Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Н.В. ДЖАГАРЯН
Субъективное право на представительство в местном самоуправлении, как любое другое субъективное право, характеризуется принадлежностью к статусу определенных субъектов права, чьи возможности самореализации устанавливаются посредством данного субъективного права. Вместе с тем рассматриваемое право в известной мере специфично, его субъектный состав является достаточно сложным, многосоставным. Во многом это обусловливается и объясняется характером права на представительство в местном самоуправлении как субъективного комплексного права, состоящего из целого ряда относительно самостоятельных правомочий - как индивидуальных, так и коллективных, а также самой природой отношений местного самоуправления, в рамках которых должно получать свое адекватное отражение представительство интересов всех реальных субъектов публично-территориальной самоорганизации населения. В этом плане к субъектам права на представительство в местном самоуправлении следует относить: 1) каждого человека как местного жителя, субъекта самоуправленческих отношений; 2) местные сообщества жителей; 3) локально-территориальные объединения, общности граждан, которые связаны единством интересов относительно решения вопросов удовлетворения основных жизненно важных потребностей по месту жительства.
При анализе субъектного состава права на представительство в местном самоуправлении наиболее обоснованным в методологическом плане является признание субъектом этого права прежде всего человека как местного жителя, участника местного сообщества и самоуправленческих отношений, поскольку именно человек является основным, первичным, исходным субъектом права на осуществление местного самоуправления, служит высшей социальной и правовой целью и ценностью реализации муниципальной власти и иных не публично-властных институтов местного самоуправления.
Личностный подход в исследованиях народного самоуправления и местной демократии был разработан в отечественной юриспруденции в работах Н.С. Бондаря <1>, однако в практике муниципально-правового нормотворчества он все еще не получил своего полноценного развития.
--------------------------------
<1> Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1998. С. 237 - 238; Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма, 2009. 592 с. и др.
В научной литературе, отмечает Н.С. Бондарь, как правило, не делается акцент на выявлении и исследовании особенностей и самой природы социальных и правовых связей личности в системе местного самоуправления, анализе места и роли гражданина как участника социально-экономических и политических отношений самоорганизации населения, субъекта местного самоуправления: все вопросы местного самоуправления традиционно рассматриваются под углом зрения не отдельной личности, а всего населения, проживающего на соответствующей территории, местного сообщества <2>. Во многом это объясняется существующей в современной отечественной науке конституционного и муниципального права инерцией отдельных прежних догматических установок, в соответствии с которыми, в частности, политические права рассматриваются на основе абсолютизации в них организационно-властного начала - как функция осуществления народом своей власти.
--------------------------------
<2> Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: Учеб. пособ. М.: Издательский дом "Городец", 2004. С. 120 - 121.
Недоучет личностных аспектов отношений публичной власти отражается на понимании и научно-концептуальных построениях, касающихся как самой системы местного самоуправления, так и системы муниципального представительства. Субъектный состав местного самоуправления не может ограничиваться коллективно-общественными носителями самоуправленческих отношений при исключении индивидуальных субъектов в лице отдельных граждан - членов местного сообщества. Гражданину в этом случае отводится лишь роль участника самоуправления в основном через коллективные институты муниципальной демократии, тогда как житель местного поселения не просто участвует в самоуправлении, а наряду с другими местными жителями осуществляет его, реализуя свои права и свободы. Для реального осуществления самоуправления населения одинаково важное значение имеют и реализация публичных интересов муниципальной власти как власти местного сообщества, и защита каждой конкретной личности, обеспечение ее автономии и неприкосновенности, чести и достоинства как члена местного сообщества <3>.
--------------------------------
<3> Джагарян Н.В. Представительная демократия и ее реализация в местном самоуправлении: вопросы теории и практики. Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2013. С. 245.
Именно понимание человека как носителя самоуправленческого (муниципально-правового) статуса и исходного субъекта муниципальной демократии в ее политических, социально-экономических и иных проявлениях позволяет сформировать общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления как ориентированные в конечном счете на обеспечение интересов не большинства или всего населения муниципального образования, а любого и каждого человека как местного жителя.
