Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГРАНИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВИДА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
А.В. ФИЛИППОВА
В российской научной юридической литературе достаточно активно ведутся дискуссии о муниципально-правовой ответственности. Ученые-юристы представляют различные точки зрения по вопросам классификации и совершенствования механизмов муниципально-правовой ответственности и развития ее правовых основ. Актуальность исследования этих проблем объясняется активными процессами реформирования муниципальных правовых норм и в целом местного самоуправления в России. Вместе с тем вопрос о правовой природе муниципально-правовой ответственности, ее месте в системе юридической ответственности до сих пор не получил исчерпывающего однозначного научного ответа и продолжает привлекать внимание авторов научных работ. Это обстоятельство можно объяснить тем, что суждение о муниципальном праве в целом как о самостоятельной комплексной российской правовой отрасли сложилось относительно недавно, поэтому и правовые институты этой отрасли, в том числе и институт ответственности, все еще воспринимаются с точки зрения заимствованных муниципальным правом из других правовых отраслей, а не самостоятельных муниципально-правовых институтов.
При этом, приступая к исследованию муниципально-правовой ответственности, следует отметить, что законодательное определение этого понятия отсутствует. Прибегнуть к выработанному правовой теорией понятию "юридическая ответственность" и рассмотреть его через призму понятия "муниципальное правонарушение" в данном случае также затруднительно, поскольку понятие "муниципальное правонарушение" также законодательно не установлено, а в юридической литературе практически не используется, авторы научных работ в этой области обычно акцентируют внимание уже на отдельных основаниях возникновения ответственности.
Позиция о самостоятельности муниципально-правовой ответственности приобрела поддержку ряда авторов, например И.А. Кеня <1>, С.А. Солдатова <2>, Н.Н. Неровной <3>, Н.Л. Фролова <4>.
--------------------------------
<1> Кеня И.А. Конституционно-правовая и муниципально-правовая ответственность органов местного самоуправления // Бизнес в законе. 2008. N 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovaya-i-munitsipalno-pravovaya-otvetstvennost-organov-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 24.09.2018).
<2> Солдатов С.А. Конституционно-муниципальная ответственность: миф или реальность? // Общество и право. 2011. N 5(37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-munitsipalnaya-otvetstvennost-mif-ili-realnost (дата обращения: 24.09.2018).
<3> Неровная Н.Н. К вопросу о выделении муниципально-правовой ответственности в качестве одного из видов юридической ответственности // Вестник ЧелГУ. 2007. N 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vydelenii-munitsipalno-pravovoy-otvetstvennosti-v-kachestve-odnogo-iz-vidov-yuridicheskoy-otvetstvennosti (дата обращения: 24.09.2018).
<4> Фролов Н.Л. Понятие муниципально-правовой ответственности (проблема концептуальной трактовки) // Вестник КРУ МВД России. 2008. N 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-munitsipalno-pravovoy-otvetstvennosti-problema-kontseptualnoy-traktovki (дата обращения: 24.09.2018).
Хотя сегодня сложилась определенная практика восприятия муниципально-правовой ответственности как самостоятельного юридического явления, пределы ее действия до сих пор не приобрели четкого обозначения.
Например, Е.С. Шугрина рассматривает муниципально-правовую ответственность как ответственность муниципальных депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц перед населением <5>.
--------------------------------
<5> Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. С. 342.
И.А. Алексеев выражает представления об элементном составе муниципально-правовой ответственности, выделяя в качестве одного из ее элементов институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, а в качестве второго элемента - ответственность перед государством <6>.
--------------------------------
<6> См.: Алексеев И.А. К вопросу о соотношении муниципально-правовой и конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 12. С. 59 - 63.
А.В. Чадов отмечает, что муниципально-правовая ответственность представляет собой отраслевой вид юридической ответственности муниципального права, наступающей за нарушение функций или за невыполнение задач, возложенных на муниципальный уровень власти законодателем <7>.
--------------------------------
<7> См.: Чадов А.В. Муниципально-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 4. С. 13 - 16.
