Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
В.В. АВДЕЕВ
Проверка соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах осуществляется налоговыми органами посредством налогового контроля, одним из мероприятий которого являются выездные налоговые проверки. В ходе такой налоговой проверки налоговики проверяют правильность исчисления и уплаты отдельных налогов на основе представленных им документов за определенный период времени. О том, какие виды документов представляются проверяемым лицом и в каком порядке, а также какие санкции могут ожидать налогоплательщика, не исполнившего данное требование фискальных органов, читайте в настоящей статье.
Порядок проведения выездных налоговых проверок урегулирован нормами ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В отличие от камеральной налоговой проверки, проводимой исключительно на территории налогового органа после подачи налоговой декларации, выездная налоговая проверка проводится на территории проверяемого налогоплательщика. И не важно, может ли проверяемое лицо предоставить налоговикам помещение для проведения проверки или нет - в последнем случае налоговый орган вправе провести ее и в стенах налоговой инспекции. Теперь такая норма прямо предусмотрена в п. 1 ст. 89 НК РФ.
Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений иного законодательства Российской Федерации, не относящихся к цели выездной налоговой проверки, они отражаются в акте проверки только в случае, если данными фактами обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений. Полученные сведения используются в рамках выполнения налоговыми органами функций контроля в пределах своей компетенции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
О фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями (федерального и регионального уровней) сообщается в соответствующий территориальный орган такого ведомства, центральный аппарат ведомства (например: Соглашение Банка России N 01-15/3182, ФНС России N ММВ-27-2/5@ от 29 июня 2010 г. "Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой"; Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной налоговой службы, утвержденное Росприроднадзором N 3-д, ФНС России N М-25-21/2 от 2 марта 2007 г.).
Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение налогового органа, в котором состоит на учете проверяемый налогоплательщик. Если же проверяемая организация имеет статус крупнейшего налогоплательщика, то решение о ее проверке выносит налоговый орган, осуществивший ее постановку на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства организации проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Напоминаем, что данные о наличии у организации филиалов и представительств должны быть отражены в ее уставе.
Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки" (смотрите Приложение N 1).
В решении о проведении выездной налоговой проверки в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:
- полное и сокращенное наименование проверяемой организации либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки - налоги, правильность исчисления и уплаты которых налоговый орган намерен проверить;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение ревизии.
Обратите внимание, что в предмете проверки должны быть указаны конкретные налоги, которые налоговые органы намерены проверить. Имейте в виду, что если у проверяемого лица при проверке налоговики проверят налоги, не указанные в решении, то у налогоплательщика есть возможность оспорить действия налогового органа в суде. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Центрального округа от 21 декабря 2007 г. по делу N А08-14181/04-25-9-25. В указанном Постановлении судьи признали неправомерной проверку земельного налога, так как в решении о проведении выездной проверки данный налог не был указан.
В рамках выездной проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году ее проведения.
Отметим, что в рамках проверки участника, осуществляющего капитальные вложения в срок, не превышающий пяти лет со дня включения его в реестр, инспекция может проверить период не более пяти календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (п. 2 ст. 89.2 НК РФ). При этом указанный участник проекта в течение шести лет должен хранить данные бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников проектов. Кроме того, необходимо сохранять и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации проекта требованиям к таким проектам и (или) его участникам.
Срок проведения проверки по общему правилу, закрепленному в п. 6 ст. 89 НК РФ, составляет два месяца, однако указанный срок может быть увеличен до четырех месяцев, а в исключительных случаях даже до полугода.
Основания и порядок продления срока выездной налоговой проверки утверждены Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки" (смотрите Приложение N 2).
Причем срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. При этом следует иметь в виду, что порядок календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 НК РФ, в этих случаях не применяется. Срок проведения проверки определяется суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого лица. Такие разъяснения дал Минфин России в своем Письме от 23 июля 2008 г. N 03-02-08/15.
Если последний день срока проверки приходится на нерабочий день, то в силу ст. 6.1 НК РФ окончанием срока проверки является ближайший следующий за ним рабочий день, на это указано в Письме Минфина России от 4 апреля 2007 г. N 03-02-07/1-157.
Заметим, что в необходимых случаях руководитель налогового органа своим решением может приостановить проведение выездной проверки, однако по общему правилу срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев. Возобновление проверки также производится на основании решения руководителя налогового органа.
Пунктом 12 ст. 89 НК РФ определено, что проверяемый налогоплательщик обязан обеспечить проверяющим возможность ознакомления с документами, связанными с исчислением проверяемых налогов. Причем документы, представляемые для проверки, по общему правилу представляются налогоплательщиком в виде заверенных копий, но это не лишает налоговиков права знакомиться с их подлинниками.
