Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ХОСТЕЛЫ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
С.И. СУСЛОВА
Проблема правового регулирования отношений в области создания, использования хостелов многогранна и касается различных отраслей права как частноправовой, так и публично-правовой природы. В сферу отраслей публичного права попадают вопросы о целесообразности введения обязательной классификации средств размещения, включающей хостел в качестве аналогичного средства размещения, подлежащего обязательной классификации. К сфере же частного права следует отнести проблематику самого определения указанного объекта, его отношение к той или иной группе объектов гражданских прав с распространением на него тех или иных правовых режимов.
Очевидно, что ситуация с правовым регулированием в области деятельности хостелов основывается на двух противоположных оценках их деятельности. Первая - это экономический подход, обосновывающий необходимость их существования в условиях дефицита средств размещения в нашей стране и развития внутреннего туризма. Такой подход поддерживает развитие правовой базы для деятельности хостелов и категорически отрицает возможность введения запрета на размещение хостелов в многоквартирных домах. Вторая оценка - социальный подход, в соответствии с которым хостелы (в первую очередь в многоквартирных домах) - это недопустимое средство размещения, поскольку ущемляет права граждан.
Проанализируем сложившуюся в данный момент ситуацию с правовым регулированием отношений в указанной сфере.
Как известно, с 1 января 2015 года вступил в силу принятый 23 октября 2014 года Национальный стандарт РФ "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам" ГОСТ Р 56184-2014, который был утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В рамках этого документа дано определение хостелу, установлены общие к нему требования, перечислены в рекомендательном порядке услуги, которые должны предоставляться в хостелах, прописаны требования безопасности.
Насколько положения этого документа корреспондируют с действующим законодательством и сложившейся судебной практикой, будет продемонстрировано чуть позже. Хотя, безусловно, стоит поприветствовать принятие такого документа, поскольку отношение к хостелам в научных работах носит примерно следующую окраску: они существуют "не столько по теории (нормативная база не проработана), сколько по факту (в реалиях предложений на рынке временного размещения и проживания)" <1>. Следует констатировать, что для выведения их из тени и создания надлежащей правовой базы для работы первый шаг сделан. Именно такая основная оценка данного документа присутствовала при первых его комментариях: "Самое важное заключается в том, что данный вид бизнеса теперь является полностью легализованным" <2>.
--------------------------------
<1> Козырева Л.А. Гостиничные услуги и наем жилого помещения // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 4.
<2> Внуков И., Окунева Я. Важная новость для хостелов: принят ГОСТ "Общие требования к хостелам". URL: http://biz-bank.ru/articles/gost_dlya_hostelov.
Однако, несмотря на сам факт признания государством наличия подобного средства размещения, в данном документе неосвещенным остался вопрос о его соотношении с иными средствами размещения. При ознакомлении с юридической и иной литературой, посвященной хостелам, практически ни у кого нет никаких сомнений в том, что хостел - вид объектов, в которых оказываются гостиничные услуги. Вместе с тем новые Правила предоставления гостиничных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 <3>, как представляется, еще больше запутали ситуацию с понятийным аппаратом.
--------------------------------
<3> См.: СЗ РФ. 2015. N 42. Ст. 5796.
Анализ понятий "гостиничные услуги" и "гостиница и иное средство размещения" <4> не дает ответа на вопрос о том, оказывает ли хостел гостиничные услуги. Усиливается эта убежденность и в том случае, если проанализировать сферу распространения Правил, которые согласно п. 2 не распространяются на сдачу внаем для временного проживания меблированных комнат. Отсутствие в настоящий момент обязательности на территории всей РФ присвоения гостинице соответствующей категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, не вносит определенности в статус хостелов, которые даже отдельно не упомянуты в Приказе Министерства культуры РФ от 11 июля 2014 г. N 1215 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями" <5>.
--------------------------------
<4> Гостиничные услуги - это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем; гостиница и иное средство размещения - это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг (далее - гостиница).
<5> См.: Рос. газ. 2015. N 24/1 (специальный выпуск).
Представляется, что именно эта терминологическая проблема создает основные трудности в правоприменении и толковании закона в отношении хостелов. С одной стороны, законодатель вводит в правовую сферу такой объект, как хостелы, с другой - не только тщательно замалчивает особенности данного средства размещения, но даже и не относит прямо его к таковым. Подобная ситуация порождает основной комплекс проблем, связанных с размещением хостелов в многоквартирных домах.
