Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ В НОРМАХ О ПРАВАХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
А.В. ФИОШИН
Семейное право является такой отраслью права, которая регулирует весьма "чувствительные" для каждого человека общественные отношения. Жесткая правовая регламентация семейных отношений вряд ли возможна, ибо личный характер взаимоотношений в семье не позволяет их урегулировать посредством норм права во всей полноте. В этой связи наличие оценочных понятий в нормах о правах родителей и детей является естественным и представляет особый интерес для исследования.
Прежде всего следует упомянуть об абзаце 2 пункта 2 статьи 54 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ, Кодекс), согласно которому ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
В целом, можно сказать, данная норма практически полностью состоит из оценочных понятий. В рамках анализа рассматриваемого законоположения обратим внимание на такие категории, как "всестороннее развитие" ребенка и "уважение его человеческого достоинства" <1>.
--------------------------------
<1> Намеренно не затрагиваем вопрос об обеспечении интересов ребенка, ибо он уже неоднократно становился предметом самостоятельного монографического исследования. См., например: Косевич Н.Р. Система законодательства Российской Федерации, гарантирующая права и интересы несовершеннолетних: Научно-практическое исследование и судебная практика // СПС КонсультантПлюс". 2014; Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2006. 192 с.
Что понимать под "всесторонним развитием" ребенка? Какое развитие можно назвать всесторонним, а какое - нет? Существуют ли какие-либо критерии определения всестороннего развития?
"Всесторонний" в словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как "распространяющийся на все стороны чего-нибудь, подробный" <2>. Термин "развитие" философская энциклопедия предлагает понимать как "поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому" <3>.
--------------------------------
<2> Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1989. С. 86.
<3> Философская энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1013/РАЗВИТИЕ.
Таким образом, можно сделать вывод, что всесторонним развитием ребенка является распространяющийся на все стороны жизни процесс формирования личности ребенка, в ходе которого происходит его взросление.
Что касается компонентов, позволяющих охарактеризовать развитие ребенка в качестве всестороннего, то, как представляется, отчасти их можно обнаружить в статье 63 Кодекса, согласно которой родители обязаны заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Некоторые авторы, рассматривая данную категорию, выделяют такие ее составляющие, как: физическое развитие, интеллектуальное развитие, социальное развитие, эмоциональное развитие и духовное или морально-нравственное развитие <4>.
--------------------------------
<4> См., например: Ткаченко Н. Размышления о всестороннем развитии ребенка. URL: http://natalytkachenko.ru/razmyshleniya-o-vsestoronnem-razvitii-rebenka/.
Думается, что данная точка зрения имеет право на существование. Действительно, процесс становления личности ребенка связан с формированием его организма, интеллекта, коммуникативных навыков, эмоционального контроля и духовности. Совокупное развитие перечисленных составляющих личности ребенка, как представляется, позволяет говорить о нем как о всестороннем. Наряду с этим необходимо учитывать, что каждый ребенок уникален. И скорость, а также степень его развития может быть различной. Отсюда можно сделать вывод о том, что если, к примеру, один ребенок интеллектуально и физически развивается быстрее другого, то это вовсе не означает, что последний менее всесторонне развит (через какое-то время последний может не только сравняться в развитии, но и обогнать первого). Развитие - это процесс, поступательное движение. И оценивать его целесообразно исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Следующей исследуемой категорией рассматриваемого законоположения является "уважение человеческого достоинства ребенка". Что понимать под уважением человеческого достоинства ребенка? В каких случаях мы можем говорить о нарушении права ребенка на уважение его достоинства, а в каких нет?
"Уважение" согласно словарю русского языка С.И. Ожегова - это "почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств" <5>.
--------------------------------
<5> Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1989. С. 670.
Под достоинством понимается самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения <6>.
--------------------------------
<6> Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. Т. 1. С. 383.
Таким образом, уважение человеческого достоинства ребенка можно определить как почтительное отношение к ребенку, основанное на его (ребенка) внутренней самооценке.
