Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
БОРЬБА СО СГОВОРАМИ НА ТОРГАХ - ПУТЬ К СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА
А.Ю. КИНЕВ
В условиях экономического кризиса и санкций борьба за "доступ" к финансовым потокам, источником которых преимущественно служат либо бюджет государства, либо компании с государственным участием, обострилась многократно. При этом основной объем этих финансовых потоков распределяется в соответствии с требованиями российского законодательства посредством торгов (конкурсов или аукционов).
Например, исключительно посредством торгов с 2007 г. осуществляются закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Учитывая, какое место они занимают в затратной части бюджета Российской Федерации, осуществление таких закупок на конкурентной основе имеет огромное значение для государства. В одном из своих выступлений руководитель ФАС России Игорь Артемьев подчеркнул, что за семь лет, прошедших с момента внедрения в российское законодательство принципа госзакупок через торги, экономия бюджета только от разницы между стартовыми ценами и ценами заключенных контрактов составила более 1300000000000 рублей <1>.
--------------------------------
<1> Антимонопольное законодательство способствует развитию бизнеса. URL: http://www.e-torgi.ru/index.php/novosti2/6477-antimonopolnoe-zakonodatelstvo-sposobstvuet-razvitiyu-biznesa.
Непоправимый ущерб бюджету и госкомпаниям наносят сговоры на торгах. Этот ущерб может быть материальным, когда в условиях сговора торги не приводят к тем финансовым результатам, которые могли бы быть достигнуты в условиях конкуренции. Он может быть и идеологическим - дискредитируются правовые нормы, направленные на справедливое распределение ресурсов и прав, на защиту конкуренции; подрывается доверие к государственным институтам, участвующим в этих процессах; создаются условия для коррупции.
Современное российское антимонопольное законодательство, основу которого составляет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещает антиконкурентные соглашения в виде сговоров на торгах.
Пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции содержит запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Согласно Закону о защите конкуренции сговор на торгах - один из видов картеля. При этом общепризнано, что картель - самое общественно опасное нарушение антимонопольного законодательства.
Около 70% картелей, которые раскрываются антимонопольными органами в последние годы, - это сговоры на торгах. В своих решениях по результатам данных расследований антимонопольные органы вынуждены фиксировать, что сотни миллиардов рублей "осваиваются" и "распиливаются" не посредством строгого соблюдения норм законодательства о торгах и защите конкуренции, а с помощью противоправных сговоров.
Сговор на торгах - это чаще всего соглашение между конкурентами об условиях участия на торгах, которое реализуется следующим образом:
1) посредством ограничения участия в процедуре торгов. В данном случае конкуренты соглашаются воздержаться от участия в торгах или готовы отозвать свое предложение, чтобы победил определенный участник;
2) путем подачи неконкурентоспособного предложения. Конкуренты соглашаются подать предложение с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями, чтобы победил определенный участник.
Взаимная выгода обеспечивается по принципу "ты - мне, я - тебе". Согласие на ограничение участия или неконкурентоспособное предложение дается в обмен на другой контракт (ротация конкурсных предложений), субподряд, денежные выплаты, иные способы компенсаций.
Признаками сговора на торгах являются:
- большинство торгов выигрывает одна и та же компания;
- минимальное число участников торгов (чаще всего это два-три хозяйствующих субъекта);
- ряд компаний выигрывает торги по очереди;
- участники торгов хорошо осведомлены о конкурентах и их предложениях;
- минимальное снижение начальной цены (как правило, снижение составляет 0,5 - 1%);
- неявка участников на процедуру торгов;
- присутствие на торгах участников, ни разу не заявивших своего предложения;
- ограничение доступа к информации о предстоящих торгах;
- отличие цен на торгах от рыночной цены.
Помимо запрета на сговор на торгах между хозяйствующими субъектами-конкурентами, отдельно ст. 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на сговор между участниками торгов и их организатором, если таковым является орган власти.
Несмотря на постоянное совершенствование правового регулирования в сфере закупок, недобросовестные участники торгов быстро адаптируются к новым механизмам и процедурам размещения заказа, используя в своих схемах законодательные пробелы. Количество нарушений в названной сфере ежегодно возрастает, что представляет серьезную угрозу экономической безопасности России <2>. Экономическая безопасность страны - одна из основ национальной безопасности. Поэтому рост нарушений на торгах, и в первую очередь рост числа картелей и других антиконкурентных соглашений при проведении торгов, - это угроза национальной безопасности страны.
--------------------------------
<2> Сговоры на торгах при осуществлении государственных закупок. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4960.
Борьба со сговорами на торгах - это важная государственная задача, которая стоит не только перед Россией.
В общемировой практике закупки товаров, работ и услуг в сфере государственного управления составляют в среднем 15 - 30% от ВВП, а в некоторых странах даже больше. Среди многочисленных функций государства именно эта в наибольшей степени подвергнута воздействию коррупции. По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" (Transparency International), пагубное воздействие коррупции составляет в среднем 10 - 25%, а в некоторых случаях достигает и 40 - 50% от общей стоимости заключаемого контракта <3>.
--------------------------------
<3> Curbing corruption in public procurement, Handbook/Transparency International, 2006. P. 13. URL: www.transparency.org/content/download/12496/120034.
Многие правоприменительные органы мира бросили вызов сговорам на торгах при заключении контрактов на государственные закупки, отчетливо понимая, что такие сговоры - это прямая угроза национальной безопасности их страны.
Например, конкурентное ведомство Бразилии оштрафовало пять компаний и шесть руководящих работников этих компаний на сумму в 2,9 млрд. бразильских реалов (1,8 млрд. долларов США) по обвинению в картельном сговоре на рынке газов промышленного назначения. Это - один из самых больших антикартельных штрафов, которые когда-либо налагались в Бразилии <4>.
--------------------------------
<4> URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ciclpd24rev1_ru.pdf.
Другой пример применения крупных штрафных санкций за сговоры на торгах в Бразилии: шесть цементных компаний были оштрафованы на сумму 1,39 млрд. долларов США за многолетний картельный сговор.
Еще один пример - из практики работы антимонопольного органа Южной Кореи. За сговор на торгах между строительными компаниями Комиссией по добросовестной торговле Южной Кореи были наложены штрафы в общем размере 1,01 млрд. долларов США.
Пресечение картелей на рынках строительных и ремонтных работ - это и мировой тренд, и один из приоритетов деятельности ФАС России.
Треть от общего числа дел по ст. 11 Закона о защите конкуренции - это дела об антиконкурентных соглашениях на товарных рынках строительных и ремонтных работ, в том числе и в области дорожного строительства.
Среди всех дел по сговорам на торгах доля дел, связанных со строительством, составляет порядка 40%.
В соответствии с поручением первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова ФАС России проводится системная работа по выявлению и пресечению деятельности картелей в сфере строительства и дорожного хозяйства.
Напомним о некоторых решениях ФАС России в борьбе со сговорами на торгах в этой сфере.
22 декабря 2014 г. решением Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1-11-146/0022-14 ООО "Восток", ООО "Дороги Сибири", ОАО "ДЭП N 364", ОАО "ДЭП N 363" и ИП Оганесян В.В. были признаны нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и участия в антиконкурентном соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах по содержанию (строительству и ремонту) автомобильной дороги М-54 "Енисей" от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией.
Основными доказательствами по делу послужили материалы, полученные в ходе внеплановых выездных проверок, а также информация с электронных площадок и от налоговых органов.
Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства были переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного п. п. "а", "в" ч. 2 ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Решением по данному делу установлено, что шесть аукционов (на сумму более 1,8 млрд. рублей) завершились без какого-либо соперничества между их участниками. Снижение начальной (максимальной) цены контракта на этих аукционах составило всего 0,5%. При этом на аналогичных аукционах, на которых наблюдалась конкуренция, снижение начальной (максимальной) цены составляло от 20 до 44%.
Ущерб бюджету от деятельности данного картеля в этом случае достиг 700 млн. рублей.
В российской практике существуют примеры использования не только административно-правовых методов борьбы с картелями. Есть прецеденты привлечения лиц, виновных в организации картеля, и к уголовной ответственности.
Так, ООО "Новомост-53" и ООО "СК Балтийский регион" заключили и исполнили устное соглашение (картель), направленное на поддержание цен на аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству мостового перехода через реку Перехода. Кроме этого, ГОКУ "Новгородавтодор" (заказчик) координировал деятельность участников аукциона и создал одному из участников торгов - ООО "Новомост-53" - преимущественные условия участия в аукционе.
В результате реализации антиконкурентного соглашения на аукцион вышел только один участник - ООО "Новомост-53", который и стал победителем аукциона по максимально возможной цене.
По данным фактам расследовались антимонопольное и уголовное дело, материалы которых в результате были переданы в суд.
Новгородский районный суд признал:
Г.С. Вишнякова (первый заместитель начальника управления ГОКУ "Новгородавтодор") виновным в совершении ряда преступлений, в том числе по ч. 1 ст. 285 УК РФ, ч. 1 ст. 286 УК РФ;
В.В. Самойлова (учредитель и директор ООО "Новомост-53") виновным в совершении ряда преступлений, в том числе по ч. 2 ст. 178 УК РФ.
Приговоры суда вступили в законную силу. Дело в отношении должностных лиц ООО "Балтийский регион" находится в стадии предварительного расследования.
Необходимо отметить, что ФАС России постоянно расширяет сотрудничество с правоохранительными органами при расследовании картелей на торгах. Антимонопольный орган исходит из того, что государство должно использовать для борьбы с этим крайне негативным явлением все имеющиеся правовые механизмы, в том числе уголовную ответственность. Это обусловлено еще и тем, что практически всегда сговоры на торгах между заказчиком и участниками торгов не только нарушают антимонопольное законодательство, но и имеют коррупционную составляющую, требующую применения уголовно-правовых мер.
Сговоры на торгах на поставку социально значимых товаров и услуг.
