Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
А.А. КИРИЛЛОВЫХ
Обеспечение реализации потребности общества в культурном, интеллектуальном и нравственном развитии - это функция государства, а реализация потребности государства и общества в специалистах - это услуга. Однако учебный процесс как получение образования в широком смысле нельзя рассматривать только как образовательную услугу, его содержание гораздо шире и предполагает активное взаимодействие администрации (преподавателей) и обучающегося, наличие множества административных правоотношений, не подпадающих только лишь под известные обязательства гражданско-правового характера (при оказании платных образовательных услуг). Кроме того, сопутствует обеспечению образовательного процесса также развитие научно-технической базы образовательных организаций, предполагающей возможность получения дополнительного дохода от использования научных разработок и их внедрения. Таким образом, выстраиваются отдельные механизмы, устанавливаются альтернативные методы финансирования системы образования и деятельности образовательных организаций.
Договорная форма реализации платной образовательной деятельности
Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, вне зависимости от организационно-правовой формы, в том числе государственным и муниципальным образовательным организациям, созданным для реализации права граждан на бесплатное образование, согласно ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) [1] предоставлено право осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц. Основанием для оказания платных образовательных услуг является договор об оказании платных образовательных услуг.
Договор об оказании платных услуг заключается в простой письменной форме и должен содержать следующие существенные условия:
- основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности);
- форму обучения (очная, заочная и пр.);
- срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
- полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица, Ф.И.О. исполнителя - индивидуального предпринимателя;
- место нахождения или место жительства исполнителя;
- наименование или Ф.И.О. заказчика, телефон заказчика;
- место нахождения или место жительства заказчика;
- Ф.И.О. представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
- Ф.И.О. обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);
- права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
- полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
- сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
- вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
- порядок изменения и расторжения договора;
- другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг [2].
Как полагает Л.Б. Ситдикова, в договоре возмездного оказания образовательных услуг цена должна рассматриваться как существенное условие, а в ряде случаев - и как условие крайне дифференцированное, нуждающееся в согласовании; при этом недостижение соглашения по пункту цены образовательной услуги - способа ее определения должно явиться основанием для отказа от заключения договора [3].
Условие о полной стоимости платных образовательных услуг и порядок их оплаты включаются в договор об образовании, заключаемый при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (договор об оказании платных образовательных услуг).
Стоит отметить, что увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора об оказании платных образовательных услуг не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Кроме того, по данному вопросу есть официальные разъяснения уполномоченных в сфере управления образованием государственных органов. Так, письмом Минобрнауки России от 15.01.2015 N АП-58/18 "Об оказании платных образовательных услуг" [4] особо отмечается, что полная стоимость услуг отражает исчерпывающую сумму на весь срок обучения, которую заказчик должен заплатить исполнителю за оказание услуг, предусмотренных договором. Указание полной стоимости услуг исключает возможность устанавливать отдельную дополнительную плату за какие-либо составляющие образовательной деятельности. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора.
При этом организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.
Договор об оказании платных услуг не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
В Правилах оказания платных образовательных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706) [5], в частности, установлены меры ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору. При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.
Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
г) расторгнуть договор.
Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.
Кроме того, включение в договор об оказании платных услуг условий, ущемляющих права потребителей, влечет административную ответственность.
Как известно, доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями. Кроме того, при оказании платных услуг организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны соблюдать требования Закона N 273-ФЗ и подзаконных нормативных актов. Письмом от 10.09.2013 N 01-50-377/11-555 "О соблюдении прав граждан при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъектов РФ, и о нарушениях законодательства РФ об образовании в части обеспечения государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" Рособрнадзор по результатам обобщения данных о ситуации по соблюдению прав граждан при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъектов РФ, а также анализа обращений граждан, поступивших в Рособрнадзор, информирует о выявленных нарушениях законодательства об образовании в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в части взимания денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся на деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, приобретению учебников и учебных пособий.
Обратим внимание на вопросы механизма государственного контроля качества и обеспечения прав потребителей образовательных услуг. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона 273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Стоит особо отметить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам (ч. 2 ст. 101 Закона N 273-ФЗ).
