Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Т.В. ВЕРБИЦКАЯ
Нарастающие в геометрической прогрессии объемы международного товарооборота, а также научно-технического прогресса обусловливают необходимость постоянного совершенствования механизмов экспортного контроля на национальном и межгосударственном уровнях. Особенно необходимо обеспечение эффективного экспортного контроля в отношении товаров, которые имеют несколько функций, в том числе обладают способностью поражения людей и объектов, - товаров двойного назначения. Несмотря на обширную и долговременную практику перемещения подобных товаров, до настоящего времени не был сформирован международный механизм, содержащий определение подобных товаров и перечень их видов, а также информационного взаимодействия между таможенными органами разных стран с тем, чтобы не допустить правонарушений при трансграничном (особенно многократном) перемещении подобных товаров.
Проблемы обеспечения эффективности экспортного контроля <1>, включая идентификацию товаров двойного назначения <2>, а также возможности сокрытия поражающих свойств таких товаров <3>, постоянно являются предметом внимания исследователей, российских и зарубежных. Так, М.Г. Щербаков определяет, что режим товаров двойного назначения является самостоятельным видом режима. Как отмечает автор, его отличия от режима экспортного контроля заключаются в том, что "в режиме экспортного контроля государство контролирует оборот товаров двойного назначения; в режиме товаров двойного назначения роль государства сводится к контролю за целевым использованием товаров двойного назначения" <4>.
--------------------------------
<1> Мозжегорова О.А., Зонова Е.Д. Совершенствование экспортного контроля Российской Федерации в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Зеленый коридор. 2021. N 4(18). С. 78; Неботов П.Г. Органiзацiйно-економiчний механiзм експортного контролю: теоретико-методологiчний аспект // University Economic Bulletin. 2017. N 32-1. С. 79; Щербаков М.Г. Режим товаров двойного назначения как результат развития режима экспортного контроля // Вестник Российской правовой академии. 2020. N 1. С. 69; Koutrakos P. The reform of common rules on exports of dual-use goods under the law of the European union // European Journal of Law Reform. 2000. T. 2. N 2. P. 175; Popelnyuk N. Problematic issues of transfer of dual-use goods and military purpose in the sphere of state export control // Danish Scientific Journal. 2020. N 34-3. P. 23.
<2> Лифанова Ю.С. Экспортный контроль товаров двойного назначения // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. N 1. С. 117; Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. Политические и экономические аспекты участия России в Вассенаарских договоренностях // Вестник МГИМО Университета. 2016. N 1(46). С. 171.
<3> Nebotov P.G. Experience of leading countries in building mechanisms of export control and areas of implementation of such experience in Ukraine // Scientific Bulletin of Polssia. 2017. N 3-1(11). P. 162; Sahni V. India and missile acquisition: push and pull factors // South Asian Survey. 2004. Vol. 11. Iss. 2. P. 289.
<4> Щербаков М.Г. Указ. соч. С. 68.
На основе анализа эволюции законодательства США, а также механизмов международного экспортного контроля (к элементам которого отнесены многосторонние неформальные режимы - Комитет Цангера, Группа ядерных поставщиков, Режим контроля за ракетной технологией, Вассенаарские договоренности и Австралийская группа), исследователи изучают особенности становления механизма экспортного контроля товаров двойного назначения на национальном и международном уровне <5>.
--------------------------------
<5> Кириченко Э.В. Экспортный контроль как инструмент внешней политики США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. N 10(550). С. 43.
Однако до настоящего времени не было проведено комплексного исследования, позволяющего определить пути совершенствования механизмов экспортного контроля на международном уровне.
Следует отметить, что до настоящего времени не было принято международного соглашения, предметом регулирования которого стал бы механизм экспортного контроля товаров двойного назначения; принят ряд соглашений, нормы которых прямо указывают на необходимость пресечения оборота оружия и товаров военного назначения, однако нет прямого запрета на перемещения товаров двойного назначения: ядерных материалов и технологий (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. <6>; в Договоре о запрещении ядерного оружия 2017 г. <7> вопросы экспорта ядерных материалов и технологий отражены не были); химических веществ (п. 9 ст. II Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 г. <8> перечисляет цели, не запрещаемые этой Конвенцией, для достижения которых не установлен запрет и на перемещение химических и токсичных веществ); бактериологических (биологических) средств и токсинов (ст. X Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 16 декабря 1971 г. <9> разрешает осуществление обмена указанными средствами и токсинами в мирных целях). Кроме Вассенаарских соглашений, значимой составляющей механизма осуществления экспортного контроля за средствами доставки является режим контроля за распространением ракет и ракетных технологий - Руководящие принципы передачи чувствительных технологий в ракетной сфере 1993 г. <10> (Guidelines for Sensitive Missile-Relevant Transfers) и Технические приложения РКРТ <11> (MTCR Equipmen tand Technology Annex) <12>.
--------------------------------
<6> URL: https://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conventions/npt.shtml.
<7> URL: https://treaties.un.org/doc/Treaties/2017/07/20170707%2003-42%20PM/Ch_XXVI_9.pdf.
<8> URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/chemweapons.shtml.
<9> URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bacweap.shtml.
<10> URL: https://mtcr.info/guidelines-for-sensitive-missile-relevant-transfers/.
<11> URL: https://mtcr.info/mtcr-annex/.
<12> Терехин Н.В. Международные механизмы контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2004. N 1. С. 211.
Также отдельные международные механизмы экспортного контроля действуют на региональном уровне. Так, в соответствии со ст. 8 Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 г. <13> общие требования к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, и унифицированная форма разрешения на вывоз разрабатываются Интеграционным комитетом ЕврАзЭС. Однако в рамках ЕврАзЭС не принято специальных норм, посвященных вопросам экспортного контроля товаров двойного назначения, включая ведение единой базы таких объектов и принятия их перечней, создание механизма информационного обмена таможенных органов в этой сфере.
--------------------------------
<13> СЗ РФ. 2008. N 9. Ст. 819.
В соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 52 "Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза" в рамках ЕврАзЭС будут разработаны и введены в действие единые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю в государствах - членах Таможенного союза, до введения которых применяется национальное законодательство государств-участников по этому вопросу.
В Российской Федерации также создан и действует национальный механизм экспортного контроля товаров двойного назначения, функционирующий на основе совокупности правовых норм.
Следует отметить, что в ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <14> содержатся исчерпывающие определения экспортного контроля и контролируемых товаров и технологий, однако отсутствует определение товаров двойного назначения; в ст. 4, 5 данного Федерального закона контроль за экспортом продукции военного и двойного назначения определен в качестве одного из принципов экспортного контроля.
--------------------------------
<14> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.
В ряде указов Президента Российской Федерации, которыми был утвержден перечень товаров двойного назначения - используемых при создании вооружений и военной техники <15>, применяемых в ядерных целях <16>, химического <17>, бактериологического и токсинного оружия <18>, ракет <19>, - не содержится определение товаров двойного назначения; утвержден перечень товаров двойного назначения. Среди них можно выделить такие виды товаров двойного назначения, как средства доставки, средства защиты (такие как бронежилеты), вещества (такие как токсичные химикаты), материалы (например, радиоактивные материалы), сенсоры и лазеры, навигация и авионика, компьютерная техника, авиационно-космические технологии, изделия из специальных материалов, детонаторы.
--------------------------------
<15> Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" // СЗ РФ. 2011. N 52. Ст. 7563.
<16> Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 36 "Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль" // СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 208.
<17> Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 1082 // СЗ РФ. 2001. N 36.
<18> Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 1083 // СЗ РФ. 2007. N 35. Ст. 4288.
<19> Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 1005 // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть II). Ст. 3441.
Однако в связи с научно-техническим прогрессом могут появиться новые виды подобных товаров, которые не включены в перечень. Именно поэтому необходимо закрепление в нормативно-правовых актах на национальном, а также региональном и универсальном международном уровнях определения понятия товаров двойного назначения.
Наиболее емкое определение таких товаров было сформулировано Д.И. Сапожником: "Товары двойного назначения можно определить как изделия, технические средства, оборудование, инструменты, технологии, которые, кроме гражданского назначения, могут быть использованы для поражения людей и объектов, а также применяться для разработки, производства, использования товаров военного назначения, средств доставки указанного оружия, в том числе отдельные виды ядерных материалов, химических веществ, бактериологических, биологических и токсинных препаратов" <20>.
--------------------------------
<20> Сапожник Д.И. Товары двойного назначения (использования): проблемы идентификации // Союз науки и практики: актуальные проблемы и перспективы развития товароведения: Сб. науч. ст. Междунар. науч.-практич. конф. / Под ред. В.Е. Сыцко, Е.В. Рощиной. Гомель, 2021. С. 138.
В свою очередь, механизм экспортного контроля (для целей формирования международного механизма экспортного контроля) можно определить как совокупность инструментов обеспечения соблюдения разрешительного (лицензионного) порядка осуществления внешнеэкономических операций и практики их применения.
Далее, режим экспортного контроля составляют постановления Правительства Российской Федерации, посвященные процедурным вопросам экспорта товаров двойного назначения <21>, а также акты Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, в которых содержится разъяснение сложных, спорных вопросов в области осуществления контроля экспорта товаров двойного назначения <22>. Следует отметить, что контроль экспорта товаров двойного назначения осуществляется также Комиссией по экспортному контролю, являющейся межведомственным координационным органом (данная Комиссия выдает разрешение на вывоз товаров в случаях, установленных в ст. 20 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"); состав Комиссии утверждается указом Президента Российской Федерации <23>.
--------------------------------
<21> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" // СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4324.
