Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
О.В. МАКАРОВ
В текущих социально-экономических и формально-юридических условиях сложились два уровня публичного управления и регулирования предпринимательской деятельности в строительстве: государственный и корпоративный. Государственный уровень публичного управления и регулирования предпринимательской деятельности в строительстве обеспечивается федеральными и региональными органами государственной власти, а корпоративный - действующими в строительной сфере корпорациями и, прежде всего, саморегулируемыми организациями в области изысканий, проектирования и строительства. Основная проблема, сложившаяся к настоящему времени, заключается в установлении организационно-правового режима управления и регулирования предпринимательской деятельности либо в Конституции Российской Федерации <1>, либо в Гражданском кодексе Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Известно, что п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ в действующей редакции запрещает произвольное вмешательство кого-либо в частные дела. Статья 55 Конституции РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ предусматривают возможности ограничения гражданских прав и перемещения товаров и услуг в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. В принципе это верно, правильно, но хорошо известно и другое - только запретами и ограничениями добиться конструктивных и перспективных результатов невозможно. Кроме того, подобно рода конституционные и гражданско-правовые формулировки определенным образом все-таки ориентируют доктрину. Конечно, проблема предупреждения, сдерживания и вытеснения злоупотреблений и правонарушений важна, может быть, особенно в системе предпринимательской деятельности и коммерческого оборота. Но с другой стороны, необязательно публичные интересы связывать с девиантностью и нарушениями <3>, поскольку публичные интересы могут реализовываться с помощью различных конструктивных, направляющих мер, в том числе частноправового характера.
--------------------------------
<3> См.: Яценко Т.С. Гражданско-правовая охрана публичных интересов: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 4.
Введение в структуру Конституции РФ или Гражданского кодекса РФ общей нормы о публичном управлении и регулировании экономики и предпринимательской деятельности жизненно необходимо и отражает общую тенденцию усиления организующей роли государства в современной социально-экономической организации. Бесконечные споры о соотношении публичного и частного права, идеологема о частноправовом характере гражданского права <4> всего лишь подтверждают наличие и значимость публично-правовых элементов в правовом регулировании предпринимательской деятельности и коммерческого оборота, необходимость поддержания оптимального соотношения частноправовых и публично-правовых элементов. Как показывается в современной литературе <5>, ослабление государства и других публично-правовых институтов общества прежде всего сказывается на социально-правовой защищенности личности.
--------------------------------
<4> См Суханов Е.А. Гражданское право России - частное право. М.: Статут, 2008. С. 10 - 52.
<5> См.: Кревельд М. ван. Расцвет и упадок государства / Пер. с англ.; Под ред. Ю. Кузнецова и А. Макеева. М.: Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам, 2006. С. 43.
Содержание правовой нормы о публичном управлении и регулировании экономики и предпринимательской деятельности представляется таковой: а) установление обязанности государства, других публично-правовых институтов и некоммерческих организаций по регулированию экономики и предпринимательской деятельности (что касается некоммерческих организаций - в случаях, предусмотренных законом); б) понятие и сущность публичного управления и регулирования экономики и предпринимательской деятельности; в) основные принципы публичного управления и регулирования экономики и предпринимательской деятельности; г) основные формы и методы публичного управления и регулирования экономики и предпринимательской деятельности; д) последствия ненадлежащего публичного управления и регулирования экономики и предпринимательской деятельности; е) последствия, наступающие для хозяйствующих субъектов в случае реализации или, наоборот, нереализации (частичной нереализации) публично-регулирующих мер.
В целом уровни, формы и способы публичного управления и регулирования экономики и предпринимательской деятельности в литературе исследуются <6>, что, естественно, не означает отсутствия проблем, недостатков, пробелов и коллизионности в соответствующем правовом регулировании.
--------------------------------
<6> См.: Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия: правовые аспекты регулирования: Учеб. пособие / Предисл. О.А. Жидкова. М.: Юристъ, 1996; Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 23; Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 48; Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики: Монография. М.: Инфотропик Медиа. 2011. С. 25; Елисеев В.С. Государственное регулирование аграрных отношений: правовое обеспечение и защита имущественного интереса субъектов сельского хозяйства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 10; Басова А.В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 11; Вагина О.С. Частноправовые и публично-правовые элементы в гражданско-правовом регулировании отношений долевого строительства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2012. С. 11 - 15; Грачев Д.О. Правовой статус саморегулируемых организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9 - 10; Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений: Монография. М.: Статут, 2013. С. 22 - 35; Петров Д.А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2015. С. 14 - 16; Даутия Т.В. Гражданско-правовые аспекты членства в саморегулируемой организации в сфере строительства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. С. 8 - 9.
Обращает на себя внимание компетенция уполномоченного государственного органа по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения строительных ресурсов), архитектуры, градостроительства, установленная Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1038 (ред. 13.10.2022) "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" <7>. В некоторых случаях указанное Постановление и Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства предоставляют данному Министерству почти прокурорские полномочия, в других случаях - вообще молчат. Пункт 5.4.9 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 ноября 2013 г. (в ред. от 13.10.2022) предоставляет Министерству право осуществлять государственный контроль за соблюдением органами государственной власти РФ градостроительного законодательства (за исключением территориального планирования), включая такие подвиды контроля, как контроль за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ градостроительному законодательству РФ, контроль за соблюдением сроков приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным градостроительным законодательством и контроль за соблюдением градостроительных процедур.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 2013. N 47. Ст. 6117; СЗ РФ. 2022. N 42. Ст. 7189.
Ничего подобного нет в отношении саморегулируемых организаций, созданных и действующих в сфере изысканий, проектирования и строительства. Пункт 5.4.82 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предоставляет право федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере изысканий, проектирования и строительства, но не за деятельностью самих саморегулируемых организаций. Применяя сравнительный метод исследования, вполне уместно сослаться на организационные и регулирующие полномочия Министерства экономического развития РФ <8> в отношении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и оценщиков, которые (полномочия) смоделированы именно в отношении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и оценщиков, а не только в отношении соответствующих национальных объединений саморегулируемых организаций, и качественно и количественно значительно разнообразнее, чем полномочия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в системе саморегулирования в области изысканий, проектирования и строительства.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867; СЗ РФ. 2023. N 9. Ст. 1509.
Каковы могут быть направления и пропорции публично-правового управления и регулирования экономики и предпринимательской деятельности вообще и в частности в сфере строительства?
Представляется, что ответ на этот вопрос и комплекс регулирующих публично-правовых мероприятий должны располагаться по элементам правоотношения по поводу строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов недвижимости: субъекты, объекты и содержание. Что касается субъектно-объектного состава данных правоотношений, то установление понятия строительной организации и строительного капитала назрело и соответствует объективным тенденциям развития экономики и социальной сферы. Под строительной организацией вполне можно понимать хозяйствующего субъекта независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, обладающего строительным капиталом и выполняющего определенный объем строительно-монтажных работ. В зависимости от реального наполнения тех или иных показателей возможно ранжирование строительных организаций и строительных капиталов для целей государственной и иной публичной поддержки.
Из числа юридических компонентов, составляющих содержание правоотношения по строительству, реконструкции и капитальному ремонту недвижимости, в стимулировании нуждается обязанность по качественному выполнению строительно-монтажных работ. Обобщение практики реализации хозяйствующими субъектами своих прав и обязанностей, вытекающих из различного рода договоров и соглашений о выполнении строительных работ, показывает, что механизм имущественной ответственности по фактам некачественного строительства применяется в пределах публичных контрактов. Если же договор или соглашение о выполнении строительных заключены и исполнены за счет частных инвестиций, то практика применения механизма имущественной ответственности за некачественное строительство почти отсутствует. В таких условиях государство и другие регулирующие институты и организации должны выработать и предложить заказчикам строительных работ достаточно эффективные механизмы влияния на качество строительно-монтажных работ, в том числе с применением системы саморегулирования.
Основные выводы: 1) объективные интересы совершенствования нормативно-правовой основы публичного управления и регулирования экономики и предпринимательской деятельности обуславливают принятие особой конституционной или гражданско-правовой нормы организационного содержания и 2) в системе изыскания-проектирование-строительство публично-регулирующее воздействие на качество соответствующих работ возможно на путях дальнейшего развития теории качества и средств его обеспечения.
Литература
1. Басова А.В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.В. Басова. Москва, 2008. 25 с.
2. Вагина О.С. Частноправовые и публично-правовые элементы в гражданско-правовом регулировании отношений долевого строительства: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / О.С. Вагина. Пермь, 2012. 30 с.
3. Грачев Д.О. Правовой статус саморегулируемых организаций: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / Д.О. Грачев. Москва, 2008. 22 с.
4. Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Автореферат диссертации доктора юридических наук / Е.П. Губин. Москва, 2005. 47 с.
5. Даутия Т.В. Гражданско-правовые аспекты членства в саморегулируемой организации в сфере строительства: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / Т.В. Даутия. Москва, 2019. 30 с.
6. Елисеев В.С. Государственное регулирование аграрных отношений: правовое обеспечение и защита имущественного интереса субъектов сельского хозяйства: Автореферат диссертации доктора юридических наук / В.С. Елисеев. Москва, 2011. 51 с.
7. Кревельд М. ван. Расцвет и упадок государства / М. ван Кревельд; Перевод с английского; Под редакцией Ю. Кузнецова и А. Макеева. Москва: Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам, 2006. 542 с.
8. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений: Монография / Ю.Г. Лескова. Москва: Статут, 2013. 382 с.
9. Петров Д.А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства: Автореферат диссертации доктора юридических наук / Д.А. Петров. Санкт-Петербург, 2015. 58 с.
10. Суханов Е.А. Гражданское право России - частное право / Е.А. Суханов. Москва: Статут, 2008. 586 с.
11. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия: правовые аспекты регулирования: Учебное пособие / К.Ю. Тотьев; Предисловие О.А. Жидкова. Москва: Юристъ, 1996. 267 с.
12. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект / С.Н. Шишкин. Москва: Волтерс Клувер, 2007.246 с.
13. Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики: Монография / С.Н. Шишкин. Москва: Инфотпропик Медиа, 2011. 319 с.
14. Яценко Т.С. Гражданско-правовая охрана публичных интересов: Автореферат диссертации доктора юридических наук / Т.С. Яценко. Москва: 2016. 51 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.