Самая очевидная оценка данной ситуации, преобладающая в том числе и в судебной практике прошлых лет, такова: хостел есть гостиница; согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ 51185-2008, утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. N 518-ст <6>, деятельность по оказанию гостиничных услуг может осуществляться лишь после перевода жилого помещения в нежилое <7>. Таким образом, организация хостелов в многоквартирных домах невозможна. Не спасает при этом и ссылка на ст. 17 ЖК РФ, в которой установлена возможность использования собственником жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности.
--------------------------------
<6> Документ опубликован не был. См.: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n= 441913.
<7> Данный стандарт утратил силу с Приказом Госстандарта от 11 ноября 2014 года N 1542-ст. С 1 января 2016 года введен в действие ГОСТ Р 51185-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования" для добровольного применения. См.: Консорциум "Кодекс". Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // http://docs.cntd.ru/document/1200114767. Однако с точки зрения понимания гостиничной услуги никаких изменений не произошло.
Позиция, которую занимают судебные органы при рассмотрении споров, связанных с размещением хостелов в многоквартирных домах, не вызывает сомнений в ее однозначности и безапелляционности. Требования о прекращении деятельности незаконно организованной гостиницы, о запрете эксплуатации квартиры для оказания гостиничных услуг удовлетворяются практически безоговорочно. При этом суды аргументируют свою позицию уже упомянутыми правовыми нормами, усиливая аргументацию лишь тем, что "организация по сдаче внаем меблированных комнат неограниченному кругу лиц является самостоятельным видом деятельности" <8> и не подпадает под ст. 17 ЖК РФ, поскольку текст этой статьи допускает лишь совмещение своего собственного проживания в жилом помещении и осуществления какой-либо профессиональной или предпринимательской деятельности.
--------------------------------
<8> Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2015 года по делу N 33-5376/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
Не изменил позицию судов и упоминавшийся в самом начале единственный на данный момент нормативно-правовой документ, регулирующий деятельность хостелов, в котором прямо зафиксировано следующее: "Хостелы могут располагаться в отдельно строящемся здании или занимать часть здания (этаж, подъезд), квартиру или несколько квартир в одном здании (на одном или нескольких разных этажах)". И если в судебных решениях, выносимых до 01.01.2015, подобное игнорирование установленного ГОСТа объясняется невступлением его в силу <9>, то в более поздних решениях, по сути, утверждается, что положения указанного ГОСТа противоречат положениям гражданского и жилищного законодательства. Именно так, думается, можно оценить следующий вывод судебного органа: "...использование квартиры, имеющей статус жилого помещения, собственником, а также иными лицами в качестве меблированных комнат или для организации хостела, то есть для временного заселения посторонних лиц на возмездной основе, противоречит пункту 3 статьи 288 ГК РФ, так и пункту 2 статьи 17 ЖК РФ".
--------------------------------
<9> Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2105 по делу N 33-12940 // СПС "КонсультантПлюс".
Обнаружить иной подход судебной практики к разрешению данного вопроса нам не удалось. Более того, некоторое время назад (зимой 2014 года) в Государственную Думу был внесен законопроект, который предлагал прямо закрепить в Жилищном кодексе РФ невозможность для юридических лиц использования жилого помещения в целях предоставления гостиничных услуг. Данный законопроект не нашел поддержки в большинстве профильных комитетов, однако интересна аргументация, например, Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству: "...безусловно, поддерживая идею запрета осуществления гостиничных услуг в многоквартирных домах, (комитет) считает, что действующие нормы гражданского, жилищного и административного законодательства позволяют органам исполнительной власти, местного самоуправления, государственного жилищного надзора и правоохранительным органам контролировать использование жилых помещений по назначению в установленных пределах" <10>. А уже через год данный Комитет отказался от такого подхода, поддержав принятие законопроекта N 876688-6 "О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части запрета использования жилых помещений в качестве гостиницы, иного средства временного размещения, а также предоставления в них гостиничных услуг)", мотивируя свое решение тем, что отношения в сфере гостиничного обслуживания не относятся к жилищным правоотношениям, а жилые помещения и гостиницы (хостелы) имеют различный правовой статус и отличаются между собой как по функциональному назначению, так и по правовому регулированию <11>.
--------------------------------
<10> URL: http://asozd2.duma.gov.ru/.
