Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
А.Ю. УЛЬЯНОВ
Сегодня одной из главных проблем здравоохранения и одной из основных причин смертности в мировом масштабе являются травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий. Приблизительно 1,2 млн. человек ежегодно погибают в мире в результате дорожных аварий, и еще до 50 млн. получают ранения.
Только ужесточение наказания помогло решить проблему с ремнями безопасности и заставило водителей устанавливать в салонах машин детские кресла. В результате этих и других решений вдвое снизилось число погибших в городах и населенных пунктах, но их количество тем не менее остается неоправданно высоким.
Одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения - пассажиры автотранспорта (составляют около 40% пострадавших в ДТП). В связи с увеличением в различных субъектах Федерации количества дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов, в том числе с тяжкими последствиями, органы прокуратуры Томской области активизировали надзор в сфере пассажирских автоперевозок. В результате проверок выявлены многочисленные нарушения и приняты меры к их устранению.
Так, перевозчики не во всех случаях исполняют требование закона об обеспечении соответствия технического состояния транспортных средств и исключении их допуска к эксплуатации при наличии неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Установлены факты отсутствия в транспортных организациях необходимых помещений и оборудования для стоянки, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, факты ненадлежащей организации контроля технического состояния транспортных средств, отсутствия аттестованных должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, и несоответствие работников установленным профессиональным и квалификационным требованиям. Прокуратурами областного центра совместно с сотрудниками ГИБДД пресечено более 20 случаев выпуска на линию неисправных автобусов.
Повсеместно в транспортных организациях должным образом не организовано медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, в первую очередь по проведению обязательных медицинских осмотров. В результате проводимой работы по выявлению водителей, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, прокуратура Октябрьского района г. Томска выявила состоящего на диспансерном наркологическом учете с 2010 г. водителя городского маршрутного автобуса. Это стало основанием для направления в суд искового заявления с требованием прекратить право на управление транспортными средствами этого водителя.
Не всегда перевозчики уделяют должное внимание повышению квалификации водителей автобусов. К примеру, у одного из индивидуальных предпринимателей ЗАТО г. Северск в качестве водителей на пассажирских автобусах работали граждане, не прошедшие ежегодного обучения по повышению профессионального мастерства. Прокуратурами г. Стрежевого и ЗАТО г. Северск, Колпашевской городской прокуратурой и другими выявлены факты отсутствия на предприятиях графиков работы (сменности) водителей, а также их ненадлежащего составления.
Также в ходе прокурорских проверок выявлено 7 перевозчиков, осуществляющих деятельность без необходимых документов (без лицензии, без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей). В частности, прокуратура Чаинского района проверила исполнение законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Проверкой была охвачена деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории района. Установлено, что не все транспортные средства оснащены техническими средствами контроля скорости и маршрута движения транспортного средства, режима труда и отдыха водителей (тахографами). Выявлены факты непроведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, неисполнения требований Закона об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
Все перевозчики нарушали требования закона о размещении на транспортных средствах полной информации о виде перевозки, маршруте и заказчике. Вопреки законодательству один из перевозчиков, совершающий междугородние рейсы, осуществлял свою деятельность без уведомления об этом управления государственного автодорожного надзора по Томской области. В ходе проверки неправомерная деятельность приостановлена, в настоящее время перевозчик ведет работу по оформлению необходимых документов. При этом местный отдел ГИБДД, наделенный контрольно-надзорными функциями в сфере безопасности дорожного движения, в течение двух лет нарушения в работе перевозчиков не выявлял.
Также установлен факт неисполнения администрацией сельского поселения установленной законом обязанности содержания дорог в надлежащем состоянии: на улицах районного центра есть многочисленные ямы и выбоины, повышающие риск создания аварийных ситуаций и причинения вреда здоровью граждан, в том числе при массовых перевозках пассажиров.
По итогам проверки внесены представления пяти перевозчикам, начальнику ОМВД России по Чаинскому району, главе сельского поселения, по результатам рассмотрения которых приняты меры к устранению нарушений, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Наряду с этим в прокуратуре района организована встреча с перевозчиками с участием государственного инспектора отдела ГИБДД. В ходе встречи предпринимателям разъяснены нормы законодательства, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также виды ответственности за нарушения закона.
