Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОСУДИЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ: ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ <1>
Е.Л. ВОРОНОВА
--------------------------------
<1> Тезисы выступления на Международной конференции "Интеграция несовершеннолетних правонарушителей в общество: роль судов и социальных служб (зарубежная практика и российский опыт)", 18 - 19 октября 2010 г., г. Санкт-Петербург.
1. Правовые основы специализации правосудия в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации
Термин "система правосудия в отношении несовершеннолетних" (ювенальная юстиция) употребляется применительно к законам, процедурам, руководящим принципам, нормам уголовного и уголовно-исполнительного, материального и процессуального права, специалистам, учреждениям и методам (технологиям) воздействия, специально предназначенным для работы с детьми, преступившими закон <2>.
--------------------------------
<2> Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних (издано ЮНИСЕФ). М., 2010. URL: www.juvenilejustice.ru.
Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения <3>.
--------------------------------
<3> Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.: Изд-во "НОРМА-ИНФРА", 2000.
Правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.
Соответствует ли положение дел в Российской Федерации общепризнанным принципам и нормам международного права, регулирующим сферу правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом?
На наш взгляд, в настоящее время в основном сложилась система правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом.
Прежде всего, имеется законодательство, обеспечивающее специализацию правосудия.
Так, в Уголовном кодексе РФ 1996 г. есть отдельная глава 14, которая устанавливает особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
В Уголовно-процессуальном кодексе 2001 г. в главе 50 установлены особые правила производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних.
Уголовно-исполнительным законодательством установлены особые, отличные от взрослых, условия отбывания несовершеннолетними наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права установлены Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (N 120-ФЗ от 24.06.1999).
Этим Законом определены:
- основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;
- система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их полномочия, основные направления деятельности, механизм межведомственного взаимодействия;
- введен судебный порядок помещения несовершеннолетних в места принудительного содержания - центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП) и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием (СУВУЗТ).
Осуществление мер по координации деятельности всех органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, возложено на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации предусмотренных Конституцией РФ прав и законных интересов несовершеннолетних основные гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних закреплены в Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (N 124-ФЗ от 24.07.1998).
Названным Законом установлены:
- цели государственной политики в интересах детей;
- основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации;
- организационные основы гарантий прав ребенка и исполнения данного Закона;
- полномочия федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления.
В числе важных положений следует отметить положения Закона о том, что при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием ребенка и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов власти действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.
В соответствии со ст. 15 Закона в случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных мер, за исключением такой меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего.
Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.
Ведомственными нормативными актами органов внутренних дел, прокуратуры, органов исполнения наказаний предусматривается специализация по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14 февраля 2000 г. N 7 в судах введена специализация судей по делам о преступлениях и правонарушениям несовершеннолетних.
Суды ориентированы на необходимость:
- повышенного внимания к своевременному и качественному рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних в строгом соответствии с положениями материального и процессуального законодательства;
- максимально способствовать в судопроизводстве по делам этой категории обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений;
- постоянно совершенствовать профессиональную компетентность и специализацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, не только по вопросам права, но и педагогики, психологии;
- повышать личную ответственность судей за законность и обоснованность каждого судебного решения.
Таким образом, мы полагаем, что в России имеются достаточная правовая база, инфраструктура органов и учреждений, специалисты для внедрения и развития процедур, методов, технологий в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом.
2. Внедрение специализированных процедур и технологий в судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в Российской Федерации
В соответствии с действующим законодательством в России активно идет процесс разработки и внедрения судами общей юрисдикции, правоохранительными органами, органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних новых методов, форм, процедур, технологий при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом.
В Постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации "О ювенальной юстиции в системе правосудия Российской Федерации" от 6 августа 2009 г. N 185 <4> отмечено следующее.
--------------------------------
<4> В соответствии с данным Постановлением при Совете судей РФ создана Рабочая группа по созданию и развитию ювенальной юстиции в системе правосудия РФ.
Несмотря на отсутствие в России специального судоустройственного законодательства о ювенальных судах, идеи ювенальной юстиции (правосудия в отношении несовершеннолетних) нашли самую активную поддержку со стороны судейского сообщества, которое в инициативном порядке формирует ее элементы в правоприменительной практике, способствуя совершенствованию судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних, повышению реабилитационного содержания судебных решений. Об эффективности ювенальных технологий свидетельствует существенное снижение рецидива преступлений несовершеннолетних.