<11> См.: Заключение по проекту Федерального закона N 876688-6 "О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части запрета использования жилых помещений в качестве гостиницы, иного средства временного размещения, а также предоставления в них гостиничных услуг), внесенному депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, Е.Л. Николаевой, А.Н. Абалаковым, С.М. Катасоновым, А.А. Озеровым, П.Р. Качкаевым и другими. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=876688-6.
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что в настоящее время существование и размещение хостелов в многоквартирных домах есть существующая данность, вызванная дороговизной и сложностью процесса перевода жилых помещений в нежилые, многие такие средства размещения существуют лишь благодаря лояльному отношению региональных властей. Тем не менее при возникновении малейшего возражения со стороны правоохранительных органов или соседей правопорядок признает незаконным осуществление такой деятельности.
Более того, лояльное отношение к хостелам существует далеко не во всех регионах. Можно даже констатировать существование противоположной оценки их деятельности. Низкое качество оказываемых услуг в большинстве хостелов, ненадлежащие условия организации размещения, невыполнение минимальных требований к указанным объектам размещения вызывают негативную оценку отдыхающих и создают неблагоприятный имидж для всего туристического региона. Именно поэтому в крупных туристических центрах России наметилась обратная тенденция: началось усиление давления на организованные хостелы с целью их закрытия. Ярким примером указанной тенденции является внесенный в Государственную Думу законопроект N 876688-6. Представляется, что очередная попытка закрепления в федеральном законодательстве прямого запрета организации хостелов в многоквартирных домах вызвана вступлением в силу ранее упомянутого ГОСТа.
Оценивая действующую правовую базу для организации работы хостелов, можно предложить несколько вариантов совершенствования жилищного законодательства в данном направлении.
Закрепление в ЖК РФ статуса таких помещений. Однако на первый взгляд кажущаяся очевидность такого решения не дает оснований для оптимизма, если углубиться в детали такого возможного регулирования.
Поскольку хостелы - это не объекты жилищных прав, а способ размещения, то проводить аналогию с домами-приютами, домами для престарелых, ветеранов и иными подобными объектами, которые отнесены к специализированному жилищному фонду, неуместно. Безусловно, определенное сходство может быть обнаружено, поскольку подобные жилые помещения отличаются от стандартных тем, что наряду с проживанием указанным лицам предоставляются услуги медицинского, информационного и иного характера. Вместе с тем применительно к хостелам подобная аналогия невозможна. Квартиры, которые используются для предоставления услуг размещения, уже относятся к частному жилищному фонду, тогда как специализированный жилищный фонд - это фонд государственный и муниципальный. Кроме того, дома-приюты и иные подобные объекты, относящиеся к специализированному жилищному фонду, являются отдельными зданиями, а не частями многоквартирного дома. Думается, что никто не будет возражать против создания хостелов в отдельно стоящем здании, при этом необходимость отнесения его к жилищному фонду полностью отсутствует.
Соответственно, требуется иное решение данного вопроса. Такое решение видится в традиционном разграничении понятий "гостиничные услуги" и "наем жилого помещения". Несмотря на то обстоятельство, что, как уже ранее упоминалось, понятие гостиничных услуг в действующем законодательстве не дает ответа на указанные вопросы, а доктрина пестрит различного рода авторскими определениями данного понятия, все теоретики признают, а законодательство закрепляет как минимум следующие подходы.
Гостиничные услуги всегда подразумевают услуги по размещению лица и услуги, сопутствующие такому размещению. В силу новой законодательной дефиниции очевидно, что акцент в понимании гостиничной услуги перенесен на услуги по обеспечению временного проживания в гостинице, которые включают сопутствующие услуги. Таким образом, в определении гостиничной услуги теперь, во-первых, есть прямое указание не на размещение, а на проживание, а во-вторых, гостиничную услугу теперь нельзя понимать узко.
Подобная дефиниция отражает научные воззрения на этот счет. Так, например, М.Б. Цаликова отмечает, что "гостиничная услуга как объект гражданского права представляет собой результат деятельности исполнителя, который носит комплексный характер и обеспечивает временное проживание в гостинице заказчика" <12>. Следовательно, отмечает Д.А. Жмулина, можно сказать, что сущностью гостиничной услуги является удовлетворение потребности граждан в размещении, т.е. во временном проживании в жилом помещении, а также в сопутствующих проживанию услугах <13>.
--------------------------------
<12> Цаликова М.Б. Правовое регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 17.
