Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ
М.А. МАРТЫНОВА
Правовое регулирование алиментных правоотношений в Российской Федерации и во многих развитых зарубежных странах осуществляется нормами международного права и национального законодательства.
Российская Федерация является участником ряда международных соглашений, связанных с исполнением алиментных обязательств, в том числе Конвенции ООН "О правах ребенка" 1989 года <1> (далее - Конвенция о правах ребенка), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами - членами СНГ в Минске 22 января 1993 г. <2> (далее - Минская конвенция).
--------------------------------
<1> Заключена в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. СССР присоединился к Конвенции 15 сентября 1990 г. См.: Сборник международных договоров СССР. М., 1993. Вып. XLVI.
<2> Бюллетень международных договоров. 1995. N 2.
Основным источником, регламентирующим международные стандарты в области прав детей, является Конвенция о правах ребенка, которую называют Мировой конституцией прав ребенка.
Будучи участницей Конвенции о правах ребенка, Россия приняла на себя обязательства по признанию за каждым ребенком права на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Согласно положениям ст. 27 Конвенции о правах ребенка, родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Государство в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права, оказывает им материальную помощь и поддерживает программы, направленные на обеспечение детей питанием, одеждой и жильем.
Важное значение в рассматриваемой сфере имеет Минская конвенция, в соответствии с которой "права и обязанности родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей их взаимные права и обязанности определяются законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок.
По требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживает ребенок" (ст. 32 "Правоотношения родителей и детей").
Однако, на наш взгляд, названные международные акты в сфере защиты прав детей не являются достаточными, поэтому в целях создания дополнительного механизма оказания правовой помощи в сфере взыскания алиментов полагаем необходимой ратификацию Российской Федерацией Нью-Йоркской конвенции о взыскании алиментов за границей от 20 июня 1956 г. <1>, устанавливающей процедуру международного административного сотрудничества в указанной сфере.
--------------------------------
<1> Международное частное право: Сб. документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. М.: БЕК, 1997. С. 659 - 664.
Нельзя не отметить, что значительное влияние на развитие законодательства Российской Федерации и европейских государств оказала Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года <1> (далее - Конвенция о правах человека). Европейский суд по правам человека принимает решения, руководствуясь положениями данной Конвенции. В частности, согласно позиции Европейского суда, любые применяемые к родителям меры, устанавливающие временную опеку над ребенком, должны соответствовать конечной цели - воссоединению биологических родителей и ребенка <2>.
--------------------------------
<1> Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
<2> Постановление Европейского суда по правам человека от 12.07.2001 по делу "К. и Т. против Финляндии" (жалоба N 25702/94) // СПС "Гарант".
Подписав и ратифицировав Конвенцию о правах человека <1>, Российская Федерация тем самым признала юрисдикцию Европейского суда и обязательный характер исполнения его решений. На практике это означает, что Российская Федерация как государство-ответчик в случае признания Европейским судом нарушения того или иного права заявителя, предусмотренного Конвенцией о правах человека, обязана принять меры как индивидуального (восстановление нарушенных прав, возмещение имущественного и компенсация морального вреда, причиненного потерпевшему), так и общего (пересмотр некоторых положений внутреннего законодательства и пр.) характера <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // URL: http://base.garant.ru/12111157/.
<2> См.: Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1. С. 154 - 155.
Порядок применения судами России Конвенции о правах человека детально изложен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколов к ней" <1>, в котором, в частности, подчеркивается: "Правовые позиции Европейского суда учитываются при применении законодательства Российской Федерации. В частности, содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским судом при применении Конвенции" (п. 3).
--------------------------------
<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 8. С. 15 - 19.
