Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ПРОКУРОРА С ПЕРВЫХ ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ДО НАЧАЛА 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА
С.В. БАЖАНОВ
В продолжение краткого экскурса в историю становления и развития института прокурорского надзора в отечественной правовой системе <1> заметим, что основополагающие принципы его организации в очередной раз были воспроизведены в Положении о судоустройстве РСФСР, принятом ВЦИК 11 ноября 1922 г., где в ст. 6, в частности, отмечалось: "Для надзора за общим соблюдением законов, непосредственного наблюдения за производством предварительного следствия и дознания, поддержания обвинения на суде действует государственная прокуратура" <2>.
--------------------------------
<1> Бажанов С.В. Правовое положение прокурора в уголовном процессе Российской Федерации // Законность. 2008. N 7. С. 34, 35; Бажанов С.В. Место и роль прокуратуры в системе правоохранительных органов // Законность. 2009. N 6. С. 52 - 58.
<2> СУ РСФСР. 1922. N 69. Ст. 902.
Согласно п. "г" ст. 32 главы V названного Положения народные следователи учреждались при отделах прокуратуры НКЮ для производства срочных следствий по важнейшим уголовным делам.
Сопутствовавшие этому теоретико-правовые представления о месте и роли прокуратуры в системе правоохранительных органов, обнаруживаемые в повременной юридической литературе, с позиций сегодняшнего дня нуждаются в более развернутых комментариях, поскольку в значительной мере сводили прокурорский надзор к руководству предварительным расследованием. Это выступало базовой предпосылкой к порочному смешению в работе прокуроров двух разноплановых форм профессиональной деятельности - фактору, неоднозначно трактуемому и современными учеными.
По преобладавшему в начале 20-х гг. XX в. в среде научных авторитетов мнению, прокуратура обязывалась осуществлять от имени государства надзор за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций (лиц) путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений <3>. Однако специфика анализируемого момента заключалась еще и в двойственности надзора за предварительным следствием, объяснявшейся тем, что следователи состояли при суде. Эта административная их зависимость перерастала в зависимость оперативную, вследствие чего суд осуществлял надзор за расследованием наряду с прокуратурой. Такое положение создавало параллелизм в "руководстве" следователями, что отрицательно сказывалось на их деятельности по борьбе с преступностью, - явление, многократно повторявшееся впоследствии <4>.
--------------------------------
<3> Это прослеживается на протяжении начального этапа становления советской государственности; об этом см., например: Постановление Народного Комиссариата государственного контроля "О центральном бюро жалоб и заявлений при НКГК" // СУ РСФСР. 1919. N 23. Ст. 271; Положение о судоустройстве РСФСР // СУ РСФСР. 1922. N 77. Ст. 960; Постановление ВЦИК от 7 июля 1923 г. "Об изменениях и дополнениях положения о судоустройстве РСФСР" // СУ РСФСР. 1923. N 48. Ст. 481; Материалы совещания губернских и областных прокуроров 15 - 19 июня 1925 года. М.: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1925; и др.
<4> Бажанов С.В. Не бросаемся ли в другую крайность? // Законность. 1995. N 11. С. 41 - 43.
Вскорости возобладало мнение о необходимости полного переподчинения следственного аппарата одному государственному органу - прокуратуре и передаче ей всех административных и процессуальных полномочий. В то же время синдром двойственного надзора со стороны прокуратуры и суда за следственными органами давал о себе знать, подвергаясь вместе с тем серьезной критике, а прокурорский надзор все настойчивее увязывался с руководством уголовным преследованием.
Стало быть, необходимость включения следственных подразделений во внутреннюю структуру прокуратуры обусловливала цель их административного и процессуального подчинения ей - обстоятельство, приведшее в конечном итоге <5> к обратному эффекту - выведению следственных подразделений и из нее <6>.
--------------------------------
<5> В этом несложно убедиться современным исследователям.
<6> Надолго ли - покажет время - время новых прогрессивных реформ диаметрально противоположного толка; не зря же говорят - история повторяется (причем многократно).
В продолжение темы разговора, вынесенной в заголовок настоящей статьи, заметим, что в канун V Всероссийского съезда деятелей советской юстиции <7>, состоявшегося 10 - 15 марта 1924 г., и на самом съезде наметилась тенденция к полному переподчинению следственного аппарата органам прокуратуры, включая и административно-хозяйственную сферу. Съезд, однако, не счел возможным произвести коренную ломку взаимоотношений следственных органов с губернскими судами. Но то, что преобладающая (исключительная) роль в руководстве следственным аппаратом должна принадлежать никому иному, кроме как прокуратуре, не оспаривалось, ни в ком не возбуждало каких-либо сомнений ни с принципиальной, ни с практической стороны <8>.
--------------------------------
<7> Тезисы, стенографический отчет, резолюции / Предисл. Д.И. Курского. М.: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1924. Ч. VI.
<8> Иодковский А., Лаговиер Н. Руководство для прокуратуры (Задачи и методы работы) / Под ред. Ф.К. Трасковича. М.: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1925.