Не менее пристальное внимание служба уделяет сговорам на торгах по поставкам медикаментов и средств реабилитации для инвалидов. Недаром фармацевтика, поставка лекарственных препаратов и медицинского оборудования особо выделены в Стратегии национальной безопасности. Эта отрасль, от четкого функционирования которой зависят жизнь и здоровье миллионов граждан нашей страны, является жизненно важной в прямом смысле этого слова. Однако даже здесь желающие получить сверхприбыль коммерсанты зачастую вместе с коррумпированными чиновниками готовы организовывать картели.
Приведем пример из практики работы ФАС России.
В ходе проведения электронных аукционов участниками картеля (ООО "Краевой центр средств реабилитации", ООО "ДЮНА", ООО "Апрель", ООО "Торговый дом "Предгорье Кавказа", ООО "Регион Лоджистик", ООО "Башкирский центр средств реабилитации", ИП Улановская Е.В.) была использована модель поведения, получившая среди лиц, связанных с госзакупками, условное наименование "таран": два участника антиконкурентного соглашения, во время проведения аукционов изображая активную торговлю между собой, резко опускали цену (до 51% от первоначальной цены контракта). При этом добросовестные участники торгов теряли интерес к аукциону. Затем ООО "Краевой центр средств реабилитации" на последних секундах аукциона делал ставку незначительно ниже ставки добросовестного участника или начальной (максимальной) цены контракта. Далее заявки участников картеля, занявших первое и второе места, признавались не соответствующими в связи с отсутствием необходимых документов (предоставлением документов, не соответствующих требованиям Закона о размещении заказов). В результате контракт заключался с третьим участником картеля, который незначительно отклонился от начальной цены.
Несмотря на привлечение участников сговора к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму свыше 7 млн. рублей, подобная схема проведения аукционов на поставку средств реабилитации инвалидов распространилась еще на 23 субъекта РФ. В настоящее время сотрудниками ФАС России проводится серия внеплановых выездных проверок с целью выявления нарушений и возбуждения по данным фактам новых антимонопольных дел.
Важность данного расследования связана не только с социальной значимостью предмета торгов, но и с масштабом деятельности участников картеля: ведь на закупки средств реабилитации государство ежегодно тратит миллиарды рублей, а сам сговор носит межрегиональный характер.
Другим примером пресеченной деятельности картеля на торгах, связанных с системой здравоохранения, является дело о строительстве объекта здравоохранения в Красноярске.
Решением по этому делу было установлено, что между участниками социально значимого аукциона на право выполнения работ по объекту "Реконструкция и расширение Красноярского краевого онкологического диспансера в г. Красноярске" было заключено картельное соглашение.
До участия в аукционе были допущены два участника. В связи с отсутствием предложений от участников аукциона шаг аукциона последовательно уменьшался на 0,5%. После троекратного объявления этих цифр и отсутствия предложений от участников размещения заказа шаг аукциона уменьшался еще на 0,5% (4%, 3,5%, 3% и т.д.).
Участники торгов начали подавать свои ценовые предложения только после того, как шаг аукциона был снижен до 0,5%, а цена лота достигла 99,5% от начальной (максимальной) цены. В результате контракт стоимостью более 6 млрд. рублей был заключен с минимальным снижением от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, на протяжении девяти циклов, пока шаг аукциона не стал равным минимальному допустимому значению 0,5%, участники вели себя одинаково и никто из них не подал ни одного ценового предложения.
Помимо этого, участники торгов подали идентичные заявки на участие в аукционе, что подтверждено заключениями экспертов.
Виновные в сговоре компании будут привлечены к административной ответственности и заплатят серьезные штрафы.
Подводя итог обзору российской и зарубежной практики борьбы со сговорами на торгах, необходимо отметить, что с учетом значительного материального и идеологического ущерба от действий таких картелей суровые наказания в виде крупных административных штрафов и уголовной ответственности, применяемые к их участникам, являются абсолютно адекватными.
В этом отношении меры ответственности, заложенные в российское законодательство, полностью соответствуют мировым тенденциям.
Противодействие сговорам на торгах позволяет экономить значительные суммы бюджетных средств, составляющие до нескольких процентов от ВВП страны.
Кроме этого, пресечение сговоров на торгах является очень важной антикоррупционной мерой.
Учитывая вышесказанное, сегодня, в условиях сложной экономической и внешнеполитической ситуации, на проблему картельных сговоров, особенно сговоров на торгах, необходимо взглянуть через призму вопросов экономической безопасности как составной части национальной безопасности страны.
Для повышения эффективности работы по борьбе с такими сговорами ресурсов и полномочий только антимонопольного органа недостаточно, требуется консолидация усилий государственных органов.
Литература
1. Антимонопольное законодательство способствует развитию бизнеса. URL: http://www.e-torgi.ru/index.php/novosti2/6477-antimonopolnoe-zakonodatelstvo-sposobstvuet-razvitiyu-biznesa.
2. Воздействие картельной практики на бедные слои населения. URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ciclpd24rev1_ru.pdf.
3. Сговоры на торгах при осуществлении государственных закупок. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4960.
4. Curbing corruption in public procurement, Handbook/Transparency International, 2006. P. 13. URL: www.transparency.org/content/download/12496/120034.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.