В соответствии с рекомендациями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" судами активно проводится работа по совершенствованию правосудия в отношении несовершеннолетних. Идет процесс гуманизации правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом. Суды общей юрисдикции при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних широко используют ювенальные технологии, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка, Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (экономия уголовной репрессии, усиление воспитательного воздействия, организация помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся в конфликте с законом, с целью его интеграции в общество и предупреждения рецидива).
В порядке правового эксперимента в судах общей юрисдикции субъектов Российской Федерации апробируются опытные модели ювенальной юстиции, учитывающие международно-правовые стандарты. Проведенное в 2008 г. Верховным Судом Российской Федерации обобщение практики внедрения ювенальных технологий в суды общей юрисдикции показало, что ювенальные технологии на региональном уровне создают предпосылки к организации действительно эффективной системы ювенальной юстиции в Российской Федерации <5>.
--------------------------------
<5> Справка о внедрении ювенальных технологий в суды общей юрисдикции: подготовлена Управлением анализа и обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, 2008. URL: www.juvenilejustice.ru.
Во исполнение рекомендаций VII Всероссийского съезда судей, в целях повышения эффективности и качества правосудия в отношении несовершеннолетних Верховным Судом РФ принимаются меры по обеспечению единообразия судебной практики применения ювенальных технологий в судопроизводстве в отношении несовершеннолетних, развитию механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствованию законодательства в этой сфере.
Рабочей группой при Совете судей РФ по созданию и развитию ювенальной юстиции в системе правосудия РФ в 1 полугодии 2010 г. проведен мониторинг практики судов субъектов РФ, обобщена судебная практика применения ювенальных технологий в судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних, подготовлены предложения для обсуждения на Пленуме Верховного Суда РФ, а также по совершенствованию законодательства.
Используют ювенальные технологии в своей работе суды общей юрисдикции более 50 субъектов Российской Федерации. Судами, применяющими ювенальные технологии, обеспечивается эффективность и качество правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних, развиваются механизмы взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, снижения рецидива, обеспечения безопасности общества.
Как видно из аналитической справки Рабочей группы при Совете судей РФ, под "ювенальными технологиями" судьи понимают способы, формы, методы применения общепризнанных принципов и норм международного права в судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних в рамках действующего российского уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, а также законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Содержание ювенальных технологий в уголовном судопроизводстве по делам в отношении несовершеннолетних, применяемых судами и направленных на повышение воспитательного значения судебного процесса и профилактику рецидива путем социального сопровождения несовершеннолетнего после суда:
- введение специализации судей по рассмотрению уголовных дел данной категории и материалов о помещении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием и в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
- повышение квалификации судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних, и работников аппаратов судов не только по вопросам права (законодательства о несовершеннолетних), но и вопросам педагогики, психологии, детской психиатрии; привлечение к процессу повышения квалификации специалистов органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правоохранительных органов (следователей, прокуроров, работников ФСИН МЮ Российской Федерации);
- введение специализации работников аппаратов судов (помощников судей с функциями социального работника, секретарей судебного заседания и т.п.);
- использование методик сбора юридически значимой информации о несовершеннолетнем подсудимом для реализации предписаний ст. 421 УПК Российской Федерации, а именно: подготовка доклада суду о личности несовершеннолетнего, условиях его жизни и воспитания, уровне психического развития, влиянии на него старших по возрасту лиц; использование для этого форм Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя;
- воспитательное значение судебного процесса, взаимодействие суда с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, привлечение названных служб к участию в судебном разбирательстве, принятию ими в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" мер по защите прав несовершеннолетнего, проведение этими службами программ индивидуальной профилактики несовершеннолетнего и предупреждения рецидива;
- экономия уголовной репрессии: проведение примирительных процедур восстановительного правосудия, назначение принудительных мер воспитательного воздействия и наказаний, которые отбываются в обществе, главный акцент при этом делается на оказание помощи семье несовершеннолетнего в его исправлении, преодолении последствий противоправного поведения подростка;
- судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного несовершеннолетнего, которое принимается в форме частного постановления суда (ч. 4 ст. 29 УПК Российской Федерации), как основание проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего в соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
- привлечение общественных организаций, волонтеров для проведения с несовершеннолетними профилактических мероприятий после вынесения судебного акта;
- письмо суда, которым суд реализует полномочия по защите прав несовершеннолетнего подсудимого и оказанию помощи его семье в преодолении трудной жизненной ситуации, о которой стало известно в ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 15 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (такая форма используется, например, когда суду становится известно не только о проблемах самого несовершеннолетнего подсудимого, но и о трудностях, с которыми столкнулась семья несовершеннолетнего подсудимого, в т.ч. необходимость оказания материальной помощи, поддержки членов семьи путем оказания предусмотренной законом адресной социальной помощи, помощи в трудоустройстве, в лечении, т.е. стали известны проблемы и трудности, которые сама семья без помощи уполномоченных органов и служб преодолеть не может);
- в соответствии с ч. 7 ст. 88 УК Российской Федерации указание суда органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности, применяется в форме направления копии Карты социального сопровождения несовершеннолетнего (доклада суду о личности) в уголовно-исполнительную инспекцию (если назначено наказание, которое отбывается в обществе) либо в исправительное учреждение (если назначено реальное наказание в виде лишения свободы);
- ограничение гласности при судебном разбирательстве дел в отношении несовершеннолетних и обеспечение их прав на конфиденциальность (суды учитывают рекомендации Пекинских правил, согласно которым право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах судопроизводства, чтобы избежать причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации; не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя, потерпевшего; при взаимодействии со средствами массовой информации суды учитывают положения ст. 41 Федерального закона "О средствах массовой информации");
- контроль суда на стадии исполнения судебного акта (контроль за исполнением частного постановления; проведение встреч в суде с группами осужденных подростков и их родителями и представителями органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с обсуждением процесса исправления несовершеннолетнего; обращение суда с запросами в различные учреждения об оказании помощи несовершеннолетнему, его семье и т.п.).
Президиум Совета судей РФ 21 июня 2010 г., заслушав и обсудив результаты обобщения информации судов субъектов РФ об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции <6>, постановил просить Верховный Суд Российской Федерации учесть представленные данные судебной практики по применению ювенальных технологий при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних для подготовки изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних".
--------------------------------
<6> Справка по результатам обобщения информации судов субъектов Российской Федерации об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции. URL: www.juvenilejustice.ru.
Работа судов общей юрисдикции с использованием ювенальных технологий показала, что имеются пробелы в правовом регулировании сферы правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом.
3. Об основных направлениях совершенствования законодательства, регулирующего сферу правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом
Бытует мнение, что правосудие в отношении несовершеннолетних - это исключительно наличие специализированных судов (ювенальных судов). Однако, по нашему мнению, это слишком упрощенное представление о системе правосудия в отношении несовершеннолетних.
Международно-правовые акты в сфере ювенальной юстиции содержат рекомендации относительно системы правосудия в отношении несовершеннолетних.
Для обеспечения полного осуществления принципов Конвенции и прав детей в конфликте с законом необходимо наличие всеобъемлющей системы правосудия по делам несовершеннолетних <7>.
--------------------------------
<7> Замечания общего порядка N 10 (2007) "Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних" / Комитет ООН по правам ребенка, 44 сессия, Женева, 15 января - 2 февраля 2007 г. URL: www.juvenilejustice.ru.
Всеобъемлющая система правосудия по делам несовершеннолетних требует наличия специализированных подразделений в полиции, прокуратуре, судебной системе (например, эффективной организационной структуры для отправления правосудия по делам несовершеннолетних, в частности специализированного суда либо специализированных судей), адвокатуре или иных представителей, которые оказывали бы правовую помощь ребенку.
Следует создать специализированные службы, например службы пробации, консультационных услуг или надзор, а также специализированные учреждения, включая, например, дневные центры ухода и, если это необходимо, учреждения для размещения детей-правонарушителей и ухода за ними по месту жительства. В этой системе правосудия по делам несовершеннолетних следует постоянно поощрять эффективную координацию деятельности всех этих специализированных подразделений, служб и учреждений.