Ввиду изложенного очевидно, что прокурорский надзор в советском уголовном процессе, произраставший из идеи высшего общего надзора за всеми без исключения государственными организациями и учреждениями, изначально задумывался именно как наблюдение за деятельностью, в частности, органов дознания и предварительного следствия. Однако возникновение у прокуроров роли методических руководителей производившимися в тот период расследованиями было объективно неизбежно ввиду того, что у советской власти все еще не было хорошо подготовленных юристов из среды пролетариата, а привлечение "спецов" осложнялось поголовным саботажем следователей, состоявших ранее при упраздненном теперь суде <9>.
--------------------------------
<9> Об этом подробнее см.: Бажанов С.В. Групповой метод расследования преступлений как способ повышения эффективности предварительного следствия: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВЮЗШ МВД СССР, 1990. С. 15 - 26.
В разделе III главы XII Постановления ВЦИК от 7 июля 1923 г. "Об изменениях и дополнениях Положения о судоустройстве РСФСР" отмечалось, что на прокуратуру возлагается:
- осуществление от имени государства надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций (лиц), путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за ГПУ;
- поддержание обвинения на суде;
- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей (ст. 78) <10>.
--------------------------------
<10> СУ РСФСР. 1923. N 48. Ст. 481.
В Положении о Верховном Суде СССР, утвержденном ЦИК СССР от 23 ноября 1923 г. <11>, говорилось о прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, а в п. 7 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Постановлением ЦИК от 31 октября 1924 г., подчеркивалось, что предварительное расследование производится под надзором прокуратуры <12>.
--------------------------------
<11> Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1923. N 10. Ст. 311.
<12> СЗ СССР. 1924. N 24. Ст. 206.
В многочисленных внутриведомственных руководствах тех лет неустанно проводилась мысль о том, что наиболее целесообразный и плодотворный метод деятельности прокуроров - осуществление надзора за следствием в форме живого повседневного руководства путем дачи на месте указаний следователям по всем возникавшим вопросам и сомнениям. Там, где было налажено такое повседневное руководство, оно и должно было становиться обязательной и предпочтительной формой надзора. Акцент делался также на том, что "прокурор не является тенью, следующей за каждым шагом следователя. Он не имеет физической возможности в таком всеобъемлющем размере охватить эту работу". При обсуждении методов надзора предписывалось отказываться от мысли "сразу охватить все". Признавалось полезным "концентрировать усилия последовательно на тех или иных узловых пунктах следственной работы" <13>.
--------------------------------
<13> Материалы совещания губернских и областных прокуроров 15 - 19 июня 1925 года. М.: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1925.
В юридической литературе высказывались умозаключения о том, что реорганизация милиции, создание централизованного и боеспособного милицейского аппарата ни в малейшей мере не устраняет необходимости контроля и руководства расследованием со стороны прокуратуры <14>.
--------------------------------
<14> Лаговиер Н. В помощь районному прокурору и народному следователю: Практическое пособие / Под ред. Г. Рогинского. М.: Советское законодательство, 1934. С. 122.
Стало быть, в комментариях о роли последней при производстве дознания, предварительного следствия и суда акцент по-прежнему делался на необходимости серьезного инструктирования органов милиции и принятия самых энергичных мер к прекращению незаконных действий соответствующих должностных лиц.
Положение о судоустройстве РСФСР, принятое 3-й сессией XII созыва ВЦИК 19 ноября 1926 г., установило, что на прокуратуру возлагается, в частности: непосредственный надзор и наблюдение за деятельностью органов предварительного следствия, а также ГПУ (п. "б"); общее наблюдение за деятельностью органов дознания в области розыска и производства дознания (п. "в"); поддержание обвинения на суде и дача заключений по уголовным делам в кассационных инстанциях (п. "г") (ст. 59) <15>.
--------------------------------
<15> СУ РСФСР. 1926. N 85. Ст. 624.
В последующем отдельные вопросы, касавшиеся органов прокуратуры, нашли преломление в Положении о Верховном Суде Союза ССР и прокуратуре Союза ССР, утвержденном Постановлением ЦИК и СНК СССР от 24 июля 1929 г. <16>.
--------------------------------
<16> СЗ СССР. 1929. N 50. Ст. 445.
Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. "Об учреждении прокуратуры Союза ССР" <17> возложило на нее, в частности, возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР, что было удостоверено и в Положении о прокуратуре Союза ССР, утвержденном Постановлением ЦИК и СНК СССР от 25 марта 1934 г. (раздел II, п. 4 (подп. "а" - "д") <18>.
--------------------------------
<17> СЗ СССР. 1933. N 40. Ст. 239.
<18> За социалистическую законность. 1934. N 4. Ст. 45.
Накопленный, таким образом, опыт нормативного правового регулирования полномочий прокуратуры в конечном итоге нашел отражение в ст. 117 Конституции СССР 1936 г., где декларировалось, что указанное ведомство осуществляет свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь исключительно Генеральному прокурору СССР <19>.
--------------------------------
<19> Советская Сибирь. 1936. 7 декабря. N 283 (5143).