Обратите внимание, что в силу п. 12 ст. 89 НК РФ работать с оригиналами документов налоговики могут лишь на территории проверяемого лица. Вместе с тем из этого правила есть два исключения, а именно:
- проведение выездной налоговой проверки на территории налогового органа;
- выемка документов в соответствии с правилами ст. 94 НК РФ.
Поэтому в ходе любой налоговой проверки налоговики проводят ревизию полноты и правильности исчисления налогов на основании копий документов, представленных налогоплательщиком. Однако, как показывает судебная практика, налогоплательщик вправе представить на проверку и подлинники документов. В качестве доказательства можно привести Постановление ФАС Уральского округа от 4 февраля 2008 г. N Ф09-107/08-С3 по делу N А76-1221/07.
Поэтому проведение выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика всегда в интересах последнего, ведь в этом случае он может представить на проверку подлинники документов, знакомиться с которыми фискалы вправе лишь на его территории. Это избавляет налогоплательщика от лишних хлопот: процедуры ксерокопирования, доставки документов в налоговую инспекцию и так далее.
Порядок истребования документов в ходе проведения налоговой проверки установлен ст. 93 НК РФ. Причем в п. 12 ст. 89 НК РФ прямо указано, что в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган может истребовать необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ. То есть она может его направить в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или направить по почте заказным письмом.
Напоминаем, что форма данного требования установлена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (далее - Приказ ФНС России N ММ-3-06/338@) (смотрите Приложение N 5), требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается проверяемому налогоплательщику (его представителю) под роспись с обязательным указанием даты его получения.
В требовании указывается перечень истребуемых документов (наименование, реквизиты, индивидуальные признаки, а также сроки, в течение которых они должны быть представлены налогоплательщиком).
Особо обращаем внимание на то, что истребуемые налоговиками документы должны иметь прямое отношение к предмету выездной проверки. В противном случае действия налогового органа могут расцениваться как неправомерные. В качестве доказательства приведем Постановление ФАС Уральского округа от 6 февраля 2007 г. по делу N Ф09-122/07-С3. В указанном Постановлении арбитры отметили, что налоговым правонарушением налогоплательщика может быть признано только непредставление документов, имеющих прямое отношение к предмету налоговой проверки. Так как в данном деле налоговый орган не сумел доказать, что спорные документы имели непосредственное отношение к предмету проверки, то часть налоговых санкций, возложенных на налогоплательщика, была снята судом.
Аналогичные решения приняты и арбитрами в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 3 октября 2006 г. N Ф04-6557/2006(27095-А46-23) по делу N 15-1159/05, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2008 г. по делу N А72-4575/07-12/117 и других.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Обращаем ваше внимание на то, что отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых документов, а также их непредставление в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Аналогичные разъяснения содержатся и в Письме Минфина России от 17 января 2008 г. N 03-02-07/1-19. Кроме того, в такой ситуации налоговый орган вправе произвести и выемку необходимых документов в порядке, установленном ст. 94 НК РФ.
В ходе выездной налоговой проверки у налоговиков могут возникнуть и вопросы, связанные с партнерами проверяемого налогоплательщика, а также относительно некоторых сделок, осуществленных проверяемым налогоплательщиком.
В этом случае должностное лицо, проводящее проверку, должно направить письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета его контрагента, по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3-06/338@. В поручении обязательно указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 НК РФ.
Как разъяснил Минфин России в своем Письме от 7 июля 2008 г. N 03-02-07/1-249, выездная налоговая проверка приостанавливается с даты, указанной в решении налогового органа.
После чего должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, должно направить письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, в налоговый орган по месту учета его партнера.
В этом поручении обязательно указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Контрагент проверяемого налогоплательщика должен исполнить данное требование своего налогового органа в течение пяти дней со дня его получения или в этот же срок проинформировать налоговый орган, что он не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если контрагент не в состоянии выполнить требование налоговиков о представлении документов в пятидневный срок, то он должен обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении сроков, на основании чего налоговый орган вправе продлить сроки представления документов (информации).
Если контрагент проверяемого налогоплательщика отказывается представлять запрашиваемые документы или не представляет их в указанные сроки, то такие действия рассматриваются как налоговое правонарушение и влекут за собой ответственность, установленную ст. 129.1 НК РФ.
Обращаем ваше внимание на то, что обязанность налоговых органов по возврату налогоплательщику представленных копий документов законодательно не закреплена, на это указал Минфин России в своем Письме от 12 июля 2007 г. N 03-02-07/1-327.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.