Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В РОССИИ
А.Н. СОКОЛОВ
Соколов Андрей Николаевич, аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права.
Развитие всякого отраслевого законодательства, несомненно, должно протекать в русле действующей конституции, поэтому и перспективы развития законодательства о патронаже целесообразнее рассматривать на основе конституционных норм.
В ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации указано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В дополнение к этому положению п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации причисляет социальную защиту семьи, материнства, отцовства и детства к числу наиболее значимых приоритетов в деятельности субъектов РФ и государства в целом.
Таким образом, мы видим, что государство берет на себя обязанность по оказанию помощи наиболее социально незащищенным гражданам, которая носит комплексный характер. И хотя Конституция Российской Федерации действует уже девятнадцать лет, до сих пор идут споры о законодательном определении понятия "социальная защита" и соотношении данного термина с термином "социальная забота". Поэтому и мы не можем обойти вниманием данную дискуссию.
По мнению Е.И. Холостовой, социальная защита - это политика и целенаправленные действия, а также средства государства, обеспечивающие индивиду, социальной группе, населению в целом комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов <1>.
--------------------------------
<1> Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие. М., 2009. С. 302.
Под социальной заботой Л.Ю. Михеева понимает творческое взаимодействие между людьми, обладающими равной дееспособностью, которое способствует реализации человеческого достоинства тех, кто принимает помощь <2>. При этом некоторые видные ученые (такие, как Л.Ю. Михеева) относят патронаж к составным элементам институтов социальной защиты и социальной заботы <3>.
--------------------------------
<2> Подробнее см.: Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика / Под ред. д.ю.н., проф. Р.П. Мананковой. М., 2004.
<3> Там же.
А.В. Барков считает, что понятие "социальная забота" мало отличается от привычных "социальное обеспечение" и "социальная защита" и более соответствует патерналистическому характеру государства, играющего роль "заботливого отца семейства". А.В. Барков полагает, что эти термины не отвечают современным реалиям, и предлагает заменить их понятием "социальное сопровождение" <4>. Тем самым ученый критикует точку зрения о том, что государство должно выступать лишь в роли организатора помощи. По мнению исследователя, правовое регулирование должно побуждать граждан к максимальному использованию их личностных ресурсов и проявлению инициативы в собственном жизнеустройстве и реализации установок социальной солидарности.
--------------------------------
<4> Барков А.В. Гражданско-правовая модель рынка социальных услуг // Юридический мир. 2007. N 11; Барков А.В. Гражданско-правовое регулирование отношений с участием лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации // Журнал российского права. 2008. N 4.
Данная точка зрения видится справедливой, однако нынешний уровень экономического развития общества и благосостояния его граждан не позволяет в настоящее время преодолеть трудные жизненные ситуации только за счет "использования внутреннего ресурса личности", необходимы меры государственной поддержки и проявления заботы со стороны общества. Представляется, что дальнейшее развитие законодательства о патронаже должно происходить по принципу сочетания мобилизации личностных ресурсов, инициативы и государственного вмешательства в форме социальной помощи, заботы или защиты.
К сожалению, сегодня мы констатируем тот факт, что с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" вопросы патронажа оказались вне сферы социальной защиты, поэтому в настоящее время они нуждаются в самостоятельной правовой регламентации, так как ст. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не регулирует многие аспекты возникающих при этом отношений.
Конечно, нельзя забывать о Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и о Федеральном законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". В целях заполнения имеющегося пробела можно использовать указанные законы, если лица, нуждающиеся в патронаже, являются пенсионерами или инвалидами. Но институт патронажа в этих документах не упоминается, несмотря на то, что они определяют государственную политику в области социальной защиты.
Можно уверенно говорить, что с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" институт патронажа получил признание как самостоятельный гражданско-правовой институт, но эта же самостоятельность не принесла сколько-нибудь значимого прогресса в нормативном наполнении этого института. Сегодня патронаж на федеральном уровне регламентируется лишь ст. 41 ГК РФ, на уровне субъектов Федерации единообразного понимания не наблюдается <5>.
--------------------------------
<5> Закон Чукотского автономного округа от 13.12.2007 N 141-ОЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, патронажу" определяет патронаж как "форму охраны интересов совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, при которой помощник, назначенный с согласия гражданина в письменной форме органом опеки и попечительства, совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора" // СПС "КонсультантПлюс". Согласно Приказу от 13.02.2008 N СЭД-33-01-01-59 Министерства социального развития Пермского края попечительство осуществляется в форме патронажа // СПС "КонсультантПлюс".
Многие региональные нормативные акты по патронажу предусматривают заключение договоров поручения, доверительного управления имуществом <6>, в этом случае помощник приобретает полномочия представителя или доверительного управляющего в пределах, определенных соответствующими разделами ГК РФ. Иначе говоря, происходит осознанная подмена одного гражданско-правового института другим. Решение данной проблемы очевидно - следует изъять из содержания ст. 41 ГК РФ упоминание об этих договорах и термин "иного договора" и заменить на "договор об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста".
--------------------------------
<6> См., напр.: Порядок установления органами опеки и попечительства патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, утв. Приказом Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 21 декабря 2011 г. N 692 // СПС "КонсультантПлюс"; Закон Чукотского автономного округа N 141-ОЗ от 13.012.2007 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, патронажу" // СПС "КонсультантПлюс".
Еще одна проблема видится в недостаточном уровне квалификации сотрудников органов опеки и попечительства. Анализ материалов деятельности органов опеки и попечительства выявляет трудности, которые возникают уже на стадии установления патронажа над гражданином. А именно зачастую работники таких органов не усматривают принципиальной разницы между попечительством и патронажем. В итоге правовые нормы, регламентирующие попечительство, применяют к отношениям, характерным для патронажа.
На наш взгляд, преодолеть указанные барьеры в развитии института приемной семьи для граждан пожилого возраста можно, если придерживаться следующей примерной концепции:
1. Ввести единый понятийный аппарат и общие принципы, на которых основывается деятельность приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.
2. Сформулировать общий, минимально необходимый, перечень прав и обязанностей органов опеки и попечительства при осуществлении своих полномочий в вопросах рассматриваемого института. Предусмотреть право субъектов РФ расширять данный перечень, определить контрольные функции указанных органов.
3. Создать единый реестр договоров о приемной семье для граждан пожилого возраста, предусмотреть единые правила его ведения.
4. Разработать требования к личности кандидата, желающего принять в семью пожилого гражданина или инвалида.
5. Разработать и принять форму типового договора об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.
По нашему убеждению, к вопросу развития института приемной семьи для граждан пожилого возраста следует подходить комплексно, так как реализация одного или нескольких указанных принципов, в отрыве от остальных, даст лишь краткосрочный эффект, а сам процесс развития института будет носить фрагментарный характер.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.