Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
А.Д. ГАФУРОВ, А. МАХМАДУЛЛО
Налоги являются одним из признаков государства. Денежные средства, полученные посредством взимания налогов, позволяют государству осуществлять поставленные перед ним задачи и функции, независимо от формы государственного устройства, правления или политического режима.
Важной опорой любого как развивающегося, так и развитого государства является формирование его собственной налоговой системы, что предопределило особое внимание исследователей к анализу данной проблематики.
После перехода к рыночным отношениям процесс формирования налоговой системы и налоговых правоотношений в Республике Таджикистан в обязательном порядке должен базироваться на историческом подходе с учетом национальных и духовных традиций, опыта и методов налогообложения, сложившихся в Таджикистане с древнейших времен.
В V - IV вв. до н.э. значительная часть нынешней Центральной Азии входила в состав Ахеменидского государства <1>. Анализируя налоговую систему государства Ахеменидов, исследователи отмечают, что "вся Ахеменидская держава была разделена на военно-податные округа (сатрапии), которые управлялись наместниками (сатрапами). Сатрап, непосредственно подчинявшийся царю, был обязан главным образом взимать подати в своей области и содержать войска. Каждая сатрапия платила основной годовой налог деньгами в виде натуральной подати, т.е. продукцией своего ремесла, горного дела, земледелия или скотоводства. В дополнение к этим налогам и повинностям существовали еще внутренние пошлины и подорожные сборы" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М.: Наука, 1972. С. 73 - 74.
<2> См.: Джабборов Р.Т. Направления налогового регулирования в Таджикистане. Душанбе: Изд. "Конуният", 2002. С. 17.
Создание эффективно функционирующей налоговой системы было наиболее актуальной задачей государства Саманидов в IX - X вв. <3>. Следует подчеркнуть, что правовая система государства Саманидов была исключительно мусульманской. Высшими исполнительными и распорядительными органами являлись диваны (министерства). Налоговая политика государства Саманидов осуществлялась "диванам мустауфы" (государственное казначейство). Диван мустауфы под названием "дивани харадж" был известен в Центральной Азии еще до возникновения халифата <4>. Диван мустауфы ведал финансовыми делами государства Саманидов. Глава этого дивана в некоторых исторических источниках назван "сахиб хараджем" <5>.
--------------------------------
<3> См.: Гафуров Б.Г. Указ. соч. С. 341 - 342, 367 - 368.
<4> См.: Бартольд В.В. Арабское завоевание и Туркестан при Саманидах // Соч. М., 1963. Т. 1. С. 289.
<5> См.: Сафаров И. Правовая система государства Саманидов (IX - X вв.). Душанбе: Ирфон, 1999. С. 79.
Далее автор отмечает, что в налоговую систему того периода входили десятки разнообразных налогов и сборов <6>.
--------------------------------
<6> См.: Там же. С. 81 - 82.
От налоговой политики зависит рост экономики и социальная справедливость в обществе, независимо от исторических типов государства. Например, налоговая политика Тимура и Тимуридов в XIV - XV вв. создавала относительно благоприятные условия для подъема и развития земледелия <7>. Земельный налог собирался исходя из доли урожая натурой либо с обмеренной площади земли деньгами. В основном налог собирался в натуре, и размер его был зафиксирован. С негосударственных земель налог не взимался. Кроме земельного налога существовало много других, дополнительных налогов, которые взимались деньгами или натурой. Отличия налоговой системы Тимуридов от Саманидов можно проводить в зависимости от отдельных видов налогов. Например, в государстве Тимуридов был специальный налог на плодовые деревья.
--------------------------------
<7> См.: Гафуров Б.Г. Указ. соч. С. 341 - 342, 367 - 368.
