Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОРСКОГО РАЙОНА КОНТРОЛЯ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ В ПЕРИОД ВОЕННОЙ ОККУПАЦИИ
В.Г. БЕЛЯКОВ
В настоящее время превалирующая концепция общего использования Мирового океана объединяет все государства в рамках защиты основополагающего принципа свободы открытого моря без какой бы то ни было дискриминации в деле создания прочной базы для сотрудничества всех государств и категорически отвергает агрессивные притязания в отношении установления контроля над его отдельными районами <1>.
--------------------------------
<1> Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 135 - 136.
На фоне непрекращающихся территориальных споров государств вполне естественными выглядят стремления последних к обеспечению своей национальной безопасности, реализуемых в том числе и посредством установления специальных морских зон, направленных на ограничение торгового мореплавания иностранных государств в том или ином районе Мирового океана как в мирное время, так и в период военных конфликтов.
Ограничение права использования пространств Мирового океана в период военных конфликтов, несомненно, связано с желанием противоборствующих сторон создать наиболее благоприятную оперативную обстановку для действия своих военно-морских сил, предусматривающую и соответствующий режим судоходства воюющих и нейтральных государств.
Вместе с тем одностороннее ограничение и контроль торгового мореплавания за пределами государственной территории вызывают неоднозначную реакцию со стороны нейтральных государств не только с точки зрения правомерности установления специальных морских зон в условиях сопутствующего международно-правового режима, но и в отношении пространственных характеристик последних.
Примером указанных разногласий может являться операция ВМС Израиля, проведенная в мае - июне 2010 г. в Средиземном море в отношении сформированной Стамбульским фондом за права человека, свободы и гуманитарную помощь флотилии из семи малотоннажных судов с заявленной целью прорыва блокады сектора Газа и доставки гуманитарной помощи (так называемой Флотилии свободы). В состав флотилии входили суда, зарегистрированные в Греции, Камбодже, США, Кирибати, Турции и на Коморских островах.
Указанный инцидент вызвал достаточную бурную дискуссию в международных научных и политических кругах о законности проведения силовых действий кораблями ВМС Израиля в отношении торговых судов иностранных государств в открытом море.
Учитывая огромный резонанс события, работа по расследованию всех обстоятельств, связанных с "нападением Израиля на флотилию судов с гуманитарным грузом для сектора Газа", осуществлялась параллельно двумя международными комиссиями под эгидой ООН. В частности, это комиссия, учрежденная Советом по правам человека ООН в соответствии с Резолюцией 14/1 от 2 июня 2010 г., и международная комиссия ООН, созданная 2 августа 2010 г. по указанию Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Пан Ги Муна под председательством Джеффри Палмера (далее - комиссия Палмера).
Анализ положений докладов комиссий по результатам проведенного расследования позволяет сделать вывод о расхождении позиций по многим ключевым вопросам, в том числе и в отношении правомерности установления самой морской блокады ВМС Израиля оккупированного сектора Газа.
Так, комиссия, учрежденная Советом по правам человека ООН (п. 263 Доклада), "пришла к твердому выводу о том, что 31 мая 2010 г. в Газе существовал гуманитарный кризис. ...Одним из следствий, вытекающих из этого, является то, что только по этой причине блокада является незаконной и не может поддерживаться законом. И это независимо от того, какими основаниями пытаются оправдать законность блокады" <2>. Комиссия Палмера, напротив, признает, что морская блокада сектора Газа является законным средством для защиты безопасности Израиля и осуществляется на основе международного права <3>.
--------------------------------
<2> Совет по правам человека, Пятнадцатая сессия, Доклад международной миссии по установлению фактов по расследованию нарушений международного права, в том числе международного гуманитарного права и права прав человека, в результате нападений Израиля на флотилию судов, перевозящих гуманитарную помощь, документ A/HRC/15/21, 27 сентября 2010 г. URL: https://www.un.org/unispal/document/auto-insert-187595/ (дата обращения: 20.06.2023).
<3> Report of the Secretary-General's Panel of Inquiry on the 31 May 2010 Flotilla Incident. URL: https://web.archive.org/web/20120113104052/, http://go.ynet.co.il/pic/news/Palmer-Committee-Final-report.pdf.
В основу правомерности установления военно-морской блокады и последующих, вследствие ее нарушения действий ВМС Израиля, комиссией Палмера, впрочем, как и правительством Израиля <4>, положены нормы п. 10, 60, 67 и 146 Руководства Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море, 1994 г. <5> (принято в порядке неофициальной кодификации и позволяет лишь определить области современного обычного международного права, применимого к военным действиям на море, по которым существует согласие государств) (далее - Руководство Сан-Ремо). Так, в соответствии с п. 67 (a) Руководства Сан-Ремо торговые суда под флагами нейтральных государств могут быть подвергнуты нападению, если существуют разумные основания предполагать, что они перевозят контрабанду или нарушают блокаду, и если после того как им сделано предупреждение, они намеренно и явно отказываются остановиться или намеренно и явно сопротивляются осмотру, обыску или захвату.