Как правило, при осуществлении государственного контроля (надзора) в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в сфере образования, зачастую выявляются следующие нарушения:
1) в договорах с потребителями отсутствует перечень (виды) образовательных услуг, порядок их оплаты;
2) на информационных стендах образовательных учреждений отсутствует необходимая информация об оказываемых платных дополнительных образовательных услугах;
3) отсутствует утвержденный учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий платных дополнительных образовательных услуг;
4) не разработаны и не утверждены рабочие программы учебных курсов и дисциплин;
5) уставы образовательных учреждений не регламентируют порядок предоставления платных дополнительных образовательных услуг;
6) на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет не в полном объеме размещена информация о платных дополнительных образовательных услугах;
7) оказываются платные дополнительные образовательные услуги, предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;
8) проводятся учебные занятия за счет часов, отведенных в основных образовательных программах на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, для организации курсов по выбору обучающихся;
9) реализуемые платные дополнительные образовательные услуги не имеют калькуляции (стоимости);
10) форма договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг не соответствует примерной форме договора [2].
Следует отметить, что примерная форма договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утверждена Приказом Минобрнауки России от 09.12.2013 N 1315 [6].
Кроме того, анализ обращений граждан РФ, поступающих в Рособрнадзор, позволяет сделать вывод о том, что взимание с родителей (законных представителей) обучающихся денежных средств на охрану общеобразовательных учреждений, их материально-техническое оснащение, проведение ремонта, приобретение учебников и методической литературы педагогам осуществляется, как правило, за счет добровольных пожертвований родителей, вносимых с определенной периодичностью в фиксированной сумме.
Письмом Минобрнауки России от 15.01.2015 N АП-58/18 "Об оказании платных образовательных услуг" отмечается, что при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица заключается договор об оказании платных образовательных услуг, к существенным условиям договора об оказании платных образовательных услуг относятся полная стоимость данных услуг и порядок их оплаты (ч. ч. 2 и 3 ст. 54 Закона N 273-ФЗ). В таком договоре также указываются вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
Полная стоимость услуг отражает исчерпывающую сумму на весь срок обучения, которую заказчик должен заплатить исполнителю за оказание услуг, предусмотренных договором. Указание полной стоимости услуг исключает возможность устанавливать отдельную дополнительную плату за какие-либо составляющие образовательной деятельности.
Организационно-правовые формы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в образовании
Развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства рассматриваются в качестве одного из факторов выхода России из экономического кризиса и построения рыночной экономики [7, С. 23 - 27]. Основной задачей государства в поддержке развития инновационной экономики становится создание условий, стимулирующих самостоятельное, инициативное поведение инвестиционного и предпринимательского сообщества для реализации малых и средних инновационных бизнес-проектов.
Упор на данные формы развития бизнеса все чаще распространяется и на сферы, изначально не предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Такой сферой выступает и система образования, в первую очередь высшего, которое постепенно аккумулирует в себе значительные материальные и финансовые ресурсы.
Однако сокращение бюджетного финансирования высшей школы ведет к повышению финансово-экономической самостоятельности вузов. Сложившаяся экономическая ситуация в стране не способствует формированию длительных устойчивых источников финансирования. Как отмечают отдельные исследователи, доля средств, выделяемых Министерством образования и науки РФ для нужд образования, в 2015 году по сравнению с 2013 годом сократилась на 32,1 млрд. руб. и составила 573,6 млрд. рублей, что не обеспечивает финансовое устойчивое развитие вузов. Формирование инновационной социально ориентированной экономики в России акцентирует внимание вузов на подготовке инновационно ориентированных кадров, готовых к инновациям, умеющих креативно мыслить, способных приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, а также на формирование комплекса социальных услуг, направленных на удовлетворение потребностей студентов и сотрудников. Все это требует реорганизации всей инфраструктуры вуза [8, с. 10].
В рамках финансового обеспечения и предпринимательской деятельности образовательных организаций высшего образования особое место занимает интеллектуальная деятельность и реализация ее результатов на практике. Основным механизмом коммерциализации научных разработок вузов является создание такими образовательными организациями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (ст. 103 Закона N 273-ФЗ).
Появление положений о результатах интеллектуальной деятельности (далее - РИД) в качестве самостоятельных положений Закона N 273-ФЗ не является случайным. Соответствующие нормы содержало и прежнее законодательство об образовании в рамках Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" [9].