При этом ни в коем случае речь не идет об отрицании статуса населения, местного сообщества как субъекта местного самоуправления и представительно-правовых отношений местного самоуправления, причем имеющего, как и сам человек, первичный характер. Конституционная концепция местного самоуправления и его субъективно-правовой основы такова, что конституционно-правовой статус населения, местного сообщества и конституционно-правовой статус человека, личности в местном самоуправлении являются исходными взаимосвязанными, взаимозависимыми и взаимообусловленными юридическими категориями. Это объясняется тем, что местное самоуправление осуществляется в неразрывном единстве власти и свободы, индивидуальных и коллективных, частных и публичных начал. Прав Н.С. Бондарь, отстаивая идею множественности первичных субъектов местного самоуправления и относя к соответствующим субъектам как местное сообщество - в качестве первичной социально-территориальной группы, субъекта первичных самоуправленческих прав коллективного характера, - так и личность как отправное системообразующее начало для самоорганизации населения и, соответственно, субъекта самоуправленческих прав первичного характера (муниципальных прав) <4>.
--------------------------------
<4> Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. С. 95.
Сформулированные подходы относительно понимания субъектного состава местного самоуправления, права на осуществление местного самоуправления имеют принципиальное значение для характеристики права на представительство в местном самоуправлении.
Во-первых, человек как первичный субъект местного самоуправления в силу самого по себе конституционного признания местного самоуправления состоит в общерегулятивных конституционно-правовых отношениях с государственно-организованным обществом по поводу конституирования и осуществления как местного самоуправления, так и системы представительства в местном самоуправлении, являющейся его необходимой составной частью. Законодательное регулирование и правоприменительные акты, влекущие за собой невозможность формирования в городских, сельских поселениях и на других территориях, на которых осуществляется местное самоуправление, системы представительства, которая позволяла бы адекватно и полно, на основе присущих современному демократическому обществу принципов, отражать в деятельности местных органов власти соответствующие локальные интересы, приводит к нарушению конституционных прав не только населения данного поселения (иной территории), но и прав каждого человека, проживающего в этой местности и относящегося к этому местному сообществу.
Во-вторых, реализация права граждан на представительство в местном самоуправлении имеет территориальную привязку и обусловлена природой местного самоуправления как особого вида публичной власти, смысл которого заключается в представительстве и защите прав и законных интересов жителей конкретной территории. Местное самоуправление, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, должно обеспечивать права и законные интересы именно тех граждан, чье постоянное или преимущественное проживание на территории соответствующего муниципального образования дает основание для отнесения их к населению данного муниципального образования; именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность как члена муниципального сообщества к вопросам местного значения <5>.
--------------------------------
<5> См.: абз. 3 п. 2 мотивир. части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2004 г. N 180-О // СПС "КонсультантПлюс".
В-третьих, право на представительство, обеспечивающее реализацию права на осуществление местного самоуправления и участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного самоуправления, характеризует как активный, так и пассивный статус гражданина. С одной стороны, оно предполагает наличие общих отношений представительства в местном самоуправлении всех членов местного сообщества, в частности, безотносительно к тому, принимали ли те или члены местного сообщества участие в голосовании на выборах органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также независимо от их конкретного волеизъявления на выборах; с другой стороны, дает возможность для граждан эффективно выражать свою волю, интересы в деятельности органов местного самоуправления, добиваться заявления и осуществления своих запросов, связанных с жизнеобеспечением, посредством своих представителей. Это означает необходимость признания, а также государственного и муниципального гарантирования всеобщей и равной меры участия граждан в осуществлении местного самоуправления посредством институтов муниципальной представительной демократии, равнодоступность влияния на положение дел в муниципальном образовании каждого человека как члена местного сообщества.
В-четвертых, характеристика субъективной конкретно-личностной принадлежности права на представительство в местном самоуправлении определяется предметным содержанием этого права и его реализацией в том числе посредством целого ряда индивидуальных прав, включая индивидуальный аспект права на объединение, а также право на участие в территориальном общественном самоуправлении, право на обращение в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, право на ознакомление с правовыми актами муниципальной власти и получение полной и достоверной муниципальной информации и др.
Через местное самоуправление реализуются начала публично-территориального, организационно-правового единства местных жителей, обусловленные, в частности, совместным проживанием и деятельностью на определенной территории, осознанием общих интересов и высокой степени сплоченности на основе таких интересов, социальной самоидентификацией человека в рамках локального коллектива.
Таким образом, речь идет в том числе о необходимости понимания местного сообщества исходя из представления о нем как о психокультурной единице, поскольку смысл, который люди вкладывают во взаимодействие, связан именно с идентификацией себя со своей территориальной общностью и формированием общих норм и ценностей. Отображение этих представлений на юридической плоскости означает в конечном счете необходимость рассмотрения общины как территориальной корпорации - юридического лица публичного права, - основанной на членстве объединенных фактом совместного проживания граждан <6>.
--------------------------------
<6> Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. С. 121.
Субъектами права на представительство в местном самоуправлении следует признать также относящиеся к составу местного сообщества социальные организации (например, территориальное общественное самоуправление, некоммерческие организации, общественные объединения), а также социальные общности (например, национальные меньшинства).
Если социальная организация представляет собой, как правило, волевое единство людей и характеризуется, в частности, наличием общей цели, формализацией и иерархическим устройством отношений, распределением функций, то социальная общность выступает проявлением естественно-исторического развития и производна от непосредственного действия фактора объективной необходимости <7>.
--------------------------------
<7> Мартынов В.Ф. Правосубъектность социальной организации: проблемные аспекты понимания // История государства и права. 2007. N 6. С. 2 - 4.
И.В. Бабичев отмечает, что для дальнейшего развития местного самоуправления необходимо вводить в систему местного самоуправления институционализированные формы самоорганизации граждан - субъекты местного самоуправления данного муниципального образования, являющиеся публично-правовыми организациями в виде форм некоммерческих организаций, общественных объединений или ассоциаций (объединений некоммерческих организаций), целью которых является решение или содействие решению вопросов местного самоуправления и которые могли бы выступать субъектами местного самоуправления, действующими в муниципальном образовании, в том числе участвовать в осуществлении местного самоуправления, в формировании цели населения муниципального образования (а значит, и самого муниципального образования), в формировании и осуществлении публичной власти данного муниципального образования для достижения своих целей через легитимный избирательный процесс <8>. Следует согласиться с данным подходом, вместе с тем субъектный состав местного самоуправления и права на представительство в местном самоуправлении в его социально-коллективном аспекте не может ограничиваться организациями, имеющими исключительно некоммерческую направленность.
--------------------------------
<8> Бабичев И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 129 - 130.
С.В. Васильева резонно призывает к тому, чтобы, не отказываясь от традиционного понимания народного представительства, насытить названный институт конституционного права дополнительным содержанием, в том числе за счет включения в него институтов соучастия экономических субъектов с соответствующими органами в обсуждении публично-властных решений, общественной экспертизы намеченных органами власти действий и (или) решений, регламентарных встреч с представителями бизнес-сообщества и др. <9>
--------------------------------
<9> Васильева С.В. Формы представительства интересов экономических субъектов в деятельности публичных органов власти // Право и экономика. 2005. N 7. С. 3 - 9.