К числу важных международных актов, регламентирующих права детей, относится также Европейская конвенция об осуществлении прав детей ЕТБ N 160 (Страсбург, 25 января 1996 г.) <1>, подписанная Российской Федерацией 10 мая 2002 г. <2>, но не ратифицированная до настоящего времени (далее - Конвенция о правах детей 1996 года). Конвенция о правах детей не только предоставляет детям ряд процессуальных прав, но и обеспечивает их реализацию. В частности, детям предоставлено право участия в судопроизводстве при рассмотрении споров относительно их места жительства, порядка общения с ними отдельно проживающего родителя, а также вопросов ответственности родителей за допущенные ими нарушения прав ребенка, в первую очередь - права на получение алиментов на свое содержание.
--------------------------------
<1> Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2002. С. 733 - 740.
<2> См.: распоряжение Президента РФ от 22.02.2001 N 91-рп "О подписании Европейской конвенции об осуществлении прав детей" // СЗ РФ. 2001. N 9. Ст. 850.
Кроме того, Конвенция о правах детей 1996 года вводит дефиницию "носители родительской ответственности", согласно которой под носителями родительской ответственности понимаются родители либо другие лица или органы, имеющие право полностью или частично нести родительскую ответственность за конкретного несовершеннолетнего ребенка.
Конвенция о правах детей 1996 года ратифицирована Австрией, Германией, Турцией, Польшей, Францией и др. <1>.
--------------------------------
<1> Статус Европейской конвенции об осуществлении прав детей ETS N 160. Официальный сайт Совета Европы // URL: http://conventions.coe.int.
В российской судебной практике немалые сложности возникают при решении таких вопросов, как определение места жительства ребенка, отобрание ребенка, установление порядка общения с ним. Полагаем в этой связи, что ратификация Российской Федерацией данного международного акта представляется крайне важной для обеспечения, осуществления и охраны прав и интересов российских детей.
Вопросы алиментирования детей на международном уровне регламентированы также подписанным в Москве 9 сентября 1994 г. странами - участницами СНГ Соглашением о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов <1>.
--------------------------------
<1> Международное частное право: Сб. документов. С. 721 - 723.
На Гаагской конференции по международному частному праву в 2007 году были приняты Конвенция о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи (далее - Конвенция 2007 года) и Протокол о праве, применимом к алиментным обязательствам <1> (далее - Протокол 2007 года).
--------------------------------
<1> Журнал международного частного права. 2008. N 3. С. 68 - 94.
Целью Конвенции 2007 года и Протокола 2007 года является модернизация действующих в данной сфере международно-правовых актов, в частности, Конвенции ООН о взыскании за границей алиментов (Нью-Йорк, 20 июня 1956 г.) <1>, Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам (2 октября 1973 г.) <2> и Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей (24 октября 1956 г.) <3>. Конвенция 2007 года и Протокол 2007 года заменяют международные договоры между договаривающимися государствами в рассматриваемой сфере.
--------------------------------
<1> Там же. 2000. N 2 - 3 (28 - 29). С. 73 - 80.
<2> Там же. С. 55 - 61.
<3> Там же. С. 67 - 70.
Конвенция 2007 года довольно детально описывает процедуру взыскания алиментов на детей и иных форм содержания членов семьи, в том числе порядок назначения уполномоченного центрального органа государства и механизм взаимодействия центральных органов государств, их функции, а также процедуру направления запросов и порядок признания и приведения в исполнение решений о взыскании алиментов. Протокол 2007 года, дополняя Конвенцию 2007 года, определяет право, применимое к алиментным обязательствам, возникающим из семейных отношений, материнства или отцовства, брака или родства, включая алиментное обязательство в отношении ребенка независимо от того, состоят ли в браке родители.
Центральные органы договаривающихся государств осуществляют взаимодействие друг с другом и расширяют сотрудничество между уполномоченными органами своих государств для достижения целей Конвенции 2007 года и ищут возможные пути разрешения проблем, возникающих в процессе ее применения.
