Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Н.А. РЯБОВ
Сфера закупок не только инструмент, позволяющий обеспечить выполнение органами власти своих функций, но и зона повышенных коррупционных рисков.
Не случайно действующий Приказ Генерального прокурора РФ от 29 августа 2014 г. N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" предписывает прокурорам регулярно проводить проверки в сфере закупок, принимать исчерпывающие меры превентивного характера, направленные на обеспечение прозрачности, эффективности и результативности закупочной деятельности, а в случае причинения ущерба - добиваться его возмещения.
Для Сахалинской области, бюджет которой на 2015 г. был рекордным и составлял более 200 млрд. руб., обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств особенно актуально.
За период действия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу с 1 января 2014 г., более пятисот областных государственных и муниципальных заказчиков провели почти 13 тыс. закупочных процедур на сумму свыше 200 млрд. руб.
Поэтому первостепенное значение нами придается межведомственному взаимодействию и координации деятельности правоохранительных органов.
В результате количество выявленных правоохранительными органами уголовно наказуемых деяний возросло вдвое (с 13 в 2014 г. до 29 в 2015 г.), при этом поводом для возбуждения трети (9) уголовных дел послужили материалы оперативно-розыскной деятельности.
Так, оперативные разработки позволили выявить и пресечь хищение более 10 млн. руб. при исполнении муниципального контракта по реконструкции системы теплоснабжения в г. Долинске в рамках реализации Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".
Кроме того, в суд направлено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ в отношении главы Охинского городского округа, по указанию которого 300 млн. руб. перечислено за невыполненные по муниципальному контракту работы. В результате вместо очистных сооружений построен лишь котлован.
Аналогичные факты приемки и оплаты невыполненных по муниципальным контрактам работ выявлялись Долинским, Охинским, Томаринским горрайпрокурорами.
Например, Долинской городской прокуратурой установлено, что в ходе исполнения муниципального контракта на реконструкцию систем водоснабжения подрядчиком, с целью хищения бюджетных средств, предъявлены к оплате акты приемки выполненных работ, подписанные директором ООО "Фабер", осуществлявшего строительный надзор, и вице-мэром муниципального образования, на общую сумму свыше 22 млн. руб.
По материалам прокурорской проверки следственным комитетом возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 201 УК.
Вскрываются факты получения так называемых откатов должностными лицами заказчиков за обеспечение победы в торгах.
К примеру, возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении начальника ЖКУ исправительного учреждения, получившего взятку от гендиректора фирмы за господряд на строительство объектов жизнеобеспечения колонии.
Существенную лепту в борьбу с неправомерным использованием бюджетных средств внесли прокуроры, по постановлениям которых в порядке статьи 37 УПК РФ в 2015 г. возбуждено в два раза больше, чем в 2014 г., уголовных дел (14) по фактам хищений при исполнении контрактов.
Выявлены случаи предоставления исполнителями контрактов подложных банковских гарантий на общую сумму 354 млн. руб. По материалам прокурорских проверок возбуждено 14 уголовных дел. Банковские гарантии по действующим контрактам заменены.
В рамках реализации Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" организованы совместные выездные проверки на острова Курильской гряды. Результатом слаженной работы правоохранителей и органов контроля стало возбуждение нескольких уголовных дел.
Наглядный пример - уголовное дело, возбужденное следственным комитетом по материалам прокурорской проверки в отношении главы муниципального образования Курильский городской округ, в результате преступных действий которого свыше 9,5 млн. руб. перечислено из местного бюджета подрядчику за фактически не выполненные работы по реконструкции систем водоснабжения и водоотведения на острове Итуруп. Расследование уголовного дела находится в завершающей стадии.
Такой формат совместной работы, полагаем, будет еще более востребован с принятием новой Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" объемом финансирования почти 70 млрд. руб.
Прокуроры вскрывают системные нарушения не только при исполнении, но и на стадии заключения контрактов.
Распространена практика принятия государственными и муниципальными заказчиками незаконных правовых актов, неопубликования планов-графиков закупок, ненаправления сведений о контракте в казначейство и на Общероссийский официальный сайт, непривлечения экспертных организаций при закупке у единственного поставщика, необоснованного ограничения круга участников торгов, незаконного ограничения конкуренции.
Так, Невельским городским прокурором при проверке законности закупки на сумму более 650 млн. руб. пресечено незаконное требование муниципального заказчика о необходимости наличия земельного участка на конкретной территории.
Показателен пример, когда руководитель Александровск-Сахалинской службы муниципального заказчика, являясь одновременно учредителем строительной организации, при наличии конфликта интересов заключил 9 муниципальных контрактов на сумму более 5,5 млн. руб. без уведомления администрации городского округа и одобрения сделок. По результатам рассмотрения прокурорского представления виновное должностное лицо привлечено к ответственности, его участие в коммерческой деятельности прекращено.
Заказчики не только не ведут претензионную работу, но и при заключении контрактов не предусматривают в них положения об уплате неустоек, штрафов и пеней, что, безусловно, наносит ущерб экономическим интересам региона и стало основанием для оспаривания в арбитражном суде 47 государственных и муниципальных контрактов. 39 из направленных прокурором области исков уже рассмотрены и удовлетворены.
Всего в ушедшем году в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд прокурорами выявлено в 2 раза больше нарушений, чем в 2014 г. (964 - 520).
Половина из них имеет коррупционную направленность.
Удалось пресечь скрытые формы неправомерного расходования бюджетных средств. Например, руководитель областного предприятия под предлогом необходимости строительных работ на режимном объекте, без проведения конкурсных процедур, израсходовал более 200 млн. руб. на резиденцию и приобретение предметов роскоши для экс-губернатора.
Начальник отдела развития сети отделения государственного бюджетного учреждения Сахалинской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" у знакомого лица приобрел нежилое помещение для нужд учреждения за 19,6 млн. руб. При этом продавцом то же помещение приобретено за 29 дней до названной сделки за 950 тыс. руб.
По этому факту возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК, в ходе расследования которого установлены и другие случаи завышения стоимости приобретенных в областную собственность объектов недвижимости, которым дается оценка в рамках расследования уголовного дела.
Кроме этого, руководителю учреждения внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры к устранению нарушений, виновные уволены.
По инициативе прокуроров к ответственности различных видов привлечено 213 виновных лиц.
По представлению прокуратуры новое руководство региона приняло меры по наведению порядка, приняты кадровые и организационные решения, в числе которых - создание специального органа государственной власти области, наделенного функцией единого (централизованного) заказчика в сфере закупок и для государственных, и для муниципальных нужд.
Работу действующих в области органов контроля муниципального, регионального и федерального уровней можно охарактеризовать как малоэффективную.
Вследствие принятых прокурорами мер деятельность контролирующих органов активизирована: число инициированных ими административных производств возросло в 2 раза, а сумма наложенных по ним штрафов составила более 6 млн. руб.
Одна из важнейших задач - понуждение правоохранительных органов к принятию обеспечительных мер по уголовным делам. Каждый похищенный рубль должен быть возвращен в казну.
Последовательная работа прокуроров в этом направлении, постоянный, системный надзор на всех, особенно на начальной, стадиях расследования позволили существенно (с 28 до 65 млн. руб.) повысить возмещаемость ущерба, причиненного преступлениями в сфере закупок.
Противодействие правонарушениям и злоупотреблениям при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд продолжает оставаться в числе стратегических задач органов прокуратуры и всей правоохранительной системы области.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.