Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Т.В. РАСКИНА, Е.А. ШЕКК
Реализация национальных проектов и государственных программ Российской Федерации имеет ключевое значение для развития страны, ориентируя на достижение национальных целей и интересов, поставленных Президентом РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации должны осуществляться за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации стратегических национальных приоритетов. Важнейшее значение при их реализации имеет противодействие преступному поведению.
Вместе с тем статистические сведения о преступлениях, совершенных в сфере реализации национальных и федеральных проектов (программ), свидетельствуют о неблагоприятном состоянии законности.
Их количество неизменно увеличивается (930 в 2020 г., 2 137 в 2021 г., 2 852 в 2022 г.). Растет и количество предварительно расследованных преступлений (290 в 2020 г., 731 в 2021 г., 1 406 в 2022 г.). Однако их раскрываемость стабильно снижается (81,9% в 2020 г., 80,2% в 2021 г., 80% в 2022 г.).
Наибольшее количество криминальных деяний выявляется в сфере реализации национальных проектов "Демография" (326, или 35%, в 2020 г.; 1 185, или 55,5%, в 2021 г.; 69,8% в 2022 г.); "Жилье и городская среда" (159, или 17,1%, в 2020 г.; 273, или 12,8%, в 2021 г.; 249, или 8,7%, в 2022 г.); "Образование" (143, или 15,4%, в 2020 г.; 261, или 12,2%, в 2021 г.; 120, или 4,2%, в 2022 г.); "Здравоохранение" (95, или 10,2%, в 2020 г.; 111, или 5,2%, в 2021 г.; 113, или 4,0%, в 2022 г.).
При том что в 2022 г. почти 70% криминальных деяний в сфере реализации национальных проектов были связаны с программой "Демография", их раскрываемость составила минимальное среди показателей раскрываемости иных преступлений значение, сократившись с 86% в 2021 г. до 78,2% в 2022 г.
Не отличается высокой эффективностью работа по раскрытию преступлений, связанных с реализацией национального проекта "Здравоохранение". Если в 2020 г. уровень раскрываемости составлял 97,9%, то по итогам 2022 г. снизился до 81,9%.
Такая ситуация не способствует укреплению законности и достижению национальных целей развития.
В связи с этим не утрачивает важности надзорное сопровождение прокурорами национальных проектов, в ходе которого выявляются и пресекаются нарушения закона, обеспечивается защита прав человека и гражданина. Как обоснованно отмечает профессор В. Бессарабов, прокуратура, располагая обширными и объективными данными о совершенных преступлениях, их раскрываемости, качестве расследования, причинах и условиях, способствующих их совершению, способна наиболее полно выявлять нарушения закона, причем в первую очередь именно те, которые создают условия для совершения преступлений <2>.
--------------------------------
<2> См.: Бессарабов В.Г. Координация российской прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы) // Журнал российского права. 2001. N 3. С. 9.
Приказом Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" (далее - Приказ N 192) прокурорам предписано систематически проводить проверки исполнения бюджетного законодательства, обращая особое внимание на сохранность бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, соблюдение условий получения межбюджетных трансфертов, обеспечение полноты софинансирования мероприятий из региональных и местных бюджетов, а также на их целевое расходование и своевременное доведение до конечных получателей; регулярно проводить проверки соблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, следует пресекать факты уклонения заказчиков от конкурентных процедур, создания необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам при формировании документации, рассмотрении и оценке заявок, завышения цены контрактов, а также неисполнения их условий.
В целях координации деятельности правоохранительных и иных уполномоченных органов по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов распоряжениями нескольких прокуроров субъектов Федерации созданы межведомственные рабочие группы. Прокуроры систематически проводят проверки, указанные в п. 3.5 Приказа N 192, активно осуществляют антикоррупционную экспертизу, в ходе которой дают оценку наличию коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, регламентирующих реализацию мероприятий национальных проектов, и в проектах таких актов.
В процессе надзорного сопровождения национального проекта "Демография" прокуроры принципиально реагируют на нарушения законодательства при реализации мероприятий по финансовой поддержке семей в связи с рождением детей, в том числе при предоставлении материнского капитала и льготных ипотечных кредитов (займов); по созданию условий для трудоустройства женщин, имеющих детей, организации их переобучения и переквалификации, повышения доступности дошкольного образования; улучшению качества медицинского и социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста, их вовлечению в трудовую деятельность; расширению инфраструктуры для массового занятия физической культурой и спортом.
Например, Октябрьским районным судом г. Белгорода рассматривается уголовное дело в отношении руководителя ООО "Зеленая жизнь" Золотарева, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, по факту хищения денежных средств в сумме 133 млн руб. в ходе строительства в рамках национального проекта "Демография" футбольного манежа в г. Белгороде. Причиненный преступлением ущерб в полном объеме возмещен обвиняемым в ходе предварительного следствия.
Согласно Паспорту национального проекта "Демография", утвержденному Минтрудом России, в его структуру входит федеральный проект "Содействие занятости" сроком реализации с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г. В рамках этого федерального проекта прокуроры предъявляют иски об обязании юридических лиц выплатить в бюджет субъекта Федерации компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи, а также об обязании выделить квотированные рабочие места для инвалидов.
