Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Н.В. КРИВОРУЧКО
Проблема сиротства и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одна из наиболее значимых в современном обществе.
Дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, наиболее подвержены риску повторить судьбу своих родителей: как и они, впоследствии лишаясь родительских прав, расширяют поле социального сиротства. Особо сложный период для таких лиц - вступление выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь, где они сталкиваются с решением таких стоящих перед ними задач, как обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с новыми людьми. Разрешить проблему интеграции лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество можно посредством эффективного функционирования на этом направлении органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и негосударственных учреждений, общественных организаций. При этом в основу такой деятельности должно лечь неукоснительное соблюдение требований закона.
Вместе с тем в настоящее время понятие "постинтернатное сопровождение" не нашло своего отражения на федеральном уровне. Это приводит к тому, что реализация мероприятий по внедрению предусмотренной Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761), технологии "социальных лифтов" для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве осуществляется в разных субъектах Федерации на основе принимаемых региональных программ или законов. Такие законы уже приняты в Тверской, Ивановской, Московской областях, Камчатском крае, г. Москве и некоторых других регионах России. По смыслу законодательства указанных субъектов, понятие "постинтернатное сопровождение" включает в себя комплекс мер социальной поддержки, направленных на защиту прав и интересов выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие в получении ими дальнейшего образования, в трудоустройстве, в организации досуга, приобретении навыков адаптации в обществе. В Санкт-Петербурге на необходимость работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указано в Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012 - 2017 годы, утвержденной Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16 августа 2012 г. N 864, без конкретизации ответственных органов, осуществляющих координацию деятельности на этом направлении. Это обстоятельство не осталось без внимания органов прокуратуры Санкт-Петербурга. В целях проверки соблюдения законодательства при осуществлении постинтернатного сопровождения по инициативе прокуратуры города в каждом районе были сформированы комиссии, в состав которых вошли представители органов и учреждений социальной защиты населения, занятости, местного самоуправления, правоохранительных органов. В течение недели во всех районах города произведены выходы по месту проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обследованы их жилищно-бытовые условия, проведены индивидуальные беседы о существующих проблемах с обустройством быта, медицинским лечением, образованием, трудоустройством, дана оценка состоянию их постинтернатного сопровождения со стороны соответствующих органов и учреждений. Обобщение результатов проверки показало, что информация из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отделы социальной защиты населения поступала по истечении 6 месяцев и более после выпуска лица из образовательной организации или не поступала вообще, что, в свою очередь, делало невозможным установление своевременного контакта между социальными работниками и выпускниками интернатных учреждений, создавало препятствия для их мотивирования на расстановку правильных жизненных приоритетов и благоприятную почву для совершения противоправных действий как ими, так и в отношении указанных лиц (в том числе в жилищной сфере). Установлено, что молодые люди, оставаясь наедине с возникающими у них проблемами, объединялись в группы, проживали в квартире у одного из них. Некоторые, сдавая внаем полученное ими при выпуске из учреждения жилое помещение сторонним лицам, не умели планировать свои финансовые расходы, не владели знаниями по оформлению необходимых документов в медицинских учреждениях, жилищно-коммунальных службах, вели асоциальный образ жизни (занимались проституцией, злоупотребляли алкоголем). Выявленные нарушения, разрозненность действий органов исполнительной власти и отсутствие правовых полномочий на этом направлении, закрепленных за исполнительными органами государственной власти, стали основаниями для внесения прокуратурой города представления в адрес губернатора Санкт-Петербурга, по результатам рассмотрения которого, как показали контрольные проверки, налажены учет и заблаговременное поступление информации о предполагаемом выпуске из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отделы социальной защиты населения, соответствующими полномочиями по контролю наделен комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, что закреплено в Постановлении правительства города от 19 сентября 2014 г. N 874.
Предметом следующего этапа проверки стало соблюдение органами и учреждениями социальной защиты населения законодательства об оказании адресной и эффективной социальной помощи выпускникам интернатных учреждений, соблюдение жилищных, имущественных прав таких лиц. В ходе этой проверки были выявлены многочисленные нарушения требований ст. 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (ныне утратил силу) - работа с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялась представителями центров помощи семьи и детям и центрами социального обслуживания исключительно в заявительском порядке, т.е. только в том случае, если выпускник обращался в службу самостоятельно. Подобная модель социального обслуживания не предусматривала активного поиска таких лиц (истребования списков из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, установления с такими лицами доверительных отношений с целью последующего взятия их на сопровождение). Статьей 6 ранее действовавшего Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" порядок установления государственных стандартов социального обслуживания был отнесен к компетенции субъектов РФ. Утвержденные Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 г. N 875 Нормативы обеспеченности социальных услуг, предоставляемых в нестационарной форме в учреждениях социального обслуживания сиротам, выпускникам интернатных учреждений в возрасте от 18 до 23 лет, находящимся в сложной жизненной ситуации, содержали исчерпывающий набор услуг и не позволяли достигнуть желаемого результата - оказания реальной помощи получателю социальной услуги. Показателен пример 20-летнего З., являвшегося воспитанником организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированного в квартире в Василеостровском районе Санкт-Петербурга совместно с 14 родственниками, в том числе родителями, лишенными родительских прав. Сам З. и четверо его братьев и сестер после лишения родительских прав родителей воспитывались в разных интернатных учреждениях. При этом родители продолжали вести асоциальный образ жизни, коммунальные услуги не оплачивали. В соответствии со ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 г. N 616-87 "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" З., как и его братья и сестры, имел право на получение дополнительных мер социальной поддержки: 100-процентную оплату из средств бюджета Санкт-Петербурга за коммунальные услуги и жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Однако Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга" на всех детей начисляло коммунальную плату. Более того, агентство обратилось в суд с иском о взыскании солидарно со всех зарегистрированных лиц задолженности по коммунальным платежам, который заочным решением Василеостровского районного суда удовлетворен. При этом сотрудники СПб ГБУ "Центр социальной помощи семьи и детям Василеостровского района", где З. состоял на социальном сопровождении после выпуска из интернатного учреждения, достоверно располагая сведениями о наличии судебного решения о взыскании задолженности по коммунальным платежам в сумме 222 тыс. руб., которая службой судебных приставов взыскивалась с него одного, обращение в суд с исковым заявлением о его отмене не инициировали. Только благодаря вмешательству прокурора Василеостровского района З. смог отстоять свои имущественные права. Виновные лица привлечены к ответственности.