<13> См.: Жмулина Д.А. Понятие и виды гостиничных услуг // Современное право. 2009. N 2. С. 62 - 66.
В законодательстве гостиница названа помещением, в котором гражданин проживает временно и которое выступает в качестве места его пребывания (Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <14>).
--------------------------------
<14> Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ред. от 29.06.2015) // Российская газета. 1993. N 152.
Факт такого проживания и дает основание думать, что указанные отношения можно урегулировать в рамках жилищного законодательства. Однако попытки использовать в данном случае исключительно конструкцию договора коммерческого найма никак не позволяют разрешить ситуацию. Даже если индивидуальный предприниматель (или юридическое лицо) не позиционирует себя как хостел, заключает только договор найма жилого помещения, не оказывает никаких иных дополнительных услуг, то суды все равно утверждают, что фактически осуществляется предпринимательская деятельность, недопустимая в жилом помещении.
Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что попытки закрепить в Жилищном кодексе РФ какой-то особый статус хостелов вряд ли увенчаются успехом. Отклонив все выше существующие на данный момент схемы и предложения, можно выдвинуть для обсуждения два возможных выхода из сложившейся ситуации:
- прямо в Жилищном кодексе РФ закрепить право собственников использовать жилые помещения для организации хостелов, если они включены в соответствующий реестр или классификацию.
Выдвинув подобное предложение, понимаем, что практические его перспективы "прохода" через комитеты Государственной Думы минимальны, с учетом проанализированных ранее оценки и позиции судебной практики;
- установить упрощенный режим перевода помещения из жилого в нежилое для организации хостелов, включенных в реестр или классификатор. Поскольку изначально подразумевается, что такое помещение будет использоваться для временного проживания (т.е. основной целевой характер использования помещения меняться не будет), то такой упрощенный порядок вполне укладывается в существующую систему правового регулирования. Представляется, что для такого перевода для первых этажей необходимо установить организацию отдельного входа. Сложнее с хостелами на более высоких этажах, в отношении которых, возможно, следует предусмотреть получение согласия большинства собственников подъезда. Думается, такой шаг приведет к значительным сдвигам по включению хостелов в урегулированную сферу действующего законодательства.
В завершение следует отметить следующее. Сложившееся противоречивое отношение к хостелам очевидно. С одной стороны, существование хостелов - общемировая и положительно оцениваемая многими практика, тем более в условиях недостаточного количества средств размещения на территории российских регионов; с другой - низкое качество многих существующих хостелов, потеря качественными гостиницами данного сегмента потребителей, нарушение прав и интересов соседей в многоквартирных домах вызывают негативное к ним отношение. В этих условиях возможны как выработка рекомендаций, связанных с закреплением надлежащей правовой базы для развития хостелов, так и путь безапелляционного запрета. Однако очевидно, что путь запрета вряд ли стоит расценивать положительно, поскольку он приведет к уходу в тень легально работающего бизнеса, повысит стоимость оказываемых гостиничных услуг (отсутствие конкуренции), сократит число туристов, сознательно выбирающих путь экономии при выборе своего размещения.
Литература
1. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2015 года по делу N 33-5376/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
2. Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2015 по делу N 33-12940 // СПС "КонсультантПлюс".
3. Внуков И., Окунева Я. Важная новость для хостелов: принят ГОСТ "Общие требования к хостелам". URL: http://biz-bank.ru/articles/gost_ dlya_hostelov/ (дата обращения: 01.03.2016).
4. Жмулина Д.А. Понятие и виды гостиничных услуг // Современное право. 2009. N 2. С. 62 - 66.
5. Заключение по проекту Федерального закона N 876688/6 "О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части запрета использования жилых помещений в качестве гостиницы, иного средства временного размещения, а также предоставления в них гостиничных услуг), внесенному депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, Е.Л. Николаевой, А.Н. Абалаковым, С.М. Катасоновым, А.А. Озеровым, П.Р. Качкаевым и др. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=876688-6.
6. Козырева Л.А. Гостиничные услуги и наем жилого помещения // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 4.
7. Правила предоставления гостиничных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 // СЗ РФ. 2015. N 42. Ст. 5796.
8. Приказ Министерства культуры РФ от 11 июля 2014 г. N 1215 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями" // Рос. газ. 2015. N 24/1 (специальный выпуск).
9. Цаликова М.Б. Правовое регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.