Утверждение ученых о том, что среднеазиатский регион около полутора тысяч лет находился в условиях господства специфической формы феодальных отношений, а переход к социализму осуществлялся, минуя капитализм, можно считать правильным. За этот период было невозможно полностью изменить веками сложившийся феодальный порядок, традиции и обряды. В феодальных государствах, которые стали основной для формирования современного Таджикистана, существовало множество налогов, методы их взимания и налоговая форма носили произвольный характер, на что обращал внимание таджикский писатель С. Айни <8>.
--------------------------------
<8> См.: Исмонов С. Налоги в изображении Садриддина Айни // Бизнес и политика. 22.12.2000. N 51 (421).
В произведениях С. Айни (конец XIX - начало XX в.) описано более 100 разновидностей налогов эпохи Бухарского эмирата. В налоговой системе основное место занимали закят (обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нем, закят - один из пяти столпов ислама), ушр (ашар - десятая часть, натуральный десятинный налог в мусульманских странах ислама), поземельная подать, минона (подать на содержание чиновников), налог с пастбища, налог с "дыма" (налог по упрощенной схеме в виде "налога на дым", с каждого двора брали одинаковую сумму), танобона (один из видов налогообложения с каждого таноба земли), сарона (подушный налог), сарухона (налог с семьи), мирабона (налог, взимаемый за орошение), кушпули (налог на рабочий скот), як сари (налог на скот) и т.д.
При таком количестве форм и видов налога, отмечает С. Айни, дехкане при уплате налогов полностью разорялись и вынуждены были продавать свои земли по низкой цене богатым лицам, а некоторые продавали свой рабочий скот или домашний скот, чтобы внести налоги.
В целях сокращения затрат государства при сборе налогов, а также для учета налоговой способности плательщика С. Айни внес следующие предложения по совершенствованию системы налогов:
- деятельность сборщиков налога должна находиться под контролем государства, чтобы не происходило нарушения законно установленных норм;
- требования по уплате налога должны основываться на реальной возможности плательщика уплатить их, не препятствовать дальнейшему продолжению производства.
Таким образом, с древнейших времен до присоединения Центральной Азии к России, налоги и налоговая система на территории Таджикистана находились в постоянном движении. Укрепление государства, его центральной власти приводило к стабилизации налоговых отношений, и, наоборот, войны и захваты государства, ослабление центральной власти и усиление позиций местных феодалов приводили к росту налогового бремени, нарушению устойчивости налоговых отношений и снижению доходов государства <9>.
--------------------------------
<9> См.: Джабборов Р.Т. Направление налогового регулирования в Таджикистане. Душанбе: Изд. "Конуният", 2002. С. 20 - 21.
Период развития налогообложения, временные рамки которого определяются достаточно размыто - Древний мир и Средние века, характеризуется неорганизованностью и несколько случайным характером этого процесса. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги принимали в основном денежную форму.
Революция 1917 г. внесла в налоговую систему Таджикской ССР значительные изменения. Существовало только государственное нормативное планирование и распределение по отраслям народного хозяйства национального богатства, в рамках которого происходило фактическое изъятие у предприятий всей произведенной и полученной прибыли и направление ее в область развивающихся отраслей. Не было даже отдельных уполномоченных налоговых органов, так как их функции были переданы самим субъектам налогообложения. Так, при взимании подоходного налога функции сборщика налога выполнял работодатель от предприятий и колхозов (совхозов), а налог с прибыли самих организаций взимался кредитными организациями. Таким образом, никакой отдельной налоговой функции в рамках государственного регулирования и управления просто не существовало.
Однако некоторые элементы налоговой политики появляются в связи с введением нэпа. Так, были вновь восстановлены некоторые налоги, прежде всего акцизные сборы на спирт и табачные изделия. От поступления только акцизных сборов Таджикская ССР получала больше, чем от десятков других налогов и сборов несколькими годами раньше.
В 1931 г. был введен продовольственный налог (натуральный налог, выплачиваемый крестьянскими хозяйствами с учетом климатических, географических и иных факторов). Продналог заменял собой продразверстку, введенную в годы Гражданской войны в целях помощи ослабленным интервенцией и экономической разрухой регионам, и был гораздо ниже продразверстки. Продовольственный налог вводится на табак, на молоко, мясо, пушнину, мед, воск, лен, коноплю, пеньку, овес, пшеницу, кожи, птицу, рыбу и т.д. <10>.