Стоит отметить, что проблема реализации на практике норм гражданского законодательства о хозяйственных полномочиях учреждений по созданию юридических лиц была отмечена на уровне руководства страны в связи с острой потребностью формирования инновационной базы развития государства в виде малых предприятий в рамках бюджетных учреждений образования и науки [10]. Однако теперь регулирование распоряжения РИД получило более систематизированную основу в рамках специального правового регулирования. В связи с этим самостоятельность образовательного учреждения перетекает в плоскость расширения отдельных полномочий в рамках существующих организационно-правовых форм. Показательным примером является воспринятая академическим сообществом проблема реализации норм гражданского законодательства о хозяйственных полномочиях учреждений по созданию юридических лиц, обозначающая острую потребность формирования инновационной базы развития государства в виде малых предприятий в рамках бюджетных учреждений образования и науки [11, с. 106 - 113].
Полноценное развитие таких экономических субъектов может стать определяющим фактором в становлении предпринимательских университетских форм. В числе перспективных нововведений могут быть, например, представлены технопарки - структуры на базе вузов с целью использования научного потенциала и коммерциализации разработанных технологий через малые инновационные предприятия (далее - МИП) [12].
Формирование правовой базы в сфере МИП <1> следует считать важным условием формирования инвестиционной среды вузовской науки [13]. Кроме того, внутренняя структура связей и форма взаимодействия в рамках МИП обладает наибольшей стабильностью и перспективна с учетом особенностей факторов внешних рисков и социально-экономической системы [14, с. 71 - 81].
--------------------------------
<1> Следует обратить внимание на предлагаемые в литературе определения понятия МИП как субъектов инновационной предпринимательской деятельности. Так, по мнению Т.В. Ефимцевой, малое инновационное предприятие при вузе - это коммерческая организация в форме хозяйственного общества, учредителем которой является бюджетное научное или образовательное учреждение. См.: Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014.
Сегодня МИП рассматривается в качестве стратегического партнера вуза, позволяющего последнему повысить свою конкурентоспособность на научном и образовательном рынках, и выступает оптимальной и востребованной современной российской действительностью [15, с. 22].
В то же время создание малого инновационного предприятия на базе высшего учебного заведения предоставляет вузу целый ряд преимуществ, таких как дополнительный источник финансирования деятельности вуза, реализация научных инновационных проектов вуза, стимулирование научной деятельности, получение практических знаний студентами, повышение конкурентоспособности студентов вуза на рынке труда, повышение имиджа самого высшего учебного заведения.
Отдельно выделяют также и иные преимущества создания МИП при вузах. Так, вуз позволяет отсрочить платежи за аренду и коммунальные услуги; пользоваться опытно-экспериментальной базой, наработанными связями с партнерами и заказчиками, научным потенциалом, брендом вуза; получать через материнскую организацию часть госзаказа; возможность повышения скорости проведения научных разработок; быстрая коммерциализация результатов исследования [16, с. 24].
Велика роль таких организационно обособленных структур в рамках реализации программ социально-экономического развития отдельных территорий. Малые инновационные предприятия (МИП) позволяют вузам встраиваться в региональные инновационные системы и тем самым решать проблемы регионального экономического развития [17, с. 39 - 46]. Стимулирование и развитие малых инновационных предприятий при вузах должно стать ключевым звеном развития региональной вузовской инновационной инфраструктуры, развития консалтинговой и образовательной части региональной высшей школы, продвижения и внедрения результатов научных исследований в региональную экономику и производство. В связи с этим неслучайно инновационное развитие университетов, готовность к коммерциализации собственных научных разработок определяется не только активностью вуза, но и региональным контекстом, в котором он существует и развивается [15, с. 25].
В научных исследованиях отмечают влияние факторов внешней среды на трансформацию и развитие функций, выполняемых вузом. В новых условиях приоритетными становятся функция непрерывного образования, функция по формированию формирования инновационного мышления на базе формируемых в вузах МИП и генерирования инновационных идей, функция трансфера знаний, инновационно-предпринимательская функция, функция непрерывного обучения и функция трудоустройства студентов и выпускников [18, с. 6].
Стоит учесть, что тенденция интеграции образования, науки и бизнеса посредством создания технопарков на базе высшего учебного заведения рассматривалась как один из наиболее значимых факторов для развития предпринимательской деятельности высшего учебного заведения. Предметом деятельности технопарка является создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сферах путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий [19].
Создание малых предприятий при вузах призвано повысить эффективность их функционирования в условиях рыночной экономики. Полноценное развитие таких экономических субъектов может стать определяющим фактором в становлении предпринимательских университетских форм. В числе перспективных нововведений могут быть, например, представлены технопарки - структуры на базе вузов с целью использования научного потенциала и коммерциализации разработанных технологий через малые инновационные предприятия.
