Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РОССИИ
Анна Гармаш, докторант ФГКУ "ВНИИ МВД России", г. Москва.
Михаил Аносов, газета "Эж-Юрист".
Дмитрий Косихин, газета "Эж-Юрист".
Надежда Яшина, газета "Эж-Юрист".
Виктория Еремченко, газета "Эж-Юрист".
Мария Синявская, газета "Эж-Юрист".
Должность Уполномоченного по правам человека, в том числе и по правам ребенка, согласно законодательству РФ, содействует соблюдению прав человека в России и противодействует их нарушению. Принятый 26 февраля 1997 года Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с изменениями от 28.12.2010) призван регулировать деятельность этого субъекта. Рассмотрим правовые основы его деятельности.
Широта полномочий
По мнению законодателя, Уполномоченный по правам человека, в том числе и по правам ребенка (далее - Уполномоченный), обладая обширными полномочиями, должен реально влиять на соблюдение прав человека (включая права ребенка) и их признание органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и служащими, а также иными организациями и гражданами на территории РФ и за ее пределами.
Согласно Закону N 1-ФКЗ Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ и при осуществлении своих функций независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Кроме того, Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может без согласия Государственной Думы быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством РФ для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы (ст. 12 Закона N 1-ФКЗ).
В соответствии с Законом N 1-ФКЗ Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.
Однако не следует думать, что Уполномоченный заменяет собой какие-либо институты государственной власти - он лишь способствует соблюдению необходимого равновесия между гражданами и государством. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод (ст. 3 Закона N 1-ФКЗ).
Вместе с тем о широте прав Уполномоченного свидетельствует и то, что введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает и не приостанавливает его деятельности и не влечет ограничения его компетенции (ст. 4 Закона N 1-ФКЗ).
При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции (ст. 21 Закона N 1-ФКЗ).
Детям нужен свой защитник
Несмотря на широту продекларированных в Законе N 1-ФКЗ прав Уполномоченного, далеко не всегда данные ему законом полномочия возможно реализовать на практике. И это, в целом, касается взрослых...
Что же касается детей, то они уязвимы и зависимы от многих вещей, в том числе и от мира самих взрослых. По этой причине у детей есть особые права по сравнению со взрослыми, что закреплено в Конвенции о правах ребенка. И эти особые права нуждаются в особой защите, а также в особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка.
Дети в силу возраста и связанных с этим особенностей психического, физического и интеллектуального развития, а также в силу ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица обычно действуют законные представители - родители, усыновители, опекуны, директора детских учреждений и пр. А что делать, если права ребенка нарушаются законными представителями или если последние не отстаивают должным образом нарушенные права ребенка? Ведь в этом случае ребенок остается беззащитным.
Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами их соблюдения (органы опеки и попечительства, органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и пр.) в РФ в основном давно сложилась. Однако до недавнего времени положение дел свидетельствовало о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивался. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означал контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти). К тому же контроль этот проводился лишь в рамках компетенции ведомства.
В заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада РФ о реализации Конвенции о правах ребенка (1989) содержалось требование о введении в РФ независимого контроля за положением детей и о формировании института Уполномоченного по правам ребенка. Обязательства государств по созданию таких национальных органов, как Уполномоченные по правам ребенка, также содержались в Декларации и Плане действий "Мир, пригодный для жизни детей" (п. 31), принятых на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8 - 10 мая 2002 года). С инициативами о введении института Уполномоченного по правам ребенка неоднократно выступали депутаты Государственной Думы, Совет Федерации, общественные, в том числе правозащитные, организации. Наконец, 1 сентября 2009 года Указом Президента РФ N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" была введена соответствующая должность.
Права и задачи детского Уполномоченного
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ N 986 Уполномоченный по правам ребенка вправе:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
- беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации (очень важно, что Уполномоченный и его представители могут беспрепятственно посещать детские интернатные и иные подобные заведения);
- проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
- направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
- привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Основными задачами Уполномоченного по правам ребенка и его региональных представителей, закрепленными в регламентирующих их деятельность документах, являются:
- обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;
- реальное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
- анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
Отличие от других правозащитных органов
При выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка Уполномоченный вправе обратиться в суд, компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка.