Особо подчеркнем, что внутренняя самооценка ребенка в силу объективных причин (незрелость психики, особенности пубертатного периода и т.п.) не всегда может соответствовать действительным интересам ребенка (к примеру, ребенок может игнорировать просьбы родителей о чистке зубов, мотивируя это тем, что это его личное дело). В этой связи квинтэссенцией данной дефиниции следует признать "почтительное отношение к ребенку". Кроме этого, реализация данного права ребенка должна осуществляться с учетом положений п. 1 ст. 65 СК РФ, в силу которого способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Содержатся оценочные понятия и в п. 2 ст. 56 СК РФ. Согласно этому законоположению ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд.
Первым оценочным понятием данной нормы является "злоупотребление со стороны родителей (лиц, их заменяющих)". Что понимать под такими злоупотреблениями? Какие деяния можно отнести к родительским злоупотреблениям, а какие нет?
Злоупотребление представляет собой любой вид бесчинства <7>. Принимая во внимание то, что злоупотребление со стороны родителей (лиц, их заменяющих) осуществляется при реализации родительских прав (п. 1 ст. 61 СК РФ), следует обратить внимание и на эту категорию.
--------------------------------
<7> Андре Конт-Спонвиль. Философский словарь. М.: Палимпсест; Этерна, 2012. URL: http://philosophy_sponville.academic.ru.
Юридическая энциклопедия под злоупотреблением правом понимает действия, совершаемые гражданином или юридическим лицом с превышением пределов, допускаемых законом при реализации гражданских прав <8>.
--------------------------------
<8> Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2001. С. 353.
Таким образом, злоупотребление со стороны родителей (лиц, их заменяющих) можно определить как осуществляемые при реализации родительских прав деяния родителей (лиц, их заменяющих), которые совершаются ими с превышением пределов, допускаемых законом.
Необходимо упомянуть и о Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" <9>. Пункт 11 данного Постановления Пленума под злоупотреблением родительскими правами предлагает понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п. <10>.
--------------------------------
<9> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // Российская газета. 1998. N 110.
<10> Сюда же некоторые судебные инстанции относят обращение одного из родителей в ФМС РФ с заявлением о несогласии на выезд ребенка с другим родителем на отдых за пределы России из-за противоречий между родителями. См., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 18.06.2014 по делу N 33-21741/2014 // СПС "КонсультантПлюс"; Апелляционное определение Московского городского суда от 08.02.2013 по делу N 11-4409 // СПС "КонсультантПлюс"; Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2012 по делу N 11-23734 // СПС "КонсультантПлюс"; Определение Московского городского суда от 06.07.2011 по делу N 33-21074 // СПС "КонсультантПлюс".
Весьма любопытным представляется вопрос о том, можно ли расценивать в качестве злоупотребления родительским правом применение к детям мер физического воздействия (физических наказаний).
Одни авторы (например, экс-Уполномоченный по правам ребенка при Президенте России А.И. Головань), рассуждая о физических наказаниях для детей, полагают, что применение какого-либо насилия в отношении ребенка абсолютно недопустимо <11>.
--------------------------------
<11> Цит. по: Миловидов К.С. Вор должен сидеть... в семье // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 1. С. 19.
Другие (к примеру, знаменитый кинорежиссер, сын выдающегося детского поэта, Н.С. Михалков) считают, что в подобных методах нет ничего дурного, при условии что в основе всех взаимоотношений (включая самые строгие наказания) лежат уважение и любовь <12>.
--------------------------------
<12> Михалков Н. Территория моей любви. URL: http://iknigi.net/avtor-nikita-mihalkov/95769-territoriya-moey-lyubvi-nikita-mihalkov/read/page-1.html. О том, что уважение человеческого достоинства ребенка не исключает применение наказаний, пишет и С.П. Гришаев. См.: Гришаев С.П. Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ // СПС "КонсультантПлюс". 2011.
Думается, что вторая по степени изложения позиция больше соответствует отечественной традиции семейного воспитания. Разумное наказание (от слова "наказ" - наставление, поучение) - "учитель, помогающий ребенку правильно осознать и осмыслить ошибки своего поведения" <13>. Главное - помнить, что, наказывая своего ребенка, его нужно любить, уважать и никогда не наказывать в состоянии гнева, тогда степень и методы воздействия будут органичными и рациональными.
--------------------------------
<13> Воробьева Т., Амелина Т. Как нельзя наказывать детей? URL: http://www.pravmir.ru/nelza-nakazyvat/.