Гражданский закон (ч. IV ГК РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ [20]) закрепляет основные принципы распределения прав на РИД. Права на созданные за счет бюджетных средств РИД закрепляются за исполнителем, который может распоряжаться исключительным правом на РИД (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Правообладателями зачастую выступают образовательные и научные организации, имеющие организационно-правовую форму учреждения, что осложняет практическое распоряжение интеллектуальной собственностью в силу ограниченных вещных прав на закрепленное имущество. Следовательно, такое нормативное решение, с одной стороны, является определяющим фактором внедрения РИД, но на практике парализуется современным правовым имущественным режимом бюджетных учреждений, который в системном толковании норм ч. 4 ст. 66 ГК РФ, ст. 70 БК РФ [21] не позволяет самостоятельно реализовывать предоставленные права.
РИД для целей образовательного законодательства включают программы для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным вузам.
Основная регулирующая роль восполнения пробелов правового регулирования отношений в сфере становления инновационных хозяйственных механизмов связана:
1) с созданием хозяйственных обществ государственными бюджетными учреждениями науки и образования, научными и образовательными учреждениями государственных академий наук;
2) с распоряжением учреждениями науки и образования исключительными правами на РИД.
МИП может быть создан в форме хозяйственного общества или хозяйственного партнерства. Как известно, хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Имеются в виду общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) и акционерные общества (далее - АО). В свою очередь, хозяйственным партнерством <2> признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" [22] принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
--------------------------------
<2> При определении особенностей правового статуса хозяйственного партнерства ключевую роль сыграли выработанные деловой практикой и международно признанные условия осуществления проектов в инновационной сфере, а также опыт правоприменительной деятельности российской венчурной индустрии.
По общему правилу учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника (ст. 66 ГК РФ), если иное не установлено законом. Такое же право закреплено за образовательными организациями высшего образования, созданных в виде бюджетных или автономных учреждений.
Отмечается, что на практике МИП в вузах, как правило, осуществляются в формах студенческих бизнес-инкубаторов, центров передачи технологий и УНИК (учебно-научно-инновационных комплексов) [23, с. 21].
Следует, на наш взгляд, обратить внимание на механизм легализации деятельности МИП. Важным моментом является процедура легализации предприятия в качестве субъекта гражданского права и предпринимательской деятельности. Во-первых, хозяйственное общество создается без согласия собственника, что означает самостоятельное решение вузом вопросов формирования его волеизъявления. Единственной обязанностью в этом случае является уведомление своего учредителя об этом в течение 7 (семи) дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о государственной регистрации хозяйственного общества, которое является юридическим фактом, фиксирующим создание юридического лица и возникновение обязательств перед третьими лицами. При этом права участников хозяйственных обществ от имени вузов осуществляют их руководители. При формулировании данного требования законодатель исходил, видимо, из необходимости обеспечения эффективности управленческих решений, что достигается наличием в органах управления юридическим лицом руководителя организации - учредителя.
Согласно Приказу Минобрнауки России от 24.01.2014 N 43 <3> учет уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств возложен на федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научно-исследовательский институт Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы" (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ).
--------------------------------
<3> Официально не опубликовано.
Следует обратить также внимание на реализацию программы развития сети инновационных предприятий при вузах. В России планировалось создание более 2,5 тысячи научных малых инновационных предприятий при научных организациях и вузах, которые дадут порядка 100 тысяч новых рабочих мест. Согласно реестру учета уведомлений (письмо Минобрнауки России от 25.12.2015 N ЛО-1550/14) <4> о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, созданных бюджетными научными и автономными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными учреждениями, за IV квартал 2015 года всего такими организациями образовано 2400 малых инновационных предприятий. В целом названные показатели близки к заранее определенным целевым установкам.
--------------------------------
<4> Официально не опубликовано.
Однако следует отметить и ряд сдерживающих факторов, препятствующих образованию инновационный комплексов и реализации бизнес-идей вузовской науки на практике. Практика создания МИП сталкивается с проблемами формирования имущественной базы деятельности предприятий. Так, одной из проблем создания и начала эффективного функционирования МИП являются затянутые процедуры согласования договоров аренды в Минобрнауки России и сложности с финансированием текущей деятельности МИП.