Право на представительство в местном самоуправлении хозяйствующих субъектов определяется самой конституционно-правовой природой местного самоуправления, которое выступает институтом не только властно-публичного, но и социально-хозяйственного взаимодействия. Местное сообщество является в том числе муниципально-хозяйственным сообществом, основанным на взаимосвязях действующих в локально-территориальном масштабе различных хозяйствующих субъектов (прежде всего субъектов малого и среднего предпринимательства). Относящиеся к местному сообществу хозяйствующие субъекты, чье имущество может быть использовано для целей решения или содействия решению вопросов местного самоуправления, должны обладать эффективными возможностями выражения и отстаивания своих интересов во взаимоотношениях с органами местного самоуправления, в том числе через различные совещательные, координационные органы, а также в рамках иных механизмов обеспечения и поддержания обратных связей в отношениях между органами местного самоуправления и местным сообществом. Соответствующие возможности хозяйственных субъектов должны получить свое закрепление в федеральном законодательстве в виде общих принципов организации местного самоуправления. Но основное нормативно-смысловое содержательное наполнение права на представительство в местном самоуправлении социальных организаций, включая организации предпринимательской направленности, должно производиться через механизмы муниципального нормотворчества с учетом местных условий и особенностей. Это предполагает необходимость отражения в соответствующих муниципальных нормативных правовых актах, с одной стороны, исторических и иных местных традиций, связанных с особенностями сложившегося местного хозяйственного уклада, опытом взаимоотношений муниципальных органов власти с различными бизнес-структурами, а с другой - целей стратегического социально-экономического развития данного муниципального образования, его генеральных потребностей в конкретных формах и способах взаимодействия для решения соответствующих социально-экономических задач с социальными организациями, включая хозяйствующих субъектов.
Правосубъектность социальных общностей как носителей права на представительство в местном самоуправлении обусловливается фактическими общественными отношениями местного самоуправления и характером местного сообщества, социально-правовое единство которого предполагает формирование и обеспечение цивилизованных форм гармоничного, справедливого и равного взаимодействия и сотрудничества, сбалансирования интересов всех входящих в его состав социальных коллективов, наличия у них пропорциональных их роли и значению в местном самоуправлении возможностей участия в выработке целей муниципального образования и соответствующих этим целям муниципальных программ, проектов, мероприятий, решений. Вступление социальных общностей в правоотношения местного самоуправления обусловливается обычным, свойственным как международному праву, так и практике конституционно-правового регулирования современных государств их признанием в качестве правовых субъектов, что не обязательно связано с наличием статуса юридического лица.
Особое значение в условиях мультиэтнического, мультикультурного российского общества должно придаваться обеспечению права на представительство в местном самоуправлении национальных меньшинств. Важность и острота проблем, связанных с обеспечением представительства социальных общностей, в том числе национальных меньшинств, в местном самоуправлении подтверждается попаданием этих вопросов в сферу пристального внимания национальных органов конституционно-судебного контроля как федерального, так и регионального уровня.
Формализация права национальных меньшинств на представительство в местном самоуправлении в федеральном и региональном законодательстве, а также муниципальном нормотворчестве, обеспечение эффективного сочетания его государственного и муниципального гарантирования при значительном, существенном регулятивно-правовом воздействии в этой сфере самих муниципальных образований будет способствовать упрочению муниципальной представительной системы и консолидации местных сообществ, развитию в целом всей системы российского местного самоуправления.
Предложенный доктринальный подход к пониманию субъектов права на представительство в местном самоуправлении должен получить свою реализацию на всех уровнях нормотворчества.
Литература
1. Бабичев И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций / И.В. Бабичев. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2011. 336 с.
2. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России / Н.С. Бондарь. Москва: Норма, 2009. 592 с.
3. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: Учебное пособие / Н.С. Бондарь. Москва: Городец, 2004. 352 с.
4. Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации / Н.С. Бондарь. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1998. 382 с.
5. Васильева С.В. Формы представительства интересов экономических субъектов в деятельности публичных органов власти / С.В. Васильева // Право и экономика. 2005. N 7. С. 3 - 9.
6. Джагарян Н.В. Представительная демократия и ее реализация в местном самоуправлении: вопросы теории и практики / Н.В. Джагарян. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. 482 с.
7. Мартынов В.Ф. Правосубъектность социальной организации: проблемные аспекты понимания / В.Ф. Мартынов // История государства и права. 2007. N 6. С. 2 - 4.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных