Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВОСУДИЕ: ГЕНЕЗИС, ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.В. БОГАТЫРЕВ
Экономическая сфера жизни всегда имела ключевое значение для общества. Именно процессами в этой области определяется вектор движения как общества, так и государства. В то же время осуществление экономической деятельности неизбежно влечет столкновение интересов хозяйствующих субъектов, при этом часто нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц. Поэтому в соответствии с потребностями общества при активном развитии экономики от государства требуется создание эффективной системы разрешения различного рода споров между участниками экономических правоотношений. Одним из способов обеспечения государственной защиты в экономической сфере является отправление экономического правосудия. Следует отметить, что понятие "экономическое правосудие" достаточно часто используется различными авторами. Так что же такое экономическое правосудие? Однозначного ответа на этот вопрос в юридической литературе нет, как нет и законодательного закрепления данного понятия, кроме того, даже родовое понятие "правосудие" на сегодняшний день различными учеными трактуется по-разному. Поэтому изучение понятия "экономическое правосудие" необходимо начать с рассмотрения понятия "правосудие".
Если обратиться к анализу самого слова "правосудие" то, по всей видимости, оно произошло от таких слов, как "правый" (древнерусское "правый" - правый (прямой), позже приобрело значение "правильный", "истинный", родственное слово "правда") и "судить", (древнерусское "соудити" - имеет значение "ставить", "устанавливать", "класть"). Перевести его можно как "устанавливать правду, истину". Как видим, оно имеет оценочное значение, в соответствии с которым только правильное, законное решение суда можно считать актом правосудия, и представляет собой идею о справедливом суде.
Проблема сущности и содержания правосудия как средства обеспечения законных интересов субъектов права занимала ученых со времен глубокой древности.
Отдельные идеи о справедливом суде уже формулируются в работах таких античных мыслителей, как Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и др. Особое внимание проблемам правосудия уделяли римские юристы: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин и др. В средневековую эпоху вопросы судебной деятельности разрабатывались в контексте теократических учений. В политико-правовых трудах А. Августина, Ф. Аквинского и ряда других теологов выдвигаются идеи о переходе правосудия как вида социальной деятельности публично-правового характера от государства к католической церкви, которая в этот период претендует на роль господствующего социального института.
Качественно новый этап развития правовой мысли о правосудии связан с эпохой Возрождения и последующими этапами эволюции государственно-правовой системы. В учениях Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш.-Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г.Ф. Гегеля и других мыслителей судебная власть рассматривается как специфический элемент механизма сдержек и противовесов, а функциональная направленность правосудия связывается с защитой естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности.
В отечественной дореволюционной юриспруденции различные стороны проблемы организации и осуществления правосудия затрагивали в своих трудах Н.Н. Алексеев, В.Н. Бочкарев, И.В. Гессен, Г.А. Джаншиев, А.Ф. Кони, А.П. Куницын, А.Н. Лазаренко, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и др. Среди отечественных исследователей советского и современного периодов, посвятивших свои работы различным вопросам реализации и защиты субъективных прав в процессе правосудия, следует выделить таких ученых, как Н.В. Витрук, В.В. Ершов, Л.В. Лазарев, Ж.И. Овсепян, И.Л. Полянский, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев, Ю.К. Якимович и др.
За десятилетия накопилось много определений понятия правосудия <1>. Так, в Юридической энциклопедии, подготовленной Институтом государства и права РАН, правосудие определяется как особый вид государственной (публичной) деятельности, состоящий в том, что независимый, беспристрастный и справедливый суд (суды) на основе закона рассматривает и разрешает правовые споры и дела, отнесенные к его ведению в установленных законом правовых формах; и здесь различают гражданское, уголовное, административное, арбитражное и конституционное судопроизводство <2>.
--------------------------------
<1> См.: Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 23.
<2> См.: Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Наука, 2001. С. 821 - 822.
Другим энциклопедическим источником правосудие трактуется как осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений <3>. Есть энциклопедическая работа, где говорится, что правосудие - это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государств <4>.
--------------------------------
<3> См.: Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Авакьян. М., 2000. С. 465.
<4> См.: Юридическая энциклопедия / Изд. М.Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 347.
Для всех этих определений общим является то, что правосудие понимается как деятельность, причем деятельность государственная, осуществляемая только судом, в подтверждение этого ст. 118 Конституции Российской Федерации гласит: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом". Развивая это положение, п. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается. Таким образом, правосудие осуществляется только государственной властью, в частности судебной. При этом монополия государства не является основанием для рассмотрения экономического правосудия в качестве "инструмента обеспечения сугубо государственных интересов" <5> в экономической сфере.
--------------------------------
<5> См.: Похлебенина Ю.В. Правосудие как форма государственной деятельности и юридическая гарантия обеспечения правового статуса личности: теоретико-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 5.
На сегодняшний день система арбитражных судов как совокупность органов государственной власти является основным государственно-властным инструментом судебной защиты в экономической сфере, инструментом реализации конституционного права на судебную защиту, посредством которого субъекты предпринимательской деятельности воплощают в жизнь принцип судебной защиты прав человека и гражданина путем осуществления правосудия на основе арбитражного процессуального законодательства <6>.
