Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОССИЙСКАЯ НАЛОГОВАЯ ЮРИСДИКЦИЯ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ <*>
Е.А. ЦЕПОВА
--------------------------------
<*> Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ N НШ-3270.2022.2 "Эволюция или революция гражданского судопроизводства: цифровизация через призму искусственного интеллекта".
Налоговая конкуренция между государствами обострилась под влиянием цифровизации. Интернет объединяет организации финансового рынка и их клиентов, заказчиков и исполнителей, работодателей и работников независимо от того, где они находятся. Открытие счетов, трансграничные денежные переводы, финансовые операции в разных странах доступны из любой точки планеты <1>. Как следствие, у частных лиц сегодня больше возможностей, чем когда-либо, когда речь идет о выборе места уплаты налогов. Многие страны предлагают привлекательные налоговые ставки и льготы для тех, кто хочет инвестировать, заниматься профессиональной деятельностью или вести бизнес. Это означает, что физические лица могут принять обоснованное решение о том, где они хотят платить налоги, исходя из преимуществ, предлагаемых каждой страной.
--------------------------------
<1> Frolova E.E., Polyakova T.A., Dudin M.N., Rusakova E.P. & Kucherenko P.A. Information security of Russia in the digital economy: the economic and legal aspects // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2018. Vol. 9 (1). P. 89.
В большинстве юрисдикций налоговое резидентство физического лица определяется по итогам календарного года и в значительной степени основывается на сроке пребывания в стране. Поскольку многие специалисты могут выполнять свои профессиональные задачи без привязки к конкретному рабочему месту, живя на две или несколько стран, они способны самостоятельно определять, налоговым резидентом какого государства окажутся по итогам налогового периода. В этом случае выбор в пользу Российской Федерации может оказаться весьма разумным, поскольку обладает рядом преимуществ. Рассмотрим основные из них.
В первую очередь, стоит отметить простоту установления статуса резидента. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации физические лица признаются налоговыми резидентами, если находятся на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Из этого правила существует несколько исключений; например, в расчете не учитываются периоды выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного лечения или обучения, а также независимо от фактического времени нахождения в стране налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие и сотрудники органов государственной власти. Период пребывания на территории страны является единственным условием для признания физического лица резидентом; такой юридический факт, как наличие российского гражданства или вида на жительство, не является составной частью конструкции налогового резидента.
Во-вторых, ставка налога на доходы физических лиц в Российской Федерации для резидентов составляет 13%. Начиная с 2021 г. также действует ставка в размере 15% при доходах свыше 5 миллионов рублей в год. Для жителей большинства развитых стран такую ставку подоходного налога можно смело назвать огромной роскошью. Например, в Германии, Франции, Великобритании и Японии максимальная величина прогрессивной налоговой ставки составляет 45%, в Испании - 47%, в Италии - 43%, в США - 37%, в Турции - 40% <2>. В отдельных регионах указанных стран к величине подоходного налога, установленного на государственном уровне, могут добавляться также и местные налоги. Иными словами, почти половина всего заработанного налогоплательщиками - физическими лицами предназначена для пополнения государственного бюджета.
--------------------------------
<2> Tsepova E.A. Individuals' Capital Allocation in Different Jurisdictions Within the Context of International Tax Transparency: Improving the Global Approaches to Financial Regulation // Scientific and Technical Revolution: Yesterday, Today and Tomorrow. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 129 / eds. by E. Popkova, B. Sergi. Cham: Springer, 2020. P. 1612 - 1626. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9_172.
Вопреки распространенному заблуждению верхняя граница прогрессивных налоговых ставок затрагивает не только налогоплательщиков с высокими доходами, но и представителей среднего класса. Например, в Италии максимальная налоговая ставка применяется уже при доходах свыше 50 000 евро в год, в Турции - при доходах свыше 880 000 лир в год. Важно также учитывать, что резиденты страны платят налоги со своего общемирового дохода, это означает, что при наличии источника дохода в других странах (например, удаленная работа или сдача имущества в аренду) эти поступления также облагаются налогом в стране проживания. Если между странами заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то налог с отдельных видов доходов, прямо поименованных в соглашении, не будет взиматься дважды.
В-третьих, применение в Российской Федерации концепции налогообложения богатства (Taxation of Wealth) является крайне ограниченным, что делает ее привлекательной юрисдикцией налогового резидентства для состоятельных граждан. В мировой юридической науке понятие "налог на богатство" включает в себя два основных типа налогов: налог на имущество (или налог на чистые активы), который взимается спорадически или периодически со стоимости всего либо некоторого имущества резидента (стоимость активов за вычетом всех связанных с ними обязательств), и разнообразные налоги на передачу активов, которые обычно рассчитываются на основе стоимости передаваемого имущества и могут взиматься как с передающей, так и с получающей стороны <3>.
--------------------------------
<3> Rudnick R.S., Gordon R.K. Taxation of wealth // Policy. 1991. Vol. 248. P. 250 - 251.
Российские резиденты уплачивают налог на имущество только со стоимости объектов недвижимости и транспортных средств, находящихся в Российской Федерации, в то время как в некоторых странах, например в Испании, Швейцарии, Норвегии, Бельгии, объектом налогообложения становится все имущество резидента (включая ценные бумаги, средства на банковских и брокерских счетах, предметы искусства и прочее) независимо от его местонахождения.
При рассмотрении налогов на передачу активов необходимо обратить внимание на то, что в Российской Федерации множество операций по передаче имущества вне рамок предпринимательской деятельности освобождено от налогообложения <4>. Например, продажа объектов недвижимого имущества, находившихся в собственности налогоплательщика более 5 лет, наследование, дарение имущества, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками. В то же время далеко не все страны допускают дарение или передачу имущества без уплаты налогов (даже между близкими родственниками). Например, в США налог на наследство рассчитывается по прогрессивной ставке от 18% до 40% от стоимости имущества, наследуемого американским резидентом, независимо от страны, где оно находится, а также от стоимости имущества нерезидентов, находящегося в США. Причем налог должен быть уплачен до передачи имущества наследникам.
--------------------------------
<4> Ермакова Е.П. Правовое регулирование "ответственного" инвестирования в России и зарубежных странах: понятие, принципы, примеры // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2022. N 55. С. 86.
В-четвертых, во внутригосударственном законодательстве многих стран может быть закреплена как основная обязанность по исчислению и уплате налогов с доходов, полученных от источников за рубежом, так и множество процессуальных обязанностей. Например, обязанность по уведомлению государственных органов о наличии имущества в иностранных юрисдикциях вне зависимости от того, является ли оно источником дохода. Примерами таких государств являются США, Канада, Испания, Франция, Индия, Бразилия, Япония.
Наиболее известным в мире примером нормативно-правового акта, порождающего указанные обязанности, является Закон США N 111-147 от 18 марта 2010 г. С его принятием в Налоговый кодекс США были внесены поправки, в совокупности именуемые "Законодательство о налоговой отчетности по зарубежным счетам" (Foreign Account Tax Compliance Act) <5>, которые обязывают налогоплательщиков США ежегодно сообщать Налоговой службе США о наличии у них финансовых счетов в иностранных организациях финансового рынка, если суммарный остаток по всем счетам в течение финансового года превысил 50 000 долларов США, а также об иных финансовых активах, которые не отражаются на инвестиционных счетах, например сертификатах о праве собственности на акции или облигации. Кроме того, налогоплательщики США обязаны также ежегодно сообщать о финансовых счетах в иностранных организациях финансового рынка, суммарный остаток по которым в течение финансового года превысил 10 000 долларов США, также и в Межведомственный орган по борьбе с финансовыми преступлениями в США.
--------------------------------
<5> Public Law 111-147 "Hiring Incentives to Restore Employment Act", March 18, 2010 // U.S. Government publishing office, Washington. URL: https://www.gpo.gov. 18.03.2010.
Если налогоплательщик не отразит какое-либо имущество или банковский счет в отчетности, это рассматривается как налоговое правонарушение. Очень часто в мировой практике в перечень декларируемого имущества входят недвижимость, транспортные средства, предметы роскоши, находящиеся в других странах, в то время как российские резиденты обязаны отчитываться только о счетах в иностранных организациях финансового рынка и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа <6>.
--------------------------------
<6> Frolova E.E., Ermakova E.P. Legal regulation of digital financing in Russia and foreign countries // The Transformation of Social Relationships in Industry 4.0: Economic Security and Legal Prevention / eds. by A.O. Inshakova, E.E. Frolova. Information Age Publishing, 2022. P. 309.
Особого внимания заслуживает финансово-правовое регулирование обязательств владельцев голосующих акций или долей в уставном капитале иностранных организаций (контролируемых иностранных компаний, или КИК). Контролируемая иностранная компания как юридическое лицо создается и действует в одной стране, однако владеют или управляют ею резиденты другой страны. Во многих государствах существуют нормы налогового права, которые налагают определенные обязанности на резидентов - контролирующих лиц. Независимо от страны их содержание имеет много общих черт, в первую очередь это критерии признания иностранной компании, контролируемой резидентами соответствующего государства.