Кроме вышеозначенной деятельности, Уполномоченный готовит предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка, а также привлекает к совместной работе квалифицированных специалистов и создает экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекает к сотрудничеству неправительственные организации.
В своей деятельности Уполномоченный и его представители тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями.
В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите их прав и законных интересов. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры довольно сложна и не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого из них - в случае необходимости он может самостоятельно обратиться за помощью. В силу этого Уполномоченный имеет возможность своевременно выявлять факты нарушения прав детей, оперативно реагируя на эти нарушения и оказывая квалифицированную помощь пострадавшим.
Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.
Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть, по сути, комиссии занимаются неблагополучными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних формируются из представителей органов исполнительной власти, работающих в комиссиях на общественных началах.
Проблемы положения детей, которыми занимается Уполномоченный, шире, чем у комиссии, и, кроме того, он занимается ими лично и на постоянной основе, в том числе и с помощью своего аппарата.
Эффективность деятельности
Эффективность работы Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ обусловлена тем, что в соответствии со смыслом института Уполномоченного он лично участвует в содействии восстановлению прав как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка.
Хотелось бы также отметить, что лицо, назначаемое на должность Уполномоченного по правам ребенка, обладает общественным авторитетом. Процедура назначения на эту должность предполагает, что Уполномоченный - лицо незаурядное, обладающее, помимо высоких профессиональных качеств, еще и необходимыми личными качествами.
Уполномоченный оказывает широкий спектр бесплатной правовой помощи детям и их семьям, в том числе в подготовке процессуальных документов. Важным направлением деятельности Уполномоченного по защите прав конкретного ребенка стала практика участия в рассмотрении в суде гражданских дел, затрагивающих интересы несовершеннолетних. К участию в деле Уполномоченный привлекается как по просьбе участвующих в деле лиц, так и по инициативе суда и собственной инициативе. Практикуется приобщение к материалам дел ходатайства Уполномоченного в поддержку ребенка. Это особенно актуально в случаях, когда права детей нарушаются органами, обязанными их защищать. Уполномоченный помогает грамотно составить исковое заявление, в случае необходимости обращается в надзорную инстанцию. Практика показывает, что дела по защите и восстановлению прав детей, рассматриваемые в суде с участием региональных Уполномоченных, в большинстве случаев решаются в пользу детей. Суды, как правило, заинтересованы в участии Уполномоченного в судебном заседании.
Наряду с защитой прав конкретного ребенка Уполномоченный содействует защите прав детей в целом. В этих целях Уполномоченный и его представители ведут мониторинг соблюдения прав детей, проводят независимый вневедомственный анализ и оценку состояния дел по обеспечению прав и законных интересов детей, посещают детские учреждения. На основе полученной информации Уполномоченный вносит предложения органам государственной власти по улучшению положения детей, реализации их прав в соответствии с действующим законодательством, а также предложения субъектам РФ использовать право законодательной инициативы по совершенствованию законодательства в интересах детей. Кроме того, Уполномоченный осуществляет правовую экспертизу законопроектов, затрагивающих интересы детей.
Обращения Уполномоченного и его представителей к органам власти способствуют принятию управленческих решений по обеспечению и восстановлению нарушенных прав детей, решению актуальных проблем детства. Объективно деятельность Уполномоченного и его региональных представителей способствует усилению координации деятельности всех структур и обеспечению комплексного решения проблем детей.
Несмотря на довольно непродолжительную историю своего существования, деятельность Уполномоченного по права ребенка уже принесла видимые результаты. Достаточно вспомнить нашумевшие дела по усыновленным иностранными гражданами (в основном, американцами) российским детям, которые подвергались неоднократным негативным воздействиям со стороны взрослых. При детальном рассмотрении оказалось, что их отъезд был оформлен с нарушениями и не отвечал интересам этих детей. Конечно, введение должности Уполномоченного по правам ребенка в России - не панацея, но, учитывая его независимость и неподвластность, можно надеяться, что российские дети действительно могут получить защиту и поддержку в лице этого института.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.