Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
Уголовные дела по налогам теперь возможны не только по результатам налоговых проверок (комментарий к поправкам в Уголовно-процессуальный кодекс. Комментарий к Закону от 22.10.2014 N 308-ФЗ)
Мошкович М.Г.
Вступили в силу изменения в УПК, вернувшие старый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям <1>. В том, как он будет работать на практике, пока много неясностей. А разъясняющие подзаконные акты если и появятся, то, возможно, будут иметь статус закрытых ведомственных документов.
Тем не менее мы решили уже сейчас предупредить вас о возможных негативных последствиях этого нововведения.
Примечание
Налоговыми считаются следующие преступления:
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица <2>;
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации <3>;
- неисполнение обязанностей налогового агента <4>;
- сокрытие денег либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов <5>.
--------------------------------
<1> Пункт 2 ст. 1 Закона от 22.10.2014 N 308-ФЗ.
<2> Статья 198 УК РФ.
<3> Статья 199 УК РФ.
<4> Статья 199.1 УК РФ.
<5> Статья 199.2 УК РФ.
Следователи получили право заводить налоговые дела самостоятельно
Последние 3 года уголовные дела по налоговым преступлениям могли появиться исключительно на основе информации от налоговиков. А ИФНС, как известно, обязана направлять следователям материалы, если выполняются одновременно два условия <6>:
- недоимка не погашена в течение 2 месяцев со дня истечения срока исполнения требования;
- сумма недоимки подпадает под статью Уголовного кодекса. Напомним, что для квалификации недоимки как преступления необходим крупный или особо крупный размер ущерба. В частности, крупным размером считается недоимка на сумму более 2 млн руб. для организации (600 тыс. руб. для физического лица или ИП) в пределах 3 финансовых лет подряд при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% от суммы подлежащих уплате, или на сумму более 6 млн руб. <7>.
Таким образом, если налогоплательщик вовремя гасил задолженность, пусть даже и в крупном размере, то риск, что на него заведут дело, был минимален. Теперь же к налоговым делам применяются общие правила. Это означает, что поводом для возбуждения уголовного дела по налогам могут послужить <8>:
- заявление о преступлении (от любого лица, например работника, бывшего учредителя, партнера или конкурента);
- явка с повинной;
- постановление прокурора о направлении материалов в Следственный комитет (СК) для решения вопроса об уголовном преследовании;
- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из любых иных источников.
В последнюю категорию теперь попадают и документы от ИФНС. Кроме того, под "иным источником" также понимаются результаты оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД). Напомним, что уголовные дела по налоговым статьям отнесены к компетенции следователей СК <9>. Однако Следственный комитет не занимается ОРД, это функция полицейских <10>. Специальных налоговых подразделений в полиции нет, но можно предположить, что выявлением налоговых преступлений займутся оперативники подразделений ЭБиПК (экономической безопасности и противодействия коррупции), то есть бывшего УБЭПа.
Таким образом, даже если у вас нет никаких проблем с налоговой, в ваш офис в любой момент могут пожаловать гости в погонах и объявить, что они проверяют информацию о налоговом преступлении. В рамках ОРД полицейские, в частности, могут осматривать офисы, склады или машины, изучать документы <11>. Кроме того, возможен вариант, когда вы даже и не будете знать, что в отношении вашей компании проводятся какие-то мероприятия. Ведь ОРД - это также прослушка телефона, контроль корреспонденции и электронной почты <11>. Отметим, что мероприятия в рамках ОРД могут проводиться как при наличии уголовного дела, так и без него (если есть информация о совершении или подготовке преступления <12>).
Рассказываем руководителю
Даже к самому примерному налогоплательщику может прийти полиция с целью проверки информации о возможном налоговом преступлении.
Имейте также в виду, что появление оперативников будет сюрпризом - о предполагаемом визите в офис полицейских вас никто уведомлять не должен. Не распространяется на ОРД и Закон о защите прав организаций и предпринимателей при госконтроле <13>.
--------------------------------
<6> Пункт 3 ст. 32 НК РФ.
<7> Пункт 1 ст. 198, п. 1 ст. 199 УК РФ.
<8> Часть 1 ст. 140 УПК РФ.
<9> Подпункт "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.
<10> Пункт 1 ст. 13 Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (далее - Закон N 144-ФЗ).
<11> Статья 6 Закона N 144-ФЗ.
<12> Пункт 1, пп. 1 п. 2 ст. 7 Закона N 144-ФЗ.
<13> Подпункт 2 п. 3 ст. 1 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Мнение налогового органа о сути обвинения не имеет принципиального значения
Предположим, что следователь получил из какого-либо источника сообщение о налоговом нарушении. Если оно тянет на статью, то он обязан сделать запрос в налоговый орган с приложением документов и предварительного расчета суммы недоимки <14>. Однако ответ ни к чему не обязывает.
Так, налоговики должны направить следователю <15>:
(если) по этому поводу есть "проверочное" решение, вступившее в силу, - заключение о нарушении НК, о правильности расчета недоимки, информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
(если) проверка еще идет - сообщение об этом факте;
(если) проверки не было - сообщение об отсутствии сведений о нарушении НК.
Но даже если инспекторы ответят, что организация "белая и пушистая", это не обязывает силовиков отказать в возбуждении уголовного дела. Какой бы из вариантов ответа ни пришел, следователь СК принимает решение - возбуждать дело или нет - самостоятельно <16>.
Отметим также, что дело по факту неуплаты налогов налогоплательщиком или налоговым агентом может быть заведено и до получения информации из ИФНС. Для этого у следователя должны быть <16>:
- повод;
- достаточные данные.