Комитет по правам ребенка отмечает, что неправительственные организации могут играть и играют важную роль не только в предупреждении преступности среди несовершеннолетних как таковой, но и в отправлении правосудия по делам несовершеннолетних. В связи с этим Комитет ООН рекомендует добиваться более активного участия неправительственных общественных организаций в разработке и осуществлении комплексной политики в области правосудия по делам несовершеннолетних и предоставлять им необходимые ресурсы для такого участия.
Дети, совершившие преступления, нередко становятся объектом негативной огласки в средствах массовой информации, что способствует формированию дискриминационных и негативных стереотипов в отношении этих детей, а зачастую и детей в целом. Это негативное изображение или криминализация детей-правонарушителей нередко основываются на неверном толковании и/или понимании причин преступности среди несовершеннолетних и регулярно порождают призывы к применению более жесткого подхода. Для создания позитивной атмосферы в целях лучшего понимания первопричин преступности среди несовершеннолетних и применения правозащитного подхода к решению этой социальной проблемы государствам-участникам следует проводить, поощрять и/или поддерживать воспитательные и другие кампании по повышению осведомленности о необходимости и обязанности заниматься детьми, которые, как предполагается, нарушили уголовное законодательство, в соответствии с духом и буквой Конвенции ООН о правах ребенка. В этом контексте государствам-участникам следует добиваться активного и позитивного участия парламентариев, неправительственных организаций и средств массовой информации, а также поддерживать их усилия, нацеленные на предупреждение преступности среди несовершеннолетних и обеспечение эффективных мер реагирования в соответствии с принципами и положениями Конвенции ООН о правах ребенка.
Комитет ООН по правам ребенка рекомендует государствам-участникам учредить суды по делам несовершеннолетних либо в виде отдельных структур, либо в рамках существующих региональных или окружных судов. В случаях, когда немедленное решение этой задачи оказывается невозможным в силу практических причин, государствам-участникам следует обеспечить назначение специализированных судей или магистратов для рассмотрения дел, относящихся к системе правосудия по делам несовершеннолетних.
Опыт внедрения ювенальных технологий в работу судов общей юрисдикции РФ показал, что и в рамках существующего судоустройства можно вполне успешно обеспечивать специализацию судей по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних, поэтому отсутствует необходимость введения отдельных специализированных судов по делам несовершеннолетних. Вопросы обеспечения единства правоприменительной практики судов при рассмотрении уголовных дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних в достаточной мере разрешаются постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ. Повышение квалификации судей, специализирующихся на рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, не только по вопросам права, но и психологии и педагогики, осуществляется на систематической основе. Таким образом, для обеспечения эффективного функционирования судебной системы по делам несовершеннолетних внесение каких-либо изменений и дополнений в действующее судоустройственное законодательство не усматривается.
В то же время представляется необходимым принятие на федеральном уровне изменений и дополнений в законодательство, регулирующее вопросы ранней профилактики правонарушений, исполнения наказаний.
Прежде всего, необходимо принятие Федерального закона "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", поскольку на сегодняшний день в своей работе они руководствуются устаревшим во всех смыслах слова Положением, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г.
В указанном Федеральном законе предусмотреть правовое регулирование структуры этого органа, полномочий, в т.ч. по вопросам проведения с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы, выполнения комиссией функций специализированного государственного органа, который осуществляет контроль за несовершеннолетними, которым суд назначает принудительные меры воспитательного воздействия, а также механизм взаимодействия с судами по делам о преступлениях и материалам о правонарушениях несовершеннолетних.
Имеется острая потребность в таких учреждениях, как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, прошедших курс медицинского лечения от наркомании, токсикомании и алкоголизма. Зачастую, вернувшись из лечебного учреждения, несовершеннолетний оказывается в той же неблагополучной социально-психологической среде, в которой он пристрастился к наркотикам и алкоголю. Такие центры призваны оказывать несовершеннолетним необходимую психологическую помощь, социальную поддержку.