В частности, г. Москва - единственный субъект Федерации, которому в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2019 г. N 2468-р не выделяются средства федерального бюджета на реализацию национальных проектов. В целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в Москве утверждены региональные проекты национального проекта "Демография", которые интегрированы в Государственную программу города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы" (утв. Постановлением правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. N 420-ПП). Отдельно предусмотрены квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, поддержка организаций, создающих рабочие места и применяющих труд инвалидов, со 100-процентным финансированием из бюджета города в объеме 91 972,4 тыс. руб. ежегодно.
В связи с этим Басманная межрайонная прокуратура г. Москвы обратилась в суд с исками об обязании выплатить в государственный бюджет компенсационную стоимость рабочих мест для трудоустройства молодежи к ГБУ г. Москвы "Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства", ГАУЗ г. Москвы "Стоматологическая поликлиника N 53 ДЗМ", ГБУ г. Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" на сумму 534 тыс. руб. В связи с добровольным удовлетворением требований прокурора производство по гражданским делам прекращено.
В сфере реализации национального проекта "Жилье и городская среда" прокуроры пресекают нарушения прав граждан и публичных интересов в жилищно-коммунальной сфере, в первую очередь при переселении из аварийного жилья, капитальном ремонте многоквартирных домов, модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры, управлении жилищным фондом, его эксплуатации и формировании современной городской среды. В Республике Башкортостан, Вологодской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре благодаря принятым мерам прокурорского реагирования семьи, проживавшие в аварийных домах, получили благоустроенные квартиры.
В 2022 г. установлены нарушения, связанные с осуществлением закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках мероприятий по национальному проекту "Экология".
Так, вопреки требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссией ГКУ Астраханской области "Региональный центр организации закупок" в рамках осуществления закупочных процедур на выполнение работ по улучшению водообеспеченности водного тракта в Икрянинском районе Астраханской области 28 июля 2021 г. допущена к участию заявка ООО "Нефтегазстройпроект", которое вступившим в законную силу 7 октября 2020 г. решением мирового судьи судебного участка N 67 судебного района г. Новокуйбышевска Самарской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ. Аналогичным образом 29 июля 2021 г. комиссией ГКУ Астраханской области "Региональный центр организации закупок" заявка ООО "Нефтегазстройпроект" допущена к участию в закупке на выполнение работ по улучшению водообеспеченности водного тракта в Лиманском районе Астраханской области. В связи с этим прокуратурой Кировского района г. Астрахани 29 марта 2022 г. руководителю учреждения внесено представление, в отношении четырех должностных лиц возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП. Виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
При надзорном сопровождении реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее - нацпроект МСП) пресекаются нарушения законодательства при освоении выделенных на реализацию нацпроекта бюджетных средств, случаи их хищения.
Например, по инициативе прокурора Республики Башкортостан возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК по факту оплаты должностными лицами республиканского агентства по развитию малого и среднего предпринимательства невыполненных работ по созданию в городах Белебее, Салавате и Учалы офисов "Мой бизнес" в рамках реализации нацпроекта МСП.
В области здравоохранения прокуроры осуществляют системный надзор за исполнением законодательства при оказании гражданам экстренной медицинской и первичной медико-санитарной помощи, внедрении инновационных медицинских технологий, строительстве новых медицинских центров, функционировании единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, развитии детского здравоохранения.
Так, в Костромской области по материалам прокуратуры возбуждено уголовное дело в связи с длительным неисполнением проавансированных работ по капитальному ремонту отделения дневного стационара больницы в рамках реализации программы "Модернизация первичного звена здравоохранения", ущерб превысил 21,6 млн руб. В результате принятых прокуратурой Санкт-Петербурга мер в Научно-исследовательском институте скорой помощи им. И.И. Джанелидзе введен в действие дорогостоящий томограф для выполнения исследований сердца и головного мозга.
В сфере образования прокуроры проверяют полноту и своевременность принятия уполномоченными органами власти мер, направленных на повышение качества и доступности образовательных услуг, формирование современной и безопасной образовательной среды, модернизацию инфраструктуры общего и профессионального образования, в том числе расширение сети образовательных организаций, обновление их материально-технической базы, создание условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых навыков. Например, в результате принятых прокуратурой Саратовской области мер завершены мероприятия по строительству пристройки с бассейном к зданию школы в г. Саратове стоимостью 231 млн руб.
В заключение следует отметить, что прокуроры ведут планомерную и эффективную работу по надзорному сопровождению реализации национальных проектов, в необходимых случаях дают оценку соблюдению требований законодательства в этой сфере. Профилактическая деятельность органов прокуратуры в рамках реализации надзорных полномочий способствует достижению стратегических национальных приоритетов и обеспечению законности.
Пристатейный библиографический список
Бессарабов В.Г. Координация российской прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы) // Журнал российского права. 2001. N 3.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.