Договаривающиеся государства, согласно Конвенции 2007 года, предусматривают во внутреннем праве эффективные меры по исполнению решений: осуществление удержаний из заработной платы должника; наложение ареста на банковские счета и прочие источники доходов; осуществление вычетов из выплат социального страхования и удержаний возмещаемых налогов, а также удержаний из пенсионных выплат или наложение ареста на пенсионные выплаты; осуществление залога и принудительной продажи имущества; передачу информации о должнике в службу по кредитам; отказ должнику в выдаче лицензий, приостановка действия или лишение лицензий (например, водительских прав).
Таким образом, несмотря на существенные различия в национальных нормах семейного права, практически все современные законодательные системы предусматривают обязанность родителей по содержанию детей, а в случае расторжения брака - обязанность их алиментирования, в связи с чем крайне важной является унификация положений, закрепленных в нормах международного права и гарантирующих защиту прав и интересов несовершеннолетних детей вне зависимости от их национальной принадлежности и места проживания.
Подписание Российской Федерацией Конвенции 2007 года позволило бы решить целый ряд вопросов, имеющих весьма важное практическое значение для многих российских граждан, обращающихся в суд с иском о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, так как отсутствие между Россией и рядом европейских государств международных договоров, предусматривающих взаимное признание и исполнение судебных решений, делает невозможным исполнение на территориях данных государств решений российских судов о взыскании алиментов в случае уклонения должников от добровольного содержания детей.
Говоря о центральном органе, осуществляющем передачу и принятие материалов в соответствии с положениями Конвенции 2007 года, отметим, что в настоящее время большинством действующих международных договоров Российской Федерации центральным органом со стороны Российской Федерации определен Минюст России.
Представляется, что назначение Федеральной службы судебных приставов центральным органом по передаче и принятию заявлений исключительно по вопросу исполнения решений о взыскании алиментов, признанных в запрашиваемом иностранном государстве, стало бы наиболее правильным.
В условиях недостаточной регламентации правового регулирования данных правоотношений на межгосударственном уровне весьма сложно, а в ряде случаев объективно невозможно обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей - российских граждан, поскольку в ФССП России отсутствуют необходимые для этого правовые рычаги, связанные с принудительным исполнением за пределами Российской Федерации.
Глобализация и интернационализация экономических отношений, активное развитие международных деловых, культурных и научных связей нашли свое воплощение и в брачно-семейных правоотношениях, характеризующихся возрастанием количества межнациональных браков, в том числе и браков российских граждан с гражданами других государств, что также обусловливает необходимость дальнейшей унификации стандартов в области защиты прав детей. Распад семьи, расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей влекут серьезные психологические, социальные, материальные и правовые последствия. Развод родителей не должен оказать влияние на материальное содержание детей, но на практике в таких ситуациях у родителя, с которым остается проживать ребенок (дети), нередко возникают затруднения, связанные с получением содержания от родителя, не проживающего с ребенком.
Ситуация значительно усложняется, если должник, имеющий непогашенные алиментные обязательства, работает либо проживает за пределами Российской Федерации. В таком случае правовыми основаниями взыскания алиментов будут международный договор, заключенный Россией с соответствующей страной, и международный акт о признании и исполнении судебных решений, ратифицированный Российской Федерацией и соответствующим государством. На территории иностранного государства исполнение решения суда Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующими международными договорами, перечень которых размещен на официальном сайте ФССП России <1>.
--------------------------------
<1> Ведомственная статистическая отчетность Федеральной службы судебных приставов // URL: http://fssprus.ru/statistics.
Если гражданин, в отношении которого возбуждено исполнительное производство в России, выезжает на постоянное жительство в иностранное государство, исполнение требований исполнительного документа на территории Российской Федерации представляется невозможным. В таком случае взыскатель вправе воспользоваться порядком исполнения решения суда Российской Федерации на территории иностранного государства. В частности, если между Российской Федерацией и определенным иностранным государством имеется договор, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, взыскатель вправе обратиться в суд, вынесший решение, с ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения решения российского суда на территории данного иностранного государства. Однако даже при наличии соответствующих соглашений процедура исполнения судебного решения о взыскании алиментов за пределами Российской Федерации является затруднительной. Сложность принудительного исполнения обусловлена следующими причинами:
- решение российского суда должно быть признано на территории той страны, где оно должно быть исполнено (процедура признания осуществляется иностранным судом);
- взыскание алиментов зависит от степени эффективности деятельности органов принудительного исполнения соответствующей страны.