В связи с этим в науке предлагается заменить процедуру согласования обязательным уведомлением собственника о сдаче имущества в аренду малому инновационному предприятию, тем более что высшие учебные заведения вправе создавать такие предприятия без согласия собственника их имущества [24]. Данное предложение представляется весьма своевременным, учитывая, что в рамках режима права оперативного управления образовательных организаций аренда имущества представляет собой обязательственное правоотношение и не влечет переход вещного права иным лицам.
Следует отметить, что в настоящее время "коммерциализовать" свою интеллектуальную собственность, помимо бюджетных учреждений, вправе также бюджетные научные учреждения, автономные научные учреждения и образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями или автономными учреждениями.
Как известно, для ведения хозяйственной деятельности любого юридического лица необходимы денежные средства, которых в распоряжении учреждения недостаточно. Все имущество бюджетного учреждения (в том числе и денежные средства) поступает в его оперативное управление, учитывается на отдельном балансе. Поэтому соучредители обязаны вносить свои вклады в уставный капитал в денежной форме. Это - исключительное требование закона. В принципе ответственность по обязательствам такого хозяйственного общества будет ограничена только вкладами соучредителей.
В то же время бюджетным и автономным учреждениям дано разрешение вносить в качестве взноса в уставный капитал создаваемого МИП исключительные права, принадлежащие им совместно с другими лицами.
Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. Независимая оценка РИД, вносимых по лицензионному договору в качестве вклада в уставный капитал, проводится при стоимости номинальной доли такого вклада свыше 500 тыс. руб. Оплата уставного капитала является важной гарантией для кредиторов такого общества, а также и для самого бюджетного учреждения. Требование законодателя к соучредителям общества - оплата уставного капитала общества на момент его создания не менее чем на половину (50%) - воспроизводит требования положений Закона N 14-ФЗ об ООО.
Как приоритетным учредителем, так и участником подобных организаций являются бюджетные учреждения. Ранее предусматривалось, что доля их участия в создаваемом юридическом лице должна быть не менее 25% в акционерном обществе (тип которого можно определить преимущественно как закрытое общество) либо 1/3 в обществе с ограниченной ответственностью (ООО). Создаваемые юридические лица в форме ООО (АО) имеют не общую правоспособность, а специальную, которая должна соответствовать основной цели их деятельности.
Однако в настоящее время требование об обязательном минимальном размере доли учреждения в создаваемом МИП устранено, а "коммерциализовать" свою интеллектуальную собственность вправе также бюджетные научные учреждения, автономные научные учреждения и образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями или автономными учреждениями. Кроме того, бюджетным и автономным учреждениям дано разрешение вносить в качестве взноса в уставный капитал создаваемого МИП исключительные права, принадлежащие им совместно с другими лицами [25, с. 45 - 48].
В литературе неслучайно отмечается, что законодателем предложено урегулировать многие аспекты организации деятельности хозяйственного партнерства (если не большинство) на уровне самого партнерства при заключении соглашения об управлении, к содержанию которого не предъявляется значительных обязательных требований и ограничений. Такой подход к порядку локального регулирования деятельности коммерческой организации является нетрадиционным для отечественного законодательства [26].
Представляется недопустимым формирование расширенного перечня видов деятельности таких юридических лиц. Хотя нужно отметить, что объем правоспособности созданных хозяйственных обществ (партнерств) должен соответствовать объему правоспособности их учредителей, пределы которой обозначены задачами деятельности научных и образовательных организаций. Ведение ими предпринимательской деятельности допускается в минимальном объеме и только для реализации основной деятельности, которая является одновременно и целью создания организации.
Порядок внесения вкладов в складочный капитал хозяйственного партнерства не урегулирован законом и должен быть описан в соглашении об управлении партнерством. Такие вклады могут вноситься по частям в различные сроки, что, по справедливому мнению Т.А. Скворцовой и М.Б. Смоленцева, может привести к появлению юридического лица без какого-либо собственного имущества [27].
Цели деятельности создаваемого предприятия должны соответствовать закону и найти отражение в его уставе. И если в содержании учредительного документа указаны иные, не предусмотренные законом для такого предприятия цели, то действия учредителей следует признать в качестве нарушения порядка создания юридического лица. Контроль и ответственность за содержание учредительных документов создаваемого предприятия должны быть возложены на его учредителей.