--------------------------------
<6> См.: Ермошин Г.Т., Адзинова Е.А. Развитие в законодательстве о судебной власти конституционного права на судебную защиту в экономической сфере // Законодательство и экономика. 2004. N 11. С. 8.
Некоторыми авторами правосудие отождествляется с судопроизводством, что, как мне кажется, неправильно, поскольку понятие "правосудие" шире и включает в себя судопроизводство. Судопроизводство является составной частью понятия "правосудие". Это наглядно видно, если рассматривать правосудие как функцию государственной власти, в частности как основную функцию судебной власти в правовом демократическом государстве, реализация которой возлагается на специально создаваемые для этих целей органы - суды, образующие единую судебную систему. Деятельность по осуществлению правосудия регламентируется процессуальным законодательством - формальным аспектом судебной деятельности, а саму фактическую деятельность, в рамках которой отправляется правосудие, именуют судопроизводством.
Таким образом, рассматривая экономическое правосудие или правосудие по экономическим спорам, можно выделить следующие его важные составляющие:
- судопроизводство как непосредственную деятельность по разрешению экономических споров, включая процесс как законодательное регламентирование этой деятельности;
- судоустройство как законодательное определение задач и принципов организации деятельности, структуры и компетенции судов;
- статус лиц, осуществляющих экономическое правосудие, как фактор, непосредственно влияющий на отправление правосудия.
В подтверждение этого можно привести тот факт, что законодательное регулирование в сфере экономического правосудия осуществляется целой системой норм, которые можно классифицировать следующим образом:
- нормы о судоустройстве, закрепляющие структуру, общие принципы организации и деятельности судебной системы как системы органов судебной составляющей государственной власти;
- нормы о судопроизводстве, устанавливающие порядок деятельности судов в части отправления правосудия;
- нормы о статусе судей и об органах судейского сообщества, определяющие особенности правового положения граждан, реализующих судебную составляющую государственной власти;
- нормы, формирующие конституционные основы финансирования судебной власти из федерального бюджета в целях обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия.
Причем конституционное регулирование осуществляется в основном в судоустройственном и судопроизводственном сегментах законодательства о судебной власти (конкретнее - в законодательстве, регулирующем организационно-правовые аспекты системы арбитражных судов) и арбитражном процессуальном законодательстве <7>.
--------------------------------
<7> См.: Ермошин Г.Т., Адзинова Е.А. Указ. соч. С. 8.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в целом ряде статей закрепляет общие принципы деятельности в экономической сфере, такие, как: единого экономического пространства; свободы экономической деятельности; многообразия и равенства различных форм собственности; поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Основой функционирования единого экономического пространства является объединение интересов производителей и собственников, направленное на реализацию их потребностей. Это возможно только в условиях свободного движения товаров, денежных средств, рабочей силы и информации, что гарантируется рядом положений Конституции РФ:
о единой денежной единице, осуществлении эмиссии исключительно Центральным банком Российской Федерации (ст. 75);
о том, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75);
о том, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом (ст. 74).
Данные нормы Конституции РФ обязывают государство создать и защищать единое экономическое пространство, что конкретизируется пунктом "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящим к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка.
В Конституции РФ предусмотрены специальные правовые механизмы соблюдения баланса публичных и частных интересов.
С одной стороны, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц. Тем самым поставлена конституционная преграда возможным попыткам ограничения свободы экономической деятельности.
С другой стороны, с целью поддержки механизмов рыночных отношений в Конституции РФ установлено, что не допускается использование свободы экономической деятельности для монополизации и недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34).
Интересно и то, что из шестнадцати базовых федеральных конституционных законов пять принято по вопросам судебной власти. Это Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями (далее - ФКЗ об арбитражных судах), Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями, Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии". Такого объема конституционно-правового регулирования не имеет ни одна из ветвей государственной власти.
Справедливо также говорить и о том, что правосудие - это способ осуществления государственной власти, в частности ее судебной ветви. В связи с этим можно привести слова Б.Н. Топорнина: "Правы те, кто полагает, что оба понятия - "судебная власть" и "правосудие" - используются как синонимы. Когда говорят "судебная власть", подразумевают осуществление правосудия, а когда применяют термин "правосудие", имеют в виду всю совокупность структур и процедур, свойственных судебной системе" <8>.
--------------------------------
<8> См.: Топорнин Б.Н. Развитие судебной власти в России: Общие подходы // Судебная реформа: Проблемы и перспективы. М., 2001. С. 8.
Здесь необходимо отметить, что судебная власть и правосудие как виды государственной деятельности соотносятся в качестве предпосылки и опосредованного данной предпосылкой отношения. Власть представляет собой возможность одного субъекта навязывать свою волю другому субъекту. В свою очередь, деятельность есть внешняя форма поведенческой активности. Таким образом, правосудие как вид государственной деятельности представляет собой внешнюю форму выражения судебной власти. Именно посредством деятельности государство реализует свою власть и осуществляет управление обществом. В основу структурирования системы государственной власти и производной от нее системы государственной деятельности положен принцип разделения властей, предполагающий организационное обособление ветвей государственной власти и наделение их специфическими функциональными полномочиями.