Поводы для возбуждения дела мы перечисляли выше - это, в частности, заявление какого-либо лица или результаты ОРД <17>. А достаточные данные по налоговому делу - крупный или особо крупный размер недоимки <18>.
Как мы помним, у следователя, направляющего запрос в ИФНС, все это уже должно быть. Таким образом, он может и не дожидаться ответа инспекции.
--------------------------------
<14> Часть 7 ст. 144 УПК РФ.
<15> Часть 8 ст. 144 УПК РФ.
<16> Часть 9 ст. 144 УПК РФ.
<17> Часть 1 ст. 140 УПК РФ.
<18> Часть 2 ст. 140 УПК РФ.
В СК могут посчитать сумму недоимки без участия ИФНС
Но откуда у следователя могут появиться данные для предварительного расчета недоимки в ситуации, когда не было налоговой проверки? Из тех же результатов ОРД или написанного кем-то заявления. Понятно, что информация о преступлении подлежит проверке. Если сделать расчет совсем без оснований, то впоследствии уголовное дело могут закрыть за отсутствием состава преступления (что, разумеется, не в интересах следователя).
У следователя есть 30 суток (с момента получения сообщения о преступлении) на принятие решения - заводить дело или нет. В этот период он вправе, в частности <19>:
- получать объяснения;
- истребовать и изымать документы;
- назначать судебную экспертизу;
- требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, привлекать к участию в этих действиях специалистов;
- поручать органу дознания проведение оперативно-разыскных мероприятий.
То есть пока налоговики готовят ответ, следователь может, например, прийти к вам в офис (или прислать оперативников), изъять документы и обратиться к специалистам для получения экспертного заключения. В прежние времена, когда силовикам уже запретили самостоятельно делать расчет налогов, но уголовные дела еще можно было возбуждать не только по материалам ИФНС, для расчета недоимки иногда назначали налоговую экспертизу <20>. Можно предположить возвращение к этой практике.
Возможен и другой вариант. Имея на руках документы, полученные в ходе проверки сообщения о налоговом преступлении, следователь сам, без официальных экспертиз, определит сумму недоимки. А экспертизу проведут уже в рамках уголовного дела. И кстати, о том, что СК рассматривает сообщение о возможном уклонении от уплаты налогов, организацию извещать тоже никто не должен.
--------------------------------
<19> Часть 1 ст. 144 УПК РФ.
<20> Перечень, утв. Приказом МВД России от 29.06.2005 N 511 (Приложение N 2).
С погашением ущерба до суда могут возникнуть трудности
Если человек попался первый раз, у него, как и ранее, есть шанс избежать уголовного наказания за налоговое преступление (кроме ответственности за сокрытие денег/имущества <21>). Для этого ему нужно до назначения первого судебного заседания погасить ущерб (недоимку, пени и штраф) в полном объеме <22>.
Сумма ущерба, как сказано в новой редакции УПК, будет определяться в соответствии с НК и с учетом представленного налоговиками расчета пеней и штрафов <23>.
Если проверка была, то здесь все просто - сумма ущерба должна соответствовать решению ИФНС о привлечении к ответственности (как и раньше).
А вот если проверки не было, то точную сумму недоимки, видимо, будут определять привлеченные следователем эксперты. Ведь получение материалов от следователя не обязывает инспекцию немедленно отправлять "выездников" к налогоплательщику. По крайней мере, сейчас этот механизм не проработан.
В итоге гражданин, стремящийся возместить ущерб, может столкнуться со следующими трудностями:
- процесс определения суммы ущерба затянется, и гражданин не успеет собрать деньги, чтобы внести всю сумму до суда;
- налоговики не смогут дать расчет штрафов в ситуации, когда проверки не было. Иные лица (эксперты или следователи) рассчитать налоговый штраф не вправе - это прерогатива ИФНС. А непогашение суммы штрафа обвиняемым формально исключает для него возможность уйти от уголовной ответственности.
--------------------------------
<21> Статья 199.2 УК РФ.
<22> Части 1, 2 ст. 28.1 УПК РФ.
<23> Часть 2 ст. 28.1 УПК РФ.
Оспаривать сумму ущерба придется в рамках уголовного дела
Обычно, когда организация или ИП не согласны с результатами проверки, проведенной ИФНС, они оспаривают доначисления и штрафы в вышестоящем налоговом органе и в арбитражном суде. При этом у них есть шанс отбить часть доначислений и (или) добиться снижения суммы штрафа, заявив о смягчающих обстоятельствах.
В ситуации, когда налоговой проверки не было, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик этих возможностей лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела. А смягчающие обстоятельства если и найдутся, то смягчат само наказание, но не уменьшат размер ущерба, который придется выплачивать.
* * *
Конечно, новости неприятные, но не забывайте, что для привлечения к уголовной ответственности все-таки нужны существенные суммы недоимок. А за небольшие недоплаты по-прежнему грозит лишь налоговый штраф.
Кроме того, налоговые статьи УК предполагают прямой умысел. То есть в СК должны доказать, что вы сознательно стремились нарушить закон, а не просто ошиблись со сроками или с трактовкой налоговой нормы. При этом должны учитываться все обстоятельства, которые по НК исключают вину налогоплательщика, в том числе наличие писем Минфина по спорному вопросу <24>.
Поэтому прийти к вам и потрепать нервы следователи, конечно, могут. Но совершенно не факт, что по этому поводу будет заведено уголовное дело и что оно непременно дойдет до суда.
--------------------------------
<24> Пункты 3, 8 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64; ст. 111 НК РФ.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.