Впервые в мире юридическая конструкция контролируемой иностранной компании появилась в нормативно-правовой базе США. В 1962 г. в Налоговый кодекс США была введена глава F "Контролируемые иностранные корпорации". В соответствии с данной главой у американских акционеров, которые прямо или косвенно владеют более чем 10% голосующих акций (или уставного капитала) иностранной организации (а в совокупности американским акционерам принадлежит более 50% голосующих акций или уставного капитала), возникает обязанность информировать Налоговую службу США о наличии у них доли или голосующих акций иностранной организации, а также декларировать и уплачивать налоги с сумм отдельных видов доходов такой организации, таких как дивиденды, проценты, роялти, арендные платежи, аннуитеты, а также доходы от продажи собственности, генерирующей такие "пассивные" доходы. Важно подчеркнуть, что финансово-правовые нормы США в данной области по настоящее время являются одними из наиболее жестких и технически сложных в мире <7>. Впоследствии законодательная база для налогообложения физических лиц, владеющих долями уставного капитала или голосующими акциями иностранных организаций, которая была создана в США, стала заимствоваться другими странами с учетом незначительной адаптации (в основном определенного смягчения требований).
--------------------------------
<7> Магомадов Ш.А., Кадыров Х.М.Ш. Сравнительный анализ налоговых систем и налоговой политики России и США // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. N 4-3. С. 67 - 69.
В налоговое законодательство Российской Федерации обязанность по уплате резидентами налога на доходы физических лиц с прибыли, полученной иностранной компанией, в которой данный резидент является контролирующим лицом, была введена только в 2014 г. Наряду с этим появились дополнительные требования, такие как информирование налоговых органов о любом участии в иностранных организациях или контролируемых иностранных компаниях. Необходимо отметить, что Российская Федерация реализует налоговую политику в отношении КИК, которая в значительной степени соответствует мировой практике и не является примером жесткого регулирования в данной сфере.
Таким образом, можно сделать вывод, что российская налоговая юрисдикция является привлекательной для физических лиц в первую очередь благодаря низкой ставке налога на доходы, крайне ограниченному перечню объектов налогообложения имущественными налогами и наличию налоговых льгот при передаче имущества между членами семьи. В то же время перспективы Российской Федерации в привлечении налогоплательщиков - физических лиц в значительной степени зависят не от экономических, а от геополитических факторов. С началом специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г. Российская Федерация столкнулась с абсолютно беспрецедентным по своему масштабу давлением. Западными странами были введены экономические санкции, в результате которых прекращена работа в Российской Федерации платежных систем Visa и Mastercard, ведущие российские банки лишены доступа к системе обмена финансовыми сообщениями SWIFT, а расчеты через другие организации финансового рынка существенно затруднены. В настоящее время эти обстоятельства оказывают негативное влияние на популярность российской налоговой юрисдикции и способствуют оттоку налогоплательщиков. Однако ослабление геополитической напряженности в долгосрочной перспективе может привести к существенному росту числа лиц, желающих воспользоваться преимуществами российского налогового резидентства.
Литература
1. Ермакова Е.П. Правовое регулирование "ответственного" инвестирования в России и зарубежных странах: понятие, принципы, примеры // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2022. N 55. С. 86 - 106.
2. Магомадов Ш.А. Сравнительный анализ налоговых систем и налоговой политики России и США / Ш.А. Магомадов, Х.М.Ш. Кадыров // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. N 4-3. С. 67 - 69.
References
1. Frolova E.E. Legal regulation of digital financing in Russia and foreign countries / E.E. Frolova, E.P. Ermakova // The Transformation of Social Relationships in Industry 4.0: Economic Security and Legal Prevention / eds. by A.O. Inshakova, E.E. Frolova. Information Age Publishing, 2022. P. 309 - 323.
2. Frolova E.E. Information security of Russia in the digital economy: the economic and legal aspects / E.E. Frolova, T.A. Polyakova, M.N. Dudin [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics, ASERS Publishing. 2018. Vol. 9 (1). P. 89 - 95.
3. Rudnick R.S. Taxation of wealth / R.S. Rudnick, R.K. Gordon // Policy. 1991. Vol. 248. P. 250 - 251.
4. Tsepova E.A. Individuals' Capital Allocation in Different Jurisdictions Within the Context of International Tax Transparency: Improving the Global Approaches to Financial Regulation / E.A. Tsepova // Scientific and Technical Revolution: Yesterday, Today and Tomorrow. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 129 / eds. by E. Popkova, B. Sergi. Cham: Springer, 2020. P. 1612 - 1626. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9_172.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.