Осуществление правосудия связано с особым объектом государственного воздействия - системой общественных отношений, обладающих повышенной ценностью для государства и общества и в силу этого требующих для своей охраны и защиты особых форм и методов. В этой связи правосудие, являясь разновидностью государственной деятельности, характеризуется рядом особенностей, к числу которых прежде всего следует отнести: особые цели, стоящие перед судебной деятельностью, и их реализация в соответствии со специальными принципами; осуществление правосудия от имени государства и, таким образом, наличие государственной монополии на данный вид юридической деятельности; особая процессуальная форма разрешения социальных конфликтов и признания спорных интересов, являющаяся наиболее сложной, разветвленной и детально урегулированной из всех юрисдикционных процедур <9>.
--------------------------------
<9> См.: Похлебенина Ю.В. Правосудие как форма государственной деятельности и юридическая гарантия обеспечения правового статуса личности: теоретико-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 7.
Первичным понятием по отношению к экономическому правосудию является понятие "экономический спор". В законодательстве понятие экономического спора прямо не определено, что затрудняет его толкование.
Понятие экономического спора является собирательным, так как к экономическим относятся споры, вытекающие из гражданских, административных и иных правоотношений. Но независимо от того, к какому виду правоотношений спор относится, его отличительными чертами являются следующие: во-первых, он возникает в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; во-вторых, вопросы, которые он затрагивает, связаны с предпринимательской деятельностью специальных субъектов, участвующих в расширенном воспроизводстве работ, товаров и услуг; и наконец, в-третьих, эти споры имеют имущественные последствия <10>.
--------------------------------
<10> См.: Губин Е. Предпринимательское право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2003. С. 114.
В.В. Ярков отмечает, что экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон - спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности <11>.
--------------------------------
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник "Арбитражный процесс" (под ред. В.В. Яркова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2005 (2-е издание, переработанное и дополненное, стереотипное).
------------------------------------------------------------------
<11> См.: Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. проф. В.В. Яркова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 37.
В самом общем понимании под экономическим спором подразумевается правовой конфликт, который возник в сфере хозяйственной деятельности, участниками которого могут быть как юридические лица и частные предприниматели, так и государство.
Экономические споры, в том числе и связанные с предпринимательской деятельностью, прямо или косвенно рассматриваются различными судебными органами в соответствии с подведомственностью: Конституционным Судом РФ, арбитражными судами и судами общей юрисдикции, конституционными (уставными) судами субъектов Федерации. Определенная часть экономических споров между субъектами предпринимательской деятельности разрешается в третейских судах. Следует отметить, что третейские суды не являются государственными органами и не входят в судебную систему Российской Федерации, они создаются частными лицами по их собственной воле и по их инициативе осуществляют защиту гражданских прав, и поэтому на основании ст. 118 они не являются органами, осуществляющими правосудие. На это, в частности, указал Конституционный Суд РФ в Определении от 13 апреля 2000 г. N 45-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения независимого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате Ставропольского края о проверке конституционности статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации".
В основном своем объеме реализация права на судебную защиту в экономической сфере происходит в арбитражных судах <12>.
--------------------------------
<12> См.: Ермошин Г.Т., Адзинова Е.А. Указ. соч. С. 7.
Современный процесс развития системы экономического правосудия в Российской Федерации представляет собой ряд этапов последовательного развития конституционного права на судебную защиту в экономической сфере. В связи с этим хочется сказать, что для определенного этапа развития общества характерен свойственный только ему механизм осуществления правосудия.
Поэтому естественным представляется вывод, сделанный М.И. Клеандровым, о том, что с развитием российского общества, его государственных институтов более сложными, более специализированными станут и судебная система России, и структура российских судебных органов, и процессуальный регламент, которым суды в своей деятельности руководствуются; а судейский корпус, состоящий из людей, непосредственно вершащих правосудие, будет иным - намного лучшим <13>.
--------------------------------
<13> См.: Клеандров М.И. Указ. соч. С. 6.
Подводя итог, можно сказать, что экономическое правосудие представляет собой особый вид государственной деятельности, осуществляемый только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФКЗ "О судебной системе РФ", состоящий в том, что судья на основании закона, правосознания и внутреннего убеждения, в установленной процессуальной форме рассматривает и разрешает экономические споры, отнесенные к его компетенции. Экономическое правосудие - сложное и многогранное понятие, вопросы экономического правосудия и регулирования экономической сферы жизни общества находят свое отражение как на конституционном уровне, так и на уровне федерального законодательства. Хотелось бы также отметить, что изучение экономического правосудия неразрывно связано с изучением вопросов судоустройства, судопроизводства, статуса лиц, отправляющих экономическое правосудие. Причем рассматривать экономическое правосудие необходимо в динамике его эволюции, начиная с анализа прошлого, настоящего и заканчивая осторожными прогнозами на будущее.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.