<22> Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) от 7 июня 2016 г. N 79 "Порядок и условия аккредитации внутрифирменной программы экспортного контроля" // Офиц. сайт ФСТЭК России. URL: https://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/vnutrifirmennye-programmy/293-vnutrifirmennaya-programma (дата обращения: 06.05.2022); Приказ ФСТЭК России от 4 мая 2012 г. N 51 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по осуществлению (в пределах своей компетенции) нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе выдаче лицензий на осуществление операций по экспорту и (или) импорту товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации" // Офиц. сайт ФСТЭК России // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 46; Памятка для участников ВЭД по нормативному правовому регулированию вопросов перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС (утв. ФТС России 10 сентября 2019 г.) // Офиц. сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/spravochnaya-informacziya/pamyatka (дата обращения: 12.05.2022).
<23> Указ Президента РФ от 16 мая 2017 г. N 211 "Об утверждении состава Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 21. Ст. 2989.
Таким образом, постоянное и все возрастающее трансграничное перемещение товаров двойного назначения требует такого же регулярного совершенствования механизма экспортного контроля таких товаров на национальном и международном уровнях с тем, чтобы не допустить правонарушений посредством использования поражающих свойств этих товаров, сокрытия таких свойств. Возможность совершения правонарушений возрастает при неоднократном трансграничном перемещении таких товаров, в том числе через страны, в которых наблюдаются трудности в функционировании политической и правовых систем (военные конфликты и кризисы). Соответственно, не только на национальном, но и региональном и универсальном международном уровне необходимо налаживание механизма информационного взаимодействия таможенных органов, ведение международной базы товаров двойного назначения. Поскольку положение России на международной арене обусловливает интенсивность ее участия в международном товарообороте, в том числе перемещения товаров двойного назначения, то развитие механизма экспортного контроля с ее участием не утрачивает своей актуальности. Представляется, что принятие в рамках ЕврАзЭС межгосударственного соглашения о регулировании экспорта товаров двойного назначения, формирование базы объектов интеллектуальной собственности, видов товаров двойного назначения и налаживание механизма информационного обмена таможенных органов государств - членов ЕврАзЭС, создание единой информационной платформы на основе анализа опыта создания таких платформ на национальном уровне ряда государств <24> будет способствовать реализации и защите национальных интересов Российской Федерации.
--------------------------------
<24> Такие информационные платформы действуют в Германии (ELAN K2), Канаде (EXCOL) и Сингапуре (Trade Net). См.: Доклад "Особенности экспортного контроля продукции двойного назначения: потенциальные барьеры для экспортеров и возможности их преодоления". АО "Российский экспортный центр", АНО "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", 2017. С. 21.
Литература
1. Кириченко Э.В. Экспортный контроль как инструмент внешней политики США / Э.В. Кириченко // США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. N 10(550). С. 40 - 52.
2. Лифанова Ю.С. Экспортный контроль товаров двойного назначения / Ю.С. Лифанова // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. N 1. С. 116 - 121.
3. Мозжегорова О.А. Совершенствование экспортного контроля Российской Федерации в условиях функционирования Евразийского экономического союза / О.А. Мозжегорова, Е.Д. Зонова // Зеленый коридор. 2021. N 4(18). С. 77 - 84.
4. Неботов П.Г. Органiзацiйно-економiчний механiзм експортного контролю: теоретико-методологiчний аспект / П.Г. Неботов // University Economic Bulletin. 2017. N 32-1. С. 72 - 81.
5. Ревенко Л.С. Политические и экономические аспекты участия России в Вассенаарских договоренностях / Л.С. Ревенко, Н.С. Ревенко // Вестник МГИМО Университета. 2016. N 1(46). С. 169 - 179.
6. Сапожник Д.И. Товары двойного назначения (использования): проблемы идентификации / Д.И. Сапожник // Союз науки и практики: актуальные проблемы и перспективы развития товароведения: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции / Под редакцией В.Е. Сыцко, Е.В. Рощиной. Гомель, 2021. С. 138 - 144.
7. Терехин Н.В. Международные механизмы контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения / Н.В. Терехин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2004. N 1. С. 211 - 223.
8. Щербаков М.Г. Режим товаров двойного назначения как результат развития режима экспортного контроля / М.Г. Щербаков // Вестник Российской правовой академии. 2020. N 1. С. 65 - 74.
9. Koutrakos P. The reform of common rules on exports of dual-use goods under the law of the European union / P. Koutrakos // European Journal of Law Reform. 2000. Vol. 2. Iss. 2. P. 167 - 189.
10. Nebotov P.G. Experience of leading countries in building mechanisms of export control and areas of implementation of such experience in Ukraine / P.G. Nebotov // Scientific Bulletin of Polssia. 2017. Vol. 3-1(11). P. 159 - 164.
11. Popelnyuk N. Problematic issues of transfer of dual-use goods and military purpose in the sphere of state export control / N. Popelnyuk // Danish Scientific Journal. 2020. Vol. 34-3. P. 22 - 25.
12. Sahni V. India and missile acquisition: push and pull factors / V. Sahni // South Asian Survey. 2004. Vol. 11. Iss. 2. P. 287 - 299.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.