--------------------------------
<4> Israeli government defends raid. URL: http://www.abc.net.au/lateline/content/2010/s2914517.htm (дата обращения: 30.05.2023).
<5> Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море, 1994 г. Международное право. Ведение военных действий: сб. Гаагских конвенций и иных международных документов. 3-е изд., испр. М.: МККК, 2001. С. 141 - 203.
Извещение мореплавателям, действующее и в настоящее время, об установлении зоны морской блокады сектора Газа ВМС Израиля, простирающейся на 20 миль в сторону моря (N 1/2009 "Блокада сектора Газа"), было размещено на сайте Министерства транспорта 3 января 2009 г. В нем сообщается, что "морская зона Газы закрыта для всех морских перевозок и находится под блокадой ВМС Израиля до дальнейшего уведомления", а также приведены географические координаты блокируемого морского района <6>.
--------------------------------
<6> Ministry of Transport and Road Safety. Administration of Shipping and Ports. URL: https://www.gov.il/en/Departments/publications/reports/mariners-1-2009 (дата обращения: 30.03.2023).
Кроме того, в соответствии с п. 106 (a) Руководства Сан-Ремо, если воюющая сторона устанавливает зоны (например, зона морской блокады), которые могут оказать неблагоприятное воздействие на законное использование определенных районов моря, с целью контролировать действия нейтральных судов и летательных аппаратов непосредственно в зоне и непосредственной близости от района ведения военно-морских операций, то "одна и та же совокупность правовых норм применяется как внутри такой зоны, так и за ее пределами".
В то же время сектор Газа является оккупированной территорией, о чем Совет Безопасности ООН последовательно указывал в своих Резолюциях N 242 от 1967 г., N 1860 от 2009 г. <7> и N 2334 от 2016 г. <8>, подчеркивая, что "сектор Газа является неотъемлемой частью территории, оккупированной в 1967 г., которая станет частью Палестинского государства", и требуя "обеспечения свободы судоходства по международным водным путям в данном районе" (п. 2 (a) Резолюции СБ ООН N 242 от 1967 г.) <9>.
--------------------------------
<7> Документ СБ ООН S/RES/1860(2009). Резолюция 1860 (2009), принятая Советом Безопасности на его 6063-м заседании 8 января 2009 г. URL: https://www.refworld.org.ru/pdfid/496c522d2.pdf.
<8> Документ СБ ООН S/RES/2334(2016). Резолюция 2334 (2016), принятая Советом Безопасности на его 7853-м заседании 23 декабря 2016 г. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/463/93/PDF/N1646393.pdf?OpenElement (дата обращения: 30.03.2023).
<9> Резолюция СБ ООН N 242 от 1967 г. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/241/18/PDF/NR024118.pdf?OpenElement.
Однако правовой режим оккупации сухопутной территории распространяется также и на прилежащие морские пространства. Принцип, согласно которому "суша господствует над морем" <10>, отражает эту реальность <11>. Этот принцип "примата суши над морем" <12>, в частности, упоминается в решениях Международного суда ООН о континентальном шельфе Северного моря между ФРГ и Нидерландами, между ФРГ и Данией, 1969 г. <13>. Положения статьи 2 (1) Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. <14> закрепили эту историческую тенденцию: "Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод на прилегающий морской пояс, описываемый как территориальное море".
--------------------------------
<10> See Grisbardana Case (Nor. v. Swed.), 11 R.I.A.A. 155, 159 (Perm. Ct. Arb. 1909) (concluding "the maritime territory is essentially an appurtenance of a land territory").
<11> Longobardo M. The Occupation of Maritime Territory under International Humanitarian Law. Published by the Stockton Center for International Law. 95 INT'L L. STUD. 322, 2019.
<12> Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Указ. соч. С. 546.
<13> North Sea Continental Shelf (F.R.G. v. Den., F.R.G. v. Neth.) // Judgment, 1969 I.C.J. Rep. 3.
<14> Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. (UNCLOS) // СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.
В таком случае, разделяя позицию зарубежных исследователей <15>, согласимся с положением о невозможности установления и действии в пределах одного географического пространства одновременно двух правовых режимов: морской блокады, являющейся законным методом ведения войны в море, и режима военной оккупации. А также о примате права ведения войны на море (в частности, установления морской блокады) в отношении права оккупации в случае необходимости разрешения коллизий в силу принципа, закрепленного в п. 2 ст. 53 IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны <16>.
--------------------------------
<15> Longobardo M. Op. cit. P. 358.
<16> IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (заключена в г. Гааге 18.10.1907). Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 575 - 587.
В свою очередь, одним из элементов установления того или иного правового режима, выраженного в характере и объеме прав по отношению к морским судам иностранных государств (прежде всего это относится к торговым судам), будет выступать вопрос, связанный с пространственными характеристиками морских зон, в пределах которых такие ограничения могут быть установлены в рамках соответствующего правового режима.