Очевидно, что муниципально-правовая ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности в муниципальном праве наряду с гражданско-правовой, административной, уголовной и дисциплинарной. Но вопрос о соотношении муниципально-правовой и конституционно-правовой ответственности до сих пор является предметом научной дискуссии.
И.А. Алексеев разграничивает конституционно-правовую и муниципально-правовую ответственность по ряду оснований и отмечает, что муниципально-правовая ответственность не сводится к определенной разновидности конституционно-правовой ответственности, при этом оба вида ответственности автор объединяет в общую группу публично-правовой ответственности.
В настоящее время, на наш взгляд, установлено недостаточно четкое соотношение муниципально-правовой и конституционно-правовой ответственности.
В преобладающих позициях авторов муниципально-правовой ответственностью признается ответственность, которую несут органы и должностные лица местного самоуправления, за исключением их ответственности перед физическими и юридическими лицами, а также дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Такое суждение чаще всего основано на положениях Федерального закона от 6 октября 2003 г. <8>, в котором ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления представляется в виде ответственности перед государством, перед населением и перед физическими и юридическими лицами. Полное же разграничение конституционной и муниципальной ответственности формально основывается на том, что ни Конституция Российской Федерации, ни федеральные конституционное законы не устанавливают оснований и форм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, а само местное самоуправление не относится к государственной власти. Однако такой формальный подход не позволяет постичь всей глубины сущности муниципально-правовой ответственности.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В муниципальном праве следует признать наличие конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Конституционно-правовая ответственность возникает при несоблюдении органами и должностными лицами местного самоуправления государственных предписаний, получивших формальное выражение в законах - источниках конституционного права.
Правовые нормы, содержащиеся в законах, обладают признаком общеобязательности, а их исполнение, как известно из правовой теории, обеспечивается государственным принуждением. Неотвратимость такого принуждения не зависит от того, какой субъект правоотношений допустил нарушение закона - физическое лицо или должностное лицо, орган государственной власти или орган местного самоуправления. При установлении факта правонарушения любой субъект понесет адекватное наказание в виде юридической ответственности за свои неправомерные действия или бездействие.
Притом что местное самоуправление обладает самостоятельностью и не входит в систему государственной власти, не следует забывать, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя и с точки зрения структуры конституционного права признается его правовым институтом. Местное самоуправление невозможно полностью изолировать от государственной власти ни в правовом, ни в политическом, ни в функциональном значении. Представляется, что конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления также естественна, как и взаимодействие государственной власти и местного самоуправления.
Основания конституционно-правовой ответственности возникают в случае, когда органы и должностные лица местного самоуправления фактически выходят за рамки своей компетенции, определенной государственной властью. Поэтому такие основания устанавливаются законом, а не муниципальным правовым актом, и инициатива привлечения к ответственности исходит от государственных должностных лиц или органов государственной власти на основании решения суда. Здесь также хочется особо подчеркнуть, что само по себе решение суда, устанавливающее факт нарушения законов, еще не является основанием конституционно-правовой ответственности, ответственность наступает в случае неисполнения органом или должностным лицом местного самоуправления этого решения суда. Полагаем, что указанные признаки и отличают конституционно-правовую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления от их муниципально-правовой ответственности.
Таким образом, органы и должностные лица местного самоуправления помимо муниципально-правовой ответственности подвержены также и конституционно-правовой ответственности. Данный вывод при этом не противоречит выработанным и устоявшимся в юридической науке представлениям о сущности конституционно-правовой ответственности, обобщение и анализ которых приведен, например, в публикации Г.А. Трофимовой <9>.
--------------------------------
<9> Трофимова Г.А. Понятие конституционно-правовой ответственности как отраслевого вида юридической ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 3 - 8.
Основания конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления обобщенно закреплены в ст. 72 Федерального закона от 6 октября 2003 г. и более конкретно раскрываются в ст. 73, 74, 74.1 и 75 указанного Закона. Прежде всего они выражаются в нарушении Конституции Российской Федерации, конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, ненадлежащем осуществлении переданных отдельных государственных полномочий.
При этом не следует отождествлять конституционно-правовую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления с их ответственностью перед государством. Как справедливо утверждает Н.Н. Черногор, подход к разграничению конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности, основанный лишь на том, что первая наступает перед государством, а вторая - перед населением муниципального образования, не выдерживает никакой критики <10>.
