Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Д.Ф. КОЧЕГАРОВА, А.А. БЕРДНИКОВ
Согласно ст. 21 Гражданского кодекса РФ под дееспособностью понимается "способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их". В полном объеме дееспособность наступает по достижении совершеннолетия, т.е. с 18 лет.
До совершеннолетия граждане РФ обладают частичной дееспособностью, так, например, от имени малолетних (до 14 лет) в соответствии со ст. 28 ГК РФ все сделки совершают их родители, за исключением (для детей от 6 до 14 лет) мелких бытовых сделок и сделок, не требующих государственной регистрации (ч. 2 ст. 28 ГК РФ). Дети от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя и несут за них ответственность. Однако и здесь есть исключения, определяемые ч. 2. ст. 26 ГК РФ: такие дети могут самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, осуществлять права автора на результаты интеллектуальной деятельности, осуществлять вклады в кредитные организации и распоряжаться ими. В то же время несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет, вступившие в брак или признанные эмансипированными, обладают полной дееспособностью (ст. ст. 21, 27 ГК РФ).
Опека и попечительство над несовершеннолетними связаны с их возрастными качествами, требующими контроля, поэтому закон постепенно наделяет несовершеннолетних определенными правами и обязанностями до достижения ими совершеннолетия. Однако на практике существует неразрешенная проблема, когда дети в возрасте от 14 до 18 лет с ограниченными физическими возможностями, обладая сохранным интеллектом, не могут самостоятельно заполнять юридические документы, а закон требует совершение ими сделок лично с разрешения законных представителей (ст. 26 ГК РФ). Получается, что дети, например, с одной из форм детского церебрального паралича (ДЦП), из-за отсутствия либо нефункционирования конечностей до 14 лет свои права осуществляют через своих законных представителей, с 18 лет они могут передать право подписи документов рукоприкладчику, а в период с 14 до 18 лет они не имеют ни той, ни другой возможности. Что делать детям этой категории и их законным представителям в такой ситуации?
Если руководствоваться Семейным кодексом РФ, то "родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий" (ч. 1 ст. 64 СК РФ). В то же время, например, при отчуждении жилья (ст. 37 ГК РФ) родители как законные представители своих несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет не вправе давать согласие на совершение сделки без разрешения органа опеки и попечительства (ООП). Указанное разногласие в законодательстве усугубляет проблему родителей и их несовершеннолетних детей-инвалидов, поэтому они ищут ее разрешения в ООП, так как данный орган выдает разрешение на совершение сделок несовершеннолетним. Однако отметим, что ООП выдает разрешение на то, чтобы попечитель дал согласие несовершеннолетнему на сделку, но не имеет полномочий выдавать разрешение совершать сделки законным представителям от имени своих детей-инвалидов, не признанных недееспособными. Поэтому у граждан, попавших в такую ситуацию, остается два выхода: либо дождаться совершеннолетия ребенка, либо признать его недееспособным в судебном порядке.
Возможно, рассматриваемая проблема не решается по причине небольшого числа граждан, составляющих рассматриваемую категорию. Так, по статистике на 1 января 2014 г., на 143,347 млн. человек в нашей стране приходится 12,946 млн. граждан-инвалидов, из них 580 тыс. - дети-инвалиды, что составляет 9,03 и 0,40% соответственно; на 29,969 млн. несовершеннолетних до 18 лет приходится 1,94% детей-инвалидов <1>, а попадающих под рассматриваемую нами категорию еще меньше.
--------------------------------
<1> Чефранова Е.А. Правовое регулирование имущественных отношений с участием несовершеннолетних членов семьи // Защита прав ребенка в современной России. М.: Институт государства и права РАН, 2004. С. 35 - 42.
"Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка", - говорится в ст. 7 Конвенции о правах инвалидов. Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью и обязывает государство защищать права и свободы человека (ст. 2). Признание недееспособным ребенка-инвалида, у которого здравый ум, только из-за упущения в законодательстве незаконно, несправедливо и негуманно, потому что он теряет право распоряжаться своим заработком, плодами своей интеллектуальной деятельности и т.д.
Даже если законные представители решились на такой шаг, как признать недееспособным своего несовершеннолетнего ребенка-инвалида хотя бы на период до совершеннолетия, то им придется решить несколько сложных проблем. Во-первых, чтобы суд признал гражданина недееспособным, гражданин должен страдать психическим расстройством, вследствие чего не может понимать значения своих действий или руководить ими (ч. 1 ст. 29 ГК РФ). Выходит, что родителям необходимо представить доказательства о наличии психического расстройства у ребенка-инвалида, хотя оно фактически отсутствует. К тому же родители в этом случае нарушают требования ч. 1 ст. 65 СК РФ, так как при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Во-вторых, существует риск, что дееспособность несовершеннолетнего инвалида не будет восстановлена. На основании ч. 2 ст. 286 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) суд по заявлению гражданина, признанного недееспособным, на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. То есть психически здоровый достигший совершеннолетия гражданин должен будет, по сути, доказывать свою дееспособность и проходить процедуру судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому, принимая вынужденное решение о "техническом" лишении дееспособности своего ребенка-инвалида в возрасте от 14 до 18 лет, родители обрекают его на серьезный риск отказа в восстановлении дееспособности или, во всяком случае, на большие трудности и моральные испытания в недалеком будущем.
На наш взгляд, для решения данной проблемы необходимо внести соответствующее изменение в ст. 26 ГК РФ "Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет" и дополнить указанную статью частью 5 в следующей редакции: "При наличии у несовершеннолетнего заключения врачебной комиссии по имеющемуся у него заболеванию, препятствующему совершать те или иные действия самостоятельно при условии сохранности интеллекта, орган опеки и попечительства по заявлению родителей, усыновителей или попечителя может выдать разрешение родителям, усыновителям или попечителю на совершение от имени несовершеннолетнего и в его интересах сделок".
В таком случае дети-инвалиды в возрасте от 14 до 18 лет смогут осуществлять свои права и обязанности как полноценные граждане через своих законных представителей с разрешения ООП. Такой шаг в изменении законодательства назрел в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ) и необходим для обеспечения надлежащего уровня жизни детей-инвалидов, уважения их развивающихся способностей и права сохранять свою индивидуальность. Такое направление по изменению законодательства соответствует основной стратегии Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" по приведению российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов и иным международным правовым актам.
Библиография
Бердников А.А. История становления государственного управления опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: Сб. материалов XXVIII Международной научно-практической конференции / Под ред. С.С. Чернова. Новосибирск: изд-во ЦРНС, 2014.
Бердников А.А. Предпосылки для принятия управленческого решения в области сделок с недвижимостью несовершеннолетних: Сб. статей и тезисов докладов X Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов (24 января 2014 г.) // Современные концептуальные положения научных исследований и практика управления бизнесом. Челябинск: Челябинский филиал Финансового университета, 2014.
Замараева З.П. Социальная защита: Учеб. пособие. Пермь, 2009.
Несмеянова И.А. Жилищные права несовершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите: Учебное пособие. М.: Юркомпани, 2010.
Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2003.
Чефранова Е.А. Правовое регулирование имущественных отношений с участием несовершеннолетних членов семьи // Защита прав ребенка в современной России. М.: Институт государства и права РАН, 2004.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.