--------------------------------
<10> См.: Государственный бюджет Таджикской Советской Социалистической Республики на 1929 - 1930 гг. Б. г. НКФ ТаджССР. 1929. С. 12 - 13.
В 1935 г. проводится реформа налоговой системы, которая могла бы отвечать потребностям ускоренного промышленного и военного строительства и быть предельно простой и прозрачной. Появляется консолидированный акцизный сбор - налог с оборота. В него входили акцизы на спиртосодержащую, табачную продукцию, налог на рыбный, охотничий и другие промыслы, дрожжи, бинты, вату и т.д. <11>.
--------------------------------
<11> См.: Шалимов С. Финансы Таджикистана в 1936 году. Сталинабад, 1936. С. 4 - 5.
В 1960 - 1970-х гг. проводится еще ряд налоговых преобразований, и налоговая система Таджикской ССР существует без изменений вплоть до перестройки. В этот временной промежуток часть советского руководства высказывалась за полную отмену налоговых платежей в производственной сфере, что могло способствовать форсированному росту экономического благосостояния страны в целом. Были попытки отказа от взимания акцизов, пошлин и штрафов и перехода на самообеспечение всего государственного аппарата посредством частичного введения рыночных принципов, которые предполагали заключение государственных контрактов с предпринимателями. Но на это, как известно, советское руководство не решилось и ограничилось лишь некоторыми, по большей части внешними, преобразованиями.
В 1980-х гг. получила признание бюджетная концепция, согласно которой налоговые поступления являются результатом действий двух факторов: налоговой ставки и налоговой базы. В 1980 - 1990-х гг. страны с развитой рыночной экономикой провели некоторые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, стимулирование деловой активности.
Как отмечается в юридической литературе, после 90-х годов налог как основной источник доходов в Российской Федерации составлял 94,4% федерального бюджета <12>. Так, во Франции налог составил 95% доходов государственного бюджета, в США - свыше 90%, в ФРГ - около 80%, в Японии - 75% <13>. В Республике Таджикистан, в свою очередь, в эти годы налог как основной источник доходов составлял ниже 40% бюджета. Такие данные свидетельствовали о том, что прежняя налоговая система, которая была характерна для социалистического общества, теперь не соответствовала условиям перехода к рыночной экономике. Эти обстоятельства обязывали к тому, чтобы в стране была создана и действовала налоговая система, которая отвечала бы принципам рыночной экономики и национальным приоритетам суверенного Таджикистана.
--------------------------------
<12> Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева. С. 19.
<13> См.: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993. С. 7.
Можно согласиться с автором, что "экономическое содержание налоговой системы Республики Таджикистан действительно представляет совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков". Налоги являются источниками формирования республиканских, местных бюджетов и государственных фондов <14>.
--------------------------------
<14> См.: Джабборов Р.Т. Указ. соч. С. 23.
В юридической литературе под понятиями "налог" и "налоговая система" понимаются принудительные сборы постоянного характера, которые центральное правительство или органы местного самоуправления взимают на свои нужды с населения, независимо от каких-либо частных специальных услуг, оказываемых государственными или общественными учреждениями данным плательщикам. Налоги в настоящее время представляют важнейший источник или средство для удовлетворения общих потребностей государства. Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из необходимости существования правительства и его деятельности для общего блага <15>. Налоговая система возникла почти одновременно с появлением государства. Наиболее существенные вопросы взаимодействия общества и государства в сфере публичных финансов находят свое отражение в принципах принятия финансово-правовых решений. Одним из этих принципов (на примере налогообложения) выступает принцип "четкости и определенности решений, принимаемых в сфере публичных финансов" <16>.
--------------------------------
<15> См.: Ходский Л.В. О налогах, пошлинах и сборах // Реформы и право. 2008. N 1. С. 90.
<16> См.: Козырин А.Н. Публичные финансы и финансовое право // Финансовое право России: актуальные проблемы / Под ред. проф. А.А. Ялбулганова. М., 2007. С. 15, 20.
С переходом к рынку и провозглашением независимости Таджикистана возросла значимость регулирования налоговых отношений. Как отмечает Т. Назаров, степень достижения государственных целей и приоритетов посредством налогов зависит от синхронизации и взаимообусловленности последних и используемых ценовых, денежных, кредитных, бюджетных, инвестиционных и иных инструментов государственного регулирования экономических процессов, от единства, полноты и целевой направленности принятой финансово-кредитной, денежно-экономической и инвестиционной ценовой политики страны <17>.
--------------------------------
<17> См.: Назаров Т.Н. Рынок и налоги. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Душанбе: УИ МИД РТ, 2001. С. 54.
90-е годы прошлого века стали переходным периодом возрождения и формирования налоговой системы Республики Таджикистан. После обретения независимости и распада плановой экономики государственный бюджет независимого Таджикистана составляли собственные налоги и сборы.
Налоги заменили существовавшую систему планового распределения прибыли. Государство стало регулировать предпринимательскую и экономическую деятельность общества посредством налогов и других государственных платежей. В первую очередь возникла необходимость разработки нормативной правовой базы налогообложения Республики Таджикистан. В результате был принят ряд законопроектов в области налогообложения, в том числе Закон Республики Таджикистан "О налоге на добавленную стоимость" (от 06.01.1992), Закон Республики Таджикистан "О плате за землю" (от 06.03.1992), Закон Республики Таджикистан "О государственных налоговых органах Республики Таджикистан" (от 14.03.1992) и т.д. <18>.
--------------------------------
<18> Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. 1992. N 4 - 6. Ст. ст. 133, 164.
Развитие налоговой системы и налоговых правоотношений в Республике Таджикистан можно разделить на три этапа.
Первый этап - это период с момента обретения независимости в 1991 г. до вступления в силу первого Налогового кодекса Республики Таджикистан в 1999 г. Второй этап - период функционирования налоговой системы на основе первого Налогового кодекса Республики Таджикистан до 1 января 2005 г., т.е. в течение шести лет. Третий, или текущий, этап - функционирование налоговой системы с 1 января 2005 г. на основе нового, усовершенствованного Налогового кодекса Республики Таджикистан.
Первый этап охватывает немногим более семи лет. Этот этап характеризуется тем, что налоговая система, вышедшая из централизованного планового управления, была не адаптирована в необходимой степени к условиям рыночной экономики. В ней, в той или иной мере, отсутствовали общие, применяемые в мировой практике принципы налогообложения, не облагались налогом ряд возможных субъектов и объектов налогообложения. В этот период в республике действовало 24 вида республиканских налогов, 11 видов республиканских сборов и 12 видов местных налогов и сборов. Все эти налоги собирались на основе отдельно принятых законов. С 14 марта 1992 г. стал действовать Закон Республики Таджикистан "О государственных налоговых органах", а 20 июля 1994 г. был принят Закон Республики Таджикистан "Об основах налоговой системы". Принятие этого Закона стало первой попыткой создать обобщающий, в какой-то мере методологический, акт, имеющий характер кодекса по вопросам налогообложения. Значительное число обязательных платежей не приносило существенные суммы в бюджет государства, но требовало значительных ресурсов для налогового контроля.
Ставки налогов были достаточно высокими, что создавало почву для уклонения от налогов. Например, ставка налога на прибыль доходила до 55% по банкам, 40% по предприятиям, по совместным предприятиям с долей иностранного участия - 32%. Ставка подоходного налога варьировалась от 10 до 40%. Предусматривалось обложение налогом на добавленную стоимость экспорта товаров. Это положение поменялось только в 1997 г. в связи с переходом взимания налога на добавленную стоимость в стране назначения, а не в стране производства товара.
Финансовые санкции за нарушения налогового законодательства были очень высокими.
В целом налоговая система не отвечала требованиям международных стандартов, что становилось тормозом в развитии национальной экономики.
В связи с этим по инициативе Президента Республики Таджикистан был принят в ноябре 1998 г. Налоговый кодекс Республики Таджикистан <19>. С введением в действие в январе 1999 г. начался второй этап развития налоговой системы и налоговых правоотношений Республики Таджикистан.
--------------------------------
<19> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1998. N 21. Ст. 284.
В рамках первого Налогового кодекса были объединены в один документ все основные административные положения, а также все конкретные налоги, которые администрировались в Республике Таджикистан. В ходе шестилетней практики применения в первый Налоговый кодекс было внесено множество поправок, что затрудняло его практическое использование.
Второй, новый, Налоговый кодекс был принят в ноябре 2004 г. <20> и вступил в силу с 1 января 2005 г. На основе этого Кодекса были установлены 15 республиканских и 4 местных, всего 19 видов налогов. Хотя согласно названному Кодексу были введены различные виды налогов, последние три года в доходах государственного бюджета Таджикистана основную долю составляли налог на добавленную стоимость (НДС) (от 30 до 35%), налог на прибыль (от 25 до 32%), акцизный налог (от 5,4 до 9,0%) и налог с населения (от 5,4 до 9,0%). Если принять налоговые поступления за 100%, то на долю выше указанных четырех видов налогов приходилось свыше 85%, а все остальные налоги и сборы составляли 15% <21>.
--------------------------------
<20> Налоговый кодекс Республики Таджикистан. Электронная версия на русском языке размещена на официальном сайте Национального центра законодательства при Президенте РТ. URL: www.mmk.tj.
<21> См.: ТА ЦСИ при Президенте РТ. Отчеты. 2008 - 2009. Налоговый кодекс Республики Таджикистан. Электронная версия на русском языке размещена на официальном сайте Национального центра законодательства при Президенте РТ. URL: www.mmk.tj.
Происходящие коренные изменения в политической, социально-экономической и иных сферах жизни Республики Таджикистан, связанные с формированием рыночных отношений, выдвигают институты налогового права в качестве важнейшего инструмента реализации государственной политики и функциональных обязанностей.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса Республики Таджикистан налоговая система Республики Таджикистан представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, взимаемые в установленном законодательном порядке, являются источниками формирования республиканского и местных бюджетов.
Согласно ст. 5 Налогового кодекса Республики Таджикистан налогом является платеж в государственный бюджет, носящий обязательный и индивидуально безэквивалентный характер <22>.
--------------------------------
<22> Налоговый кодекс Республики Таджикистан. Электронная версия на русском языке размещена на официальном сайте Национального центра законодательства при Президенте РТ. URL: www.mmk.tj.
Данное определение не содержит ряд характерных признаков налога. Например, не определен субъект налогообложения или налогоплательщик, не определены цели и задачи взимания налогов. Более подробно понятие налога устанавливается в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации <23>.
--------------------------------
<23> Часть первая Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ. N 31. 1998. Ст. 3824.
Несмотря на то что налоговое законодательство Республики Таджикистан, в отличие от законодательства других государств о налогах и сборах <24>, содержит понятие "налоговая система", для реализации требований данного нормативного акта необходима активность субъектов финансовой деятельности государства.
--------------------------------
<24> См.: Махмадулло А. Организационно-правовые основы современной налоговой системы Республики Таджикистан // Финансовое право. 2009. N 10. С. 5.
В нынешних условиях суверенного Таджикистана необходимо существование развитой и устойчивой налоговой системы, которая эффективно и справедливо служила бы интересам национального государства. Для достижения этой цели необходимо в первую очередь знание теории правового регулирования налоговых платежей и иных государственных сборов, а также практически эффективных и справедливых методов налогообложения.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.