Отдельное внимание в ходе прокурорских проверок уделяется сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. Как показывает практика надзора, нарушения указанного законодательства носят распространенный характер. Нередки случаи допуска к управлению транспортными средствами граждан, которые имеют медицинские противопоказания к этому. Например, прокуратурой Каргасокского района установлен факт выдачи врачебной комиссией центральной районной больницы местному жителю заключения о годности к вождению автомобиля, несмотря на наличие у него паралича левой руки. В Зырянском районе подобное заключение дано лицу, страдающему хроническим алкоголизмом. Всего за последние два года по инициативе прокуроров в судебном порядке лишены права на управление транспортными средствами 70 водителей, больных алкоголизмом и наркоманией.
Проведенная прокурором Первомайского района проверка показала, что в школах района предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей автобусов, осуществляющих перевозку детей, проводились организациями, не имеющими лицензий на осуществление этого вида деятельности. В некоторых автошколах областного центра, как установила прокуратура Кировского района г. Томска, подобные осмотры не проходили водители-инструкторы. Превышение Чаинской районной больницей сроков изъятия биологических материалов у находившегося в состоянии алкогольного опьянения водителя, по вине которого произошло дорожно-транспортное происшествие, привело к освобождению этого водителя от установленной законом ответственности.
Всего в 2014 г. по результатам проверок в указанной сфере прокурорами направлены в суд 38 заявлений, внесено 7 представлений, по результатам рассмотрения которых к 24 лицам применены дисциплинарные взыскания. Два лица по постановлениям прокуроров привлечены к административной ответственности.
Так, в ходе проверки соблюдения требований законодательства, регламентирующего проведение медицинских осмотров водителей автотранспорта, в Чаинской районной больнице вскрыты факты нарушения сроков изъятия биологических объектов у обследуемых граждан и сроков их направления в лабораторию. Например, у одного из водителей, доставленного с места ДТП с признаками алкогольного опьянения, биологический объект на определение состояния опьянения был отобран лишь спустя сутки после оказания ему медицинской помощи, а доставка отобранного объекта на исследование была обеспечена лишь на четвертые сутки после отбора. Это повлекло невозможность получения достоверного результата анализа и прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении гражданина.
Наряду с этим выявлены грубые нарушения при ведении и хранении медицинской документации. Так, в журнал регистрации медицинских освидетельствований зачастую не вносились сведения о времени проведения медицинского освидетельствования, о результатах химико-токсикологического исследования, о вручении актов медицинского освидетельствования. Журнал регистрации отбора биологических объектов вообще не соответствовал установленной форме. В результате только в 2014 г. больницей было допущено 13 фактов утраты подлежащей обязательному хранению документации, в том числе справок о доставке биологических объектов в лабораторию и актов о проведении исследований.
В целях устранения указанных нарушений и недопущения их впредь главному врачу ОГБУЗ "Чаинская районная больница" внесено представление, по итогам рассмотрения которого 6 виновных медицинских работников привлечены к дисциплинарной ответственности.
Также в ходе проверки районной больницы выявлены нарушения при проведении медицинских осмотров водителей транспортных средств, в том числе осуществляющих перевозку пассажиров и детей в поселковые школы. В силу требований закона проведение таких осмотров - обязательный элемент обеспечения безопасности дорожного движения. Однако проверка показала, что исполнение возложенных законом обязанностей районная больница осуществляет ненадлежащим образом. Так, на момент проверки необходимые сведения по итогам проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей в журналы осмотров не вносились, сами журналы не соответствовали утвержденной форме. Кроме того, вскрыт факт внесения в журнал недостоверной записи о прохождении водителем медицинского осмотра. По результатам прокурорской проверки пяти виновным должностным лицам медицинского учреждения объявлены выговоры. Кроме того, в отношении сотрудника больницы, проводившего предрейсовые осмотры водителей, возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 11.32 КоАП (нарушение установленного порядка проведения обязательных предрейсовых медицинских осмотров). Постановлением мирового судьи виновному медицинскому работнику назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 тыс. руб.
Обобщение практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере технического осмотра транспортных средств показало, что на территории области в настоящее время действуют 38 аккредитованных операторов технического осмотра, имеющих 38 пунктов технического осмотра. В ходе надзорных мероприятий выявлены факты неправомерной организации некоторыми операторами работы пунктов техосмотра в муниципальных образованиях, не указанных в выданных им аттестатах аккредитации, под видом выездных технических осмотров.
Например, прокуратурой Бакчарского района установлено, что ООО "Автоэксперт", имея аккредитацию на проведение технического осмотра исключительно в Шегарском районе, фактически осуществляло эту деятельность также на территории Бакчарского района. При этом в нарушение требований закона в районном пункте техосмотра не было необходимых средств технического диагностирования. Аналогичные факты незаконного производства техосмотра за рамками аккредитации выявлены также и другими прокуратурами.