--------------------------------
<10> Привод. по: Фролов Н.Л. Понятие муниципально-правовой ответственности (проблема концептуальной трактовки) // Там же.
Полагаем, что такое разграничение должно основываться на более детальном исследовании оснований привлечения к ответственности, а не структуре Федерального закона от 6 октября 2003 г.
Ведь нарушение устава муниципального образования хотя и относится к основаниям ответственности перед государством, но является основанием не конституционной, а муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством как гарантом местного самоуправления на своей территории.
Устав муниципального образования относится к муниципальным правовым актам высшей юридической силы, обладает учредительным характером по отношению к муниципальному образованию, поэтому соблюдение его норм охраняется государством в рамках реализации гарантий местного самоуправления в Российской Федерации. Однако устав муниципального образования принимается непосредственно населением муниципального образования или представительным органом, сформированным в результате муниципальных выборов, проект устава обсуждается с населением посредством публичных слушаний, а его правовые нормы не выходят за рамки компетенции местного самоуправления. В данном случае реализуется принцип самостоятельности местного самоуправления и, соответственно, применяется муниципально-правовая ответственность.
Удаление в отставку главы муниципального образования в юридической литературе также зачастую получает ошибочно однозначную оценку только в качестве меры муниципально-правовой ответственности. При этом учитывается лишь то обстоятельство, что решение об удалении в отставку принимает представительный орган муниципального образования, а основания наступления ответственности исследуются недостаточно.
Хотя очевидно, что ряд оснований удаления главы в отставку полностью соответствуют основам ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, изложенным в ст. 73, по своей сути свидетельствуют о правонарушениях, возникающих в отношении полномочий государственных органов и охраняемых государством высших ценностей - прав и свобод человека и гражданина.
К таким основаниям относятся:
Поэтому полагаем, что в отношении указанных оснований удаление в отставку главы муниципального образования необходимо рассматривать не только как его ответственность перед государством, но и в качестве его конституционно-правовой ответственности.
В связи с исследованием ответственности в форме удаления главы муниципального образования в отставку в научной литературе даже высказывается мнение о введении в научный оборот понятия конституционно-муниципальной ответственности как межотраслевого вида публичной ответственности двух самостоятельных отраслей права <11>. С.А. Солдатов предлагает применять это понятие в случае, когда главой муниципального образования допускаются нарушения, провоцирующие инициативу удаления его в отставку и со стороны представительного органа муниципального образования, и со стороны высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по разным основаниям. Однако, по нашему мнению, в таких случаях все же чрезмерно говорить о сращивании конституционной и муниципальной ответственности в единый вид.
--------------------------------
<11> Солдатов С.А. Указ. соч.
Таким образом, муниципально-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления как самостоятельный вид юридической ответственности заключается:
Литература
1. Алексеев И.А. К вопросу о соотношении муниципально-правовой и конституционно-правовой ответственности / И.А. Алексеев // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 12. С. 59 - 63.
2. Кеня И.А. Конституционно-правовая и муниципально-правовая ответственность органов местного самоуправления / И.А. Кеня // Бизнес в законе. 2008. N 1. С. 211 - 214.
3. Неровная Н.Н. К вопросу о выделении муниципально-правовой ответственности в качестве одного из видов юридической ответственности / Н.Н. Неровная // Вестник ЧелГУ. 2007. N 9. С. 66 - 74.
4. Солдатов С.А. Конституционно-муниципальная ответственность: миф или реальность? / С.А. Солдатов // Общество и право. 2011. N 5(37). С. 66 - 70.
5. Трофимова Г.А. Понятие конституционно-правовой ответственности как отраслевого вида юридической ответственности / Г.А. Трофимова // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 3 - 8.
6. Фролов Н.Л. Понятие муниципально-правовой ответственности (проблема концептуальной трактовки) / Н.Л. Фролов // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2008. N 1. С. 45 - 46.
7. Чадов А.В. Муниципально-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности / А.В. Чадов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 4. С. 13 - 16.
8. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник / Е.С. Шугрина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. 528 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных