Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПОК
В.К. АНДРЕЕВ, Л.В. АНДРЕЕВА
В современных условиях государством проводится последовательная политика по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в различных сферах деятельности. Так, Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <1> были внесены существенные изменения и дополнения в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" <2> (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве) и в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <3>, в том числе и в отношении предоставляемых мер поддержки.
--------------------------------
<1> Российская газета. 03.07.2015. N 144. Далее - Закон N 156-ФЗ.
<2> СЗ РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4006. Далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве.
<3> СЗ РФ. 25.07.2011. N 30 (ч. I). Ст. 4571. Далее - Закон о закупках.
В Законе N 156-ФЗ определено понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в качестве деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными и муниципальными программами по развитию малого и среднего предпринимательства, а также деятельность акционерного общества "Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с Законом о малых и средних предприятиях, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее - Корпорация развития малого и среднего предпринимательства). В соответствии с данным Законом поддержка СМСП стала осуществляться в рамках государственных и муниципальных программ, а также Федеральной Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. И.В. Ершовой обоснована необходимость принятия федеральной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу как нормативного правового акта <4>.
--------------------------------
<4> Параграф 2 "Государственная политика и программы поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства" главы 5 монографии "Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение" / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. С. 113 (автор главы - И.В. Ершова).
Указом Президента РФ от 5 июня 2015 г. N 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" <5> установлено, что данная Корпорация осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства после изменения наименования акционерного общества "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий" и внесения изменений в его устав. Сто процентов акций акционерного общества "Корпорация развития малого и среднего предпринимательства" находятся в федеральной собственности до осуществления дополнительного выпуска акций и их размещения по закрытой подписке (п. п. 1 - 2 ст. 7 Закона от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ). Доля обыкновенных акций Корпорации, находящихся в собственности Российской Федерации, не может составлять менее чем пятьдесят процентов плюс одна голосующая акция общего количества обыкновенных акций Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (п. 12 ст. 25.1 Закона о малых и средних предприятиях).
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 2015. N 23. Ст. 3306.
Деятельность Корпорации развития малого и среднего предпринимательства в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства является одним из видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства наряду с деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления и деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указом Президента РФ N 287 были определены основные задачи Корпорации, которыми являются:
- оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок (в годовом объеме) товаров, работ, услуг государственными Корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, и дочерними хозяйственными обществами, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит указанным юридическим лицам, а также иными заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- осуществление оценки соответствия закупок товаров, работ, услуг требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающего участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках;
- подготовка предложений о совершенствовании мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в части, касающейся нормативно-правового регулирования в этой сфере и др.
Корпорация, являясь непубличным акционерным обществом, призвана участвовать в реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п. 4 ст. 25.1 Закона о малом и среднем предпринимательстве она участвует в определении принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, формировании единой информационной системы в целях реализации государственной политики, в поддержке государственных программ субъектов Российской Федерации, в подготовке ежегодного доклада о состоянии развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивает информационное, маркетинговое, финансовое и юридическое сопровождение инвестиционных проектов, которые реализуются субъектами малого и среднего предпринимательства.
Среди других функций Корпорации развития малого и среднего предпринимательства важнейшими, на наш взгляд, являются функции, связанные с проведением оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупок, проектов таких планов, изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства (подп. 2 - 7 п. 4 ст. 25.1 Закона о малом и среднем предпринимательстве), что повлекло за собой значительные дополнения в Закон о закупках. Подробные правила и порядок проведения мониторинга и оценки соответствия установлены в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2015 г. N 1169 <6>.
--------------------------------
<6> См.: Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга" // СЗ РФ. 2015. N 45. Ст. 6259.
Планы закупки товаров, работ, услуг заказчиков, планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчиков, определенных в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, должны содержать разделы о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.
Планы закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков, определенные Правительством РФ, должны содержать перечень инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме, определяемом Правительством Российской Федерации (п. п. 3.1 - 3.3 ст. 4 Закона о закупках).
Оценке соответствия требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке с использованием единой информационной системы, подлежат вышеуказанные проекты планов, а также проекты вносимых изменений в такие планы до их утверждения. В отличие от оценки соответствия мониторингу соответствия требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, подлежат уже утвержденные планы закупки, изменения, внесенные в такие планы, а также годовой отчет о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства. Оценка соответствия и мониторинг соответствия осуществляются Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями.
Предметом оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ и услуг являются соблюдение установленного Правительством РФ годового объема закупки, который планируется осуществить по результатам закупки, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, годового объема закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, а также соответствие раздела плана закупки товаров, работ, услуг, предусматривающего осуществление закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, проекта такого плана, утвержденного заказчиком, перечню товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае отсутствия такого перечня выдается уведомление о несоответствии.
По результатам оценки соответствия или мониторинга соответствия выдается заключение о соответствии (положительное заключение) или уведомление о несоответствии (уведомление) утвержденных планов закупки товаров, работ, услуг, плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, годового отчета о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В случае устранения заказчиком несоответствия, указанного в уведомлении, такому заказчику выдается положительное заключение.
В случае неустранения заказчиком несоответствия, указанного в уведомлении, такому заказчику выдается заключение о несоответствии (отрицательное заключение) в отношении утвержденных плана закупки товаров, работ услуг, плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, годового отчета о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции (в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства).
Уведомления и заключения подлежат размещению заказчиками в единой информационной системе в течение пяти дней со дня их выдачи.
После выдачи Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства отрицательного заключения в случае проведения оценки соответствия заказчик вправе утвердить планы закупок, проекты которых предоставлялись для проведения оценки соответствия. При этом реализация утвержденных плана закупки товаров, работ, услуг, плана закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств приостанавливается по решению антимонопольного органа в планируемом годовом объеме закупки, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства по перечню товаров, работ, услуг, выбираемых заказчиком.
В случае проведения мониторинга соответствия утвержденных планов закупки после выдачи Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства отрицательного заключения приостанавливается по решению антимонопольного органа в планируемом годовом объеме закупки, участниками которой согласно утвержденным планам являются только субъекты малого и среднего предпринимательства по перечню товаров, работ, услуг, выбираемых заказчиком.
После выдачи Корпорацией отрицательного заключения в отношении проектов изменений, вносимых в планы закупки, они не подлежат утверждению и размещению в единой информационной системе, а утвержденные изменения, внесенные в такие планы, считаются не размещенными в единой информационной системе до даты выдачи положительного решения.
Можно считать, что оценка соответствия и мониторинг соответствия, организуемые и проводимые Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, равно как и рассмотренная выше имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, другие функции Корпорации, обозначенные в п. 4 ст. 25.1 Закона о малом и среднем предпринимательстве, представляют собой действия управленческого характера. Они состоят в координации оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, участии в реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации. Организационно-правовая форма Корпорации как акционерного общества дополняется внешними управленческими функциями Корпорации, что позволяет рассматривать ее как институт развития малого и среднего предпринимательства. Корпорация как институт развития не только юридическое лицо, но и орган, осуществляющий управленческие функции по поддержке развития малого и среднего предпринимательства. Не случайно, что правовой статус и виды деятельности Корпорации определяются уставом, утвержденным Правительством РФ, Законом о малом и среднем предпринимательстве, другими специальными законами, в частности, Законом о закупках, и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами, что позволяет утверждать о существовании специального законодательства о малом и среднем предпринимательстве.
По этим соображениям нормы главы 4 ГК РФ о юридических лицах применяются к Корпорации развития малого и среднего предпринимательства с учетом действия Закона о малом и среднем предпринимательстве. В частности, Корпорация может быть реорганизована или ликвидирована на основании федерального закона, определяющего цели, порядок и сроки реорганизации или ликвидации Корпорации и судьбу имущества, находящегося в ее собственности.
Будучи акционерным обществом, Корпорация обладает полномочиями, которые характерны для органов государственной власти и органов местного самоуправления. В случае выдачи отрицательного заключения при проведении оценки соответствия или мониторинга соответствия приостанавливаются по решению антимонопольного органа в планируемом годовом объеме закупки, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Тем самым, Корпорация принимает меры к обязанию заказчиков в получении товаров, работ, услуг, выполняемых в соответствии с планируемым годовым объемом от субъектов малого и среднего предпринимательства.
Корпорация развития малого и среднего предпринимательства при предоставлении услуг субъектам малого и среднего предпринимательства вправе запрашивать документы и информацию, в том числе в электронной форме, от органов государственной власти, органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Об особом статусе Корпорации свидетельствует то обстоятельство, что совет директоров формируется Правительством РФ, а председатель совета директоров, члены совета директоров Корпорации назначаются на должность на неопределенный срок и освобождаются от должности Правительством РФ. Генеральный директор Корпорации развития малого и среднего предпринимательства назначается на должность на неопределенный срок и освобождается от должности Правительством РФ и является членом совета директоров Корпорации по должности. Внешний государственный аудит (контроль) в отношении деятельности Корпорации развития малого и среднего предпринимательства осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.
Ежегодный отчет Корпорации развития малого и среднего предпринимательства об исполнении ежегодной программы деятельности утверждается советом директоров Корпорации развития малого и среднего предпринимательства не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом, и направляется Президенту РФ, в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ до 1 августа года, следующего за отчетным годом.
Корпорация в порядке, предусмотренном советом директоров, вправе создавать филиалы и открывать представительства, создавать консультативные органы, коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных (складочных) капиталах юридических лиц, а также участвовать в некоммерческих организациях, которые создаются (созданы) на территории Российской Федерации и за рубежом.
Корпорации для решения задач и осуществления функций может предоставляться государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством в форме государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам этой Корпорации, ее дочерних обществ.
Корпорация развития малого и среднего предпринимательства заключает с государственной Корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк) договор доверительного управления, в соответствии с которым она осуществляет доверительное управление в отношении ста процентов акций акционерного общества "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства", которыми Внешэкономбанк впоследствии осуществляет оплату дополнительного размещения по закрытой подписке акций Корпорации развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями, установленными Правительством РФ. Корпорация как коммерческая организация в порядке, установленном советом директоров, привлекает займы и кредиты, в том числе на финансовых рынках, выдает поручительства и независимые поручительства и независимые гарантии юридическим лицам.
Таким образом, Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, являясь институтом развития, сочетает в себе как функции органа управления по развитию малого и среднего предпринимательства, так и права юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, прямо направленную на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Институт развития - это социально-экономический и правовой инструмент по реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства.
Законом о малом и среднем предпринимательстве предусматриваются различные меры и преференции, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства, включая особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 5 ст. 7).
В литературе отмечается, что в развитых зарубежных странах поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из основных направлений государственной экономической политики <7>.
--------------------------------
<7> Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. N 12; СПС "КонсультантПлюс".
На Федеральную Корпорацию развития малого и среднего предпринимательства возложена функция по организации мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (п. 4 ст. 25.1 Закона о малом и среднем предпринимательстве).
Представляется, что специальные правила участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках, а также субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, регулируемых Законом о закупках, можно рассматривать в качестве особой меры стимулирования спроса на товары (работы, услуги), производимые (оказываемые) субъектами малого и среднего предпринимательства.
В сфере государственных и муниципальных закупок привлечение субъектов малого предпринимательства к закупкам осуществляется достаточно давно. В Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" были предусмотрены особенности участия СМП в размещении заказов (ст. 15) <8>.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.
Преференции же субъектам среднего предпринимательства при государственных и муниципальных закупках Законом установлены не были. Вместе с тем установленные ранее правила об участии СМП в государственных и муниципальных закупках показали свою недостаточную эффективность <9>, поэтому действующим Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в силу с 1 января 2014 года, сохранены специальные правила участия СМП в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но они подверглись изменениям <10>. Специальные правила, как и в ранее действовавшем законодательстве, распространяются на СМП и не распространяются на субъектов среднего предпринимательства. Законом предусмотрен еще один вид участников закупок, на которые распространяются аналогичные правилам об участии СМП положения об участии в закупках социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды и защита животных, благотворительная деятельность, и др.) <11>. Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО) осуществляют деятельность, направленную преимущественно на решение социальных задач и развитие гражданского общества.
--------------------------------
<9> См.: Глава 15 "Участие субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках". С. 280 - 297 // Ершова И.В., Андреева Д.В., Бобкова А.Г. и др. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014 (автор главы - Л.В. Андреева).
<10> СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652; далее - Закон о контрактной системе.
<11> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
С.П. Гришаев отмечает, что сам термин "социально ориентированные" является оценочным понятием и, если обратиться к общим целям некоммерческих организаций, указанным в п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, то по существу каждая из них является социально ориентированной. Для признания той или иной некоммерческой организации социально ориентированной необходимо принятие соответствующего правового акта субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления <12>. Вместе с тем представляется, что необходимы дифференцированные правила для участия в закупках СМП и СОНО, поскольку поставленные государством задачи по стимулированию промышленной и инновационной деятельности, направленные на импортозамещение, способны решить промышленные и инновационные малые предприятия, тогда как деятельность СОНО носит иную социальную направленность.
--------------------------------
<12> Гришаев С.П. Социально ориентированные некоммерческие организации // СПС "КонсультантПлюс". 2010.
Новеллой Закона о контрактной системе является то, что в нем предусмотрены две формы участия СМП в закупках: путем их участия в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установленными Законом способами либо путем привлечения СМП к исполнению контрактов в качестве субпоставщиков (субподрядчиков, соисполнителей) <13>.
--------------------------------
<13> Следует отметить, что употребляемый в Законе термин "соисполнители" является неудачным и не соответствует правилам ГК РФ, целесообразно было бы обозначить таких участников как "субисполнители".
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП. С установлением данного правила значительно расширяются возможности участия в закупках СМП.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП включается в контракты. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП. При этом должен быть четко определен объем привлечения в процентах от цены контракта (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). В противном случае данное требование Закона считается неисполненным <14>.
--------------------------------
<14> См.: решение ФАС России от 15.01.2015 по делу N К-10/14 // Документ официально не опубликован; СПС "КонсультантПлюс".
Законом о контрактной системе не ограничены начальная (максимальная) цена контракта для закупок, в отношении которых заказчиком установлено требование о привлечении СМП и СОНО в качестве субподрядчиков или соисполнителей, и объем привлечения данных субъектов.
Напротив, при проведении конкурсов (открытых, с ограниченным участием, двухэтапных), электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, участниками которых должны быть только СМП и СОНО, заказчики обязаны за исключением случаев осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства и некоторых иных закупок, указанных в п. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, осуществлять закупки у СМП в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.
Нарушение данного требования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей (п. 11 ст. 7.30 КоАП).
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупки работ в области использования атомной энергии заказчики вправе, но не обязаны осуществлять у СМП.
Участие СМП в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется на общих основаниях.
В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) среди СМП заказчик вправе отменить такое ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом количество товара, объем работы или услуги, являющихся объектом закупки, учитываются в совокупном годовом объеме закупок, предусмотренном планом-графиком.
По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и разместить такой отчет в единой информационной системе.
В отличие от государственных и муниципальных закупок привлечение субъектов малого предпринимательства, а также субъектов среднего предпринимательства (далее - СМСП) к закупкам, проводящимся по правилам Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", как указывалось, стало осуществляться сравнительно недавно с принятием Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ, внесшего существенные изменения в Закон о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства и в Закон о закупках относительно участия в закупках СМСП. Это было вызвано тем, что, несмотря на огромный объем закупок заказчиков, который составляет не менее 7 триллионов рублей в год, как указывается в "Плане мероприятий ("дорожной карте") расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных мероприятий и компаний с государственным участием", утвержденном распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 г. N 867-р <15>, доля СМСП в указанных закупках составляет суммарно не более 10 процентов, что во многом связано с ориентацией системы закупок заказчиков на интересы крупного бизнеса, в первую очередь дочерних и аффилированных компаний заказчиков. Как было указано в "дорожной карте", менеджмент заказчиков не стимулирован на активное привлечение СМСП к закупкам и развитие полноценной конкурентной среды, наличие которой позволяет заказчикам осуществлять свои закупки у ответственных и квалифицированных исполнителей по оптимальным ценам.
--------------------------------
<15> СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2936. Документ утратил силу с 6 февраля 2016 года в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 06.02.2016 N 174-р.
При этом следует констатировать, что развитие законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц (понимаемое в широком смысле, включающее подзаконные нормативные правовые акты) осуществляется путем сближения с законодательством о контрактной системе. Данные вывод относится и к правилам участия в закупках СМСП, хотя особых правил в Законе о контрактной системе относительно участия субъектов среднего предпринимательства, как указывалось, не установлено.
Так, при закупках отдельными видами юридических лиц установлены такие же формы участия СМСП, как в Законе о контрактной системе - участниками закупок являются только СМСП; в отношении участников заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМСП (п. п. б, в ст. 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема <16>. Закупки у СМСП заказчики вправе осуществлять как путем проведения торгов, так и с использованием любого способа закупки, предусмотренного положением о закупке.
--------------------------------
<16> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 // СЗ РФ. 2014. N 51. Ст. 7438 (далее - Положение об особенностях участия СМСП в закупках).
Принадлежность субъектов к СМСП подлежит декларированию, как и при государственных и муниципальных закупках СМП. При этом, учитывая, что при государственных и муниципальных закупках заказчики требовали иногда у СМП подтверждающие документы, в указанном Положении специально оговорено, что при осуществлении закупок, участниками которых являются только СМСП, иных документов, кроме декларации, заказчики требовать не должны. Так же как при государственных и муниципальных закупках, в Положении об особенностях участия СМСП в закупках установлен размер начальной (максимальной) цены договора, при непревышении которого заказчик обязан осуществить закупки у СМСП (п. 18 Положения), хотя размеры эти различаются. Аналогичные последствия предусмотрены и при несовершении закупки в результате неподачи заявок рассматриваемыми субъектами, несоблюдении требований к заявкам и пр. Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у СМСП, корпоративные заказчики обязаны утвердить.
Одинаковые правила установлены и о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) к закупкам (п. п. 29, 32 Положения об особенностях участия СМСП в закупках) и ряд других. Представляется, что рассматриваемые правила участия СМСП в корпоративных закупках должны быть установлены в Законе о закупках, а не в Постановлении Правительства РФ.
Новые правила о закупках у СМСП распространяются на юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей, а также государственных компаний, созданных на основании федерального закона, с 1 января 2016 г.
Постановлением Правительства РФ N 1352 установлены требования к годовому объему закупок у СМСП, в том числе к размеру закупок, осуществляемых способом, участниками которого являются СМСП (п. 5).
Для проведения торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только СМСП, заказчики обязаны утвердить специальный перечень товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции) (п. 8). Перечень составляется на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД) и должен включать в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код с обязательным указанием разделов, подразделов и рекомендуемым указанием групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг.
Утвержденный перечень заказчику необходимо разместить в ЕИС, а также на своем сайте в сети Интернет.
Налагаемые на корпоративных заказчиков обязанности по формированию перечня требуют проведения ими значительного объема работы.
Интерес представляет предусмотренная Постановлением Правительства РФ N 1352 программа партнерства с СМСП, которую заказчик вправе разработать и разместить в сети Интернет. В указанный документ включаются сведения об исполненных СМСП договорах без взыскания с них санкций; о прохождении СМСП установленных заказчиком в соответствии с положением о закупке процедур определения их соответствия требованиям, предъявляемым к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).
Таким образом, по существу создается аналог реестра добросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) из числа СМСП.
Единственная установленная привилегия лицам, включенным в данный перечень СМСП - участников программы партнерства, - это то, что заказчиком может быть установлено авансирование в размере не менее 30 процентов суммы договора (п. п. 15 - 17).
По сравнению с государственными и муниципальными закупками значительно больше внимания в обновленных нормативных правовых актах о закупках уделено закупкам инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП. В отношении закупок инновационной и высокотехнологичной продукции установлены специальные правила, направленные на стимулирование закупок такой продукции.
Меры по стимулированию закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП, включают:
- установление перечня конкретных заказчиков, обязанных осуществлять закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, которые утверждаются Правительством РФ;
- разработка заказчиками перечня товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
- разработка заказчиками положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
- определение годового объема закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции; в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- разработка плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, заказчиков, определенных Правительством РФ, который должен содержать раздел о закупке СМСП в соответствии с утвержденным заказчиком перечнем товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.
Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также Государственной Корпорацией по атомной энергии "Росатом" с учетом утвержденных Президентом Российской Федерации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Федерации <17>. Так, критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции утверждены Приказом Минкомсвязи России от 10 октября 2013 г. N 286 <18>, Приказом МЧС России от 14 декабря 2012 г. N 768 <19>, Приказом Минобрнауки России от 01.11.2012 N 881 <20> и др.
--------------------------------
<17> См.: Указ Президента РФ от 07.07.2011 N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 28. Ст. 4168.
<18> Российская газета. 02.04.2014. N 74.
<19> Российская газета. 27.02.2013. N 42.
<20> Российская газета. 13.03.2013. N 53.
Рассмотренные положения о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП, многие из которых имеют императивный характер, позволяют предположить, что новые правила будут способствовать оптимизации деятельности корпоративных заказчиков по закупкам такой продукции. Вместе с тем следует констатировать, что государственное воздействие на корпоративных заказчиков, направленное на увеличение как общего объема, так и инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства, по существу сводится к применению директивных методов, что далеко не во всех случаях оказывается эффективным.
Остается отметить, что в Законе о контрактной системе, хотя в нем и провозглашено в качестве одного из принципов стимулирование инноваций, подобные рассмотренным правилам отсутствуют. Учитывая инновационный вектор экономического развития и значительные возможности государства по стимулированию производства и внедрения инновационной и высокотехнологичной продукции, осуществляемых в большей части малыми и средними предприятиями, настоятельной задачей является совершенствование правил Закона о контрактной системе в части стимулирования участия субъектов не только малого, но и среднего бизнеса в государственных закупках инновационной и высокотехнологичной продукции. Опыт применения новых норм Закона о закупках в этой части будет весьма полезным.
Список литературы
1. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение: Монография (глава 5 "Государственная политика и программы поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства"). М.: Юриспруденция, 2014.
2. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. N 12.
3. Ершова И.В., Андреева Д.В., Бобкова А.Г. и др. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014.
4. Гришаев С.П. Социально ориентированные некоммерческие организации // СПС "КонсультантПлюс". 2010.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.