В свою очередь, прокуроры двух других районов установили, что пункты технического осмотра осуществляли свою деятельность в период приостановления действия аккредитации в связи с неисполнением обязанностей по внесению платы за аккредитацию. В некоторых случаях операторы технического осмотра не соблюдали требования закона об информационном обеспечении деятельности. Например, прокуратурой Молчановского района зафиксировано отсутствие в пункте техосмотра одного из индивидуальных предпринимателей актуальной информации о режиме работы пункта, о размерах платы за услуги по проведению технического осмотра, перечня необходимых для его прохождения документов, типовой формы договора о проведении технического осмотра. Кроме этого, предприниматели не обеспечили возможность предварительной записи на технический осмотр.
Проверка показала, что не все операторы исполняют установленную законом обязанность по хранению диагностических карт. Например, ООО "Центр технического контроля" (г. Стрежевой) допущено досрочное уничтожение вторых экземпляров выданных диагностических карт, подлежащих хранению не менее трех лет. Нередко операторы игнорируют требования законодательства об обеспечении единства измерений. В частности, прокуратурой Ленинского района г. Томска установлено, что ООО "Форсаж" использовало средства измерений, не прошедшие поверку в установленном порядке.
Помимо этого, в деятельности операторов технического осмотра выявлены нарушения законодательства об охране труда и законодательства о пожарной безопасности. К примеру, прокуратурой Октябрьского района г. Томска установлено, что помещения пункта техосмотра ООО "АВТОТЕСТ" не оборудованы первичными средствами пожаротушения, а тупиковые осмотровые канавы и эстакады со стороны, противоположной заезду автомобильного транспорта, не имеют стационарных упоров для колес (колесо отбойных брусьев).
Не способствует улучшению состояния законности в указанной сфере ненадлежащее исполнение своих полномочий органами государственной власти Томской области. Не принимались должные меры по обеспечению территориальной доступности технического осмотра. Несмотря на увеличение количества единиц автомототранспортных средств, подлежащих техническому осмотру (с 2012 г. более чем на 10 процентов), актуализация ранее установленных нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра не произведена. Кроме того, на территории 5 районов области и г. Кедрового не соблюдались нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра. Основной причиной сложившейся ситуации послужило отсутствие уполномоченного органа региональной государственной власти.
Только после вмешательства прокуратуры области распоряжением губернатора области от 11 сентября 2015 г. N 276-р определен уполномоченный орган государственной власти в сфере технического осмотра, начата процедура расчета новых нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра.
Фактам ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностными лицами ОГИБДД, на которых возложены функции контроля, дана в том числе и уголовно-правовая оценка. В частности, в ноябре 2015 года Чаинский районный суд признал бывшего начальника отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России "Чаинский" УМВД России по Томской области виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК (халатность). Это уголовное дело было возбуждено по результатам проверки прокуратуры Чаинского района. Установлено, что с июля 2012 года по июль 2014 года подсудимый, занимая должность начальника ОГИБДД МО МВД России "Чаинский", в нарушение прямого указания закона своевременно не передал на рассмотрение мировому судье 15 материалов по протоколам об административных правонарушениях. По указанным административным материалам впоследствии им вынесены постановления о прекращении производства в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Причем по двум материалам решения были приняты незаконно, поскольку сроки давности по ним к тому времени не истекли.
В результате преступных действий сотрудника полиции (уволился из органов внутренних дел после вынесения приговора) несколько лиц, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения, в том числе связанные с управлением транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, и с отказом от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, избежали предусмотренной законом ответственности. Суд назначил виновному наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. и, применив амнистию, освободил его от наказания, сняв судимость. Приговор вступил в законную силу.
Анализ работы на этом направлении, а также реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства, регламентирующего различные аспекты безопасности дорожного движения. Так, до сих пор не принят нормативный акт, который обязывал бы обустраивать опасные участки в зоне производства дорожных работ. Среди отдельных задач - повышение культуры поведения участников дорожного движения, улучшение качества дорог и др. Особо следует отметить необходимость выработки и последовательной реализации органами исполнительной власти единой стратегии безопасности дорожного движения на долгосрочный период. Эти и другие аспекты автотранспортной безопасности будут и в дальнейшем оставаться в поле зрения прокуроров исходя из основной цели органов прокуратуры - защиты прав и свобод человека и гражданина.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.