В качестве одного из важных показателей оценки качества системы правосудия в отношении несовершеннолетних является применение альтернатив уголовному наказанию, причем на максимально ранней стадии выявления факта конфликта с законом. В современной России практика применения альтернатив (примирение с потерпевшим, деятельное раскаяние) сосредоточена на стадии судебного разбирательства. Формально такая возможность предусмотрена и для досудебного производства по уголовным делам. Однако система показателей МВД, ФСКН и СКП делает эту процедуру фактически невозможной. В связи с чем необходимо на федеральном уровне для реализации международных обязательств РФ по исполнению Конвенции ООН о правах ребенка, Пекинских правил совместно с Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав принять организационные меры по выведению несовершеннолетних правонарушителей из системы уголовного правосудия и отведения от суда путем практического применения положений уголовного закона о прекращении уголовных дел за примирением сторон в связи с деятельным раскаянием; развивать технологии восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур, направленные на возмещение ущерба потерпевшему и воспитательное воздействие на несовершеннолетних правонарушителей.
Целесообразно сохранение центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД, с учетом снижения численного состава содержащихся в таких учреждениях несовершеннолетних рассмотреть вопрос о создании на их базе совместно с органами социальной защиты, образования и здравоохранения социально-психологических реабилитационных центров помощи и адаптации детей, оказавшихся в конфликте с законом.
Несмотря на закрепленное Конституцией РФ право на получение квалифицированной правовой помощи, практика его реализации не обеспечивает качественную защиту прав несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом. Отсутствует возможность получения бесплатной помощи адвокатов таким категориям несовершеннолетних, как подлежащие помещению в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД, специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием.
В законодательстве, в т.ч. в ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", не урегулирован порядок оказания правовой помощи несовершеннолетним, не урегулированы вопросы возмещения затрат со стороны государства адвокатам, оказывающим бесплатную правовую помощь названным категориям несовершеннолетних, в тех случаях, когда отсутствует соглашение и несовершеннолетний (его родители) не в состоянии оплатить оказание такой помощи.
Необходимо вопрос оказания адвокатами бесплатной доступной правовой помощи названным категориям несовершеннолетних законодательно урегулировать на федеральном уровне.
Необходимо создание службы пробации (уголовного надзора) для работы с несовершеннолетними, которые отбывают наказание в обществе (обязательные, исправительные работы, условное осуждение), а также с несовершеннолетними и молодыми людьми, к которым применено условно-досрочное освобождение от наказания в виде лишения свободы за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте (на сегодняшний день эта категория вообще "выпадает" из профилактической работы). Первым шагом в этом направлении может стать наделение действующих уголовно-исполнительных инспекций полномочиями по социальному сопровождению и оказанию помощи названных категорий несовершеннолетних.
Для содействия интеграции в общество несовершеннолетних и молодых людей, отбывавших наказание в виде лишения свободы за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте, целесообразно создание при воспитательных колониях и колониях общего режима (в которые из воспитательных колоний переводятся несовершеннолетние осужденные, достигшие возраста 18 лет) социально-реабилитационных центров. Такие центры должны оказывать помощь в социальной адаптации освобождающимся из мест лишения свободы несовершеннолетним, которые не имеют связи с семьей, жилья, работы.
Необходима поддержка со стороны государства общественным некоммерческим организациям, в т.ч. организациям, представляющим религиозные конфессии России, в создании негосударственных учреждений и служб социальной помощи и поддержки всем категориям несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом (правонарушителям, наркозависимым, находящимся под следствием и судом, осужденным, в т.ч. отбывающим наказание в местах лишения свободы, и т.п.).
Необходимо принимать незамедлительно меры по объективному освещению проблем несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом.
Прекратить существующую практику СМИ, при которой несовершеннолетние, оказавшиеся в конфликте с законом, являются объектом негативной огласки, что способствует формированию дискриминационных и негативных стереотипов в отношении этих детей и детей в целом и системы правосудия в отношении таких детей (ювенальной юстиции). В целях лучшего понимания российским обществом первопричин преступности среди несовершеннолетних, применения правозащитного подхода к решению этой социальной проблемы необходимо на федеральном и региональных уровнях проводить, поощрять и поддерживать воспитательные и другие кампании по повышению осведомленности о необходимости обязательно заниматься детьми в конфликте с законом в соответствии с духом и буквой Конвенции ООН о правах ребенка <8>.
--------------------------------
<8> Статья опубликована: Интеграция несовершеннолетних правонарушителей в общество: роль судов и социальных служб (зарубежная практика и российский опыт): Сб. докладов / Под общ. ред. к.ю.н. А.Л. Шиловской. М.: ООО "Акварель", 2011. Серия: Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями / Институт права и публичной политики. Проект: Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации. С. 9 - 22.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.