Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Н.В. АЛЛАМЯРОВА, В.М. АЛЕКСЕЕВА
На современном этапе развития общества решение проблем социального сиротства является одним из приоритетных направлений социальной политики государства и в значительной мере определяет социальное благополучие детского населения. Детство - это постоянная и естественным образом сменяемая часть любого общества, стадия жизненного цикла человека, когда начинается и продолжается развитие организма, формируются его важнейшие функции; это начальный этап активной социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества [12].
Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством" [1].
Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировали абсолютное большинство существующих государств. В ней подтверждаются права всех детей на выживание, охрану здоровья и образование через создание для них благоприятных условий жизни, позволяющих оградить детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия, а также гарантии права на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. В Конвенции о правах ребенка в основном перечислены те права, которые призваны обеспечить удовлетворение особых потребностей детей, связанных с их социальной и психофизической незрелостью.
Однако говорить о правах детей, имея в виду лишь те, что защищены названным документом, не совсем правильно, так как согласно ст. 6 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" за ребенком закреплены все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ [7]. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии (пособия и иные гарантии социальной защиты [2]. Круг прав человека и гражданина значительно шире и включает такие на первый взгляд "недетские" права, как неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти. Таким образом, ребенок выступает объектом и субъектом права, имеющим все конституционные права, которые провозглашены для любого человека, и особые права - для ребенка.
В ч. 1 ст. 38 Конституции РФ закреплено: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства" [2]. Вместе с тем количество социальных сирот в России к концу 2008 г. составляло более 126025 тысяч [9]. Проблемные вопросы, связанные с регулированием в России социального сиротства, представляют собой не только актуальную, но и болезненную тему. Гражданский, Семейный, Трудовой и другие кодексы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, приоритет которых закреплен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ [2]. Однако изучение практики и юридической литературы показало, что некоторые фундаментальные принципы Конвенции ООН о правах ребенка не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка; еще не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав; не разработаны стандарты качества жизни детей. К сожалению, не выработана единая система критериев, которые бы составили основу нормотворческой деятельности в области прав ребенка и исключили разноплановость правового регулирования, а также свидетельствовали бы о государственно-правовой опеке над детьми.
Одна из негативных особенностей современного положения детей в российском обществе - социальная депривация. Этим термином обозначается лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития каждого ребенка. Дети в реальной жизни сталкиваются с алкоголизмом, наркоманией, асоциальным поведением, стяжательством, воровством в менее опасной для общества форме, но не менее значимой для ребенка. К категории социально депривированных детей следует относить прежде всего тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды, дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе вынужденные переселенцы и беженцы); дети - жертвы насилия; дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы, а также находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением; дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Решение проблем социального сиротства невозможно вне связи с обществом и государством. Ведущая роль в этих процессах должна принадлежать активной государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей [12].
Острота социальной проблемы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным функционированием системы социально-правовой поддержки, которая в современной России ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот. В настоящее время сохраняется формальный подход к адаптации и социализации этой группы детей, что усугубляет социальную депривацию социальных сирот [11]. Государственное семейное право сегодня не регламентирует виды социальной помощи семье, имеющей несовершеннолетних детей, порядок ее оказания и перечень ситуаций, требующих вмешательства специалистов. Так, в Административный кодекс от 22 июня 2007 г. (ФЗ N 116) внесены изменения лишь в части увеличения размера штрафов. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа [3]. В действующем Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетних, однако родители привлекаются к уголовной ответственности только в случае жестокого обращения с детьми [5]. До сих пор правоприменение ст. 72 Семейного кодекса РФ "Восстановление в родительских правах" является редким явлением. Статья гласит, что "родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка" [4]. В то же время можно констатировать факт, что ни одна из существующих организаций, ни одно из государственных учреждений не занимаются восстановлением родителей в правах, сопровождением семей, лишенных или ограниченных в родительских правах, что приводит к дальнейшей деградации семьи и повторному лишению прав в отношении вновь рожденных детей. Это препятствует реабилитации биологической семьи - естественной среды социализации ребенка.
Согласно ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" применяются два понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, и дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [6].