В прокуратуру Красносельского района обратились представители общественности с просьбой оказать помощь в защите жилищных прав Ю. - выпускника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалида по зрению. Проверка показала, что жилое помещение Ю. самовольно на протяжении длительного времени занимал бывший сотрудник ОВД. Помимо этого, в ходе проверки было установлено, что гражданка И., введя в заблуждение Ю. и обещая материальное вознаграждение, зарегистрировала с ним брак, после чего внесла изменения в актовую запись свидетельства о рождении своего ребенка, указав Ю. в качестве его отца. В судебном порядке прокуратура Красносельского района Санкт-Петербурга добилась восстановления нарушенных прав Ю.: выселения указанного лица из жилого помещения, признания брака недействительным и исключения сведений о Ю. из актовой записи. Результаты проверки отражены в представлении, внесенном прокуратурой города в адрес вице-губернатора Санкт-Петербурга, и обсуждены на координационном совете по вопросам семьи и детства в Санкт-Петербурге. Фактическое устранение нарушений находится на контроле в прокуратуре города.
Значительное внимание органов прокуратуры также было уделено вопросу соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Принятыми ранее прокуратурой города мерами удалось решить вопрос своевременного обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда: в 2013 - 2014 гг. жилыми помещениями обеспечено 660 человек указанной категории. Преимущественно квартиры предоставлялись в Пушкинском и Красносельском районах Санкт-Петербурга. Очередей и задолженностей по предоставлению жилья нет.
С учетом предыдущего опыта проверок соблюдения законодательства о постинтернатном сопровождении, в результате которых установлены факты непроживания в предоставленных жилых помещениях специализированного жилищного фонда либо незаконной сдачи его в поднаем, по инициативе прокуратуры Санкт-Петербурга проведены соответствующие проверки с привлечением сотрудников органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, а также социальной защиты населения с выходом по адресу проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ. Распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 г. N 133-рп указанные полномочия делегированы районным комиссиям по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставления им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга. Проверкой, проведенной в Пушкинском районе города, нарушений в деятельности указанной комиссии не выявлено, тогда как в Красносельском районе установлено, что фактически указанная комиссия устранилась от исполнения возложенных на нее функций, выходы по адресам проживания лиц указанной категории не осуществляла.
Еще одним аспектом прокурорской проверки осуществления постинтернатного сопровождения было соблюдение трудовых прав воспитанников интернатных организаций. В районных агентствах занятости предметом проверки стала оценка деятельности уполномоченных органов и организаций образования, службы занятости населения в части постановки на учет в районные агентства занятости населения ищущих работу выпускников интернатных учреждений, назначения и выплаты пособия по безработице, предоставления рабочих мест и соблюдения трудовых прав. Проверка показала, что были случаи, когда лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по истечении срока выплаты им пособия в размере уровня средней заработной платы в районные агентства занятости не являлись. В результате связь с такими лицами утрачивается, выплата минимального размера пособия им прекращается и выпускники интернатных учреждений снимаются с учета как безработные, дальнейшая их трудовая занятость не отслеживается. Информация в учреждения социальной защиты населения не направляется. Прокурор Кировского района Санкт-Петербурга при проверке личного дела К., которому выплаты пособия по безработице были приостановлены в связи с нарушением сроков перерегистрации по неуважительной причине (неявка в агентство занятости населения), установил, что указанное решение принято без выяснения причин неявки, в связи с чем приказ опротестован, протест удовлетворен.
Фиксировались нарушения требований п. 5 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, наряду с полным государственным обеспечением должны выплачиваться сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. В ходе проверки установлено, что в некоторых государственных профессиональных образовательных организациях соглашения, заключаемые с работодателями, не предусматривали условий оплаты труда учащихся, проходящих производственную практику, не было договорных отношений в соответствии с требованиями трудового законодательства между работниками (лицами, проходящими производственную практику) и работодателями, в связи с чем оплата их труда не производилась. Выявленные нарушения стали основанием для внесения представления в адрес председателя комитета по образованию.
Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р, развитие системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширение функций организаций для детей-сирот в части постинтернатного сопровождения их выпускников определены в качестве одного из направлений деятельности государственной семейной политики.
С учетом важности и актуальности этого направления деятельности вопросы соблюдения законодательства о постинтернатном сопровождении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются на контроле в прокуратуре Санкт-Петербурга.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.