Постановлением ЦИК СССР N 68 и СНК СССР N 1299 от 20 июля 1936 г. "Об образовании Народного Комиссариата юстиции Союза ССР" <20> органы прокуратуры были выделены из системы народных комиссариатов юстиции, чем, собственно, завершилась их централизация <21>.
--------------------------------
<20> СЗ СССР. 1936. N 40. Ст. 338.
<21> История советской прокуратуры в важнейших документах / Под ред. К.А. Мокичева. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1952; Гинцбург В.Г., Тарасов А.А. Прокурорский надзор за исполнением приговоров / Под ред. А.А. Круглова. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957; и др.
В процессе дальнейшего совершенствования законодательства о прокурорском надзоре <22> было разработано соответствующее Положение, утвержденное Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г., конкретизировавшее рассматриваемую функцию (надзора) применительно к основным его отраслям. В соответствии со ст. ст. 3 и 23 названного нормативного правового акта к полномочиям прокурора в уголовном процессе относилось:
--------------------------------
<22> Горшенин К.П. Советская прокуратура. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947.
- привлечение к уголовной ответственности;
- надзор за соблюдением законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия;
- участие в распорядительных заседаниях суда;
- участие в рассмотрении уголовных дел в судебных заседаниях и предоставление заключений по вопросам, возникавшим во время судебного разбирательства;
- поддержание государственного обвинения в суде;
- принесение протестов на незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления суда;
- дача заключений по уголовным делам, рассматриваемым вышестоящим судом по жалобам и протестам и надзор за исполнением приговоров <23>.
--------------------------------
<23> Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г. / Под ред. Ю.И. Мандельштама. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1956. С. 114 - 121.
Интерпретируя перечисленные нормативные правовые установления, профессор М.С. Строгович специально указывал, что прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов органами дознания и предварительного следствия включает в себя и руководство ими по уголовному делу <24>, что свидетельствует о том, что подобный взгляд (прямое смешение функций надзора и руководства, как сейчас говорят, уголовным преследованием) в тот исторический период был и традиционным, и весьма распространенным.
--------------------------------
<24> Подробнее см.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968. Т. 1.
В контексте изложенного заслуживает пристального внимания, а может быть и реанимации едва наметившаяся к середине XX в. практика так называемого "предварительного надзора", заключавшаяся в упреждающем согласовании органами местной власти проектов разрабатываемых ими актов и решений с осуществлявшими общий надзор прокурорами <25>, что, надо думать, с известной поправкой может быть рекомендовано к употреблению и органам уголовной юстиции Российской Федерации.
--------------------------------
<25> Об этом подробнее см., например: Березовская С.Г. Прокурорский надзор в советском государственном управлении (общий надзор). М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954.
Таким образом, анализ перечисленных нормативных правовых актов и практики их применения показывает, что на протяжении первых лет советской власти и много позднее прокурорский надзор практически постоянно увязывался с руководством расследованием, попеременно давая крен то в ту, то в другую сторону. Объясняется это особенностями исторического момента, вынужденным обновлением следственно-оперативного состава, требовавшим ежедневного подключения прокуроров, как наиболее грамотных специалистов, к уголовно-процессуальной деятельности следователей и дознавателей. Сказанное, тем не менее, не дает решительно никаких оснований для пропаганды подобного опыта в организации "следственной части" в условиях новейшего времени. Революции, хочется надеяться, закончились.
Список использованной литературы
1. Бажанов С.В. Не бросаемся ли в другую крайность? // Законность. 1995. N 11.
2. Бажанов С.В. Групповой метод расследования преступлений как способ повышения эффективности предварительного следствия: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВЮЗШ МВД СССР, 1990.
3. Бажанов С.В. Правовое положение прокурора в уголовном процессе Российской Федерации // Законность. 2008. N 7.
4. Бажанов С.В. Место и роль прокуратуры в системе правоохранительных органов // Законность. 2009. N 6.
5. Березовская С.Г. Прокурорский надзор в советском государственном управлении (общий надзор). М.: Государственное издательство юридической литературы, 1954.
6. Гинцбург В.Г., Тарасов А.А. Прокурорский надзор за исполнением приговоров / Под ред. А.А. Круглова. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957.
7. Горшенин К.П. Советская прокуратура. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947.
8. История советской прокуратуры в важнейших документах / Под ред. К.А. Мокичева. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1952.
9. Иодковский А., Лаговиер Н. Руководство для прокуратуры (Задачи и методы работы) / Под ред. Ф.К. Трасковича. М.: Юридическое издательство Народного комиссариата юстиции РСФСР, 1925.
10. Лаговиер Н. В помощь районному прокурору и народному следователю: Практическое пособие / Под ред. Г. Рогинского. М.: Советское законодательство, 1934.
11. Материалы совещания губернских и областных прокуроров 15 - 19 июня 1925 года. М.: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1925.
12. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г. / Под ред. Ю.И. Мандельштам. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1956.
13. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968. Т. 1.
14. Тезисы, стенографический отчет, резолюции / Предисл. Д.И. Курского. М.: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1924. Ч. VI.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.