Начиная с 2006 г. Российское правительство стало уделять приоритетное внимание мерам по расширению поддержки детям, оставшимся без родительского попечения, и уменьшению числа детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях, уделяя при этом особое внимание воспитанию в семейном окружении. В Послании Федеральному Собранию в 2007 г. Президент РФ объявил 2008 г. "Годом семьи", тем самым еще раз обратив приоритетное внимание на важность института семьи и необходимость расширения помощи и поддержки российским семьям [8]. На сегодняшний день на решение проблем социального сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу прежде всего относятся: Семейный кодекс РФ (N 223-ФЗ); Президентская программа "Дети России" и ее Федеральная целевая программа "Дети-сироты"; Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье", утвердившее Положение о приемной семье, и другие. Вопрос состоит в том, что гарантии по решению проблем социального сиротства не обеспечены пока должным образом ни одним из вышеуказанных законодательных и нормативно-правовых актов. Право ребенка жить и воспитываться в семье в Российской Федерации лишь декларируется, но не гарантируется государством. За последние десять лет правительство сделало важные шаги в направлении поддержки различных форм семейного воспитания детей. Была начата активная профилактическая работа по оказанию более эффективной помощи социально незащищенным детям и их семьям, что нашло отражение в Федеральной программе "Дети России" на 2007 - 2010 гг. В 2008 г. в эту Программу был введен компонент "Дети и семья", в котором уделяется особое внимание безнадзорным детям, детям, проходящим социальную реабилитацию в специализированных реабилитационных центрах для несовершеннолетних, детям с ограниченными возможностями и их семьям, а также сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения. Были также предприняты действия по расширению поддержки детям - выпускникам интернатных учреждений посредством оказания помощи в приобретении жизненно важных навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни; предоставления субсидий выпускникам интернатных учреждений моложе 23 лет на образовательные цели и их участия в программах по обучению профессиональным навыкам. Также принимаются меры по изменению существующих механизмов обеспечения жильем выпускников интернатных учреждений с использованием ресурсов из федерального бюджета. С 1 сентября 2008 г. вступил в силу Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", расширяющий права детей, оставшихся без попечения родителей, и ориентированный на устройство таких детей в семью. Принятый Закон об опеке и попечительстве, к сожалению, на данный момент не может решить всех проблем детей, оказавшихся в неблагоприятной ситуации. Таким образом, развитие институтов опеки, попечительства, патроната необходимо для полноценного становления гражданского общества в России, которое еще не сформировалось [10]. Конечно, несомненно, наилучший выход - устраивать таких детей в новые семьи. На сегодняшний день наиболее распространенными формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются усыновление и опека (попечительство). Одной из новых форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью считается приемная семья. Однако пока этот институт устройства детей на воспитание в семью широко не распространен.
Утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации Положение о приемной семье во многом разрешило ранее существовавшие проблемы: определены статус ребенка после достижения им совершеннолетия, гражданско-правовые отношения приемных родителей с ребенком, права и обязанности приемных родителей ребенка. В 2008 г. в 787 таких семьях воспитывалось 2,4 тыс. детей (включая родных детей) [9]. И определяющими должны быть не возраст и даже не состояние здоровья детей (чтобы лечить ребенка, не обязательно держать его до четырех-пяти лет в государственном медицинском учреждении), а их реальные интересы. А интерес любого ребенка - иметь семью, близких людей. Значит, единственно правильным и главным сегодня в деле устройства детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать развитие системы семейного устройства в разнообразных видах и типах. Реформирование органов опеки и попечительства, расширение не только их функций, но и возможностей - одна из задач органов управления всех уровней. Ее решение связано с обновлением нормативно-правовой базы и формированием позитивного отношения общества к проблеме обеспечения права детей жить и воспитываться в семье.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Современное российское законодательство (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях) по отношению к неблагополучной семье применяет жесткие меры, активно применяя статьи о лишении родительских прав и ограничении в них и фактически игнорируя возможности их восстановления вследствие отсутствия соответствующих структур.
На сегодняшний день не сформирована система социальной защиты и помощи семье, находящейся в сложной жизненной ситуации, не созданы условия для стабилизации ситуации в семье, мобилизации внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей.
Не созданы службы сопровождения семьи при органах опеки и попечительства, направленные на предотвращение вторичного сиротства, отказа от усыновленных и опекаемых детей.
Не функционируют службы, на которые были бы возложены обязанности по отбору, обследованию, обучению кандидатов на любую из форм устройства детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, а также их дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение.
Не созданы при органах социальной защиты службы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23 лет, с целью активной социализации и привития им навыков самостоятельной жизни.
Литература
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. 46.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января. N 7.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Статья 5.35. М.: Юрайт, 2008. С. 44.
4. Семейный кодекс РФ. Статья 72. М.: Юрайт, 2008. С. 30.
5. Уголовный кодекс РФ. Статья 156. М.: Юрайт, 2010.
6. ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 315-ФЗ).
7. ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Российская газета. 1998. 5 августа.
8. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина // Российская газета. 2007. 27 апреля.
9. "Дети в России". 2009: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ "Статистика России", 2009. 108 с.
10. Миронов Н.Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Рос. педиатрический журнал. 2008. N 1. С. 12.
11. Осипова И.И. Патронат - межведомственная система профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних. Кострома, 2005. 172 с.
12. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства // Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 224 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.