Так, режим морской блокады в период ведения военных действий на море в соответствии с п. 108 Руководства Сан-Ремо предусматривает "...право воюющей стороны контролировать действия нейтральных судов и летательных аппаратов в зоне и непосредственной близости от района ведения военно-морских операций".
При этом законодатель, определяя требования в отношении установления воюющей стороной географических координат непосредственно самой зоны (контроля, блокады), руководствуясь при этом принципами военной необходимости и соразмерности (подп. b) и c) п. 106 Руководства Сан-Ремо), аналогичные требования, а также иные принципы и пространственные критерии в отношении морских районов, расположенных в непосредственной близости к контролируемой зоне (района ведения военно-морских операций), в которых может осуществляться контроль действия нейтральных судов, не устанавливает.
Отсутствие пространственных характеристик в данном случае может ограничивать права нейтральных государств на законное использование морских пространств в рамках реализации принципа свободы судоходства, предоставляя неограниченные права в части, касающейся контроля торгового мореплавания. Например, несмотря на то что установленная "морская зона простирается на 20 миль в сторону моря от сектора Газа" (п. 32 доклада комиссии, учрежденной Советом по правам человека ООН), "31 мая 2010 г. в 4:26 утра флотилия из шести судов была взята на абордаж и захвачена израильскими силами обороны в 72 морских милях от суши" (Введение доклада комиссии Палмера <17>; п. 107 доклада комиссии, учрежденной Советом по правам человека ООН <18>), а 5 июня 2010 г. произошел перехват судна "Рэйчел Корри", "которое в этот момент находилось в 35 морских милях от Газы" (п. 159 доклада комиссии, учрежденной Советом по правам человека ООН).
--------------------------------
<17> URL: https://web.archive.org/web/20120113104052/http://go.ynet.co.il/pic/news/Palmer-Committee-Final-report.pdf.
<18> URL: https://www.un.org/unispal/document/auto-insert-187595/.
В отличие от существующего положения в отношении предоставления воюющим сторонам самостоятельного установления пространственных пределов непосредственно самой зоны (контроля, блокады), руководствуясь при этом принципами военной необходимости и соразмерности, пространственные пределы морской зоны оккупации, учитывая, "что нормативно-правовую базу применительно к деятельности в океане определяют нормы международного права, закрепленные в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г." <19>, ограничены внешней границей территориального моря оккупированного прибрежного государства.
--------------------------------
<19> Документ СБ ООН S/RES/2292 (2016). Резолюция 2292 (2016), принятая Советом Безопасности на его 7715-м заседании 14 июня 2016 г. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/174/96/PDF/N1617496.pdf?OpenElement (дата обращения: 30.03.2023).
Вместе с тем в соответствии с положениями основополагающей Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. суверенные права и юрисдикция прибрежного государства могут распространяться на отдельные виды деятельности и за пределами государственной границы на море (за внешней границей территориального моря). В частности, вопрос юрисдикции принудительного осуществления закреплен в ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которой в прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря. Ширина прилежащей зоны не может превышать двадцати четырех морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря прибрежного государства.
Учитывая, что в рамках режима военной оккупации, регламентированного положениями IV Гаагской конвенции 1907 г. и IV Женевской конвенции 1949 г. <20>, применение силы воюющим государством на оккупированной части сухопутной и прилегающей морской территории противника ограничивается реализацией исключительно правоохранительной (полицейской) функции для восстановления и обеспечения общественного порядка, установление таможенного контроля в целях ограничения перечня предметов, разрешенных к провозу на оккупированную территорию, будет относиться к компетенции государства-оккупанта.
--------------------------------
<20> Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (заключена в г. Женеве 12.08.1949) (с изм. от 08.12.2005) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 204 - 278, 280.
Право оккупирующей державы осуществлять таможенный контроль, представляющий собой "меры, применяемые таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства" (п. E7/F3 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, 1973 г. <21>), а также распространить на оккупируемую территорию действие собственных постановлений, "существенно необходимых для выполнения ее обязательств, поддержания нормального управления территории и обеспечения безопасности оккупирующей державы, личного состава и имущества оккупационных войск или администрации, а также используемых ею объектов и коммуникационных линий", предусмотрено положениями ст. 59 - 64 IV Женевской конвенции 1949 г.
--------------------------------
<21> Пункт E7/F3 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) // СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4810.
Таким образом, в отличие от режима морской блокады, не предусматривающего установление пространственных критериев в отношении размеров морских районов, расположенных в непосредственной близости к зоне блокады (района ведения военно-морских операций), в которой может осуществляться контроль торгового мореплавания, в рамках режима военной оккупации пространственные (географические) пределы такого района будут ограничены внешней границей прилежащей зоны оккупированного государства.
Литература
1. Колодкин А.Л. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы / А.Л. Колодкин, В.Н. Гуцуляк, Ю.В. Боброва. Москва: Статут, 2007. 637 с.
References
1. Longobardo M. The Occupation of Maritime Territory under International Humanitarian Law / M. Longobardo. Stockton Center for International Law, 95 International Law Studies, 2019. P. 322 - 361. ISSN 2375-2831.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.