В этом плане отдельного упоминания в качестве положительного примера заслуживает порядок исполнения решений российских судов о взыскании алиментов на территории Финляндской Республики, в которой в отношении иностранных судебных решений о взыскании алиментов применяется Закон о признании и исполнении иностранных судебных решений о взыскании алиментов от 1983 года N 370 <1>, а решения о взыскании алиментов признаются и исполняются в соответствии с Постановлением о признании и исполнении иностранных судебных решений о взыскании алиментов в отдельных случаях (от 1989 года N 832) <2>.
--------------------------------
<1> URL: http://fssprus.ru/international.
<2> Там же.
Согласно Инструкции по вопросам исполнения на территории Финляндской Республики решений российских судов о взыскании алиментов, разработанной Министерством иностранных дел Финляндской Республики, иностранное лицо, запрашивающее о взыскании алиментов, должно обратиться с соответствующим заявлением в Министерство юстиции Финляндской Республики (текст Инструкции размещен на официальном сайте ФССП России <1>).
--------------------------------
<1> URL: http://fssprus.ru/fin_instruction.
При регулировании алиментных обязательств с участием иностранного элемента возникает немало сложных вопросов. Возможны ситуации, когда участники семейных отношений имеют различное гражданство либо один из участников не имеет гражданства вообще. Семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства регулируются специальными коллизионными нормами национального законодательства, прежде всего нормами раздела VII "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства" СК РФ. При этом при расхождении коллизионных норм, являющихся частью внутреннего российского семейного законодательства, и норм международных актов применяются нормы международного права.
Следует отметить, что в одних государствах семейные правоотношения регулируются исключительно нормами, принятыми высшими законодательными органами светской власти, в других - принятыми как светской властью, так и религиозными конфессиями.
Как известно, исполнительный документ, выданный судом иностранного государства, не имеет юридической силы на территории Российской Федерации и не может быть принят к исполнению. Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации только в тех случаях, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 409 ГПК РФ).
Интересно в этом смысле Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов, подписанное 3 марта 2015 г. <1>. Статьей 2 данного Соглашения предусмотрено, что "судебные постановления по делам о взыскании алиментов, вынесенные на территории одной Стороны, не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории другой Стороны в том же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории другой Стороны, на основании исполнительных документов компетентных судов Стороны, на территории которой были вынесены судебные постановления".
--------------------------------
<1> URL: http://docs.cntd.ru/document/420263548.
В настоящее время в Российской Федерации проводятся внутригосударственные ратификационные процедуры этого Соглашения. Учитывая тесные социальные и экономические отношения, складывающиеся исторически между гражданами Российской Федерации и Республики Беларусь, ратификация данного документа представляется взаимовыгодной с точки зрения разрешения проблемных вопросов алиментирования детей на межгосударственном уровне.
Взаимодействие Российской Федерации с Республикой Беларусь по вопросу взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов в дальнейшем может послужить правовым прецедентом заключения аналогичных двухсторонних соглашений с другими странами, в первую очередь с государствами - членами СНГ.
В Российской Федерации во исполнение норм международного права были приняты целый ряд внутренних нормативных актов, регламентирующих права детей, в первую очередь Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 08.10.1998 N 1174 "О Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН "О правах ребенка" и Всемирной декларации об обеспечении выживания детей, защиты и развития детей", Постановление Правительства РФ от 25.08.2000 N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2002 годы", Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 839 "Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации", распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 N 1916-р "Об утверждении прилагаемого плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Учитывая масштабы и остроту проблемы обеспечения прав несовершеннолетних детей на получение алиментов, продолжение активного законотворчества в рассматриваемой сфере имеет важное социальное значение.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.