменяет действие названной выше презумпции, скорее здесь также просматривается производность обязанности родителя обеспечить образование ребенка от его семейного статусного права на воспитание.
--------------------------------
<14> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" (п. 11) // СПС "КонсультантПлюс".
При сохранении за педагогическими работниками определенных свобод (например, свободы преподавания, выражения своего мнения, выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания и пр.) получение образования в образовательных организациях, в отличие от обучения и воспитания в семье, детально регламентируется законодательством об образовании. Учителя действуют в специально созданных условиях образовательного процесса сообразно своей специализации и роли в учебном процессе, прививают, оценивают знания, умения и навыки обучающихся в соответствии с предъявляемыми законодательством требованиями. Процесс взаимодействия педагогов и обучающихся организован, управляем и нормирован.
Отсутствие у несовершеннолетних полного объема дееспособности делает необходимым содействие им в осуществлении и защите прав со стороны законных представителей, что касается и образовательной сферы. "Законные представители" обучающихся включены законом в структуру российской системы образования <15> (ч. 1 ст. 10 ЗоО), именно в этом качестве они наделены соответствующим правами и обязанностями в образовательных правоотношениях (ст. ст. 44, 45 и др. ЗоО), участвуют в управлении образовательными организациями (ч. 6 ст. 26 ЗоО). Последние несут ответственность за нарушение прав не только обучающихся, но и их законных представителей (ч. 7 ст. 28 ЗоО). Стоит заметить, что в образовательных отношениях любые представители детей имеют идентичный юридический "образовательный" статус, в то время как в семейных правоотношениях, при исполнении обязанности воспитания, они выступают по отношению к ребенку в качестве родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и др.
--------------------------------
<15> О российской системе образования см., например: Оленина Т.Ю. Правовые аспекты структуры системы образования // Юридическое образование и наука. 2015. N 4. С. 25 - 28.
Расширение информационного поля современного общества, усложнение знаний и процесса овладения ими не позволяет ограничить семейными рамками процесс образования. Следование в образовании не только частным, но и публичным интересам также усиливает необходимость получения образования в образовательных организациях. Вместе с тем Закон об образовании допускает получение образования в форме семейного образования (ст. ст. 17, 63 ЗоО). Законные представители ребенка, выбирая получение семейного образования, "отказываются от получения образования в образовательных организациях", в таком случае у них "возникают обязательства по обеспечению обучения" <16>. При выборе родителями формы получения детьми общего образования в форме семейного образования родители информируют об этом орган местного самоуправления (ч. 5 ст. 63 ЗоО).
--------------------------------
<16> Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме" // Вестник образования. 2014. N 2.
Семейная форма получения образования и семейно-правовой статус родителей обеспечивают для них большую свободу в обучении ребенка в сравнении с образовательными организациями. Однако при прохождении обязательных уровней общего образования обучающийся подтверждает овладение ими путем прохождения "промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность" (ч. 3 ст. 17 ЗоО). Приобретенные ребенком и демонстрируемые им при прохождении аттестации знания и навыки должны соответствовать установленным требованиям, т.к. формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню определяются федеральными государственными образовательными стандартами (ч. 5 ст. 17 ЗоО). Обучающиеся по программам общего образования в семейной форме, не прошедшие аттестацию и не ликвидировавшие академическую задолженность, "продолжают получать образование в образовательной организации" (ч. 10 ст. 58 ЗоО), что, по сути, означает невозможность дальнейшего использования семейной формы.
Что касается "воспитательной" стороны семейного образования, то в условиях семьи свобода родителей в осуществлении права на воспитание законодательством об образовании специально не ограничивается. Более того, при семейном обучении и воспитании несовершеннолетний обучающийся не лишается возможности воспитания в системе образовании, в частности, через освоение дополнительных образовательных программ в детских коллективах <17>. Кроме того, семейная форма получения образования не исключает ребенка из системы образовательных отношений, обучающиеся не лишены целого ряда гарантий, вытекающих из ст. 43 Конституции РФ и положений Закона об образовании: они должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями (ст. 35 ЗоО); при необходимости им должна предоставляться психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь (ст. 9 ЗоО) и др.
--------------------------------
<17> Там же.
Особенности, с одной стороны, родительского правоотношения, а с другой - образовательных правоотношений, позволяют говорить, во-первых, о различном правовом статусе родителей в семейных и образовательных правовых отношениях; во-вторых, о производности обязанностей родителя в области получения ребенком образования от его семейно-правовых обязанностей воспитания и законного представительства в отношении детей.
Литература
1. Конституция Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".
2. Конвенция о правах ребенка ООН // СПС "КонсультантПлюс".
3. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
4. Семейный кодекс Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // СПС "КонсультантПлюс".
6. Письмо Минобразования и науки РФ от 15.11.2013 N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме" // СПС "КонсультантПлюс".
7. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Современное образование: сущность и направления развития // Известия Алтайского ГУ. 2009. N 2. С. 7 - 11.
8. Гаврилова И.Н. Новая образовательная политика России: вопросы к размышлению // Российская юстиция. 2012. N 6. С. 51 - 54.
9. Грудцына Л.Ю. Семейное право: Краткий курс. М.: Эксмо, 2005. 336 с.
10. Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В. и др. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".
11. Косова О.Ю. Семейное право. Особенная часть. Иркутск: Изд-во ИЮИ (ф) Академии ГП РФ, 2011. 407 с.
12. Муратова С.А. Семейное право. изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 375 с.
13. Оленина Т.Ю. Правовые аспекты структуры системы образования // Юридическое образование и наука. 2015. N 4. С. 25 - 28.
14. Семейное право / Под ред. П.В. Алексия, И.В. Петрова. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. 319 с.
15. Семейное право / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2007. 302 с.
16. Тарусина Н.Н. Семейное право: очерки из классики и модерна: Монография. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 616 с.
17. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995. 556 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.