В отличие от передачи исключительных прав в уставный капитал, собственником которых становится общество, а учредители получают лишь обязательственные права, конституирующую основу общества составят права на использование соответствующих РИД по лицензионным договорам, тогда как исключительные права согласно абз. 2 п. 1 ст. 1233 ГК РФ будут принадлежать их создателям (владельцам). Такой нормативный подход является разумной гарантией сохранения интеллектуальной собственности за учреждениями науки и образования. При этом по сравнению с порядком создания хозяйственных обществ, осуществляемого самостоятельно по инициативе научных и образовательных учреждений, имущество, находящееся в оперативном управлении данных вузов, может быть передано в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном ГК РФ, который предполагает получение на это согласия собственника имущества учреждения.
По смыслу Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" [28] финансируемые собственниками учреждения могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66 и п. 2 ст. 298 ГК РФ), что во всяком случае предполагает необходимость наличия такого согласия независимо от характера и оснований закрепления имущества за учреждением.
Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются данные вузы, часть прибыли (дивиденды) хозяйственных обществ, полученная данными вузами, поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе (чего ранее законодательство не допускало). Таким образом, расширение хозяйственных полномочий бюджетных учреждений и особенно вузов, получивших вслед за правом выступать арендодателем имущества возможность учреждать юридические лица, говорит о дальнейшей адаптации на практике хозяйственных механизмов стимулирования рыночных отношений в рамках образовательной и научной деятельности.
В заключение следует отметить, что создание малого инновационного предприятия на базе высшего учебного заведения предоставляет вузу целый ряд преимуществ, таких как дополнительный источник финансирования деятельности вуза, реализация научных инновационных проектов вуза, стимулирование научной деятельности, получение практических знаний студентами, повышение конкурентоспособности студентов вуза на рынке труда, повышение имиджа самого высшего учебного заведения.
Список литературы
1. СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
2. Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2014.
3. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг в Российской Федерации: Автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. М., 2009.
4. Официальные документы в образовании. 2015. Август. N 22.
5. СЗ РФ. 2013. N 34. Ст. 4437.
6. Российская газета. 2014. 11 апреля. N 83.
7. Алешкин А.И. Понятие субъекта малого предпринимательства и законодательство, регулирующее правоотношения в данной сфере // Предпринимательское право. 2010. N 4.
8. Курдова М.А. Развитие системы и механизмов управления устойчивостью высшего учебного заведения. Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пенза, 2015.
9. СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3923.
10. http://www.innovbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=13574.
11. Кирилловых А.А. О регламентации образовательных правоотношений и деятельности высшей школы // Журнал российского права. 2010. N 10.
12. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2010.
13. Болотова Е.Л. Правовое обеспечение кооперации бизнеса и образования // Право и бизнес: Сборник статей I ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова / М.Ю. Абрамкина, М.Г. Абрамова, А.А. Алпатов и др.; под ред. И.В. Ершовой. М.: Юрист, 2012.
14. Ларина Е.О. Аспекты формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных учреждений // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. N 14.
15. Смирнов В.А. Малые инновационные предприятия российских вузов: особенности становления и ключевые противоречия // Социология образования. 2015. N 3.
16. Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Малые инновационные предприятия как форма реализации вузами инновационной деятельности // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. N 2.
17. Гурунян Т.В. Малые инновационные предприятия и бизнес-инкубаторы в вузах: опыт регионов РФ // Философия образования. 2011. Т. 39. N 6.
18. Курдова М.А. Развитие системы и механизмов управления устойчивостью высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пенза, 2015
19. Технопарки в инфраструктуре инновационного развития: Монография / Т.А. Едкова, А.В. Калмыкова, Н.Б. Крысенкова и др.; под ред. Л.К. Терещенко. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2014.
20. СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.
21. СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
22. СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7058.
23. Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Малые инновационные предприятия как форма реализации вузами инновационной деятельности // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. N 2.
24. Сюсюра О.М. Законодательное обеспечение порядка создания образовательными учреждениями хозяйственных обществ (на примере опыта образовательных учреждений Оренбургской области): Доклад на научной конференции магистрантов Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Оренбург, 2013.
25. Кондратьева Е.А. Коммерциализация интеллектуальной собственности научных учреждений и образовательных организаций: вчера и сегодня // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2014. N 3.
26. Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" (постатейный) / Е.Я. Гулиева, А.Е. Молотников, Г.А. Сатаев и др.; отв. ред. А.Е. Молотников. М.: Юстицинформ, 2012.
27. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: Учебное пособие / Под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014.
28. Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.