Интересным в этой связи представляется опыт Великобритании, где с 1860 г. существует Билль о правах ребенка. Согласно данному нормативному акту до 2009 г. родители имели право применять телесные наказания в дисциплинирующих целях и разумных пределах. В 2009 г. в данный Билль была внесена поправка, согласно которой родителям запрещено любое насилие, "кроме, умеренной порки - наказания, использующегося в строго мотивированных дисциплинирующих целях и не наносящего ребенку различного рода физического вреда, ушибов, царапин и покраснения кожи" <14>.
--------------------------------
<14> Цит. по: Крымкин В.В. Опасные родители // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 1. С. 8.
К оценочным понятиям пункта 2 статьи 56 Кодекса можно отнести и "невыполнение или ненадлежащее выполнение родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка".
Какое поведение родителей можно определить как невыполнение или ненадлежащее выполнение ими (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка? Когда мы можем говорить, что родитель (один из них) ненадлежащим образом выполняет обязанности по воспитанию, образованию ребенка, а когда нет?
Судебные инстанции, рассматривая дела, связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением родительских обязанностей, чаще всего оперируют термином "уклонение родителей от выполнения своих обязанностей". При этом суды исходят из того, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду <15>. Сюда же можно отнести случаи уклонения от уплаты алиментов на детей, неосуществления воспитания детей или заботы о них, отказа от совместного проживания с ребенком без уважительных причин и иные подобные действия <16>. Следует также отметить, что нельзя отнести к уклонению от выполнения родительских обязанностей случаи неосуществления родителями воспитания детей вследствие стечения жизненных обстоятельств, заболевания (наличия инвалидности) <17>.
--------------------------------
<15> См., например: Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 // СПС "КонсультантПлюс".
<16> Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева и др.; отв. ред. О.Н. Низамиева. М.: Проспект, 2010; СПС "КонсультантПлюс". Автор цитаты - О.Н. Низамиева.
<17> Аналогичный подход содержится в Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011) // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, невыполнение/ненадлежащее выполнение родительских обязанностей можно определить как такое поведение родителей, которое выражается в уклонении от выполнения своих обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей, а также в отсутствии заботы об их всестороннем развитии.
Литература
1. Апелляционное определение Московского городского суда от 18.06.2014 по делу N 33-21741/2014 // СПС "КонсультантПлюс".
2. Апелляционное определение Московского городского суда от 08.02.2013 по делу N 11-4409 // СПС "КонсультантПлюс".
3. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2012 по делу N 11-23734 // СПС "КонсультантПлюс".
4. Андре Конт-Спонвиль. Философский словарь. М.: Палимпсест; Этерна, 2012. URL: http://philosophy_sponville.academic.ru.
5. Воробьева Т., Амелина Т. Как нельзя наказывать детей? URL: http://www.pravmir.ru/nelza-nakazyvat/.
6. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. Т. 1. 776 с.
7. Гришаев С.П. Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ // СПС "КонсультантПлюс". 2011.
8. Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2006. 192 с.
9. Косевич Н.Р. Система законодательства Российской Федерации, гарантирующая права и интересы несовершеннолетних: Научно-практическое исследование и судебная практика // СПС "КонсультантПлюс". 2014.
10. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева и др.; отв. ред. О.Н. Низамиева. М.: Проспект, 2010; СПС "КонсультантПлюс".
11. Крымкин В.В. Опасные родители // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 1. С. 6 - 9.
12. Миловидов К.С. Вор должен сидеть... в семье // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 1. С. 17 - 20.
13. Михалков Н. Территория моей любви. URL: http://iknigi.net/avtor-nikita-mihalkov/95769-territoriya-moey-lyubvi-nikita-mihalkov/read/page-1.html.
14. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 // СПС "КонсультантПлюс".
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1989. 750 с.
16. Определение Московского городского суда от 06.07.2011 по делу N 33-21074 // СПС "КонсультантПлюс".
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // Российская газета. 1998. N 110.
18. Ткаченко Н. Размышления о всестороннем развитии ребенка. URL: http://natalytkachenko.ru/razmysh1eniya-o-vsestoronnem-razvitii-rebenka.
19. Философская энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1013/РАЗВИТИЕ.
20. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2001. 1272 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.